Проект
в 3 группе «Светлячки»
«Семья – глазами ребенка!»
Проект «Семья глазами ребенка»
Автор проекта: Сенотрусова Светлана Сергеевна г. Чита 2013 год
Продолжительность проекта: две недели
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители и воспитатель группы
Тип проекта: Взросло-детский, познавательно-речевой, творческий
Актуальность проекта: Скомпенсировать натиск современного образа жизни, характерный высокой активностью, большими объемами информации, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, способна только семья. Семья - опора, семья - тепло и комфорт, семья - любовь и забота. Мир каждой семьи удивителен. Порой сами родители не знают своих потенциалов в общении со своими детьми. Ничто так не объединяет семью, как совместная деятельность, которая интересна всем членам семьи. Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно - образовательную микросреду - образовательное пространство.
И семья, и дошкольное учреждение по своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.
В этом проекте мы и попытаемся приоткрыть некоторые «семейные тайны» наших детишек.
Задачи: Формирование у детей осознанно-правильного отношения к семье, себе, как неотъемлемой части своей семьи.
Обеспечение психологического благополучия ребенка и удовлетворение психических, эмоциональных и социальных потребностей ребенка в группе и семье;
Помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей
Уточнить и углубить знания детей о своих родственниках, родственных связях и членах семьи; Дать детям представление о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы и устои; Создавать условия поддержания интереса для успешного выполнения задания;
Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности; Развивать речевые умения детей вести монолог и диалог, рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт; Воспитывать любовь и уважение к своим близким.
Этапы работы над проектом: 1 этап – определение темы; составление плана и распределение заданий детям; сбор информации;
2 этап – реализация проекта;
3 этап - презентация проекта; Ожидаемые результаты
От детей:
1.Развитие коммуникативных навыков, стабильного эмоционального состояния в семье, отзывчивости, доброжелательности, неконфликтного поведения в семье.
От родителей:
1.Повышение уровня педагогической культуры.
2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества, подготовка их ребенка к социальным отношениям Перспективное планирование работы по проекту.
Число. День недели
|
Содержание работы
| Число. День недели
|
Содержание работы
| 8 апреля
| чтение художественной литературы;
разучивание песен, стихов на семейную тематику;
Строительные игры «Мебель для дома».
| 15 апреля
| Обсуждение и рассказы детей о своих семьях.
Организация игровой деятельности: Дидактические игры: «Назови ласково», «Я знаю пять имен девочек (мальчиков)»
| 9 апреля
| Рассматривание «Семейного дерева» - презентация
Рассматривание альбома
| 16 апреля
| Анкетирование родителей, Составление мини-рассказов о том, почему именно так назвали своего ребенка;
| 10 апреля
| Беседы о семейных традициях, увлечениях, интересах.
Работа с семейными фотографиями.
| 17 апреля
| Оформление выставки детско-родительских работ «Мой малыш». Подбор материала для консультаций.
| 11 апреля
| Рисование картин «Моя дружная семья» Тест
Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственнику», «Если папу зовут…, то отчество сына будет…»
| 18 апреля
| Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»,
Беседа «Профессия моей мамы (моего папы, бабушки, дедушки)»
| 12 апреля
| Изготовление птицы «Семейного счастья». Обработка материалов диагностических исследований.
| 19 апреля
| Защита проекта.
|
Приложения
Чтение художественной литературы:
Потешка
«Как у нас семья большая»,
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят;
Два учиться хотят;
Два Степана у сметаны
Объедаются;
Две Дашки у кашки
Питаются;
Две Ульки в люльке
Качаются;
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
| Я. Аким «Моя родня»
Моя родня
Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
| Я. Аким «Кто кому кто?»,
– Бабушка, бабушка, я чья дочка?
– Ты Федина дочь, моего сыночка.
– Мой папа большой, а совсем не сыночек!
– Сыночек. Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
– Да разве у дочки мы были? У тёти!
– Тётю твою я в люльке качала…
– Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
– Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься… Хитрое дело…
– Бабушка, что-то у нас пригорело!
– Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало!
Бородицкая М.Я. - "Ждем брата"
|
Конспект занятия «Птица счастья»
Тема: «Птица счастья»
Задачи:
Предложить создать в аппликации образ «птицы счастья», передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.
Познакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.
Развивать зрительный контроль действия рук. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
Ход занятия:
Организационный момент.
Основная часть.
Вступительная беседа.
Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей).
Сейчас я расскажу вам легенду о Птице счастья.
Одна из поморских легенд рассказывает, что первую птицу счастья сделал отец тяжело больного мальчика. Ребенок спросил отчаявшихся родителей «Может быть, я поправлюсь, когда настанет лето и снова прилетят птицы?». И тогда отец, уже не веривший в то, что его сынишка доживет до лета, смастерил птиц из деревянных щепок и развесил в избе. Легкие, почти невесомые птицы парили в воздухе, как будто живые, и мальчик, увидев их, начал улыбаться, потом попросил, есть и стал поправляться. Увидев ребенка живым и здоровым, пораженные случившимся чудом односельчане стали просить своего соседа сделать им деревянных птиц, приносящих счастье. Так и возник этот народный промысел, а птиц с тех пор считают в народе чудесными хранителями детей и семейного счастья
- Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».
- Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д. ). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.
Объяснение задания.
- Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).
- Теперь возьмите трафарет и обведите его по контуру. Это будет заготовка туловища нашей птицы.
- Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура. (дети самостоятельно вырезают силуэт птицы).
- Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.
- Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.
Самостоятельная творческая деятельность детей.
Организация выставки.
- Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.
Рассматривание и анализ детских работ.
- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
- Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)
Результаты диагностических исследований.
Тест «Рисунок семьи»
Одним из методов изучения семьи является "Рисунок семьи", применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений (особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых). Для решения поставленной задачи была использована методика "Моя семья". (Г. Т. Хоментаускас.) Рисунки анализировались по системе оценки благоприятной семейной ситуации:
тревожность;
конфликтность в семье;
чувство неполноценности в семейной ситуации:
враждебность в семейной ситуации.
Анализ рисунков детей показал следующие результаты: благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображение общей деятельности всех, хорошее качество линий, имеет средние показатели. В диагностике приняли участие 25 воспитаников
Рисунки семьи свидетельствуют о том, что детей изображают себя вместе с родителями. Из них 5 детей рисуют себя, маму и папу; 3 воспитанника рисуют себя, маму и других родственников: бабушек, сестер, братьев); Применяют яркие цветовые оттенки 12 детей. Изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания. Дети как бы откладывают рисование членов семьи, а изображают вещи, которые не обладают сильной эмоциональной значимостью - 2 ребенка
Выделенные показатели: барьеры между фигурами , выделение отдельных фигур, изоляция отдельных фигур, преобладание вещей, отсутствие некоторых членов семьи Итак, о конфликтности в семье в большей степени свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком.
может свидетельствовать об эмоциональной напряженности в социальных контактах, сниженной практике общения и сочетании сниженной потребности общения с эмоциональной бедностью. Некоторые рисунки говорят об ощущении потери своего "Я" и мучительном переживании отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения с близкими. Это дети, изображающие себя (или других членов семьи) в виде машин или роботов . При детальном анализе теста было выявлено 2 воспитанника.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
|
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
|
Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
|
Наш семейный альбом
Совет родителям:
Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках. Очень быстро дети запоминают имя и отчество своих родителей.
Совет педагогам:
Очень быстро дети запоминают имя и отчество своих родителей. Узнают с помощью фотографий свою родословную. Учатся составлять мини рассказы о своих членах семьи.
Работа с родителями
Список литературы.
1. Григорьева Е. «Остров спасения» журнал «Семья и школа» № 1, 2 2001
2. Гиппернейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
3. Карабанова «Психологические особенности детско-родительских отношений», 2004г
4. Кравцова А. «Мама, давай вернём его аисту! Или как помочь ребёнку подружиться с братиком или сестричкой»
5. Корчак Я «как любить ребёнка»
6. Филиппова Г. «ребёнок для родителей и родители для ребёнка» ж «Семья и школа» № 7,8 2001г.
7. Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребёнка»
Сценарий семейного досуга "Вечер дружной семьи" (педагогический проект "Семья") |