Скачать 91.79 Kb.
|
Белова Н.Е. Предметная область: литература. Тема урока: «Слово о полку Игореве» и русская культура. (Заключительные уроки (2 урока) по теме «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы). Возраст учащихся: 9 класс. Цель урока: рассмотреть вопрос о месте «Слова о полку Игореве» в русской культуре. Задачи: Обучающая: 1. Познакомить учащихся с наиболее значимыми произведениями русской литературы, живописи и музыки, в основу которых положены сюжеты «Слова о полку Игореве». Развивающие: 1. Повышать уровень познавательных способностей. 2. Развивать образное мышление посредством произведений искусства. 3. Способствовать развитию коммуникативных навыков. 4. Вырабатывать деятельное освоение нового материала. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к истории и культуре России. 2. Расширять эстетический кругозор учащихся, воспитывать чувство прекрасного. 3. Воспитывать чувство гордости за великое культурное наследие Отечества, патриотизм. Представленные материалы: 1. Конспект урока. 2. Презентация. Конспект урока «Слово о полку Игореве» и русская культура. Вступительное слово учителя (слайды 1,2) «Слово о полку Игореве» В.Г.Белинский назвал «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения». Таковым оно остаётся до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков этот памятник древнерусской литературы находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов. «Слово», продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине. Сегодня мы узнаем, какую роль сыграло это произведение в развитии русской культуры, убедимся, что существует живая связь между «Словом» и русской поэзией, музыкой и живописью. Но сначала вспомним, как было найдено «Слово о полку Игореве» Ученик (слайды 3-6) «Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст «Слова» находился в сборнике древнерусских произведений, оригинальных и переводных. Сборник был приобретён Мусиным-Пушкиным в числе других рукописей у бывшего архимандрита закрытого к тому времени Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. Кроме «Слова», этот сборник содержал в себе и другие произведения древнерусской литературы. Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М. М. Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н. М. Карамзин в октябрьской книжке (за 1797 год) журнала французских эмигрантов. С рукописи «Слова» были сняты копии; одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский список заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие переводы, совершенствовавшие первый, в котором оказалось много ошибок от непонимания древнерусского языка. В 1800 году «Слово» было издано А. И. Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с его учёными друзьями: А. Ф. Малиновским, Н. Н. Бантыш-Каменским и Н. М. Карамзиным — тремя лучшими знатоками древнерусских рукописей того времени. В 1812 году сборник, включавший «Слово», сгорел в московском пожаре вместе со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А. И. Мусина-Пушкина. Сгорела и большая часть экземпляров первого издания. Таким образом, «Слово о полку Игореве» сохранилось только в одном списке. В единственном списке дошло до нас и множество других произведений древней русской литературы, среди них такие, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о Сухане» и другие. Учитель «Слово о полку Игореве» стало живым явлением как литературы древней, так и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Внесённые в современную поэзию, они помогают ощутить связь времён, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины. К сюжетам «Слова» обращались В.А.Жуковский, А.И.Пушкин, К.Ф.Рылеев, Н.М.Языков, В.Я.Брюсов, М.Цветаева и другие. Ученик (слайды 7-10) 23 декабря 1920 года появилось стихотворение Марины Цветаевой «Плач Ярославны», написанное в драматический период её жизни. Современники отмечали, что вся поэзия М. Цветаевой – это отражение её жизни, чувств. В водовороте гражданской войны, в Белой гвардии, между жизнью и смертью находился её муж Сергей Эфрон. Вопль стародавний, Плач Ярославны - Слышите? С башенной вышечки Непрерывный Вопль - неизбывный: - Игорь мой! Князь - Игорь мой! Князь Игорь! Ворон, не сглазь Глаз моих - пусть Плачут! Солнце, мечи Стрелы в них - пусть Слепнут! Кончена Русь! Игорь мой! Русь! Игорь! Лжёт летописец, что Игорь опять в дом свой Солнцем взошёл - обманул нас Баян льстивый. Знаешь конец? Там где Дон и Донец - плещут, Пал меж знамён Игорь на сон - вечный. Белое тело его - ворон клевал. Белое дело его - ветер сказал. Подымайся, ветер, по оврагам, Подымайся, ветер, по равнинам. Торопись, ветрило-вихрь-бродяга, Над тем Доном, белым Доном лебединым! Долетай до городской до стенки, С коей по миру несётся плач надгробный. Не гляди, что подгибаются коленки, Что тускнеет её лик солнцеподобный… - Ветер, ветер! - Княгиня, весть! Князь твой мёртвый лежит - За честь! Вопль стародавний, Плач Ярославны - Слышите? Вопль её - ярый, Плач её, плач - Плавный: - Кто мне заздравную чару Из рук - выбил? Старой не быть мне, Под камешком гнить, Игорь! Дёрном-глиной заткните рот Алый мой - нонче ж. Кончен Белый поход. Стихотворение сразу ассоциируется с великим памятником древней литературы «Слово о полку Игореве». В них общая героиня – Ярославна. И та, и другая оплакивают своих мужей. Это трагедия русской женщины, женщины 12 и 20 веков, трагедия Руси и народа России. Создаётся впечатление, что душа поэта больше не может выдержать напряжённых чувств. Она стремится освободиться от переполняющей сердце боли через Слово. В стихотворении «Плач Ярославны» и любовь к мужу, и боль за него, и преданность своему народу, и верность своей Родине. Она плачет за всех русских женщин. Несмотря на разницу во времени (восемь столетий), главная героиня черпает веру и надежду в сильном характере древней героини. Ученики слушают стихотворение В.Брюсова «Певцу слова»; читают стихотворение Н.Языкова «Песнь барда во времена владычества татар в России». О! стонати Русской земле, помянувше пръвую годину и пръвых князей. Слово о полку Игореве Где вы, краса минувших лет, Боянов струны золотые, Певицы вольности, и славы, и побед, Народу русскому родные? Бывало: ратники лежат вокруг огней По брегу светлого Дуная, Когда тревога боевая Молчит до утренних лучей. Вдали — туманом покровенный Стан греков, и над ним, грозна Как щит, в бою окровавленный, Восходит полная луна! И тихий сон во вражьем стане; Но там, где вы, сыны снегов, Там вдохновенный на кургане Поет деянья праотцов — И пе́рсты вещие летают По звонким пламенным струнам, И взоры воинов сверкают, И рвутся длани их к мечам! Наутро солнце лишь восстало — Проснулся дерзостный булат: Валятся греки — ряд на ряд, И их полков — как не бывало! И вы сокрылися, века полночной славы, Побед и вольности века! Так сокрывается лик солнца величавый За громовые облака. Но завтра солнце вновь восстанет... А мы... нам долго цепи влечь; Столетья протекут — и русский меч не грянет Тиранства гордого о меч. Неутомимые страданья Погубят память об отцах, И гений рабского молчанья Воссядет, вечный, на гробах. Теперь вотще младый боян На голос предков запевает: Жестоких бедствий ураган Рабов полмертвых оглушает; И он, дрожащею рукой Подняв холодные железы, Молчит, смотря на них сквозь слезы, С неисцелимою тоской! Учитель Сюжеты «Слова» широко использовались в русской живописи. Среди иллюстраторов и авторов картин на сюжет памятника — В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, В.Г.Шварц, И.Я.Билибин, В.А.Фаворский, В.Г.Перов. Ученик (слайды 11-13) Особенно знаменита картина В.М Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Перебравшись в Москву на постоянное место жительства, художник отмечает: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». «Я всегда только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком на несколько фантастический лад – на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во времена самого яркого увлечения жанром меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы,» - признавался он. Первое серьёзное воплощение этих «исторических грёз» - большое полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) – было встречено противоречиво, но лишь немногие по существу и по достоинству оценили новую работу художника. «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе,» - писал Репину Стасов. Заимствуя сюжет из древнерусского памятника, Васнецов не стремился к его иллюстрации: дух, поэзию «Слова…» хотел воссоздать он на холсте. Не историческая баталия, а фольклорно – поэтический образ старины волнует его. Вслед за неведомым автором художник славит подвиг во имя Родины. Он лишает картину точных атрибутов батальной сцены и прибегает к условностям: поле боя очищается от грязи и крови. В центре – юноша – княжич и русский воин – богатырь. Эти образы являются основными носителями героической идеи картины, их сознательно поэтизирует художник. Подчёркивает нарядность одежд, величественность поз, красоту лиц, не обезображенных смертью. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига. Ученик (слайды 14-21) Литературное произведение живёт в книге. А книгу украшают делают богаче иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к «Слову», выполненные народным художником, лауреатом Ленинской премии академиком В.А. Фаворским. Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора «Слова». На протяжении 15 лет, с 1937 по 1950—51гг., Фаворский работал и над гравюрами на дереве к изданию «Слова о полку Игореве». Старейший мастер графики сумел передать глубокое содержание «Слова» скупым, чёрно-белым языком гравюры. В совершенстве владея старинной и сложной техникой гравюры на дереве, художник умело использовал её возможности для того, чтобы передать его образы во всей их жизненной правдивости и в то же время художественно ярко. Прекрасно зная культуру и искусство Древней Руси, Фаворский «прочитал» поэму по-своему, «как немногие историки и редкий поэт». Так отозвался о гравюрах художника писатель К.Федин. Ученик (слайды 22-24) Художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч своих картин назвал «Поход князя Игоря». Она как нельзя лучше передает смятение, порождённое солнечным затмением. Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Тёмный круг с золотым ореолом - затмение. Силуэты ратников с хоругвями, они в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания. Также известность получили картины В.Г.Шварца «Ярославна» и В.Г.Перова «Плач Ярославны». Учитель «Слово о полку Игореве» обогатило и музыку. Широко известна опера А.П.Бородина «Князь Игорь». Ученик (слайд 25,26) Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”. Александре Порфирьевиче Бородин был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не даёт ему заниматься музыкой. Много научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой композитора, по его признанию, было написание эпической русской оперы. И эта мечта осуществилась. Музыкальный критик Стасов в конце 60-х годов XIX века предложил ему в качестве сюжета «Слово о полку Игореве». Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой «Князь Игорь». Бородин увидел в «Слове» не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия. Обращают на себя внимание лирические образы оперы, центральным из которых является образ князя Игоря. Для него быть князем – значит служить русской земле, охранять её, бороться с её врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести. С честью пасть иль врагов победить И с честью вернуться. Особенно дорогим композитору был образ Ярославны. В «Плаче Ярославны» до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нём звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв. Без сомнения, Бородину удалось создать в музыке то, что автор «Слова» воссоздал в поэзии. В заключение выступавшие ученики задают по одному вопросу классу. Домашнее задание (слайд 27): подберите названия к гравюрам и рисункам Фаворского, используя строки из «Слова о полку Игореве». |
Пояснительная записка к методической разработке уроков по литературе... «Слово о полку Игореве» для учащихся 9 класса по программе под редакцией В. Я. Коровиной | «Женский идеал в древних памятниках якутского и русского народа (якутский... Вступление с. 3-4 | ||
Творческая работа по истории русской литературы на тему: «слово о полку игореве» «Слово о полку Игореве» произведение не только древней, но всегда современной литературы | «Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс) И не столь много в ней произведений, которые принадлежали бы гениальным писателям. Одно из таких великих произведений памятник древнерусской... | ||
Урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" Интегрированный урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) | Тема: «Интерпретация композитором А. П. Бородиным «Слова о полку Игореве» Цель: довести до сознания учащихся идейное содержание литературного произведения «Слово о полку Игореве» и музыкального произведения... | ||
Классный час на тему Урок чистоты Автор «Слова о полку Игореве» неоднократна упоминает «русская земля» и создает образы: реки, степи, овраги, холмы «чистое поле и... | Реферат по литературе на тему: «Слово о полку Игореве» А. И. Мусина-Пушкина к открытию драгоценнейшего памятника русской литературы "Слова о полку Игореве". Протёкшие столетия не приглушили... | ||
Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы.... | Урока Тема урока и содержание Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы | ||
Урока сроки изучения Содержание материала (тема урока) «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока : «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока на тему «Слово о полку Игореве…» ярчайший памятник древнерусской литературы | Реферат по древнерусской литературе «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» По точному выражению Карла Маркса, «смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Этот призыв... | ||
Реферат изображение русской земли в «слове о полку игореве» Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы | Учебно-тематический план. № Наименование разделов и тем Количество часов Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы |