Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 70.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.10.2013
Размер70.96 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Беглецова Е.В

Конспект урока на тему «Слово о полку Игореве…» - ярчайший памятник древнерусской литературы.

Цели урока: интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев; создать представление об исторической обстановке на Руси в 11-12 в.в, послужившей основой для «Слова…», рассказать об истории «Слова».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы, используемые на уроке: проблемный, поисковый.

Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, комбинированная работа.

Оборудование, оформление: компьютер, карта Древней Руси, карточки, текст «Слова о полку Игореве», мультимедийная презентация, на доске эпиграф « Книги – это реки, напояющие Вселенную… То найдешь великую пользу душе своей». Ярослав Мудрый.

Ход урока.

Введение: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке бы будем говорить об удивительном произведении русской литературы, которое до сих пор таит в себе много загадок и вызывает споры у многих исследователей. (слайд 1)

Наша задача сегодня – понять, почему «Слово о полку Игореве» называют величайшим памятником Древнерусской литературы.

( слайд 2)

  1. Опрос.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним жанром древнерусской литературы – жанром слова. Но давайте сначала вспомним, как на Руси появилась литература, кто были первые писатели, какие жанры древнерусской литературы нам с вами уже знакомы.

( ответы учащихся)

  1. Знакомство с книгой.

Перед нами книга «Слово о полку Игореве», авторство которой до сих пор не установлено. Более 200 лет находится «Слово» в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов и просто читателей.

( видеофрагмент слайд 3) )

  1. Наш рассказ о походя князя Игоря против половцев мы начнем с истории появления этого текста.

( На экране портреты Мусина-Пушкина, Екатерины 2)

Ученик:

Известный любитель и собиратель древностей граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин в конце 18 века приобрел в Спасском монастыре города Ярославля старинный рукописный сборник. В нем среди многих древнерусских произведений было «Слово о полку Игореве».

( слайд 4)

Чуть позже по поручению графа для императрицы Екатерины 2 была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 году «Слово о полку Игореве» было издано. Чудесная находка сразу же вызвала большой интерес.

Но в 1812 году сборник, включавший «Слово о полку Игореве» сгорел во время пожара в Москве в доме Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова о полку Игореве», выполненная для Екатерины .

(Слайд 4)

В основу этого произведения положены события злополучного похода князя Игоря против половцев.

  1. Историческая справка о истории Древней Руси 12 века.

Для более глубокого осознания похода и того, что с ним связано, обратимся к истории Древней Руси 12 века.

Ученик:

В 12 веке обрушились беды на Древнюю Русь и погубили ее. Первая беда подкралась незаметно. Миновали времена князей - строителей государства и богатырей – защитников всей русской земли.

Их дети и внуки стали полными хозяевами в своих владениях. Теперь больше сил они тратили на борьбу друг с другом, чем на защиту родного края.

Распалась русская земля, раздробилась на многие княжества (показывает на карте): Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. Игорь был князем Новгород-Северского княжества.

И заполыхали на Руси братоубийственные войны между князьями.

Племена половцев-кочевников грабили русские города и села. Много бед принесли людям набеги этих племен, которых на Руси называли «погаными». И много горьких слов было сказано о тех князьях, что не берегли родную землю.

Вот такие сведения дает история отечества.

А о том, как развивались события во время похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества, расскажет…..

Ученик:

В 1184 году князья южной России, не сказав ни слова князю Игорю, пошли в поход против половцев и 30 июля одержали победу: взяли в плен 7000 человек, 417 половецких князьков, множество прекрасных лошадей и разного оружия.

Слава о такой победе раснеслась по всей земле Русской. Многие завидовали такой славе, и больше всех – князь Игорь. Он сердился на князей за то, что не пригласили его идти вместе с ними, думал только о том, чтобы прославиться еще больше их, и для этого начал тайно готовиться к походу.

Не прошло и года, как храбрый князь Игорь победил половцев на реке Дон и принудил их бежать.

(слайд 4)

Весело пировали князья русские на завоеванной земле и гордо говорили: « Что скажут теперь князья и братья наши? Они победили половцев у себя дома и не смели идти в их землю, а мы уже в ней. Скоро будем и за Доном, где никогда не были отцы наши, истребим всех поганых и достанем себе славу вечную!»

Такая гордость и ненасытное желание прославиться никогда не остаются без наказания. Так получилось и с Игорем. Он хотел истребить всех половцев, а они объединились, собрали все свои силы и истребили его войско. Оставшиеся в живых были уведены в плен, в том числе и князь Игорь.

Однако Игорь вскоре бежал из плена. Сильное желание увидеть печальную супругу Ярославну, детей и народ свой заставило его решиться на такой поступок.

Вот этот неудачный поход и плен князя описаны в «Слове о полку Игореве».

(видеофрагмент слайд 5)

Весело пировали князья русские на завоеванной земле и гордо говорили: « Что скажут теперь князья и братья наши? Они победили половцев у себя дома и не смели идти в их землю, а мы уже в ней. Скоро будем и за Доном, где никогда не были отцы наши, истребим всех поганых и достанем себе славу вечную!»

Такая гордость и ненасытное желание прославиться никогда не остаются без наказания. Так получилось и с Игорем. Он хотел истребить всех половцев, а они объединились, собрали все свои силы и истребили его войско. Оставшиеся в живых были уведены в плен, в том числе и князь Игорь.

Однако Игорь вскоре бежал из плена. Сильное желание увидеть печальную супругу Ярославну, детей и народ свой заставило его решиться на такой поступок.

Вот этот неудачный поход и плен князя описаны в «Слове о полку Игореве».

(слайд 6)

Чтение фрагмента из «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» переводили многие поэты разных времен. Это и Аполлон Майков (19в), и Жуковский ( автор баллады «Светлана»), и поэт 20 века Николай Заболоцкий.

( чтение учителем «Вступления»)

Скажите, ребята, что поразило вас в этих отрывках? Что особенно запомнилось?

( ответы учащихся)

  1. Фольклорная основа «Слова».

Фольклорная стихия, несомненно, тоже нашла свое отражение в «Слове…» (Плач Ярославны, плач русских жен, плач матери Ярослава).

Типична для фольклора и гиперболизация. (Всеволод может веслами расплескать Волгу, а шлемом вычерпать Дон).

Фольклорными являются и образы битвы-пира, и бранного поля, отождествленного с мирной пашней, и образы волка, тура, сокола, с которыми сравниваются герои «Слова…».

Употребляет автор и характерные для фольклора постоянные эпитеты. Попробуем их отыскать.

  1. Когда вступил Игорь князь…

  2. Игорь к Дону воинов ведет…

  3. Долго ночь меркнет…

(Видеофрагмент слайд 7)

  1. Культурный резонанс.

Сюжеты «Слова» широко использовались в русской живописи. Особенно заметна картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».

( На экране картина В.М.Васнецова «После побоища…»)

(Слайд 8)

Ученик:

Большое историческое полотно было закончено Виктором Михайловичем Васнецовым в 1880 году.

Пали полки Игоревы.

Тут кровавого вина недостало,

Тут пир окончили храбрые русские

Сватов напоили и сами полегли

За землю Русскую.

Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри.

Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзенный стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоты совершенного подвига.

По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы: ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы.

На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт. Встает красная, как бы омытая в крови, луна. На степь ложится сумрак.

Картина Васнецова вызывает чувство преклонения перед павшими героями.

  1. Связь с музыкой.

Огромное впечатление произвело «Слово о полку Игореве» на композитора Александра Порфирьевича Бородина. Самой заветной мечтой его жизни стало создание оперы, в которой сочетались бы театральное действо, музыка и живопись.

Ученик:

Александр Порфирьевич Бородин был гениальным композитором, одним из создателей органической химии и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке.

Как много сделал он в своей жизни: написал 42 научные работы, несколько симфоний, много других музыкальных произведений, романсов и песен, блестящие статьи о музыке и музыкантах. Самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание русской оперы. Этой мечте суждено было осуществиться. Бородин изучал летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и другие. Все эти знания легли в основу оперы «Князь Игорь».

( звучит отрывок из оперы «Князь Игорь» слайд 8)

Скажите, ребята, какие ассоциации приходят вам в голову после прослушанного отрывка оперы?

( ответы учащихся)

  1. Проверочная работа. (На карточках)

  1. В каком веке появилась древнерусская литература?

  2. Какие жанры древнерусской литературы вы можете назвать?

  3. Какие произведения древнерусской литературы вам запомнились больше всего?

  4. Кто является автором «Слова о полку Игореве»?

  5. При каких обстоятельствах погиб первый сборник «Слова»?

  6. В каком княжестве правил князь Игорь?

  7. Кто из известных вам писателей и поэтов является переводчиком «Слова…»

  8. Какие приметы фольклора, встретившиеся на страницах «Слова», вы можете назвать.

  1. Итог урока.

Итак, ребята, какие выводы мы можем сделать, исходя из изученного на этом уроке? Соотнесите вами слова с эпиграфом к сегодняшнему уроку. ( Учитель еще раз прочитывает эпиграф)

(ответы детей)

«Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении, а не о победе. Не было на Руси единого сильного войска. Каждый князь воевал за свой город. Когда монголо-татары напали на Русь, князья не смогли уберечь народ от разграбления и плена. Было 3 тяжелых века. Русские платили дань. А ведь «Слово о полку Игореве» предупреждало об этом.

  1. Домашнее задание. Дочитать текст «Слова …» до конца, выучить наизусть вступление к «Слову…»

(Слайд 9)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск