Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок





Скачать 77.12 Kb.
НазваниеБондаренко Зинаида Владимировна Тема урок
Дата публикации29.09.2013
Размер77.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

муниципального образования Крыловский район

Краснодарского края




Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Бондаренко Зинаида Владимировна

Тема урока

«Буквы И-Ы после Ц»

Тип урока: урок изучения нового материала и его закрепления
Форма урока: урок-практикум
Цели урока:

  • образовательные: помочь учащимся усвоить правило «Гласные И-Ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы И или Ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц.

  • развивающие: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения данной орфограммы; развивать память, внимание, логическое мышление; расширить словарный запас учащихся.

  • воспитательные: прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать навыки самостоятельной деятельности.


Задачи урока:

  • обеспечение формирования у учащихся целостной системы основных знаний по теме «Буквы И-Ы после Ц»

  • формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы организацию учебного занятия


Оборудование: записи примеров на доске, опорные схемы, таблица «Буквы И-Ы после Ц», памятки.

Ход урока

  1. Организационный момент.


Цели: настроить учащихся на повторение изученного материала, повторить правописание приставок.
Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»


  1. Повторение изученного материала

  1. Устная разминка. /Слайд № 4/

Ответьте на вопросы:

  • На какие группы делятся приставки?

  • Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.

  • Перед какими буквами в приставке пишется с? Приведите примеры.

  • Перед какими буквами в приставке пишется з? Приведите примеры.

  • В каких случаях пишется приставка при-?

  • В каких случаях пишется приставка пре-?




  1. Творческий диктант (устно) /Слайд № 5/

Замените существительные с предлогами прилагательными с приставками на з(с):

1)Ребёнок без забот (беззаботный)

2)Небо без звёзд (беззвёздное)

3) Жидкость без цвета (бесцветная)

4) Дорога без конца (бесконечная)

5)Движение без шума (бесшумное)

6)Шоколад без вкуса (безвкусный)

3. Работа с карточками. /Слайд № 6/

Вставьте пропущенные буквы в приставках пре- - при-:

Пр…землиться, пр…цепить, пр…морский, пр…красный, пр..скакать, пр…добрый, пр…открыть, пр..сесть, пр…длинный, пр…градить, пр…серьёзный.


  1. Изучение нового материала

Цели: учащиеся должны

- знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц ;

- уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.

  1. Подготовительный этап /Слайд №7/

На доске записаны слова:

Ц…рк, ц…плёнок, акац…я, огурц…

  • Произнесите вслух эти слова.

  • Определите, какой звук слышите после твёрдого Ц?

  • Какие буквы запишем в этих словах после Ц: И или Ы?

  • Обратите внимание, в каких морфемах находятся эти буквы?

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-Сформулируйте тему урока. /Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/

2. Работа с опорным конспектом /Слайд № 8/

В словах после Ц пишется

И Ы

1. 1.

2.на –ция 2.
- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

- Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило. /Работа с учебником – параграф № 45, страница 116/

- Что нового узнали? /Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть/

- Составляем таблицу «Буквы И-Ы после Ц»/памятка/ /Слайд № 9/



Буквы И-Ы после Ц

И

Ы

В корне слова

В суффиксе прилагательных

В окончании прилагательных и существительных

панцирь

акация

революционный

традиционно

сестрицын

синицын

лисицын

куницын

огурцы

умницы

белолицый

куцый

Слова-исключения ( 5 слов)

Цыц, цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть


Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» /Слайд № 10/

Ф и з м и н у т к а /Слайд №11/

Хором произносим и показываем написание буквы.
В существительных на – ция

Мы всегда напишем – ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву и,

А в концовке –цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.
VI. Закрепление учебного материала.

Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.
1.Объяснительное письмо. /Слайд №12/

-Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
2. Буквенный диктант. /Слайды «13, № 14/

И или Ы

1) птицын, дворцы, лекция

2) цыплёнок, цилиндр, овцы

3) циклон, циклоп, циферблат

4)секция, полиция, цыкнуть


1.

ы

ы

и

2.

ы

и

ы

3.

и

и

и

4.

и

и

ы


3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» /Слайд №15/
1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

а) ц..нк

б) куц..й хвост

в) черепаший панц..рь

г) акац..я

2) В каком слове на месте пропуска пишется И?

а) светлолиц..й юноша

б) громко ц..кнуть

в) солёные огурц..

г) нефтяная ц..стерна

3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

а) ц..ферблат

б) новый ц..линдр

в) ц..рковое представление

г) пушистый ц..плёнок

4) В каком слове на месте пропуска пишется И?

а) вакц..на против гриппа

б) птиц..но перо

в) мелкие крупиц..

г) встать на ц..почки

5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?

а) строительство гостиниц..

б) ц..гейковая шуба

в) красавиц..

г) щипц..

4. Словарно-смысловой диктант /Слайд №16/

Задание: узнайте слово по его лексическому значению, запишите его и обозначьте изучаемую орфограмму.


  • Встать на кончики пальцев (на цыпочки)

  • Род перчаток с отделением для большого пальца (рукавица)

  • Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).



5. Словарная работа /Слайд № 17/

Коллекция – коллекционер, коллекционировать
6. Самостоятельная работа (Выполнение упражнения № 351)

1) Дворцы, продавцы, буфетчицы, отличницы.

2)Демонстрация- демонстрационный, дезинфекция -дезинфекционный, репетиция -репетиционный, станция –станционный.
V. Подведение итогов.

  • Какое правило мы сегодня изучили?

  • Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.

  • Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?


VI. Задание на дом.

  1. Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц» (параграф№45)

  2. Выполнить упражнение № 355, проверить знание правила, составить предложения со словосочетаниями, данными в упражнении.


Рефлексия. /Слайд №18/

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

-С каким настроением работали?

- Что вызвало затруднение?

Что вам нужно выучить?

Литература:

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Москва. «Дрофа», 2010 год

  2. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» №6, М., 2010 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconУрок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки»
Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconМакарова зинаида Владимировна научная философия и психофизиологическая проблема
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconБуслович Тамара Владимировна Тема урок
Этот урок. В этом вам помогут опорные слова
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconКубанский государственный университет положение о выпускных квалификационных...
Составители: Н. В. Краснова, канд геогр наук, проректор по учебной работе; В. В. Бондаренко, зав отделом стандартизации и метро­логии;...
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconВ главном единство, в спорном свобода, во всем любовь
Уважаемые читатели, в этом номере газеты, выходящем накануне Дня учителя, мы хотим рассказать вам об учителях- «ветеранах». Они работают...
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconУрок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева...
Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconУрок алгебры в 9 классе тема: Функция y=ax 2, ее график и свойства
Горшкова Ольга Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории к ф-м н
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconСилкина Светлана Владимировна, учитель географии, моу сош №34 г. Челябинска, 2008г. Тема урок
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием и уникальностью природы Австралии
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconАнфалова Ольга Владимировна Учитель английского языка Высшее первая Нет конспекты урок
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconУрок, 6б кл бондаренко т. И
Гончарук л. В.: 1)Фотовернисаж «в краю волшебных северных сияний» (7-8КЛ) – в течение недели; 2)конкурс рисунков «край, который я...
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Г. А. Мякишев, Б. Б....
Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской...
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconБеккер Анастасия Александровна Учитель: Прокопьев Валерий Викторович...
Развивать умение, используя язык разметки текста, создавать Web- страницу, размещать гиперссылки на Web- странице
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок биологии в 10 классе, тема урока «Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов», учитель первой квалификационной...
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы уравнений»
Урок разработала и провела Кабанова Елена Владимировна маоу «сош№122», город Пермь
Бондаренко Зинаида Владимировна Тема урок iconОткрытый урок по географии в 8 классе в рамках районного методического...
Цель: Дать представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонных и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск