Литературное чтение, 3 класс
Учитель начальных классов высшей категории СШ№1 г.Ошмяны
Буслович Тамара Владимировна
Тема урока: В. Берестов «Честное гусеничное»
Цель урока: создание условий для полноценного восприятия художественного текста, формирования читательской компетенции младшего школьника, развития речи детей, формирования навыков рефлексивной деятельности, умения эмоционально воспринимать красоту природы.
Задачи:
формирование нравственных представлений как совесть, совестливость, ответственность и понятия как стыд за плохой поступок, ответственность за свое слово;
совершенствование навыка выразительного чтения;
развитие способности предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
развитие логического мышления, творческого воображения, фантазии.
Оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в Power Point.
Ход урока Стадия 1. Вызов
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
(Дети сидят в кругу на ковре)
-День – это много или мало?
-Может ли человек измениться за один день?
Слайд №2
-Ребята, выберете для себя то, что вам ближе, и займите соответствующее место в классе.
Налево пойдёшь – богатство найдёшь.
Направо пойдёшь – друга обретёшь.
Прямо пойдёшь – что утеряно, вернёшь.
А здесь останешься – мудрость жизни познаешь.
Мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературного чтения мы стараемся познать мудрость жизни. 2.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
- Как всегда на уроке нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство. Предлагаю вам побыть в роли волшебников. Кто сможет разгадать ребус, тот может сесть на своё место.
Слайд №3
Ответы детей.
- Право называться настоящим Волшебником получает тот, кто догадался, что ребус решается так: яйцо – цыплёнок
ребёнок – взрослый человек
гусеница – бабочка.
Человек если движется без цели, то он не знает, куда и зачем он идёт, может запутаться и потеряться. Чтобы с нами такого не случилось, давайте определим задачи на этот урок. В этом вам помогут опорные слова: развивать умения …
попробуем сделать вывод … (деликатность, гуманность).
Слайд №4
Учащиеся ставят задачи на урок.Обобщение ответов.
-А сейчас я предлагаю вам прочитать фантастическую историю.
(У учеников на партах лежат карточки)
Карточка:
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву цветами.
Самостоятельно организуйте работу в парах по инструкции:
1.Упражнение «Первое и последнее» (по очереди, через строчку)
2.Упражнение «Прочитай строчку у соседа» (по очереди)
3.Упражнение «Ла-ла-ла» (один читает, второй поёт)
Слайд №5
- Все ли задания вам понятны?
- Для чего вы будете выполнять такие задания?
От вашего старания зависит ваше умение выразительно, правильно и быстро читать.Не забудьте о культуре работы в парах, правилах взаимоотношений.
(Учащиеся сигнализируют о завершении работы). 3.ЭТАП ПОГРУЖЕНИЯ В ТЕМУ УРОКА
А вот автора и название следующей фантастической истории попробуйте расколдовать сами.
Слайд №6
1.Фамилия автора произведения, которое мы будем читать на уроке, «лишняя» в этом ряду фамилий.
А.Милн, В.Берестов, Д.Кинг
2.Название произведения узнаете, решив закономерность.
Солдат – честное солдатское
Мама – честное материнское
Гусеница - ?
Задание будем выполнять, играя в «Корзину идей» (на доске таблица)
1.Я – САМ
2.МЫ – ПАРА
3.МЫ - ГРУППА
По окончании игры, ученики высказывают предположения о том, как будет называться новое произведение.
Слайд №7
В. Берестов «Честное гусеничное»
- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?
- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?
- Вспомнив начало урока, предположите, что произойдёт с гусеницей? Стадия 2. Осмысление.
4.ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА.
Чтобы проверить наши предположения, давайте прочитаем текст.
( Чтение проходит с использованием приёма «Чтение с остановками»)
… Жаль, что никто-никто этого не замечает.
-Заметит ли кто-нибудь красоту гусеницы? И почему вам так кажется?
… Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница.
- Сдержит ли своё слово Гусеница?
- Тяжело ли ей это будет сделать?
… Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх.
- Что случилось? Как вам кажется, куда попадёт Гусеница?
… Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!
- Что скажет девочка, когда увидит Гусеницу?
… Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.
- Почему девочка изменила своё мнение?
(Читают текст до конца)
- Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений. Слайд №8 5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз). Слайд №9 6.ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) Слово Добродея:
- Удивительное превращение, не правда ли, ребята? Мне вначале как-то неловко было за гусеницу, уж очень она воображалао себе, а потом я даже пожалел её. 2) Анализ текста:
- А что вы подумали о гусенице?
- Считаете ли вы справедливыми слова девочки о гусенице? Зачитать.
-Представьте себе, что про вас говорят плохо только потому, что вы кому-то не понравились? Как вы себя будете чувствовать?
- Как вы считаете, это очень хорошо всегда говорить правду?
- Можно ли сказать, что ложь бывает разная? 3) Словарная работа
- Мы с вами в начале урока говорили о гуманизме и деликатности. Кто знает значение этих слов?
Слайд №10
Гуманизм – любовь к людям, уважение человеческой гордости.
Деликатность – вежливость в обращении с людьми, ласка, уважение.
Слайд №11
Кокон – защитная оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
Слайд №12
Совершенно замоталась (фразеологизм) – устала.
- Найдите в тексте пословицу, объясните её смысл.
Слайд №13
– Дал слово – нужно его держать. 4) Работа в центрах
Научно-исследовательский центр
Задание: найти в тексте описание гусеницы и бабочки.
Гусеница – плоская рожица, мохнатая спинка, на спинке две золотые полоски.
Бабочка – длинные-предлинные усы, большие разноцветные крылья. Центр чтения
Задание: прочитать отрывки и восстановить последовательность текста.
Слайд №14 Центр письма
Задание: в каких случаях в тексте употребляются следующие восклицательные предложения?
- До чего же я хороша! (гусеница любуется собой)
- Какая гадость! (девочка увидела гусеницу)
-Какой ужас! (гусеница боялась, что её назовут обманщицей)
-Какая красивая! (девочка увидела бабочку)
Ответы и предложения сопоставить. К тем, к которым не хватает пары, найти самим. Стадия 3. Рефлексия
7. ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
- Важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми? Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?
Слайд №15
1.Честность
2.Вежливость
3.Деликатность
4.Трусость
5.Упрямство
Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека. Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.
Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд.
Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе.
Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше.
Папа рассказывает Коле, как нужно правильно держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается.
Ученики 3 класса всегда здороваются со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам.
Самопроверка.Слайд №16 8. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
- С какими чертами характера вы хотели бы иметь друга?
- А знаете ли вы пословицу: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Для чего я вам напомнила об этой пословице?
Слайд №17
Рефлексия. Альтернатива «Четыре угла»: в конце урока в углах класса развешиваются картинки, а учащиеся выбирают какую-нибудь одну и подходят к ней. (Портфель — «многому научился, много узнал»; черепаха — «"полз" медленно по лесенке знаний»; мячик — «пропрыгал целый урок»; ??? — «есть еще вопросы, проблемы»).
Оценивание работы учащихся на уроке (словесное и выставление отметок) 9.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Слайд №18
Послушайте задания на дом, выберите то, которое вы захотите выполнить дома.
Перечитайте рассказ. Найдите слова автора, девочки и гусеницы. Прочитайте сказку по ролям.
Перескажите текст от имени гусеницы.
Напишите письмо (телеграмму) от имени бабочки. Подумайте, кому будет адресовано послание, и о чём будет идти там речь.
|