Скачать 58.16 Kb.
|
Тема: Обобщение и систематизация изученного об односоставных и неполных предложениях (урок-практикум) ( розвиток творчих умінь та навичок учнів) Конспект уроку з російської мови 8 клас Вчитель: Козяр Світлана Іванівна Тема: Обобщение и систематизация изученного об односоставных и неполных предложениях (урок-практикум) Цели: обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме, развивать творческие умения учеников. Оборудование: портрет И. Репина, репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна», учебные тексты. Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений. С русским языком можно творить чудеса. К. Паустовский ХОД У РОКА
II. Актуализация опорных знаний Беседа — Охарактеризуйте односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. — Охарактеризуйте односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. — Расскажите об особенностях строения и употребления неполных предложений. III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Сегодняшний урок — это урок повторения и обобщения известного, это урок «приложения сил». Вы станете писателями, художниками, поэтами, журналистами, репортерами... На этом уроке, как и на всех уроках русского языка вообще, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, поэтам, художникам. IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. «Искусствоведческое эссе» (представление картин известных русских художников) Виды односоставных предложений, их роль в речи ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ Великий русский художник И. Е. Репин любил Россию, русский народ, верил в его творческие силы. В своих картинах он стремился передать свое восхищение русским характером. Репин высоко ценил основателя знаменитой га(л, лл)ереи Павла Михайловича Третьякова. Художник написал его портрет. Живописец изобразил Третьякова в одном из залов созда(н, нн)ой им га(л,лл)ереи. Золоче(н, нн)ые рамы картин, на фоне которых сидит немолодой человек в темном сюртуке. Тонкое лицо. Рука с подчеркнуто белым и артистичными пальцами. Задумчивый взгляд умных глаз, скромность, инте(л, лл)игентность. С помощью контраста автор раскрывает богатую натуру Третьякова. Тридцать лет собирал Павел Михайлович картины русской живописной школы. Свое собрание он подарил Москве. Задание * Сформулируйте главную мысль текста. * Произведите орфографический разбор выделенных слов. * Выясните лексическое значение слова «галерея». * Назовите односоставные предложения. Объясните их роль в тексте 2. Свободный диктант Употребление односоставных предложении в речи ГОЛУБАЯ ВЕСНА Василий Николаевич Бакшеев — большой мастер пейзажа. Особенно любил художник весну. Образ природы в «Голубой весне» девически нежен, прозрачно чист. Это спокойное, радостное состояние природы Первая зелень. Пробуждение природы. Пахнет прелым листом. Дружный хор молодой зеленой листвы. Жадно ввысь устремились березки. Теплый, душистый воздух. Дышится легко и свободно. Ажурные верхушки деревьев с розовато – желтым опереньем их веток. Весенние тени на земле. Но самое главное — это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием. Глаз невольно охватывает и безмерное море неба, и прелую землю с весенними тенями, и кружево тянущихся вверх 6ерезок. «Голубая весна» — это удивительно цельный и поэтичный образ весны. Задание * Определите главную мысль текста. * Составьте план текста. * Напишите диктант, используя односоставные предложения. 3. «Проба пера» (сочинение-миниатюра по данному началу) Для I группы — создание миниатюры по данному началу с использованием односоставных и двусоставных предложений. 1) Пушкин — один из самых умных людей на свете — и нас делает ум- нее. Читая его книги... 2)Читая Пушкина, мы становимся лучите. В нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства...
II группа получает листочки со стихами А. С. Пушкина; ученики должны через некоторое время выразительно прочитать текст, обозначить грамматическую основу, указать, чем она выражена, подчеркнуть орфограммы и пунктограммы. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой! Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся поло мной, угрюмый океан. (А. С. Пушкин) 4. « Юные литературоведы» (сравнительный анализ текстов) * Сравните два отрывка, озаглавьте их, определите тему и основную мысль. * Укажите, как раскрывается основная мысль, какие средства выби- рает автор для выражения своего отношения к высказываемому. 1) Голо и неприветливо в лесу. Либо стоит гнетущая тишина, либо рвется и завывает в черных ветвях промозглый ветер. Часто сеет холодная морось, а чуть подморозит — начинают кружится ленивые белые мухи. Стихает ветер, ни зверя, ни птицы, будто все кругом вымерло. (По Б. Тимофееву). 2) Пробушевала метель — и волшебно преобразился лес. Тихо стою в лесу. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойном кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь как пригожи! (По Д. Зуеву) 4. Коммуникативный тренинг (составление и разыгрывание диалогов и монологов) Задание I Составьте диалог врача и больного. Почему в вопросах врача будут преобладать определенно — личные предложения (Как себя чувствуете? На что жалуетесь? и др.),, а в ответах больного — безличные предложения (Больно глотать; ломит в суставах; больно глазам; тошнит; не хочется ничего делать и др.)? Задание 2 Составьте монолог врача, дающего инструкции родителям больною малыша, с использованием слов, выражающих возможность, невозможность, необходимость, желательность действий (необходимо следить за ...; надо давать...; желательно рано укладывать...; нельзя охлаждаться...; нужно проветривать...; рекомендуется..., и т. п.). Какие предложения используются при этом? Как выражается в них сказуемое? К какому стилю речи можно отнести данный монолог? V. Рефлексия. Подведение итогов урока Учитель. Выразительные возможности односоставных предложсний так богаты,, что для их изучения досконально потребовалось бы еще много уроков... Сегодня вы убедились в богатстве языковых средств русского языка, его способности выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных конструкций. Вы научились распознавать все виды односоставных предложений и уместно употреблять их в устной и письменной речи. VII. Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру (7—8 предложений) на свободную тему в любом жанре с использованием односоставных предложений. |
Урока «Обобщение и систематизация изученного о сложноподчи- ненных предложениях» Н. А. Сенина. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. Предпрофильная подготовка | Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час) | ||
Урока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения» Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | Простое предложение: тире и двоеточие Напоминаю: Тире и двоеточие употребляются в предложениях с составным именным сказуемым, с однородными членами и обобщающими словами,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Систематизация и обобщение изученного о простом и составном глагольном сказуемом | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала. Тригонометрический турнир | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного) | ||
Урока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе» Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности | Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация... Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | ||
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (по программам М. Т.... Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение... | Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные – отрабатывание навыков сложения и вычитания рациональных чисел, обобщение и систематизация изученного материала,... | Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение... Климов Иван Александрович – кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов гу-вшэ, старший научный сотрудник... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать умение правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные | Урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного.... |