Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной





Скачать 124.59 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной
Дата публикации04.10.2013
Размер124.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
План-конспект

урока русского языка во 2 классе

с использованием ИКТ
( УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н. Ф. Виноградовой).

Тема урока:

Слова-антонимы

Атнишкиной

Алевтины Александровны,

учителя начальных классов

I квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная

Школа № 7» г. Балаково

Саратовской области.

Балаково

2011 г

Дидактическое обоснование

Учебная литература
1. Русский язык: Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2/ С.В. Иванов- М.: Вентана- Граф, 2008.

Методическая литература
1. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана- Граф, 2008.

2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/ Сост. В. В. Волина.- М.: Просвещение, 1991.

3. Иванов С. В., Кузнецова М. И. Русский язык: Комментарии к урокам:2 класс.- М.: Вентана- Граф, 2008.
Тема урока: Слова-антонимы
Дидактическая цель:

– развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

– формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).
Тип урока: знакомство с новой темой
Технология: личностно-ориентированная, деятельностная
Задачи урока:
1.Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы».

2.Способствовать развитию образного мышления, связной речи.

3.Воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство любви к русскому языку.
Оборудование и обеспечение

  • компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран;

  • карточки для дифференцированной работы на уроке, для работы в парах, для работы в четвёрках.




Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.Организация класса

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.                                                     К. Г. Паустовский

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.(Слайд 1)

2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности. Повторение изученного ранее

а) постановка темы урока;

- Ребята, вы любите читать книги? Почему?

Книги бывают разными: художественными, научными. Но любая книга учит нас чему-то.(Слайд 2)

Бывают в этой жизни миги,
Когда накатит благодать,
И тут берутся в руки книги
И начинаются читать.

Вонзив пытливые зеницы
В печатных знаков черный рой,
Сперва одну прочтешь страницу,
Потом приступишь ко второй,

А там, глядишь, уже и третья
Тебя поманит в путь сама...
Ах, кто придумал книги эти –
Обитель тайную ума.
Сегодня мы с вами прочитаем одну научную книгу и узнаем много нового, но вот беда, на книге не написано название. Ребята, помогите. А я вам дам подсказку.

Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к ним пары из слов: ночь, весёлый, вход, день, грустный, выход.(Слайд 3)

-Что объединяет эти пары слов?

Тема нашего урока: «Слова-антонимы». А познакомиться нам с этой темой поможет книга, которая так и называться «Антонимы».(Слайд 4)

В ходе урока мы должны ответить на ряд вопросов: (Слайд 5)

1. Какие слова называются антонимами?

2. Какой частью речи могут быть антонимы?

3.Для чего нужны антонимы в речи?

В конце урока мы вернёмся ещё раз к этому слайду.

б) знакомство с этапами

урока;

В любой книге есть оглавление. В нашей книге «Антонимы» оно тоже есть.(Слайд 6)

в) повторение пройденного материала;

Оформление тетради.(Число Классная работа)

-Вспомним тему, изученную на предыдущих уроках. Что такое синонимы?(Слайд 7 ) Как по- другому назвать слова: пёс, конь, приятель, автомобиль, школьник. Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните орфограммы в записанных словах.

- Что общего в произношении и значении слов «синонимы» и «антонимы»?

3. Объяснение нового материала. (Слайд 8)

а) работа в четвёрках;

Приложение к уроку 1

Учитель повторяет правила работы в группах:

1.не выкрикивать, не шуметь, не мешать остальным ученикам в классе;

2.работать сплочённо, выслушивать мнения всех учеников;

3.группа выбирает ученика, который записывает ответы;

4.группа выбирает ученика, который защищает работу;

5. оценка работы каждого ученика в группе.

б) подбор синонимов;

(Слайды 9-11)


- На какие вопросы отвечают слова синонимы, какой частью речи они являются?

в) защита работ.

4. Физкультминутка. (Слайд 12)

Игра наоборот. Зарядка для глаз.

Если я подниму руки, то вы должны их отпустить и т. д.

Шаг вперёд- шаг назад

Присесть – встать

Руки в стороны-руки вместе

Руки вверх- руки вниз.

-Ребята , а как вы думаете, являются ли слова сказка- не сказка, простая не простая словами антонимами?

-Нет, не являются, потому что белый- чёрный, а если мы скажем белый- не белый, то это не обязательно чёрный, может быть и синий и красный и т. д.

6. Закрепление.

а) самостоятельная работа;

Приложение к уроку 2.
б) наблюдение за ролью антонимов в речи; антонимы очень часто используются в пословицах, загадках, там, где нужно противопоставление.

(Слайды 13-16)

Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко). (Слайд 17)
Послушайте стихотворение.

(читает ученик)

В этом стихотворении яблоко стало предметом спора. О чём спорят герои этого произведения? Найдите в нём слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок - высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка — далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок — тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое — зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

(Г.Сапгир)

с) творческая работа.

(Слайды 18,19)

Приложение к уроку 3.

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…

-Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?


7) Занимательный материал.

- Мы прочитали книгу под названием «Антонимы». У меня сегодня для вас есть ещё интересный научный материал.

Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. (Слайд 20)

8. Домашнее задание

1. Выучить правило, стр. 60;

2. Выполнить упр. 4, стр.61.

3. Выучить три пословицы,

в которых встречаются антонимы.

(Слайд 21)

9. Рефлексия деятельности (итог урока). Тест (Слайд 22)

1.Какие слова называются антонимами?

2. Какой частью речи могут быть антонимы?

3.Для чего нужны антонимы в речи?

- Если урок понравился, то поднимите руки вверх, если нет, то опустите их вниз.

(Слайды 23,34)



Доброе пожелание учителя. Мобилизация внимания на плодотворную работу.

Формирование личностных УУД

Формирование коммуникативных УУД.

Коммуникативное взаимодействие, беседа

Создание проблемной ситуации

Направляющая и контролирующая деятельность учителя.


Постановка учебной задачи.

Развитие умения работать со словарями, в данном случае с этимологическим словарём.


Организация работы в группах (четвёрках).

Организация работы с остальными учениками

класса.


Контролирующая и направляющая деятельность учителя.

Учитель подводит к выводу: слова – антонимы отвечают на один и тот же вопрос, т. е. являются словами одной и той же части речи.

Развитие коммуникативных и регулятивных УУД.

Создание проблемной ситуации: являются ли слова веселье и грустный антонимами?

Здоровьесберегающая деятельность на уроке.

Организация самостоятельной работы по учебнику и дифференцированной работы по карточкам. (сложный уровень- красная карточка- работа на 5, средний уровень- зелёная карточка- работа на 4, лёгкий уровень- жёлтая карточка- работа на 3)

Включение эмоционального компонента: «яркое пятно».

Направляющая роль учителя.


Включение эмоционального компонента: «яркое пятно». Формирование познавательных УУД.


Объяснение учителем, как нужно выполнять домашнее задание.

Направляющая деятельность учителя.
Выставление оценок.


Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Ответы детей.

Развитие связной речи.


Ответы детей: 1.Ночь- день, весёлый- грустный, вход- выход.

2.Эти слова противоположны по значению и отвечают на один и тот же вопрос.

Ответы детей: собака, лошадь, друг, машина, ученик.


Ребята читают правило на стр. 60 учебника.

3 группы по 4 человека

Ученики подбирают антонимы и записывают предложения в тетрадь.

Ответы детей: синонимы отвечают на вопросы: какой?, какая? и являются прилагательными.

1 группа работает с синонимами- прилагательными;

2 группа с синонимами- существительными;

3 группа с синонимами- глаголами.

Ответы детей: нет, потому что это слова разных частей речи.

Отдыхают от умственной деятельности, расслабляются. Слушают фонограмму песни из мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона».
Самостоятельная работа по учебнику на стр. 61, упр. 3.

3 человека работают по карточкам

разного уровня.
Ребята отгадывают загадки и называют антонимы; продолжают пословицы.

Дети записывают предложения с антонимами в тетрадь. Проверяем фронтально.

Работа в парах. Ребята изменяют текст, заменяя выделенные слова синонимами.

В итоге должно получиться:

И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.

Записывают в дневник.
Ответы детей.




Приложение 1
1 группа

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

Добро-_____________ , сила-___________ , лето ________ ,

мир ______________ , молодость ____________________ .
Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.
На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?
________________________________________________________________

2 группа

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

хороший -_____________ , толстый -_________________,

весёлый ______________, близкий __________________,

большой ____________________ .
Слова для справок: плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.
На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?


________________________________________________________________

3 группа
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

работать -__________________, любить -_________________ ,

смеяться __________________ , расцветать ______________ ,

приходить ____________________ .
Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать.
На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?


______________________________________________________________

4 группа (можно предложить, опережающее обучение)

Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.

рано -__________________, близко -________________________ ,

впереди -__________________ , сюда - ________________________ ,

здесь -____________________ .
Слова для справок: поздно, позади, там, далеко, туда.
На какие вопросы отвечают слова?

Какой частью речи они являются?

Приложение 2

Красная карточка- задание на «5»
Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

Задание: замени подчёркнутые слова антонимами и запиши их.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

_________________________________________________________________________

Зелёная карточка- задание на «4»
Подбери антонимы к словам

красиво –_______________, мороз – ___________________, рассвет – ________________,

родина – _______________, устный –________________,хорошо – ___________________,

чёрный – ___________________ .
Слова для справок: закат, уродливо, чужбина, письменный, плохо, белый, жара.

_____________________________________________________________________________


Жёлтая карточка- задание на «3»
В каждой пословице подчеркни антонимы
Мягко стелет, да жёстко спать.

Легко сказать, да трудно доказать.

Ученье – свет, а неученье тьма.

Приложение 3


Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь…
И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________, пишу я _______________. ________________ я ___________________ домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconУрок математики в 3 классе. Программа: «Начальная школа XXI века»...
Цели урока: сформулировать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconУрока математики в 1-б классе по программе «Начальная школа XXI века»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 с углублённым изучением отдельных предметов...
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconКонспект урока русского языка в 3-м классе (с презентацией) Тема:...
Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой....
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в начальной...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №21 с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы умк «Начальная...
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок составлен составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, утверждённого приказом...
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования...
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Образовательной...
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconКонспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» ( умк «Начальная...
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconРабочая программа по учебному курсу «Русскому языку» ( умк «Начальная...
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconКонспект урока ( литературного чтения 3 класс (1-4) по теме: Н. А....
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт ( умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой). Тема урока: Слова-антонимы Атнишкиной iconУрок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века»
Цель урока: познакомить с правилом написания безударных личных окончаний имен существительных 2-го склонения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск