Скачать 108.88 Kb.
|
Учитель биологии высшей категории МОУ- СОШ №28 г. Белгорода Золотарева Елена Михайловна Педагогический стаж 33 года. В названной школе- 33 года. Награждена Почетной грамотой управления образования и науки Белгородской области, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ Биология, 10 класс Тема урока: Главные направления эволюционного процесса Цель урока: создать благоприятные условия для формирования важнейших понятий: типы эволюционных изменений, основные направления эволюции органического мира, биологический прогресс и регресс; выяснить роль человека в сохранении биологического разнообразия на Земле. Задачи урока Обучающая: выяснить с учащимися основные типы эволюционных изменений; главные направления эволюции; конкретизировать проявление биологического прогресса и регресса. Развивающая: сравнить различные типы эволюционных изменений; определить показатели главных направлений эволюции; выяснить причины вымирания видов. Воспитательная: на конкретных примерах показать значение человека в сохранении видового разнообразия; выявить в совместной беседе роль учащихся в сохранении окружающей природы. Тип урока: Урок введения и усвоения нового материала Основные приемы работы:
На уроке используются элементы методики интенсивного обучения В.Ф.Шаталова Методика интенсивного обучения Шаталова В.Ф. Педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методическим требованиям, а именно: 1. Концептуальность образовательной модели Концептуальную основу образовательной модели В.Ф.Шаталова составляет идея о том, что эффективная технология обучения позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а также создания благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности. 2. Системность учебно-воспитательного процесса Системность образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой учебно-воспитательного процесса. Основные категории технологии обучения В.Ф.Шаталова- опорные сигналы и опорные конспекты- основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным процессом базируется на категориях «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль». Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова- весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах на уроке моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы- общепринятые научные понятия, формулы, графики. Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения. Обязательно включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний. 3. Управляемость учебно-воспитательным процессом Диагностическое целеполагание- как неотъемлемый элемент технологии обучения- в образовательной модели Шаталова определяется как гарантированное каждому ученику знание предмета в соответствии с Государственным образовательным стандартом. На его основе проектируется процесс обучения, проводится поэтапная диагностика и коррекция учебно-воспитательного процесса. Учет и оценивание знаний в технологии обучения В.Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль. О воспроизводимости и жизнеспособности данной технологии обучения свидетельствует опыт многих педагогов, использующих ее в преподавании самых разных предметов: не только физики и математики, но и химии, и русского языка, истории и даже музыки и мировой художественной культуры. Что касается такого критерия, как эффективность, сошлемся на мнение специалистов, работавших с использованием данной технологии обучения. «Методическая система В.Ф.Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач- приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях». М. Скаткин Заключение Таким образом, мы видим, что образовательная модель В.Ф.Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость Средства обучения -Таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация у растений», «Ароморфоз у животных», «Развитие органического мира». - Гербарные экземпляры растений. - Таблицы с изображением различных отделов растений, отрядов и типов животных. Ход урока I. Актуализация знаний
II. Изучение нового материала 1. Основные типы эволюционных изменений (Лекция, самостоятельная работа в группах, вычерчивание схемы, беседа) Типы эволюционных изменений Параллелизм Конвергенция Дивергенция Параллелизм Образование сходных признаков у родственных организмов в сходных условиях. Примеры: ластоногие- китообразные Самостоятельная работа учащихся в группах. Работа с текстом § 63, стр. 230, рис. 89, стр.231 Конвергенция Схождение признаков у неродственных организмов под влиянием одних и тех же факторов среды. Примеры: крылья птицы и бабочки Самостоятельная работа учащихся в группах. Работа с текстом § 63, стр. 230, рис. 90, стр.232 Дивергенция Расхождение признаков у родственных организмов в связи с адаптацией к новым жизненным условиям. Примеры: класс млекопитающих распался на отряды. Самостоятельная работа учащихся в группах по таблице на доске «Дивергентная радиация» § 63, стр. 230- 231 Выводы - Какой тип эволюционных изменений наиболее важный и почему? - Каково значение всех типов эволюционных изменений? 2. Биологический прогресс и регресс Беседа, самостоятельная работа по заполнению таблицы.
Основные линии эволюции были определены Российскими учеными А.Н.Северцовым и И.И.Шмальгаузеном Главные направления эволюции Ароморфоз Идиоадаптация Дивергенция (Арогенез (Алогенез) (Катагенез, Морфофизиологический морфофизиологический прогресс) регресс) Лабораторная работа «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»
3. Соотношение путей эволюции Объясните схему соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией. Работа с текстом § 63, стр. 236 и у доски. Вывод: Роль человека в сохранении видового разнообразия на Земле Какова связь между биологическим прогрессом и регрессом и деятельностью человека? Диспут Как человек влияет:
В чем польза и вред ядохимикатов?
Выводы: III. Задание на дом - Параграф 63. Вопросы стр.236 - Дополнительные задания: - Составить схему соотношения путей эволюции. - Написать реферат на тему «Все тесно связано вокруг…». - Составить схему дивергенции в классе птиц или млекопитающих IV. Выставление оценок. Подведение итогов V. Закрепление 1. Назвать типы эволюционных изменений:
2. Какие направления эволюции могут привести к биологическому прогрессу? 3. Какое направление эволюции поднимает организмы на более высокий уровень? 4. Какое самое главное условие в деятельности человека по отношению к окружающей природе? РЕФЛЕКСИЯ
АРОМОРФОЗ ИДИОАДАПТАЦИЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ
Биологический прогресс и регресс
|
Основные направления эволюционного процесса (2 часа) ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Рассмотреть основные направления эволюционного процесса и выявить соотношения направлений эволюции по А. Н. Северцову | ||
План-конспект урока главные и второстепенные члены предложения Тема и номер урока в теме: «Главные и второстепенные члены предложения», урок №9, «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | Тема урока: «Главные члены предложения» Будем находить и выделять главные члены предложения – грамматическую основу предложения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: углубить и расширить знания о виде, как о центральном компоненте эволюционного процесса, и его критериях | Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | ||
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе тема урока.... Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище | Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина... Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения) | ||
Урока по русскому языку в 5 классе Тема Знать: что такое управление; какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетании | Приказ № от июня 2012 года Программа развития Государственного бюджетного... В ней отражены и определены тенденции изменения, главные проблемы и задачи, представлены концептуальные направления развития, меры... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего» (9 класс) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: закрепить и систематизировать знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование,... | ||
1. Охарактеризуйте главные проблемы и основные направления средневековой... Охарактеризуйте главные проблемы и основные направления средневековой философии. Назовите основных представителей и дайте краткую... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: объяснить сущность опричнины, ее цели и последствия; охарактеризовать главные направления внешнеполитической деятельности... | ||
Тема урока: Стиль в интерьере дома Они создавали не перегруженные, но комфортабельные жилища, отражающие главные качества их искусства: декоративность и графичность,... | Тема урока Тип урока Представление об основных тенденциях развития литературного процесса, темах и проблемах, актуальных для данного периода времени |