Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений





Скачать 84.48 Kb.
НазваниеДроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений
Дата публикации26.06.2013
Размер84.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Из пособия:

Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2009.

§1. ЛИНГВИСТИКА - НАУКА О ЯЗЫКЕ

Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды, позвав гостей, Ксанф послал Эзопа на рынок и велел купить «самого лучшего, что есть на свете». Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, вареные, соленые. Ксанф удивился, а Эзоп сказал так: «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» На другой день Ксанф приказал купить «всего худшего, что есть на свете». И опять на столе оказались одни языки. Эзоп объяснил: «Разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!»

Роль языка в жизни человека огромна. Язык является для людей важнейшим средством общения.

Задание №1. Ответьте на вопрос. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете?

Наш предмет называется «лингвистика». Это слово произошло от латинского lingua – язык, значит лингвистика – это наука о языке. По-другому эта наука называется языкознание, что говорит само за себя.

Какой же язык является предметом изучения лингвистики – русский, французский, английский? Да, и они тоже. А еще китайский и древнегреческий, японский и иврит и все остальные языки, на которых говорят или говорили народы мира, а также языки жестов, детская речь, языки, используемые в программах современных компьютеров и многие другие. То есть мы на наших уроках будем говорить о различных видах и проявлениях языка человека и даже поговорим о том, есть ли свой язык у животных. Но больше всего внимания мы уделим общим закономерностям, которые свойственны многим (или даже всем) ныне существующим или существовавшим в древности языкам народов мира; мы будем говорить и о конкретных интересных явлениях в некоторых языках (например, в русском, французском, английском). Конечно, больше всего мы будем опираться на примеры и правила из русского языка, ведь это наш родной язык, и нам, как носителям русского языка, легче всего разобраться в его тонкостях.

Носитель какого-то языка - это человек, который знает его с рождения и для которого этот язык является основным средством общения.

Все вопросы, связанные с происхождением и общими законами языка человека, изучаются в общем языкознании в институтах и университетах. Однако, теперь, когда во многих школах углубленно изучают гуманитарные предметы, а также несколько иностранных языков, возникла необходимость во введении такого предмета в средней школе. Те интересные знания и полезные сведения о языке, которые вы получите на наших уроках, могут вам пригодиться при изучении родного и иностранных языков. Они будут нужны не только тем, кто потом станет лингвистом или переводчиком, но вообще любому образованному человеку.

Хотели бы вы узнать, почему так трудно бывает освоить произношение при изучении иностранного языка, откуда в русском языке появились непроизносимые согласные и беглые гласные? А как можно восстановить слова того языка, на котором говорили предки русских, французов, англичан, немцев, греков, индийцев, когда были единым племенем? И вообще – можно ли узнать, какие самые первые слова произнес древний человек? А теперь, когда есть компьютеры, надо ли учить разные правила?

Может быть, специальные программы, которые вводятся в память компьютеров и становятся все совершеннее, автоматически исправят любой текст, вводимый вами в компьютер? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в процессе изучения этой книги.

Лингвистика поможет вам понять, что многие языковые явления, которые кажутся непонятными, а потому иногда скучными, становятся интересными, когда мы узнаем о них что-то новое. Вот, например, многие дети считают скучной грамматику. Поэтому нередко школьники недолюбливают уроки русского языка – ведь на них надо учить правила и делать упражнения на закрепление полученных знаний. А если посмотреть на грамматику по-другому и увидеть в ней не скопление скучных, не очень понятных правил, а каркас дома - нашего знания языка? Если бы не было этого каркаса, то все слова, корни, суффиксы, окончания были бы просто свалены в кучу. Если бы у каждого слова не было своего места в предложении, мы бы не смогли выразить ни одной самой простой мысли. Мы живем в этом доме и не замечаем, как удобно и интересно он устроен, потому что рассматриваем только отдельные его части. А ведь «большое видится на расстоянии». Только посмотрев на родной язык в целом можно подметить его закономерности. Тогда и изучение иностранного языка тоже наполняется другим содержанием. Ведь теперь будет ясно, что надо не просто выучить новые слова и правила, а войти в новый дом. В чем-то он будет похож на наш, а в чем-то устроен совсем по-другому.

Лингвистика учит людей такому целостному подходу к языку, она поможет вам упорядочить те знания, которые вы получаете на уроках русского и иностранных языков, да и не только на них. Ведь язык является основным материалом для изложения фактов в любых науках.

Благодаря знакомству с основами языкознания изучение конкретных языков может стать для вас более интересным и увлекательным занятием.

Это интересно. Чтобы вы сами поняли, какая удивительная наука лингвистика, давайте посмотрим, как лингвисты отвечают на некоторые непростые вопросы, связанные со значением и происхождением слов.

1. Что обозначают части слов «бургер» в слове «чизбургер» и «бус» в слове автобус?

Рассмотрим сначала слово «гамбургер». Первоначально оно обозначало «шницель по-гамбургски» и было образовано от названия города Гамбурга, где этот шницель сделали впервые. Пишется оно по-английски hamburger. Люди обычно не вспоминали о Гамбурге, когда заказывали это блюдо. Многие думали, что это название как-то связано с английским словом «ham» – ветчина, окорок. А когда стали делать такой шницель с кусочком сыра сверху, от старого названия оторвали «ham» и вместо него поставили «cheese» – сыр. В слове «чизбургер» вторая половина осталась от слова, связанного с Гамбургом, о котором теперь уже никто не вспоминает, говоря о шницеле, вложенном внутрь булочки.

В слове автобус часть «авто-» значит по-гречески «сам». История же части «-бус» очень необычна. Первый вид общественного транспорта (многоместная конная карета) был назван латинским словом «омнибус». В переводе с латинского omnibus обозначает «всем, для всех». Это форма дат. падежа мн. ч. слова omnis (весь), образованная с помощью окончания «-ibus». Как ни странно, это окончание и стало в дальнейшем основой названий многих видов транспорта: автобус, троллейбус («троллей» по-английски «ролик»), аэробус («аэр» по-гречески «воздух»). Выходит, часть «-бус» в этих словах сейчас ничего не значит, хотя сейчас в сознании людей она прочно связана с видами транспорта. А в английском языке сочетание «бус» стало даже не частью названия транспорта, а целым словом: англичане называют автобус «bus» [бас].

2. Как произошли слова «шаромыжник» и «Одесса»?

Слово «шаромыжник» произошло от французских слов «cher umi» (дорогой друг). Так обращались к тем, у кого просили подаяние, французские беженцы, солдаты, раненные после отступления армии Наполеона в 1812 году. Сейчас слово «шаромыжник» обозначает «человек, который любит поживиться на чужой счет, жулик». Слово «Одесса» по одной из версий его происхождения – это вывернутое наизнанку «assez d’eau» (воды достаточно), как якобы сказал основавший Одессу французский эмигрант де Рибас (отсюда, кстати, название главной улицу города – Дерибассовская).

3. Являются ли родственными слова «атом», «том», «анатомия»?

На уровне современного русского языка трудно уловить связь между словами «том», «атом» и «анатомия». Но если проследить историю происхождения этих слов от греческого слова «томос» (часть), то становится ясно, что их связывает: том – часть книги, как бы отрезанная от нее, атом – придя в латинский язык, это слово обозначало «неделимый» («а» – приставка отрицания), а анатомия – наоборот, разделение, рассечение («ан» – вариант приставки «а», а двойное отрицание приводит к первоначальному значению).

Языкознание имеет долгую историю развития. Во все времена люди, общаясь между собой, сталкивались с такими проблемами: как лучше выразить свою мысль, какими словами легче убедить в чем-то собеседника? С появлением письма возникли трудности, связанные с обучением грамоте. Наконец, приходилось задумываться об устройстве языка, когда надо было общаться с людьми другого племени, народа, осваивать чужой язык. Все это заставляло людей подмечать в языке какие-то закономерности, а потом и формулировать языковые правила.

Это интересно. Считается, что первый настоящий труд по грамматике появился в древней Индии в 4 веке до н. э.. Исследования языковых явлений проводились ещё раньше, например, в Древней Греции. Но это были лишь отдельные высказывания о языке у великих греческих философов – Гераклита, Демокрита, Платона. В сочинениях Аристотеля (4 век до н.э.) уже встречаются грамматические описания, например, глагола. Древним грекам принадлежит заслуга в создании науки риторики, которую назвали также искусством красиво говорить. В теоретической науке о языке греки заложили основы деления на части речи, склонения по падежам и многих других явлений, знакомых каждому современному школьнику. В Древнем Риме продолжили традиции греческого языкознания. Из тех времен пришли к нам многие лингвистические понятия. Термины «гласный и согласный звуки», «имя», «глагол», «наречие», «падеж», «наклонение», «предложение» и т. д. в большинстве своем являются переводами греческих и латинских терминов.

Совсем другой была китайская традиция изучения языка. В китайском языке нет склонений, спряжений, поэтому для него не так важна грамматика (первая грамматика китайского языка появилась только в конце XIX века под европейским влиянием). Зато в Китае важнейшим делом стало составление словарей. Ведь грамотному китайцу, чтобы читать книги, надо запоминать написание тысяч слов, каждое из которых обозначается иероглифом или сочетанием иероглифов.

В средние века большим вкладом в науку о языке стали арабские грамматики – языковые явления в них были описаны точнее и детальнее, чем в древнегреческих и древнеримских.

Во всех странах, где развивалось языкознание, интерес к языку не был основан лишь на человеческой любознательности. Грамматики, словари, пособия по риторике составлялись прежде всего с практической целью – переводить религиозные тексты, помогать готовить публичные выступления, писать стихи и т. д. В XV – XVI веках появились труды, описывающие разговорные языки Европы: испанский, итальянский, потом французский, английский и другие. Стало возможным сравнивать устройство разных языков, выявлять в них различия и, что очень важно, общие закономерности.

Более позднее развитие лингвистической науки представлено в огромном количестве грамматик, словарей, учебных пособий, научных трактатов. Идеи, которые появились у исследователей-языковедов, дали начало многочисленным направлениям и ответвлениям науки о языке. Со многими языковыми явлениями, открытыми в разное время, вы познакомитесь в нашем курсе.

Лингвистика не существует сама по себе. Она связана со многими науками. Более того, опираясь именно на языковые факты, ученые делают открытия в различных областях знаний. Например, в истории. Вот один из примеров. На рубеже XVIII и XIX веков лингвисты, сравнивая слова из языков разных народов, разделенных десятками тысяч километров, пришли к выводу о том, что народы эти – близкие родственники, дети одного племени, так как языки их восходят к одному праязыку (т. е. прадедушке этих языков). Обнаружилось, что существует большая группа индоевропейских языков, объединяющая в одну семью индийцев, русских, немцев, французов, англичан и множество других народов. Это был переворот в сознании людей, до этого враждовавших, а теперь осознавших себя братьями и сестрами.

Или вот еще пример – медицина. Казалось бы, уж она-то с лингвистикой никак не связана. Однако лингвисты могут помочь медикам поставить диагноз некоторым больным. Известно, что при травмах головы может нарушиться речь человека. Так вот, выяснилось, что по тому, какие ошибки делает больной в речи (например, неправильно согласовывает слова или пропускает глаголы), можно точно установить, какие участки головного мозга повреждены.

Связана также лингвистика с математикой и кибернетикой (наукой об управлении, связи и переработке информации). Созданные на основе кибернетики современные компьютеры, как вы, наверное, уже знаете, могут «разговаривать» с человеком, задавая ему те или иные вопросы и в зависимости от полученных ответов выполнять необходимые действия. Сегодня уже создано немало компьютерных программ – переводчиков с одного языка на другой. Конечно, пока эти программы делают переводы гораздо хуже профессиональных переводчиков. Но у компьютеров есть большие преимущества – очень высокая скорость осуществления операций и огромная память. Поэтому программы–переводчики могут быть очень полезны человеку. Для их создания необходимо сотрудничество математиков-программистов с лингвистами.

Вот какая интересная наука лингвистика. Оказывается, она нужна человеку для усвоения знаний во всех областях жизни и деятельности. Конечно, нельзя ожидать от лингвистики чудес даже в области изучения языков, например, начал ее изучать – и тут же стал грамотнее писать. Она может объяснить человеку, откуда взялись в языке те или иные правила, чем отличаются правила одного языка от правил другого языка. Тем самым она делает изучение языков более осмысленным, а следовательно, более глубоким.

РЕЗЮМЕ

1. Лингвистика (языкознание) – это наука о языке человека.

2. Носитель языка – это человек, который знает его с рождения и для которого этот язык является основным средством общения.

3. Общее языкознание помогает человеку упорядочивать знания, которые человек получает в любой науке. Особенно полезно оно для более глубокого изучения родного и иностранного языков.

4. Лингвистика связана со многими науками – историей, математикой, кибернетикой, медициной и рядом других.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconПлан-конспект урока во 2-ом классе
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconКонспект занятия «День России»
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconТема урока: Главные направления эволюционного процесса
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconКонспект урока История религий в России. Православное христианство...
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconКураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие...
Основы православной культуры (опк), подготовлен протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconРусский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы : пособие...
Абрамова, С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы : пособие для учителей общеобразоват учреждений / С....
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconУрока
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс)
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconПрограмма по русскому языку для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений...
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений, Дейкина А. И. Власенков, Л. М....
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconПрограмма по предмету «История»
«История России» предметной линии учебников под редакцией А. Н. Сахарова 6-9 классы (Сахаров А. Н. История России. Программы. 6-9...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconФакультативный курс «Просто – душа живет». Изучение литературы Серебряного...
В наше «бездуховное» время необходимо воспитывать школьников на поэзии, утверждающей ценность души человека, открывающей ее связи...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультативный курс “Основы Flash-анимации” предназначен для учащихся, владеющих начальными навыками работы на персональном компьютере...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconРабочая программа По географии уровень образования (класс) основное общее образование
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват учреждений...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconЕ. В. Чуфистова протокол № от 2013 г. «Утверждаю»
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по умк русский язык. 5...
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразоват учреждений iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»...
«Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, Л. А. Неменской и др. 1-4 классы: пособие для учителей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск