Скачать 2.63 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности» Автор опыта: Головко Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 Кущёвского района Краснодарский край ст. Кущёвская 2011 Содержание педагогического опыта 1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………… …….3 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике………………… …….3 1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании…………………4 1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…………6 2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………………………..8 3. Педагогический опыт…………………………………………………………..11 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………………………..11 3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………………..15 3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте…………………….....16 3.4. Результативность педагогического опыта…………………………………...17 3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………………..20 3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……………….27 3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………….27 4. Выводы…………………………………………………………………………...32 5. Приложения………………………………………………………………………33
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике. Определение филологии (греч. philologia, буквально - любовь к слову) - «содружество» гуманитарных дисциплин - лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей - исходная реальность филологии. Эта мысль созвучна идее Д. С. Лихачева о том, что понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни эпохи. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Ученые XIX, начала и середины XX вв., уделяя серьезное внимание проблемам методики изучения системы языка, говорили о необходимости организации занятий по русскому языку на основе текстов художественных произведений, включаемых в школьную программу литературного образования, обращались к анализу художественного текста (А. Д. Алферов, К. Б. Бархин, Н. Ф. Бунаков, Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов, В. И. Водовозов, Л. Ю. Максимов, Л. А. Новиков, А. Я. Острогорский, А. М. Пешковский, И. И. Срезневский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский, Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и другие ученые). В настоящее время вопросам анализа художественного текста посвящены научные и научно-методические работы В. В. Бабайцевой, Л. Г. Бабенко, Н. С. Валгиной, Н. А. Ипполитовой, Н. А. Купиной, В. А. Лукина, Н. А. Николиной, Т. М. Пахновой и многих других ученых. Взгляды известных филологов и методистов на роль художественного текста в процессе обучения русскому языку и литературе позволяют сделать вывод о том, что филологический анализ текста – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся. В XIX веке термин «словесность» использовался для обозначения филологических наук (лингвистики, литературоведения, поэтики, стилистики и др.) как целостной области филологического знания, которая изучала словесный текст с целью через слово понять духовную культуру народа, ее истоки, традиции, историю. Возрождение интереса к курсу теории русской словесности в настоящее время обусловлено требованиями современного филологического образования. В последнее десятилетие активно ведется разработка единого курса русской словесности, вбирающего в себя такие традиционные школьные дисциплины, как русский язык и литература, но не заменяющего, а гармонично восполняющего их (такой курс представлен учебным комплектом Р. И. Альбетковой (5-9 кл.) и А. И. Горшкова (10-11 кл.); предлагается глубокое преобразование курсов русского языка ми литературы, предполагающее усиленное внимание к вопросам употребления языковых средств в художественной речи (подобными проблемами занимается С. И. Львова – ею созданы программа и методическое пособие «Уроки словесности. 5-9 классы»); создан специальный интегрированный курс русского языка и литературы, нацеленный на развитие связной речи учащихся - курс, предложенный А. И. Власенковым (5-11 кл.); разрабатываются элективные курсы и интегрированные уроки (уроки словесности), на которых в определенной последовательности рассматриваются изобразительно-выразительные возможности русского языка и их реализация в литературных произведениях. Система знаний, включаемых в состав современного учебного курса «Русская словесность», отражает не просто сумму лингвистических и литературоведческих научных знаний. Систематизация учебного материала в названном курсе осуществляется по линии его декомпозиции в соответствии с особенностями взаимосвязей русского языка и литературы и их роли в общей системе филологического знания. Филологический анализ художественного текста интегрирует лингвистический и литературоведческий подходы к изучению художественного текста.
15 лет: 7 лет (1995-2003 гг.) – с момента обнаружения противоречия и до момента выявления результативности опыта; 8 лет (2003-2011 гг.) – с момента переноса опыта в другие условия (другое образовательное учреждения, межшкольное детское объединение, тьюторское сопровождение заинтересованных учителей и учащихся) и до момента выявления результативности в новых условиях, то есть технологичности опыта. Работа по проблеме «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности» была начата в 1995 году на базе средней школы № 2 станицы Кисляковской Кущёвского района Краснодарского края. В дальнейшем становление опыта происходило на базе следующих учебных заведений и детских объединений:
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
- школа в станице Кисляковской с классами различного уровня подготовки (высокий процент социально незащищенных семей; среди родителей учащихся не более 10% имеют высшее образование); - школа районного центра, базовая школа Кущёвского района (благоприятный климат, но недостаточно интеллектуально насыщенный социум состав родителей учащихся весьма неоднороден; среди родителей учащихся 30% имеют высшее образование); - межшкольное объединение (интеллектуально насыщенная образовательная среда районного учреждения дополнительного образования; филологически одарённые школьники, у большинства из которых родители имеют высшее образование). 3. Педагогический опыт. 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. Говорить о содержании художественного текста, определять его идею, проблему, образную систему невозможно без обращения к глубокому исследованию языковой структуры текста, особенностям отбора автором словесных средств выразительности. На занятиях авторского курса «Русская словесность» ( « И творчество, и чудотворство») (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) решается сложная задача, предполагающая одновременную работу и над содержанием произведения, и над его языком., отражающая современные направлении в работе учителя-словесника: - пересмотр содержания и направленности современного курса русской литературы, в котором усиливается внимание к языковому анализу изучаемых художественных произведений; - глубокого преобразования курса русского языка, предполагающего усиленное внимание к вопросам функционирования языковых средств в художественной речи; - разработки специальных интегрированных уроков, уроков словесности, на которых в определенной последовательности и системе рассматриваются изобразительно-выразительные возможности единиц различных уровней русского языка и их реализация в литературных произведениях; - разработки занятий факультативов и элективных курсов, направленных на формирование у учащихся разных возрастных групп навыков филологического анализа художественного текста. Речь в данном случае идет о систематизации как теоретическом синтезе, в процессе которого появляется новая учебная дисциплина интегрированного типа. Под уроком словесности понимается такой интегрированный урок русского языка и литературы, на котором основное внимание сосредоточено на особенностях функционирования единиц языка разных уровней в художественном тексте, на рассмотрении их изобразительных возможностей с целью формирования у учащихся представления об эстетической функции русского языка, богатстве и гибкости его системы, о роли средств словесного выражения в создании художественных образов, о содержании и форме текста как единого целого, о характерных чертах идиостиля художника слова или отдельного произведения. На уроках русской словесности происходит синтез содержания филологических дисциплин, основанный на изучении художественного текста: в центре внимания оказывается текст не только как дидактическое средство, но и как непосредственный объект рассмотрения. Филологический анализ художественного текста значим при выявлении идиостиля его автора: позволяет школьникам открывать новые смысловые глубины его произведений, приобщает к его взгляду на мир и более того – к ценностям и лучшим традициям национальной культуры, отраженным в отечественной художественной литературе. Производя филологический анализ смыслового развертывания художественного текста, читатель-исследователь выявляет идиостиль его автора, что в свою очередь открывает перед ним глубины и тонкости художественного взгляда писателя на мир. Автором опыта разрабатываются следующие идеи:
Особенности и шаги авторской методики: Методика проведения занятия состоит из 4-х взаимосвязанных блоков, предусматривающих как самостоятельную, так и совместную деятельность педагога и ученика. Каждый блок имеет свою функцию и состоит из конкретных шагов прохождения изучаемой темы. Ниже в таблице показано основное содержание методики, обозначены блоки, ключевые шаги и их цели.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»... | Учебно-методический комплекс по модулю б в4 «Филологический анализ... ... | ||
Урок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного... | Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века» «История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»... | Учебно-методический комплекс дисциплин филологический анализ текста... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского филологический... Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лингвистический анализ текста (лат) – одна из форм работы по развитию речи, максимально способствующая сближению уроков русского... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Конечно, каждый дает на эти вопросы свой ответ. Но как не ошибиться?... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 Аннотированная... ... | ||
Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности Используя икт, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию... | Пояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена... Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов... | ||
Анализ деятельности профессионального объединения педагогов … (указать... Создать условия для изучения и обобщения позитивного опыта учителей по формированию и развитию ключевых и специальных компетенций... | Тема: Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса Цели: вспомнить основные понятия синтаксиса; познакомиться с основными принципами русской пунктуации; научиться производить синтаксический... |