Скачать 1.54 Mb.
|
Программа по предмету «История» для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования раздел «История», Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы по истории на ступени основного общего образования, программы «Всеобщая история» предметной линии учебников под редакцией А.О.Чубарьяна 5-9 классы (Всеобщая история. Программы. Предметная линия учебников под реакцией А.О.Чубарьяна. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [В.И.Уколова, В.А.Ведюшкин, А.В.Ревякин и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.), программы «История России» предметной линии учебников под редакцией А.Н.Сахарова 6-9 классы (Сахаров А.Н. История России. Программы. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.Н.Сахаров, А.А. Левандовский, Е.Е. Вяземский. – М..: Просвещение, 2011. – 144 с.) Цель и задачи: Главная цель изучения истории — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачи изучения истории в основной школе:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «История» Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:
Курс истории обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
Учебный предмет «История» призван помочь школьникам осознать ключевые события мировой и отечественной истории, важнейшие тенденции развития России, стран Запада и Востока в контексте всемирной истории для полноценного участия во всём многообразии реальной жизни. Особое внимание в программе уделяется выявлению и раскрытию многообразных связей исторического прошлого с процессами, протекающими в России, современном мире и обществе. Место и роль исторического знания в образовании молодёжи обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные, мировоззренческие, духовно-нравственные функции исторического образования осознавались и использовались в разных обществах с давних времён до наших дней. В современной России образование в целом и историческое в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Роль предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что представляют собой российская государственность, российская цивилизация? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность, могут ли они оказать влияние на будущее? Ответы на эти глубокие мировоззренческие вопросы предполагают осознание школьниками своей этнической, культурной, религиозной общности, восприятие ими основополагающих ценностей российской цивилизации и исторического опыта мировых цивилизаций, которые сформировались в процессе исторического развития России с древности до наших дней, освоение знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Формирование современного информационного и коммуникативного пространства усиливает значимость этой функции исторического образования. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании Основу программы по истории составляют следующие содержательные линии:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений; - процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей, обусловившие полиэтничный, многоконфессиональный и поликультурный характер общества; - образование и развитие государств в последовательной смене исторических эпох, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы; - социальные движения, соотносимые с определёнными периодами развития государств и общества; - эволюция внешней политики и положение государств в европейской и мировой политике в результате как открытых вооружённых конфликтов, так и дипломатических манёвров и компромиссов; - развитие духовной и художественной культуры, научных знаний и системы образования; - эволюция повседневной жизни и быта представителей различных социокультурных слоев общества, изменения их ценностных ориентиров и потребностей, представлений о себе и окружающем мире.
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; - формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); - образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; - история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; - развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории. Сквозная линия — человек в истории с древнейших времён до наших дней — предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей. Программа по курсу «История» рассматривает характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Поэтому программа курса играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создаёт предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
В основной школе история изучается с 5 по 9 класс: всеобщая история с 5 по 9, история Отечества с 6 по 9 с древности до наших дней. Количество часов на предмет «История» по учебному плану гимназии составляет в 5, 6, 7, 8 классах 70 учебных часов в каждой параллели из расчета 2 учебных часа в неделю, в 9 – 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю. Изучение курсов отечественной и всеобщей истории в 5, 6, 7 классе происходит последовательно, в 8 и 9 классе – синхронно-параллельно. В ряде случаев предусматривается объединённое изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории, например, тем по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельных вопросов истории культуры и др. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории. В соответствии с учебным планом курсу истории предшествует курс «Окружающий мир», включающий элементарные знания по истории Отечества и Всемирной истории. Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умение выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов - формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры; - понимание роли социально активной личности в истории; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; - выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях, осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.), владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности и способы решения познавательных задач; осуществлять самоконтроль и самооценку. - умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания; вносить необходимые коррективы; - умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; - умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). Предметные результаты: - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность: анализ исторических источников, выявление предпосылок и причин исторических событий, сопоставление целей и результатов деятельности социальных групп и исторических личностей, объяснение фактов, сопоставление различных суждений; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. - формирование умения рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений сравнивать исторические факты, явления, процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. Частные предметные результаты: В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: - указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; - группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: - читать историческую карту с опорой на легенду; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): - рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; - характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; - на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); - соотносить единичные исторические факты и общие явления; - называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; - излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: - применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в пол и культурной среде; - способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Названные достижения проявляются как в учебных ситуациях (в устных и письменных ответах, подготовленных материалах и т. д.), так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старших поколений в окружающей среде.
БЛОК 1. ИСТОРИЯ РОССИИ |
Тематический план по предмету : история Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | Рабочая программа по предмету «история» для 11 «А» класса на 2014-2015 уч год К учебнику: Улунян А. А., Сергеев Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс. Просвещение | ||
Рабочая программа по учебному предмету история Новая история для 7-8 классов авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.... | Рабочая программа по учебному предмету история Новая история для 7-8 классов авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.... | ||
Программа по учебному предмету «История Красноярского края» составлена... На изучение учебного материала по учебному предмету «История Красноярского края» Базисным планом Городокской средней общеобразовательной... | Рабочая программа по учебному предмету «История» А. а вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. «История древнего мира», «Просвещение»,2007г | ||
Рабочая программа по предмету История для 9 Мон рт «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2011/12 учебном году» и распределяется следующим образом: «Всеобщая история.... | Рабочая программа по предмету «История» 10 класс Разработчик: Сошникова... Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,... | ||
Рабочая программа по предмету «История» 9 класс Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса общеобразовательных... | Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история История древнего мира 5 класс» ( 2011 г), опирается на Стандарт основного общего образования... | ||
Рабочая программа по предмету «история», 5 класс Авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. М.: Просвещение, 2008 год | Учебному предмету "история" учителя истории и обществознания Вислогузовой... Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе авторских программ «История России 6-11 кл.» А. А. Данилова и Л.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «История России XX -начало XXI века» «Всеобщая история» Программа курса «История России 20-21 века» для учащихся 9 класса разработана на основе и соответствует требованиям | Рабочая программа по предмету “Всеобщая история. Новейшая история... Мо РФ 2004г и авторской программы «Но-вейшая история ХХ века» Алексашкиной Л. Н, соответствующей Федеральному компоненту государственного... | ||
Примерный перечень вопросов по предмету «История международных отношений и мировой политики» История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем | Рабочая программа по учебному предмету история «История России» разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы... |