Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура





Скачать 91.79 Kb.
НазваниеУрока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура
Дата публикации03.10.2013
Размер91.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Белова Н.Е.
Предметная область: литература.
Тема урока: «Слово о полку Игореве» и русская культура.

(Заключительные уроки (2 урока) по теме «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы).

Возраст учащихся: 9 класс.
Цель урока: рассмотреть вопрос о месте «Слова о полку Игореве» в русской культуре.
Задачи:
Обучающая:

1. Познакомить учащихся с наиболее значимыми произведениями русской литературы, живописи и музыки, в основу которых положены сюжеты «Слова о полку Игореве».
Развивающие:

1. Повышать уровень познавательных способностей.

2. Развивать образное мышление посредством произведений искусства.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

4. Вырабатывать деятельное освоение нового материала.
Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории и культуре России.

2. Расширять эстетический кругозор учащихся, воспитывать чувство прекрасного.

3. Воспитывать чувство гордости за великое культурное наследие Отечества, патриотизм.
Представленные материалы:

1. Конспект урока.

2. Презентация.

Конспект урока «Слово о полку Игореве» и русская культура.

Вступительное слово учителя (слайды 1,2)

«Слово о полку Игореве» В.Г.Белинский назвал «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения». Таковым оно остаётся до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков этот памятник древнерусской литературы находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов. «Слово», продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.
Сегодня мы узнаем, какую роль сыграло это произведение в развитии русской культуры, убедимся, что существует живая связь между «Словом» и русской поэзией, музыкой и живописью.
Но сначала вспомним, как было найдено «Слово о полку Игореве»

Ученик (слайды 3-6)

«Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древно­стей А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст «Слова» находился в сборнике древнерусских произведений, оригинальных и перевод­ных. Сборник был приобретён Мусиным-Пушкиным в числе дру­гих рукописей у бывшего архимандрита закрытого к тому вре­мени Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. Кроме «Слова», этот сборник содержал в себе и другие произведения древнерусской литературы.

Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано из­вестным поэтом того времени М. М. Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н. М. Карамзин в октябрь­ской книжке (за 1797 год) журнала французских эми­грантов.

С рукописи «Слова» были сняты копии; одна из них, пред­назначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме пере­писанного текста «Слова», екатерининский список заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие переводы, совершенствовавшие первый, в котором оказалось много ошибок от непонимания древнерусского языка.

В 1800 году «Слово» было издано А. И. Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с его учёными друзьями: А. Ф. Малиновским, Н. Н. Бантыш-Каменским и Н. М. Карамзиным — тремя лучши­ми знатоками древнерусских рукописей того времени.

В 1812 году сборник, включавший «Слово», сгорел в москов­ском пожаре вместе со всем ценнейшим собранием древнерус­ских рукописей в доме А. И. Мусина-Пушкина. Сгорела и большая часть экземпляров первого издания.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» сохранилось только в одном списке. В единственном списке дошло до нас и множество других произ­ведений древней русской литературы, среди них такие, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о по­гибели Русской земли», «Повесть о Сухане» и другие.
Учитель
«Слово о полку Игореве» стало живым явлением как литературы древней, так и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Внесённые в современную поэзию, они помогают ощутить связь времён, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины. К сюжетам «Слова» обращались В.А.Жуковский, А.И.Пушкин, К.Ф.Рылеев, Н.М.Языков, В.Я.Брюсов, М.Цветаева и другие.
Ученик (слайды 7-10)
23 декабря 1920 года появилось стихотворение Марины Цветаевой «Плач Ярославны», написанное в драматический период её жизни. Современники отмечали, что вся поэзия М. Цветаевой – это отражение её жизни, чувств. В водовороте гражданской войны, в Белой гвардии, между жизнью и смертью находился её муж Сергей Эфрон.

Вопль стародавний,
Плач Ярославны -
Слышите?

С башенной вышечки
Непрерывный
Вопль - неизбывный:

- Игорь мой! Князь
- Игорь мой! Князь
Игорь!

Ворон, не сглазь
Глаз моих - пусть
Плачут!

Солнце, мечи
Стрелы в них - пусть
Слепнут!

Кончена Русь!
Игорь мой! Русь!
Игорь!

Лжёт летописец, что Игорь опять в дом свой
Солнцем взошёл - обманул нас Баян льстивый.
Знаешь конец? Там где Дон и Донец - плещут,
Пал меж знамён Игорь на сон - вечный.

Белое тело его - ворон клевал.
Белое дело его - ветер сказал.

Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам.
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!

Долетай до городской до стенки,
С коей по миру несётся плач надгробный.
Не гляди, что подгибаются коленки,
Что тускнеет её лик солнцеподобный…

- Ветер, ветер!
- Княгиня, весть!
Князь твой мёртвый лежит -
За честь!

Вопль стародавний,
Плач Ярославны -
Слышите?

Вопль её - ярый,
Плач её, плач -
Плавный:

- Кто мне заздравную чару
Из рук - выбил?
Старой не быть мне,
Под камешком гнить,
Игорь!

Дёрном-глиной заткните рот
Алый мой - нонче ж.
Кончен
Белый поход.

Стихотворение сразу ассоциируется с великим памятником древней литературы «Слово о полку Игореве». В них общая героиня – Ярославна. И та, и другая оплакивают своих мужей. Это трагедия русской женщины, женщины 12 и 20 веков, трагедия Руси и народа России. Создаётся впечатление, что душа поэта больше не может выдержать напряжённых чувств. Она стремится освободиться от переполняющей сердце боли через Слово. В стихотворении «Плач Ярославны» и любовь к мужу, и боль за него, и преданность своему народу, и верность своей Родине. Она плачет за всех русских женщин.
Несмотря на разницу во времени (восемь столетий), главная героиня черпает веру и надежду в сильном характере древней героини.

Ученики слушают стихотворение В.Брюсова «Певцу слова»; читают стихотворение Н.Языкова «Песнь барда во времена владычества татар в России».

О! стонати Русской земле, помянувше пръвую годину и пръвых князей.

Слово о полку Игореве

Где вы, краса минувших лет,
Боянов струны золотые,

Певицы вольности, и славы, и побед,

Народу русскому родные?

Бывало: ратники лежат вокруг огней

По брегу светлого Дуная,
Когда тревога боевая
Молчит до утренних лучей.
Вдали — туманом покровенный
Стан греков, и над ним, грозна
Как щит, в бою окровавленный,
Восходит полная луна!

И тихий сон во вражьем стане;
Но там, где вы, сыны снегов,
Там вдохновенный на кургане
Поет деянья праотцов —
И пе́рсты вещие летают
По звонким пламенным струнам,
И взоры воинов сверкают,
И рвутся длани их к мечам!

Наутро солнце лишь восстало —
Проснулся дерзостный булат:
Валятся греки — ряд на ряд,
И их полков — как не бывало!

И вы сокрылися, века полночной славы,

Побед и вольности века!

Так сокрывается лик солнца величавый

За громовые облака.
Но завтра солнце вновь восстанет...
А мы... нам долго цепи влечь;

Столетья протекут — и русский меч не грянет

Тиранства гордого о меч.
Неутомимые страданья
Погубят память об отцах,
И гений рабского молчанья
Воссядет, вечный, на гробах.
Теперь вотще младый боян
На голос предков запевает:
Жестоких бедствий ураган
Рабов полмертвых оглушает;
И он, дрожащею рукой
Подняв холодные железы,
Молчит, смотря на них сквозь слезы,
С неисцелимою тоской!

Учитель

Сюжеты «Слова» широко использовались в русской живописи. Среди иллюстраторов и авторов картин на сюжет памятника — В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, В.Г.Шварц, И.Я.Билибин, В.А.Фаворский, В.Г.Перов.
Ученик (слайды 11-13)
Особенно знаменита картина В.М Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Перебравшись в Москву на постоянное место жительства, художник отмечает: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». «Я всегда только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком на несколько фантастический лад – на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во времена самого яркого увлечения жанром меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы,» - признавался он.
Первое серьёзное воплощение этих «исторических грёз» - большое полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) – было встречено противоречиво, но лишь немногие по существу и по достоинству оценили новую работу художника. «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе,» - писал Репину Стасов.

Заимствуя сюжет из древнерусского памятника, Васнецов не стремился к его иллюстрации: дух, поэзию «Слова…» хотел воссоздать он на холсте. Не историческая баталия, а фольклорно – поэтический образ старины волнует его. Вслед за неведомым автором художник славит подвиг во имя Родины. Он лишает картину точных атрибутов батальной сцены и прибегает к условностям: поле боя очищается от грязи и крови. В центре – юноша – княжич и русский воин – богатырь. Эти образы являются основными носителями героической идеи картины, их сознательно поэтизирует художник. Подчёркивает нарядность одежд, величественность поз, красоту лиц, не обезображенных смертью. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.
Ученик (слайды 14-21)

Литературное произведение живёт в книге. А книгу украшают делают богаче иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к «Слову», выполненные народным художником, лауреатом Ленинской премии академиком В.А. Фаворским. Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора «Слова».
На протяжении 15 лет, с 1937 по 1950—51гг., Фаворский работал и над гравюрами на дереве к изданию «Слова о полку Игореве». Старейший мастер графики сумел передать глубокое содержание «Слова» скупым, чёрно-белым языком гравюры. В совершенстве владея старинной и сложной техникой гравюры на дереве, художник умело использовал её возможности для того, чтобы передать его образы во всей их жизненной правдивости и в то же время художественно ярко. Прекрасно зная культуру и искусство Древней Руси, Фаворский «прочитал» поэму по-своему, «как немногие историки и редкий поэт». Так отозвался о гравюрах художника писатель К.Федин.

Ученик (слайды 22-24)

Художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч своих картин назвал «Поход князя Игоря». Она как нельзя лучше передает смятение, порождённое солнечным затмением. Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Тёмный круг с золотым ореолом - затмение. Силуэты ратников с хоругвями, они в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания.
Также известность получили картины В.Г.Шварца «Ярославна» и В.Г.Перова «Плач Ярославны».

Учитель

«Слово о полку Игореве» обогатило и музыку. Широко известна опера А.П.Бородина «Князь Игорь».

Ученик (слайд 25,26) Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

Александре Порфирьевиче Бородин был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не даёт ему заниматься музыкой.
Много научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой композитора, по его признанию, было написание эпической русской оперы. И эта мечта осуществилась. Музыкальный критик Стасов в конце 60-х годов XIX века предложил ему в качестве сюжета «Слово о полку Игореве». Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой «Князь Игорь».
Бородин увидел в «Слове» не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.
Обращают на себя внимание лирические образы оперы, центральным из которых является образ князя Игоря. Для него быть князем – значит служить русской земле, охранять её, бороться с её врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

С честью пасть иль врагов победить

И с честью вернуться.

Особенно дорогим композитору был образ Ярославны. В «Плаче Ярославны» до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нём звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.
Без сомнения, Бородину удалось создать в музыке то, что автор «Слова» воссоздал в поэзии.

В заключение выступавшие ученики задают по одному вопросу классу.

Домашнее задание (слайд 27): подберите названия к гравюрам и рисункам Фаворского, используя строки из «Слова о полку Игореве».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconПояснительная записка к методической разработке уроков по литературе...
«Слово о полку Игореве» для учащихся 9 класса по программе под редакцией В. Я. Коровиной
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура icon«Женский идеал в древних памятниках якутского и русского народа (якутский...
Вступление с. 3-4
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconТворческая работа по истории русской литературы на тему: «слово о полку игореве»
«Слово о полку Игореве» произведение не только древней, но всегда современной литературы
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура icon«Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс)
И не столь много в ней произведений, которые принадлежали бы гениальным писателям. Одно из таких великих произведений памятник древнерусской...
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconУрок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве"
Интегрированный урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте)
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconТема: «Интерпретация композитором А. П. Бородиным «Слова о полку Игореве»
Цель: довести до сознания учащихся идейное содержание литературного произведения «Слово о полку Игореве» и музыкального произведения...
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconКлассный час на тему Урок чистоты
Автор «Слова о полку Игореве» неоднократна упоминает «русская земля» и создает образы: реки, степи, овраги, холмы «чистое поле и...
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconРеферат по литературе на тему: «Слово о полку Игореве»
А. И. Мусина-Пушкина к открытию драгоценнейшего памятника русской литературы "Слова о полку Игореве". Протёкшие столетия не приглушили...
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconУрок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"
Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы....
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconУрока Тема урока и содержание
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconУрока сроки изучения Содержание материала (тема урока)
«Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока : «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока на тему «Слово о полку Игореве…» ярчайший памятник древнерусской литературы
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconРеферат по древнерусской литературе «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
По точному выражению Карла Маркса, «смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Этот призыв...
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconРеферат изображение русской земли в «слове о полку игореве»
Изображение русской земли в «слове о полку игореве» и других произведениях древнерусской литературы
Урока : «Слово о полку Игореве» ирусская культура iconУчебно-тематический план. № Наименование разделов и тем Количество часов
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск