Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация





НазваниеРайонный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация
страница1/4
Дата публикации30.09.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4


РАЙОННЫЙ КРЕАТИВ - ФЕСТИВАЛЬ

ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: ПРИКЛАДНАЯ ПЕДАГОГИКА


Номинация: Исследовательские индивидуальные

педагогические проекты

ВНЕДРЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Выполнила: Волковицкая Жанна Сергеевна

учитель начальных классов ,

руководитель ШМО

МАОУ «Аромашевская СОШ

имени Героя Советского Союза В. Д. Кармацкого

с. Аромашево 2011г.



Без дисциплины нет коллектива,

без коллектива нет организации.

Фурманов Д. А


I. Введение

Дисциплина в классе — один из самых актуальных вопро­сов для каждого преподавателя. Решить эту проблему не всегда легко. Анализируя собственный опыт работы, особенно в начале своего педагогического пути, наблюдая за действиями других учителей, изучая педагогическую литературу ,я убедилась, что недостаточно владею приёмами управления классом. Мне, как молодому начинающему учителю несколько лет назад было очень сложно наладить деловую атмосферу в классе, настроить всех без исключения детей на продуктивную деятельность. В каждом классе у любого педагога есть дети, которых мы называем гиперактивными, неподдающимися, трудными. Они не только сами не могут настроиться на рабочий лад, но и мешают остальным детям постигать азы наук. К сожалению, из года в год таких детей становится всё больше. Да и сейчас по прошествии 14 лет работы в школе иногда ловлю себя на мысли, что урок идёт не по плану, групповая работа превращается в «весёлые посиделки», а работают при этом всего 2-3 человека.

Современность диктует свои правила, меняются нравственные устои, мораль. Теперь мы не всегда реагируем болезненно на выкрики с места, поощряем передвижение по классу, если этого требует построение урока, свободное «говорение» (высказывание своих мыслей вслух без боязни и стеснения)прочно вошло в урок.. И всё-таки нужно разграничивать понятия «рабочий шум»на уроке и отсутствие дисциплины. Дисциплина по сей день остаётся важнейшей составляющей урока и всего учебного процесса. Если дисциплины в классе нет, теряется контроль над процессом обучения и, как следствие, непродуктивно расходуется ценное учеб­ное время. В результате страдают и учащиеся, и препо­даватели.
Предполагаю, что есть необходимость определить дидактические приёмы, методы, с учетом которых и должна устраниться дисциплинарная проблема на уроке. Это и определило проблематику моего исследования, а именно: возможно ли поддерживать дисциплину на любом этапе урока и посредством каких методов и приёмов. Конечно, на решение этого вопроса уходит не один год. Могу сказать, что данный проект - долгосрочный. Работать над ним начала ещё в начале своего пути и продолжу исследование проблемы дисциплины до тех пор, пока работаю в школе.

Цель исследования состояла в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке результативности организации обучения посредством дисциплинарных методов и приёмов.

Объектом исследования выступил образовательный процесс в начальной школе, а предметом исследования - формирование управления классом в рамках педагогического процесса.

Гипотеза исследования состояла из предположения о том, что учитель начальных классов в общеобразовательной школе сможет эффективно управлять классом ,не применяя авторитарные методы воспитания.

Цель исследования, его объект, предмет и гипотеза предопределили совокупность подлежащих решению задач:

1)изучить особенности и методику внедрения дисциплинарных приёмов в образовательный процесс;

2) раскрыть понятие дисциплины и выяснить её значение для обучения младших школьников;

3)изучить литературу и передовой опыт учителей по данной проблеме, систематизировать свой собственный опыт;

4) организовать обучение в начальных классах с применением дисциплинарных методов и проверку результативности использования данных методов и приёмов в свете поставленной проблемы;

5) на основе анализа литературы, передового опыта, собственного опыта сформулировать выводы и рекомендации для использования их в своей работе и работе других педагогов по налаживанию дисциплины у школьников в процессе обучения.

Методы исследования- анкетирование педагогов начальной школы и учащихся, диагностика результатов обучения 2-4 классов, взаимосвязи качественной успеваемости в совокупности с уровнем дисциплины, изучение литературы и сайтов сети Интернет по данной тематике.(№1-15)

Данный проект относится к категории прикладной педагогики и представляет практическую направленность и возможность использования разработанных приёмов и методов педагогами начальной школы в своей работе.

II Основная часть
1 .Концептуализация проекта.

В понимании многих преподавателей дисциплина — управление поведением ре­бенка или исправление его привычек. На самом деле, это понятие включает в себя множество факторов: личность преподавателя, его умение улаживать конфликты между детьми, способность сохранить доброжелательные отношения с учащимися.

В современном толковом словаре издательства «Большая Советская Энциклопедия» (№ 15)слово «дисциплина» объясняется следующим образом:

«ДИСЦИПЛИНА

(лат. disciplina), определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».

Словарь Ожегова(№3) объясняет толкование слова таким образом:
воздержанность, подчинение и привычка к установленному порядку.

Этимологический словарь русского языка Фасмера Макса (№15)отсылает нас ещё во времена Петра 1,когда и появилось слово «дисциплина», тогда оно ассоциировалось с воинским порядком, подчинением власти.

С позитивной точки зрения, дисциплинирование — предотвращение плохого, настав­ление. С негативной точки зрения — это исправле­ние, наказание. К сожалению, для многих людей слово «дисциплина» стало синонимом слова «наказание». Эти два понятия необходимо раз­личать. Наказание — расплата за неправильный поступок. Наказание — плохой учитель, потому что оно лишает возможности исправлять ошибки. Дисциплинирование же не штраф, а соблюдение есте­ственных, установленных обществом норм, предупреждение о том, что наши действия влекут за собой последствия.

Вообще же в словаре русских синонимов к слову «дисциплина» даётся близкое по значению слово - «организация». На мой взгляд, применительно к учебному процессу, оно наиболее подходящее.

Итак, методичес­кое понятие «дисциплина» означает:

1. Свод правил для поддержания порядка.

2. Воспитание с целью наставления.

3. Наказание с целью исправления.

Дисциплинирование — процесс, развивающийся в ту сторону, куда преподаватель направляет свои усилия, помощь ребенку со стороны взрослых в превращении в ответствен­ного, зрелого, любящего и нравственного человека.
Мне показались интересными размышления Симона Соловейчика по поводу взаимосвязи слов «свобода» и «дисциплина». (№5,№11)

«Казалось бы эти два слова противоречат друг другу.

Учителя часто сопротивляются свободе, боясь, не разрушит ли она дисциплину.

Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение школьным порядкам. Дисциплина – это подчинение. Disciplus – ученик; ученик обязан слушаться учителя.

Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс и каждый из учеников в отдельности работали – учились и продвигались вперед, иначе школа перестает быть школой.

Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.

Дисциплина – это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированный класс не тот, где все сидят и смотрят в рот учителю, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом – слушают объяснения учителя, обсуждают проблемы вместе или в маленьких группах, решают задачи, проводят опыты.

Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно.

        Дисциплина класса измеряется продуктивностью его работы.        В действительности учитель выбирает не между дисциплиной и свободой, а между одним или другим способом достижения дисциплины. Таким образом -подводит итог Симон Соловейчик,- между свободой и дисциплиной вообще нет никакого противоречия …»
2.Пути реализации проекта.

Анализируя свой собственный опыт преподавания в начальных классах , наблюдая за способами организации класса у других учителей, а также проведя анкетирование среди педагогов и учащихся(см.приложение),я пришла к выводу ,что главной и наиболее важной частью хорошей дисциплины является воспитание в семье. А именно осознание ребёнком того, что его любят и принимают таким, какой он есть. Если нет сильной, здоровой связи с родителями, ребенок реагирует на диктат родителей с гневом, враждебностью, обидой. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться. Такой образец поведения непроизвольно переносится и в школу, в частности на педагога.            

   Второй важный момент, который учителю стоит осознать, состоит в том, что у младшего школьника есть постоянная потребность в движении, познании, упражнении. Поэтому нет смысла иногда усаживать ребёнка и заставлять сидеть его «не шелохнувшись». Это противоречит его природе.  А против природы не пойдёшь. Запрещать подобные действия, все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.    

Задача учителя – сделать учебный процесс гармоничным. И кроме дисциплины немалую роль играют и другие составляющие: сами ученики, оформление кабинета, расположение в нем мебели. В США успешные учителя часто говорят о том, что, приходя утром в школу, они рисуют в своем воображении картину урока и необходимые вещи для того, чтобы урок прошел гладко. (№12)
Также важно помнить о ключевом отличии между начинающими и опытными преподавателями. Оно заключается в том, что в течение первой недели занятий молодой педагог, как правило, с головой погружается в содержание урока, так было и со мной в начале педагогической карьеры. Тогда как опытные учителя советуют, что, прежде всего, нужно работать над созданием хорошей атмосферы в классе, а уже потом вводить учащихся в суть предмета. Учителя со стажем признают, что в течение первой недели занятий знакомство с правилами и порядками берет верх над самими уроками. Однако впоследствии это имеет колоссальную отдачу. Должная организация учебного процесса позволяет спустя месяц после начала занятий спокойно переключаться между различными видами деятельности на уроке. У сосредоточенных на учебе учащихся во много раз снижается риск возникновения поведенческих проблем.
Организовать процесс обучения, составить план уроков на месяц (четверть), знать, какие технологии использовать в тот или иной момент урока, установить хорошие взаимоотношения с учениками, создать благоприятную атмосферу в классе – по-настоящему талантливый учитель обязан в равной степени уделять внимание всем этим элементам.

Успешное управление классом – гораздо больше, чем просто дисциплина. Исследование показало, что успешные учителя всегда включают наиболее старательных учащихся в процесс управления классом наравне с собой. Для того чтобы это было возможно, учитель должен тщательно готовиться к каждому уроку, заранее придумывая, как сделать его увлекательным, – тогда у детей не останется времени для проказ.
Другими словами, эффективность работы учителя зависит от его готовности к уроку. Некоторые педагоги считают, что наибольший успех учебному процессу обеспечивает самоподготовка. Чтобы быть готовыми к подъемам и спадам в течение всего учебного дня, некоторые учителя зачастую специально работают над положением своего тела во время того или иного момента урока (дети могут устать, им может быть трудна для понимания тема урока и т.д.). Правильно выбранная поза педагога может помочь ученикам сосредоточиться в нужный момент.
В дополнение к таким, прямо скажем, физическим приемам хорошо работающий учитель в начале учебного года устанавливает свои правила и методы ведения урока и рассказывает детям о ситуациях, в которых они будут применяться.
Среди других важных качеств учителя – проницательность. Постоянно следя за поведением учеников, хороший учитель может заранее распознать потенциальную проблему. Термин «осведомленность» все чаще применяется в Америке к учителям, которые эффективно управляют классом.(№12) Более того, хорошие учителя, чувствующие малейшее изменение в поведении детей, часто оказываются на шаг впереди той проблемы, которая может возникнуть. Считаю, что это требует большого мастерства и жизненного опыта .
Таким образом , среди наиболее важных принципов работы педагога большая часть учителей начальных классов выделяют следующие:
• Успешные учителя-управленцы в течение всех уроков гармонично сочетают плавные изменения в ходе подачи материала и поддержание мотивации каждого учащегося.
• Умение работать в многозадачном режиме – залог успешного урока.
• Навыки управления классом включают умение использовать пространство классной комнаты (запланированное перемещение по классу в определенные моменты урока, с тем, чтобы привлечь внимание учащихся к важному выводу, проблеме, итогу изучения темы).
• Высокопрофессиональный учитель предотвращает малейшую проблему, прежде чем она станет большим осложнением.
• Гарантией успеха также является способность учителя повысить вовлеченность учеников в процесс обучения и извлечь пользу из каждого момента обучения.
• Про успешного учителя говорят, что у него есть глаза на затылке.
  По моим собственным наблюдениям организационные навыки заслуживают особого внимания при обсуждении темы эффективного управления классом. Не секрет, что учитель, поддерживающий порядок в кабинете, подтянутый и хорошо выглядящий, заранее подготовленный к уроку, волей-неволей является примером для учеников, что, естественно, способствует их организованности в учебном процессе.

Хорошо организованные классы очень легко узнать. Учитель в подобных классах устанавливает такие правила и применяет такие методики, что стороннему наблюдателю кажется, будто урок идет сам собой, будто все выполняется всеми по заранее составленному плану. Ученики всегда точно знают, что и когда делать.
Простой пример. Часто успешный учитель использует различные цветные метки, чтобы он сам или учащиеся могли в течение урока быстро найти в кабинете то, что им нужно. Скажем, цветные метки на папках (когда каждый цвет соответствует определенной теме и т.п.) очень помогают сэкономить время на поиске. А такие банальные материалы, как ножницы, скотч, карандаши, можно раз и навсегда положить в легкодоступное для учеников место и не раздавать их каждый раз.

Другая ситуация: преподаватель часто назначает дежурных учеников своими ассистентами, которые помогают подготовить класс к занятиям. В процессе урока «ассистенты» с радостью продолжат помогать своему учителю и могут даже повлиять на одноклассников, если они нарушат порядок. Подобные нехитрые стратегии по организации урока позволяют посвятить больше времени учебному процессу.
Вопрос состоит лишь в том, что учитель должен четко сформулировать для детей определенные правила, потратить урок (а порой и два) на их объяснение и тогда впоследствии просто требовать их выполнения, не вдаваясь в расшифровку тех или иных понятий каждый раз. Однако надо помнить, что для установления подобных правил не обойтись без таких вещей, как тренировка, обратная связь и похвала. Выполнение принятых правил должно стать для учеников автоматическим. Ведь правила, доведенные до автоматизма, служат залогом успеха и учителя, и учащихся.
По результатам моего исследования ключевые элементы организации урока можно сформулировать так:
• Преподавание подобно трюку: учитель должен быть способен жонглировать различными видами учебной деятельности и практическими заданиями.
• Заблаговременная подготовка всех необходимых в процессе урока пособий, включая несколько дополнительных на случай, если что-нибудь сломается, – признак хорошо организованного учителя.
• Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит учащимся помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя.
Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что ученики не знают правил и не следуют им. Почтительные отношения между учениками и учителем создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и установлением доверия в классе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между учителем и учениками.
Хорошим учителям удается обратить должное внимание на потребности всех учеников во время урока. К сожалению, при посещении уроков других учителей подметила, что большинство из них чаще всего уделяют внимание одним и тем же ученикам, игнорируя других. Естественно, такое поведение учителя увеличивает вероятность плохого поведения учеников, оставшихся без внимания.
Хороший учитель умеет анализировать поведение учеников и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому учителя, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению учеников, более успешны в управлении классом и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, учитель дает ученику возможность осознать проблему, и приводит примеры, как ученик мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких детей никогда не отразятся на поведении всего класса. Безусловно, администрация школы и родители должны поддерживать эффективные, хорошо продуманные дисциплинарные планы учителя.
Важно помнить, что для учащихся младших классов нужны доступные правила, а для учащихся старшей школы – ясные, конкретные требования. Постоянство, с которым учитель реагирует на нарушения правил, важно так же, как и установление требований к поведению.
Чуткий учитель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации школы. Он понимает, что, снизив количество дисциплинарных проблем в классе, сможет значительно повысить успеваемость учащихся. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают ученики. Анализируя результаты работы учителей начальной школы за последние 5-6 лет, пришла к такому выводу: качественная успеваемость выше у тех классов, где не бывает практически проблем с дисциплиной.
Исследования способности учителей справляться с дисциплиной на уроках выявили следующее:
• Хороший учитель тратит минимальное время на дисциплину и максимальное на обучение.
• Время, затраченное на дисциплину, обратно пропорционально успеваемости учеников.
• Успешный учитель замечает и реагирует на неуместное поведение незамедлительно.
• Эффективный педагог всегда утверждает ясные правила поведения и устанавливает доверительные отношения с учениками с помощью добросовестного и непрерывного соблюдения дисциплинарных норм.

2.Советы психолога.

А что же делать, если у учителя возникают проблемы с дисциплиной в классе?

Замечательно, что сейчас при возникновении дисциплинарной проблемы с учеником мы можем обратиться за советом к психологу. Вот какие советы дают детские психологи педагогам по поддержанию дисциплины в классе (№14).


  1. Учимся поддерживать контакт глазами.

Заметила на собственном опыте ,что за 4 года мои четвероклассники понимают меня с одного взгляда, часто слов не требуется, чтобы успокоить расшалившегося ученика.
2. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.

По данным опроса таким способом пользуется большая часть учителей.

  1. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.

Вспоминаю своего любимого учителя и наставника, он всегда называл своих учеников по имени, использовал ласковый вариант и обязательно добавлял местоимение «Вы». Нам – ученикам это очень льстило.

  1. Посылайте "секретный сигнал". Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: "тсс!" или скрестить руки.

  2. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь."

Интересный вариант, можно попробовать в своей практике.
5. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.

Тоже распространённый метод у наших учителей. Жаль, что мы сами, не осознавая, чаще повышаем голос, нежели наоборот .
6. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Попросите об одолжении. Измените деятельность.
7. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать.

Этот метод очень действенный, могу судить по своему опыту. Стоит только сказать: «Спасибо тебе, Ира, что ты готова начать нашу работу». И тут же наступает тишина.
8.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул "размышлений", который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. "Стул размышлений" должен находиться вне поля зрения остальных учеников.

Обратите внимание, это не «стул наказания»!
9. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с "заклинаниями" примерно такого содержания: " Я могу спокойно работать" "Я могу изменить свое поведение"
10.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

Уверена, что подобные чувства вернутся к вам в благодарность за вашу доброту и терпение.
ОПРЕДЕЛЯЕМ УРОВЕНЬ ПРИЕМЛИМОСТИ.

На одном из заседаний школьного методического объединения я предложила коллегам на себе опробовать тест доктора Томаса Гордона, одного из авторов книги "Популярная педагогика"(№1).

Аналогия с окном, которую предложил автор, помогла нам понять, какое поведение мы разрешаем и сколько шума и активности мы способны выдержать. Предлагалось нарисовать окно в своем классе. Степень открытости окна - это ваш уровень терпения. Нужно иметь в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если сопровождается повышенным шумом.

Можно ограничивать уровень шума, но не уровень активности. Вы же не хотите, чтобы ваши правила были настолько строгими, чтобы они не давали детям активно работать, или, наоборот, такими расплывчатыми, чтобы всякая осмысленная учеба прекращалась из-за полного отсутствия рамок и порядка.

Начиная с полностью закрытого окна, нужно записать разновидности поведения, которые вы готовы допустить. А когда закончите, подведите черту, чтобы определить, где может открыться окно. Если оно почти закрыто, и вы мало позволяете своим ученикам, подумайте, что нужно быть терпимее и больше им разрешать. А если вы увидели, что окно слишком открыто, тогда подумайте о введении добавочных ограничений.

Нужно попробовать разные виды окон, пока вы не придете к удобному для вас уровню дисциплины в вашем классе.

Данный тест помог нам выявить, какое поведение учеников приемлемо для нас, а какое - нет. И нужно помнить всегда, что приемлемое для вас, может быть неприемлемым для других учителей, и наоборот.

Между твердостью, строгостью и жесткостью есть разница. Строгие учителя часто бывают жесткими, негибкими. Они нечувствительны к потребностям учеников и часто говорят такие вещи, как: "Больше старайся", "Если бы ты только не был таким ленивым", "Все в классе это могут", "Добавь это к своему заданию на дом". У этих учителей тенденция к излишней критичности, поэтому ученики чувствуют, что, как бы они себя ни вели, все равно учителю это не понравится. Поэтому они не хотят даже пытаться делать то, что он говорит. И более того, ученик может воспринять подобные реплики, как синонимы выражений: "Ты ничтожество", "Ты плохой человек". Постепенно это может привести его к депрессии и некомпетентности не только в классе, но и вообще в жизни.

А твердые учителя уверены в своей способности обучать. Они не отступают от того, что думают, не меняют своего отношения к поведению, постоянны в своих требованиях к ученикам, в том, что допускают и что не хотят терпеть. (Следует помнить, что эти установки отличаются у разных учителей.) Они стремятся быть гибкими, но в пределах установленных ими рамок, основанных на принципах взаимного уважения.
БУДЬТЕ ПОСТОЯННЫМИ.

Не будьте в один день мягким, а в другой - жестким. Ученики чувствуют себя смущенными и неуверенными, если не знают, как себя поведет их учитель в любой момент и в любой ситуации. Представьте себе их замешательство, если иногда учитель позволяет им вести себя, как угодно, а потом вдруг становится авторитарным и ругает их за то же самое поведение. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.

Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет "нет", прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря "нет!", иметь в виду "нет!" и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка... Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.

Независимо от того, насколько хорошие правила вы установили, все равно найдутся ученики, которые будут постоянно испытывать границы дозволенного. Чтобы развить систему дисциплины, которая позволит вам изменить поведение ученика, вы должны, прежде всего, понять, почему ученик неправильно себя ведет.

Согласно Рудольфу Дрейкурсу(№6), «всякое неправильное поведение имеет свою причину. Может быть, ученики ищут внимания, стремятся к власти, хотят отомстить или чувствуют себя неадекватными. Каждая из этих целей вызывает у вас ответные чувства, и хотя, может быть, трудно понять точную причину неправильного поведения ученика», Дрейкурс говорит, что «ваша реакция даст вам понимание его цели».

Прежде всего, вы должны понять, почему ученик неправильно себя ведет.

Вспоминается мой первый выпуск. Я –молодая учительница, совсем неопытная, но достаточно требовательная к своим ученикам. Однажды в классе появляется новенький-невысокого роста паренёк, второгодник. С первого дня пребывания мальчика в классе я поняла, что хлопот с ним не оберёшься. Причина была в его вызывающем поведении на уроках. Это сейчас я понимаю, что тогда его целью было привлечь внимание, понравиться Ученик, который ищет вашего внимания, видит, что если не может привлечь его обычным способом, значит, ему нужно для этого вести себя неподобающим образом. Цель - ваше внимание, а как ее достичь, это уже неважно. Как же я должна была поступить? Обратить внимание на этого ученика тогда, когда он ведет себя хорошо. Поймать момент, когда он сделал что-то хорошее, и похвалить его. Но стараться не обращать на него негативного внимания, когда он его ищет. Это только усилит этот тип неправильного поведения.

Всякое событие нашей жизни имеет смысл. В частности, трудные ученики позволяют нам осознать те аспекты нашей личности, которые требуют внутренней работы. Занимаясь ею, вы, помимо решения проблем в классе, улучшите качество вашей жизни в целом и откроете для себя творческие возможности повседневности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль инновационных педагогических проектов и программ «Инновация- путь к обновлению образования, номинация «Элективные...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconМо «Новоспасский район» Ульяновская область Сетевой фестиваль экологического...
Работу Мерзлякова Оксана Викторовна, учитель физической культуры, педагог дополнительного образования гбоу дод одэц г. Ульяновск
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconКонспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-го класса
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconФестиваль проектов «Планета Знаний» 2013 Номинация
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconКонспект занятия
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconКонспект открытого занятия
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования:...
Цель организовать профессиональное погружение в дисциплину «Педагогика начального образования» и заложить основы формирования профессиональных...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconКгбоу маралихинская специальная (коррекционная)
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconПоложение о городском фестивале профессионального мастерства педагогов
Фестиваль профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (далее Фестиваль) проводится с целью поддержки творческих инициатив...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль «Открытый урок или внеклассное мероприятие. Разработка учебных задач и проблемных ситуаций» (далее – фестиваль)...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconСценарий квн а в старших группах на тему: «День Земли»
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconКонкурс «Учитель года 2010» Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения»
Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения» (воспитатель дошкольного образовательного учреждения)
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconКонкурс Лучшее занятие нод по тематике
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconКонспект урока-утренника «Праздник осени или путешествие в осеннее царство»
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Районный креатив фестиваль педагогов дошкольного и начального образования область знаний: прикладная педагогика номинация iconЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск