Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку





Скачать 247.73 Kb.
НазваниеСеминар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку
Дата публикации09.10.2013
Размер247.73 Kb.
ТипИзложение
100-bal.ru > Литература > Изложение



Введение
Предлагаемое пособие отражает наиболее важные периоды литературного процесса XVII-XVIII вв., Нового времени и современности. Изложение материала соответствует программе по данной учебной дисциплине и учитывает изменения, внесённые в учебный план.

По каждой теме семинарского занятия сформулированы цели работы, вопросы для обсуждения на занятии и творческие задания для выборочного самостоятельного выполнения. В пособии содержится перечень текстов, рекомендуемых для изучения, а также перечень примерных вопросов к экзамену.

Пособие может быть полезным при изучении курса истории зарубежной литературы и при подготовке к экзамену.

Семинар № 6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку

I.Цели семинарского занятия:

уяснить особенности периода рубежа XVI-XVII веков в европейской культуре;

уяснить суть концептуальных изменений в европейской литературе (У.Шекспир, М.Сервантес);

углубить и расширить знания творчества У.Шекспира и М.Сервантеса.

II.План семинара и методические рекомендации к нему

1.Общая характеристика идеологии культуры, искусства на рубеже XVI – XVII веков в западноевропейских странах.

По первому вопросу рекомендуется ознакомиться с фундаментальным трудом Мишеля Поля Фуко (1826-1884) “Слова и вещи: Археология гуманитарных наук”. На семинарском занятии может быть предложен реферат этой работы. Важно понять, что европейское мышление XVII века в отличие от предшествующего периода основано на научном знании, т.е. системно-логическое, стремящееся выявить объективные связи, законы мира на основе опыта.

2.Литературный переворот рубежа XVI - XVII веков.

При обсуждении второго вопроса необходимо понять:

в чём суть перехода от “старой” литературы к литературе Нового времени /переход от развития через смену жанров к развитию через смену художественных методов/;

-какова роль У.Шекспира и М.Сервантеса в литературном процессе /в их творчестве зарождается художественный “праметод”, отразивший важнейшую тенденцию эпохи - выявление причинно-следственных связей и закономерностей бытия человека и мира/.

3.У.Шекспир.

При рассмотрении третьего вопроса полезно сосредоточить внимание:

на биографии и личности У.Шекспира;

уяснить, в чём состоит своеобразие художественного мира писателя;

охарактеризовать и проанализировать исторические хроники, которые охватывают все царствования английских королей от Ричарда II до современного писателю правления;

охарактеризовать комедии У.Шекспира и проанализировать одну из них;

охарактеризовать трагедии У.Шекспира и проанализировать зрелые “великие трагедии”- “Гамлет”, ”Отелло”, ”Король Лир”, ”Макбет” с позиции выявления в них магистрального сюжета (по утверждению Л.Е.Пинского это – судьба выдающейся личности, открытие человеком истинного лица мира). При обсуждении шекспировского творчества важно понять, почему на смену ренессансному оптимизму приходит сознание дисгармоничности мира, неизбежности и трагичности выбора между добром и злом, личной ответственности за сделанный выбор;

при ознакомлении с сонетами У.Шекспира обратить внимание на различные переводы этих произведений в русской литературе (С.Маршак, Б.Пастернак и др.).

4.М.Сервантес.

При обсуждении четвёртого вопроса о творчестве М.Сервантеса нужно разобраться в том, какое влияние на мировой литературный процесс оказала персональная модель Сервантеса, для чего необходимо изучить:

жизнь и творчество великого испанского писателя;

замысел и историю создания романа;

уяснить своеобразие Дон Кихота как одного из “вечных образов” в литературе, как одного из персонажей в системе образов романа, сосредоточив внимание на превращении “человека без свойств”- Алонсо Кихано – в Дон Кихота.

В заключение обсуждения третьего и четвёртого вопросов семинара полезно вспомнить, какое значение имели образы шекспировских героев и Дон Кихота для русской литературы (И.С.Тургенев “Гамлет и Дон Кихот”, Н.С.Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”).

В качестве самостоятельной работы над художественным текстом можно подготовить выразительное чтение отрывков из драматических произведений, сонетов У.Шекспира или сценки и понравившиеся эпизоды из романа М.Сервантеса.

III.Темы докладов и сообщений:

  1. Европейское и русское шекспироведение.

  2. Периодизация творчества У.Шекспира и система жанров.

  3. Традиции Сенеки и “трагедия ужасов” в раннем творчестве У.Шекспира (“Тит Андроник”).

  4. Природа трагического в великих трагедиях У.Шекспира.

  5. Дон Кихот и значение трёх его выездов для формирования литературного героя мирового значения.

IV.Литература:

основная:

  1. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1999.

  2. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение/М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, С.С.Мокульский, А.А.Смирнов. – М., 1987.

  3. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. – М., 1996.

  4. Зарубежная литература эпохи Возрождения: Хрестоматия. 2-е изд./Сост. Б.И.Пуришев. – М., 1976.

дополнительная:

  1. Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. - М., 1997.

  2. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургию – М., 1971.

  3. Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. – М., 1958.

Семинар № 7 Литература Западной Европы XVII века:

Барокко. Классицизм.

I.Цели семинарского занятия:

познакомиться с основными идейно-художественными направлениями изучаемого периода;

уяснить сущность, своеобразие и значение барочной и классицистической литературы в её национальных и социальных разновидностях;

познакомиться с произведениями литературы и с основными теоретическими трактатами, осмыслить их роль в национальной, общеевропейской литературе XVII века, а также их влияние на литературу последующих эпох.

II.План семинара

  1. Социально-политическое и культурное содержание эпохи (XVII век).

  2. Барокко как одно из важнейших литературных направлений XVII века.

  3. Классицизм в европейской литературе. Значение европейского классицизма.

III.Основные понятия и персоналии:

a)барокко (Г.Вельфлин)

“человек барокко”

гонгоризм (Л.Гонгора)

маринизм (Дж.Марино)

прециозная литература (В.Вуатюр, Г.де Бальзак, М.де Скюдери, Менаж)

“метафизическая школа” (Дж.Донн, Дж.Херберт и Э.Херберт, Дж.Кливленд)

“memento mori” как лейтмотив барочного мироощущения и литературы

мистицизм

декоративность

эмблематика

гедонизм

рационализм-иррационализм (в барокко)

культизм (“тёмный стиль”)

роман-пикареска (плутовской)

консептизм

рококо

галантная лирика

“лёгкая поэзия” (П.Мариво, Э.Парни)

b)классицизм

Французская академия (Ришелье)

рационализм, метафизика (Р.Декарт); нормативность

“подражание природе” как один из важнейших классицистических принципов

“правда” и “правдолюбие” в трактовке теоретиков классицизма

“характер” с позиции классицистической поэтики

система жанров в классицизме

законы построения драматических жанров; особенности строения трагедии

принцип “трёх единств”

“высокие жанры” классицизма: трагедия (Расин), героическая поэма, ода

“лирический беспорядок”

“низкие жанры” классицизма: комедия (Ж.Б.Мольер), сатира (Н.Буало)

“хороший вкус” (Ф.Малерб)

c)важнейшие теоретические труды барокко и классицизма:

Б.Грасиан “Обиходный оракул, или Искусство осторожности” (1647).

Э.Тезауро “Подзорная труба Аристотеля” (1655).

Н.Буало “Поэтическое искусство” (1674).

IV.Вопросы для обсуждения:

1.Каковы причины появления и исторические рамки существования, национальные особенности барокко в литературе стран Европы (Италии, Испании, Франции, Англии и др.)?

2.В чём сущность барокко как одного из художественно-литературных направлений XVII века?

3.Каковы основные темы, идеи, жанры, образы барочной литературы? Подтвердить своё мнение анализом одного из произведений барочной литературы.

4.Почему барокко трансформировалось в рококо?

5.Какое влияние оказала поэтика барокко на развитие европейской литературы нового времени?

6.Какое влияние оказало европейское барокко на русскую литературу?

7.Какие социально-политические причины обусловили формирование классицизма в западноевропейской литературе XVII века?

8.Чьи философские и эстетические идеи и концепции оказали наибольшее влияние на формирование мировоззрения и эстетических принципов классицистов?

9.Отношение классицистов к идейному наследию античности и средневековья: что они принимали и от чего отталкивались в своём творчестве?

10.Почему драматическое искусство- театр - занимало особое место в эпоху классицизма?

11.В чём состоит вклад литературы эпохи классицизма в развитие европейского и мирового искусства и культуры?

V.Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте один из барочных романов /Ф.Кеведо-и-Вильегаса “История жизни пройдохи по имени Паблос, примера бродяг и зерцала мошенников” (1625)/.

  2. Подготовьте реферат одного из теоретических трактатов барокко и сделайте короткое сообщение о поэтике барочного романа.

  3. Законспектируйте одно из рекомендуемых исследований по литературе барокко.

  4. Выучите наизусть один из монологов (или диалог) из трагедии Расина, прочтите его и сформулируйте своё понимание значимости классицистического искусства.

  5. Подготовьте небольшую сценку из комедии Мольера и исполните её.

  6. Коротко сформулируйте (и запишите) основные принципы классицистической поэтики, сохраняют ли они свою актуальность в настоящее время; своё мнение обоснуйте.

VI.Литература:

основная:

  1. История зарубежной литературы XVII века. М., 2001.

  2. XVII век в мировом литературном развитии/Сб. ст. М., 1969.

  3. Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература XVII века

/Сост. Б.И.Пуришев. М., 1944.

дополнительная:

  1. Ренессанс-Барокко-Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков. М., 1964. т.2.

  2. Литературные манифесты западноевропейских классицистов/Сост., вступ.ст. Н.П.Козловой. М., 1980.

  3. Лихачёв Д.С. Избранные работы: В 3-х т. Т.1.

  4. Лихачёв Д.С. XVII век в русской литературе//XVII в мировом развитии. М., 1969.

Семинар № 8 Западноевропейская литература XVIII века:

Литература эпохи Просвещения.

Сентиментализм. Предромантизм.

I.Цели семинарского занятия:

уяснить значение литературы эпохи Просвещения и сентиментализма в процессе формирования новых представлений о человеке;

понять, в чём состоит взаимосвязь рассматриваемых литературных явлений и их специфику;

познакомиться с лучшими образцами литературного творчества писателей-просветителей и сентименталистов;

понять основные тенденции литературного процесса XVIII.

II.План семинара

  1. Просветительство как идейное движение, направленное против феодально-абсолютистского строя и церкви.

  2. Отличительные особенности классицизма XVIII века:

новые темы; актуальная философская и социально-политическая проблематика (Вольтер);

радикальная перестройка системы и поэтики высоких жанров (Шенье, введение лирического героя в оду и т.п.);

3. Влияние французской литературы на процесс формирования национальных моделей классицизма в Англии (А.Поп, Дж.Аддисон), в Италии (В.Альфьери), в Германии (И.К.Готшед, И.В.Гёте, Ф.Шиллер);

4. Роль Просвещения в формировании новых литературных направлений - сентиментализма и романтизма.

5. Сентиментализм как литературное направление, его связь с философией Просвещения.

III.Основные понятия:

Просвещение (просветительство)

“естественный человек”

“средние жанры” (элегии, послания, идиллии)

сентиментализм (сентиментальность)

меланхолия

“слёзная драма”

“слёзная комедия”

комическая опера

предромантизм (преромантизм)

“оссианизм” (оссианство)

готический роман (“чёрный роман”, роман “страхов и ужасов”).

IV.Вопросы для обсуждения

1.Почему классицистическая литература кардинально трансформировалась в эпоху Великой французской революции (1789-1794) и приобрела важную социальную роль?

2.Каков вклад Вольтера в развитие литературы французского классицизма XVIII века и в европейскую культуру в целом?

3.Какие идеи и художественные принципы французских писателей XVIII века оказались востребованными в России, были усвоены русскими писателями и получили дальнейшее развитие в их творчестве?

V.Темы докладов и сообщений:

  1. Фернейский мудрец /Вольтер: его жизнь и творчество/.

  2. Дидро и энциклопедисты.

  3. Французский театр эпохи Просвещения.

  4. Французский роман раннего Просвещения: Монтескьё.

  5. Д.Дефо и его роман. Литературный феномен “робинзонады”.

  6. Л.Стерн и его “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии”.

  7. Дж.Свифт и его роман “Путешествие Гулливера”.

  8. Р.Бернс: его судьба и поэзия.

  9. Английская драма: Шеридан.

  10. Драматургия итальянского Просвещения: Гольдони, Гоцци, Альфьери.

  11. Движение “Бури и натиска” в Германии.

VI.Задания для самостоятельной работы:

  1. Проведите сопоставительный анализ трагедии П.Корнеля “Никомед” и трагедии М.Ж.Шенье “Карл IX” с позиции реализации в них классицистических принципов построения трагедии как произведения высокого жанра.

  2. Проанализируйте авторскую позицию Ж.Расина и П.Корнеля как двух великих французских трагиков.

  3. Проанализируйте “Марсельезу” Руже де Лиля, определите, какими новаторскими чертами обладает это произведение, определите его жанр.

VII.Литература:

основная:

  1. История зарубежной литературы XVIII века. М., 2001.

  2. Зарубежная литература XVIII. Хрестоматия. Т.1./ Сост. Б.И.Пуришев, Б.И.Колесников, Я.Н.Засурский. М., 1988.

  3. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия. Т.2. / Сост. Б.И.Пришев, Ю.И.Божор. М., 1988.

  4. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Ч.2. Театр эпохи Просвещения (XVIII в.)/Под ред. С.С.Мокульского. М., Л., 1939.



дополнительная:

  1. Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века.

/Сост. И.О.Шайтанова. М., 1988.

  1. Дефо Д. Избранное. М., 1971.

  2. Свифт Д. Избранное. М., 1987.

  3. Бернс Р. Избранное. М., 1984.

  4. Шеридан Р. Драматургические произведения. М., 1956.

  5. Монтескьё. Персидские письма. М., 1956.

  6. Вольтер. Стихи и проза. М., 1987.

  7. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 3 т. М., 1961.

  8. Бомарше П.О. Драматические произведения. Мемуары. М., 1971 (БВЛ).

  9. Гольдони Карло. Комедии. Гоццы Карло. Сказки для театра. Альфьери Витторио. Трагедии. М., 1971. (БВЛ).

  10. Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Немецкая литература XVIII века/Под общ. ред. Н.П.Михальской. М., 1980.

  11. Бюргер Р.А., Распе Р.Э. Удивительные путешествия по суше и на море… Барона фон Мюнхгаузена… М., 1985 (ЛП).

  12. Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII вв., М., 1985.

  13. Американские просветители. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1969.

Семинар № 9 Романтизм

как ведущее направление

западноевропейской литературы 19 века.

I.Цели семинарского занятия:

изучить специфику романтизма как одного из литературных направлений конца XVIII - первой половины XIX веков;

уяснить национальную специфику романтизма в Германии, Англии и Франции, познакомиться с наиболее значимыми произведениями писателей-романтиков в этих странах;

понять роль романтизма в мировом литературном процессе.

II.Вопросы для обсуждения

  1. Романтизм: генезис и литературоведческое значение термина, эстетика романтизма, этапы его развития, романтизм как стиль искусства.

  2. Немецкий романтизм: его предпосылки, периодизация, школы, особенности.

  3. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822): образ Крейслера, “Золотой горшок”, “Житейские воззрения кота Мурра”, “Угловое окно”.

  4. Генрих Гейне (1797-1856): жизнь и творчество, поэма “Германия. Зимняя сказка”(1844), “Романсеро”(1851).

  5. Английский романтизм: предпосылки, периодизация: “Озёрная школа” (У.Вордсворт, С.Е.Колдридж, Р.Саути); Байрон, В.Скотт, Дж.Китс, П.Б.Шелли.

  6. Французский романтизм: своеобразие, роль Руссо и “руссоизма”; Ф.Р. де Шатобриан (1768-1848); Ж.де Сталь; А.де Ламартин.

  7. В.Гюго (1802-1885)-крупнейший писатель, вождь и теоретик французского романтизма.

  8. Ж.Санд-основоположница социально-психологического романа во Франции.

III.Основные понятия:

Романтизм

историзм

“местный колорит”

романтический герой

романтический конфликт

“жизнь сердца” как один из путей бегства от реальности

“культ ребёнка” и “культ детства” в романтизме

“культ свободы” в романтизме

“двоемирие” в романтизме

принцип творческой свободы художника

романтический индивидуализм
IV.Темы докладов и сообщений:

“Щелкунчик, или Мышиный король”-повесть-сказка Гофмана (1816) и балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” (1892).

  1. А.Шамиссо.

  2. Г.Гейне-самый популярный из чужеземных поэтов в России (А.И.Герцен).

  3. Джон Китс (1795-1821) и традиции Роберта Бернса.

  4. Античный миф и творчество Перси Биши Шелли (1792-1822) (“Освобождённый Прометей”).

  5. Вальтер Скотт (1771-1832)-основоположник исторического романа.

  6. Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824): личность, творчество, его влияние на русских романтиков, судьба поэта.

  7. Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848) и его роль в зарождении французского романтизма: “Исторический, политический и моральный опыт о революциях древних и новых, рассмотренных в их отношениях с французской революцией” (1797).

  8. “Гений христианства“ и ”Рене” Франсуа Рене де Шатобриана, их содержание, своеобразие и значение для литературы.

  9. Альфонс де Ламартин: жизнь и творчество (1790-1869).

  10. Альфред де Мюссе (1810-1857) “Исповедь сына века”.

  11. Виктор Гюго (1802-1885): исторический роман “Собор Парижской богоматери”.

  12. Виктор Гюго: “Отверженные” – социально-романтический роман-эпопея.

  13. Жорж Санд (1804-1876): жизнь и творчество, отношение к ней в России.

  14. Жорж Санд и Руссо.

  15. Жорж Санд и Гюго.

  16. “Консуэлло” – попытка синтеза психологического, исторического, социального и “неистового” в романтическом романе.

  17. Ж.Санд и Джейн Остин (1775-1817) – основоположницы “женского романа”.

  18. Эдгар По (1809-1849): жизнь и творчество.


V.Литература:

основная:

  1. История зарубежной литературы 18 века /Под ред.З.И.Плавскина. – М., 1991.

  2. История зарубежной литературы 19 века: в 2-х ч. /Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

  3. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм: Учебник. – М., 2002.

  4. Зарубежная литература: 19 век. Романтизм, критический реализм. Хрестоматия /Под ред. Я.Н.Засурского. – М., 1979.

дополнительная:

  1. История эстетики: Памятники эстетической мысли: В 5 т. – М., 1962-1970.

  2. Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч./Под ред Н.П.Михальской. – М., 1997.

  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий /Сост. и гл.ред. А.Н.Николюкин. – М., 2001.

Семинар № 10 Реализм в западноевропейской литературе

XIX века

I.Цели семинарского занятия:

осмыслить предпосылки возникновения реализма в западноевропейской литературе XIX века, его генезис и качественное отличие от других литературных направлений и методов;

познакомиться с выдающимися реалистическими произведениями, представляющими различные европейские национальные литературы;

уяснить значение литературных связей, характер и роль взаимовлияний в литературном процессе второй половины XIX века.

II.Вопросы для обсуждения

  1. Реализм: генезис явления и термина, значение литературоведческого понятия; хронологические границы и исторически обусловленные разновидности; выработка нового мышления и стиля; основные принципы реализма; темы, проблемы, идеи, образы.

  2. Роль русской литературы второй половины XIX века в общеевропейском литературном процессе.

  3. Французская литература 30-70-ых годов XIX века: Стендаль, П.Мериме, О де Бальзак, Г.Флобер.

  4. Английская литература викторианской эпохи: Ч.Диккенс, У.М.Теккерей, сёстры Бронте, Д.Элиот, Э.Троллоп.

  5. “Натурализм” в западноевропейской литературе последней трети XIX века: влияние позитивизма О.Конта; Э.Золя, братья Гонкур и др.

III.Основные понятия:

Реализм

“Реализм Ренессанса”

“Реализм Просвещения”

критический реализм XIX века

позитивизм (О.Конт)

натурализм как “однобокий реализм”

веризм

Викторианская эпоха

“Молодая Англия” (Дизраэли)

английский памфлет (Карлайл)

ньюгейтский роман

просветительский роман

реалистический роман

ранние викторианцы (Диккенс, Теккерей и др.)

поздние викторианцы (Троллоп, Элиот)

политические (пэлизеровзские) романы (Троллоп).

IV.Темы докладов и сообщений:

  1. В.Гюго: взаимосвязь романтической и реалистической тенденций в творчестве писателя.

  2. Стендаль: эстетический трактат “Расин и Шекспир”.

  3. “Остаточный романтизм” в творчестве Мериме.

  4. Стендаль-реалист.

  5. “Итальянские хроники” Стендаля.

  6. Рисорджименто в творчестве Стендаля (“Парижская обитель”).

  7. Литературные мистификации Мериме.

  8. “Хроника времён Карла IX”: социально и нравственно обусловленное понимание истории народа.

  9. Новеллы Проспера Мериме.

  10. П.Мериме – переводчик Пушкина, Гоголя, Тургенева.

  11. О.де Бальзак: “Человеческая комедия”.

  12. “Стиль – это способ мыслить” - эстетические идеалы Г.Флобера.

  13. “Буржуазные сюжеты” в творчестве Г.Флобера.

  14. Г.Флобер: обращение к истории.

  15. Ч.Диккенс: “Посмертные записки Пиквикского клуба”.

  16. Диккенс-реалист.

  17. Мастерство Диккенса-карикатуриста.

  18. Театральная деятельность Диккенса.

  19. Творчество Диккенса в России и в странах Западной Европы.

  20. У.М.Теккерей: личность и творчество.

  21. “Ярмарка тщеславия” – содержание и структурное своеобразие романа.

  22. Исторические романы Теккерея.

  23. Сёстры Бронте: жизнь и литературная судьба.

  24. “Джейн Эйр”: актуальность социальной проблематики, психологизм и стилистическое новаторство.

  25. Элизабет Гаскелл – писательница и биограф сестёр Бронте.

  26. Джордж Элиот: женская литература в Англии в поздневикторианский период.

  27. Э.Троллоп: личность и творчество.

  28. Э.Троллоп – романист, один из “великих викторианцев”.

  29. К.Ф.Геббель – драматург, предшественник Ибсена и Шоу (Трилогия “Нибелунги”).

  30. Феномен Р.Вагнера, его влияние на русское и европейское искусство.

  31. Трансформация принципа историзма от классицизма до реализма.

V.Литература:

основная:

  1. История зарубежной литературы 19 века: -М., 1991.

  2. История зарубежной литературы 19 века/Под ред. Н.А.Соловьёвой. – М., 2000.

дополнительная:

  1. Историческая поэтика. – М., 1994.

  2. Карельский К.В. От героя к человеку. – М., 1992.

  3. Из истории западноевропейских литератур. – Л., 1973.

Семинар № 11 Писатели – лауреаты Нобелевской премии.

I.Цели семинарского занятия:

-познакомиться с историей учреждения Нобелевской премии, создания Нобелевского комитета, его деятельностью и той ролью, которую играет в мировом литературном процессе Нобелевская премия;

-сформировать представление о принципах отбора произведений; познакомиться с персональным списком писателей-лауреатов с 1901 г. по настоящее время;

-углубить и расширить знания о жизни и творчестве писателей-лауреатов, творчество которых особенно известно и почитаемо в России.

II. Темы докладов и сообщений:

  1. А.Сюлли-Прюдом

  2. Р.Киплинг: Проблема Востока и Запада в литературе

  3. Р.Тагор

  4. К.Гамсун

  5. А.Франс

  6. Д.Б.Шоу

  7. Т.Манн

  8. Дж.Стейнбек

  9. Ж.П.Сартр

  10. Г.Бёлль.

III.Литература:

основная:

Зарубежная литература 20 века/Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 2001.

дополнительная:

  1. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. – М., 1966.

  2. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

  3. Образцова А.Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. – М., 1965.

  4. Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М., 1972.

  5. Кирнозе З.И. Французский роман 20 века. – Горький, 1977.

  6. Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы 20 века. – М., 1973.

  7. Экспрессионизм. – М., 1966.

  8. Французская литература. 1945-1990. – М., 1995.

  9. История литературы ФРГ. – М., 1980.

  10. История литературы ГДР. – М., 1982.

  11. Английская литература. 1945-1980. – М., 1987.

  12. Основные тенденции развития современной литературы США. – М., 1973.

Семинар № 12 Основные литературные направления, их трансформация и взаимодействие в XX веке.

I.Цели семинарского занятия:

познакомиться с наиболее ярко выраженными тенденциями развития европейских литератур в XX веке;

составить представление об основных литературно-художественных методах и направлениях в литературе XX века.

II. Вопросы для обсуждения

  1. Роль реализма в литературе и в художественном освоении действительности в XX веке (Р.Роллан, Г.Манн, Т.Манн, А.Зегерс, Г.Г.Маркес и др.).

  2. Субъективно-художническое начало в художественном освоении действительности: ”модернистские” тенденции в литературе XX века (Джойс, Кафка, Пруст, Ж.П.Сартр и др.).

  3. Борьба модернизма и реализма (“немодернизма”) – характеристика антагонистичности эпохи войн и революций, “распада ценностей”.

  4. “Новый роман”: А.Роб-Грийе “Путь будущего романа” (1956), Н.Саррот “Эра подозрения” (1956).

  5. Постмодернизм как общекультурная категория – финал или этап тотального кризиса культуры (и литературы) XX века?

III.Литература:

основная:

  1. Зарубежная литература 20 века/Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 2001.

  2. Французская литература. 1945-1990. – М., 1995.

  3. История литературы ФРГ. – М., 1980.

  4. История литературы ГДР. – М., 1982.

  5. Английская литература. 1945-1980. – М., 1987.

  6. Основные тенденции развития современной литературы США. – М., 1973.

дополнительная:

  1. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-1960 гг. – М., 1972.

  2. Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. – М., 1985.

  3. Западная Европа и культурная экспансия “американизма”. – М., 1985.

  4. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е годы. – М., 1982.

  5. Современный роман. – М., 1990.

  6. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. – М., 1984.

  7. Днепров В.Д. Черты романа XX века. –М.; - Л., 1965.

  8. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. – М., 1973.

  9. Ивашева В. Новые черты реализма на Западе. – М., 1986.

  10. Ильин И. Постсруктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

  11. Косиков Г.К.От структурализма к постструктурализму. – М., 1998.

художественные тексты:

по списку рекомендованных для чтения произведений зарубежной литературы XX века.

Семинар № 13 Великие романы XX века.

I.Цели семинарского занятия:

лучше познакомиться с наиболее выдающимися романами XX века (как представленными в плане, так и по выбору);

составить собственное представление о своеобразии, достижениях и проблематике романа XX века.

II. Вопросы для обсуждения

  1. Проблематика и своеобразие авторской позиции в романе “Прощай, оружие” Э.Хемингуэя.

  2. Романы Г.Бёлля 50-60 –х гг.: развенчание мифов о войне (“Поезд пришёл вовремя”, “Где ты был, Адам?”).

  3. Ремарк Э.М.: гуманистическая проблематика антивоенной прозы- роман “На западном фронте без перемен”.

  4. Дино Буццати “Татарская пустыня”: философский роман на “тему надежды и бессмысленно уходящей жизни”.

  5. А.де Сент - Экзюпери “Земля людей”- “истину выкапывают как колодец”: личность, судьба и литературное наследие писателя.

III.Литература: см. планы семинаров №11, №12.
Тексты

Гомер. “Илиада”, ”Одиссея”.

Гесиод. “Труды и дни”.

Плутарх.”Сравнительные жизнеописания”.

Лонг. “Дафнис и Хлоя”.

Эсхил. “Орестея”, “Прометей прикованный”.

Софокл. “Антигона”, ”Царь Эдип”, ”Эдип в Колоне”.

Еврипид. “Медея”, ”Ипполит”.

Аристофан. “Облака”, ”Лягушки”, ”Лисистрата”.

Менандр. “Третейский суд”.

Плавт. “Менехмы, или Близнецы”, ”Амфитрион”.

Теренций. “Братья”, ”Свекровь”.

Вергилий. “Энеида”.

Лукреций. “О природе вещей”.

Овидий. “Метаморфозы”.

Апулей. “Метаморфозы, или Золотой осёл”.

Петроний. “Сатирикон”.

“Старшая Эдда”.

“Песнь о Роланде”.

”Песнь о моём Сиде”.

”Песнь о Нибелунгах”.

Сервантес. ”Дон Кихот”.

Данте. ”Божественная комедия”.

Петрарка. ”Канцоньере”.

Рабле. ”Гаргантюа и Пантагрюэль”.

Шекспир. ”Сон в летнюю ночь”, Ромео и Джульетта”, ”Гамлет”, ”Отелло”, ”Король Лир”, ”Антоний и Клеопатра”, ”Буря”.

Мольер. ”Тартюф”, ”Дон Жуан”, ”Мизантроп”, ”Мещанин во дворянстве”.

Свифт. ”Путешествие Гулливера”.

Стерн. ”Сентиментальное путешествие”, ”Тристрам Шенди”.

Вольтер. ”Кандид, или Оптимизм”.

Руссо. ”Исповедь”.

Монтескье. ”Персидские письма”.

Бомарше. ”Севильский цирюльник”, ”Безумный день, или Женитьба Фигаро”.

Ш. де Лакло. ”Опасные связи”.

Гёте. ”Страдания юного Вертера”, ”Фауст”.

Шиллер. ”Разбойники”, Коварство и любовь”, ”Дон Карлос”.

Байрон. ”Паломничество Чайльда Гарольда”, ”Корсар”, ”Каин”, ”Мазепа”.

Гофман. ”Золотой горшок”, ”Крошка Цахес”, ”Жизненные воззрения кота Мурра”.

В.Скотт. ”Ламмермурская невеста” и другие произведения по выбору.

Диккенс. ”Посмертные записки Пиквикского клуба”, “Приключения Оливера Твиста”, “Домби и сын”.

Теккерей. ”Ярмарка тщеславия”.

Ш.Бронте. “Джейн Эйр”.

Гюго. ”Собор Парижской Богоматери”.

Мюссе. ”Исповедь сына века”.

Стендаль. ”Красное и чёрное”.

Бальзак. ”Человеческая комедия”.

Флобер. ”Саламбо”, ”Мадам Бовари”.

Мериме. Новеллы (”Кармен”, ”Локис”, ”Венера Ильская”).

Гейне. “Германия”.

Уитмен. ”Листья травы”.

В.Ирвинг. ”Рип Ван Винкль”, ”Легенда о сонной лощине”.

Купер. ”Последний из Могикан”.

Э. По. ”Убийство на улице Морг”, ”Золотой жук”, ”Падение дома Ашер”.

Гюисманс. ”Наоборот”.

Бодлер. Стихотворения.

Верлен. Стихотворения.

Рембо. Стихотворения.

Гонкуры. ”Жермини Ласерте”.

Золя. ”Нана”.

Мопассан. ”Милый друг”.

Франс. ”Остров пингвинов”.

Уайльд. ”Портрет Дориана Грея”.

Киплинг. Романы (”Свет погас”, ”Ким”), рассказы, ”Книги Джунглей, стихотворения, баллады.

Б.Шоу. ”Дом, где разбиваются сердца”, ”Пигмалион”.

Пруст. ”Путешествие к Свану”.

Джойс. “Улисс”.

Кафка. ”Замок”.

Олдингтон. ”Смерть героя”.

Хемингуэй. Новеллы, ”Прощай, оружие!”, ”По ком звонит колокол”, ”Старик и море”.

Гессе. ”Игра в бисер”.

Брехт. ”Матушка Кураж и её дети”.

Г.Миллер. ”Тропик Рака”.

Фриш. ”Homo Faber”.

Голдинг. ”Повелитель мух”.

Оруэлл. ”1984”.

Сартр. ”Тошнота”.

Камю. ”Посторонний”, ”Миф о Сизифе”.

Г.Гарсия Маркес. ”Сто лет одиночества”.

Дино Буццатти. ”Татарская пустыня”, рассказы.

Сэлинджер. ”Над пропастью во ржи”.

Кортасар. ”Игра в классики”.

Воннегут. ”Бойня №5”.

Франсуаза Саган. ”Немного солнца в холодной воде”.

Умберто Эко. ”Имя Розы”.
Перечень примерных вопросов к экзамену (IV семестр).

  1. Дидро и энциклопедисты.

  2. Дж.Свифт и его “Путешествие Гулливера”.

  3. Д.Дефо.

  4. Поэзия Бернса.

  5. Бомарше.

  6. Гольдони.

  7. Гоцци.

  8. Американская литература XVIII века.

  9. Сентиментализм и рококо в немецкой литературе.

  10. Гердер и движение “Бури и натиска”.

  11. Гёте.

  12. Шиллер.

  13. Веймарский классицизм.

  14. Романтизм.

  15. Байрон.

  16. Шелли.

  17. В.Скотт.

  18. Литература викторианской эпохи.

  19. Диккенс.

  20. Теккерей.

  21. Сёстры Бронте. Ш.Бронте “Джейн Эйр”.

  22. Гаскелл.

  23. Элиот.

  24. Троллоп.

  25. Э.Т.А.Гофман.

  26. А.Шамиссо.

  27. Г.Гейне.

  28. Р.Вагнер.

  29. Поэты “Парнаса”.

  30. В.Гюго.

  31. Стендаль.

  32. П.Мериме.

  33. О. де Бальзак.

  34. Г.Флобер.

  35. Общая характеристика американской литературы XIX века.

  36. Э.По.

  37. Г.Лонгфелло.

  38. У.Уитмен.

  39. Ф.Купер.

  40. Западноевропейская “новая драма”: Х.Ибсен, К.Гамсун, Б.Шоу, А.Стриндберг, Г.Гауптман, М.Метерлинк.

  41. Французская поэзия рубежа XIX-XX вв.: П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме, Г.Аполлинер, Э.Верхарн.

  42. Сюрреализм: А.Бретон, Л.Арагон, П.Элюар.

  43. Традиции многотомного романа во Франции: Э.Золя, А.Франс, Р.Роллан, М.Пруст, А.Брабюс, Р.М. дю Гар.

  44. Экзистенциализм: Андре Жид, Андре Мальро, Жан Ануй, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр.

  45. Федерико Гарсия Лорка.

  46. “Интеллектуальный роман”: Т.Манн, Г.Манн, Г.Гессе и др.

  47. Э.М.Ремарк.

  48. Бертольд Брехт.

  49. Р.М.Рильке.

  50. Ф.Кафка.

  51. Г.Брох.

  52. О.Уайльд.

  53. Р.Киплинг.

  54. Д.Джойс.

  55. Сатирический роман: Д.Голсуорси, Г.Уэллс, О.Хаксли.

  56. Теодор Драйзер.

  57. Джон Стейнбек.

  58. С.Фицджеральд.

  59. Э.Хемингуэй.

  60. У.Фолкнер.

  61. Литература Франции после 1945 г.

  62. Литература Германии после 1945 г.

  63. Литература Великобритании после 1945 г.

  64. Литература США второй половины XX века.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………….. 3

Семинар № 6 ………………………………………………… 4

Семинар № 7 ………………………………………………… 6

Семинар № 8 ………………………………………………… 10

Семинар № 9 ………………………………………………… 13

Семинар № 10 ………………………………………………… 16

Семинар № 11 ………………………………………………… 19

Семинар № 12 ………………………………………………… 20

Семинар № 13 ………………………………………………… 22

Тексты ………………………………………………… 23

Перечень примерных вопросов к экзамену ………………. 26


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconКонспект урока Мировой Художественной Культуры. Тема урока: Эстетические...
Скажите мне, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Но не просто об эпохе Возрождения, а мы попытаемся выявить ряд...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconРоссийской федерации
История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –xviii вв
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconЭпохи средневековья и возрождения
Р 13 Рабочая тетерадь для самостоятельной работы по истории зарубежной литературы (средневековья и эпохи Возрождения)/ сост. О. А....
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconУрока Тема
Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех вещей. Периодизация культуры....
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconМетодические рекомендации для проведения самостоятельной работы по дисциплине «культурология»
Переходная эпоха в истории культуры от Средневековья к культуре Нового времени. Литература, живопись, архитектура Эпохи Возрождения....
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Цель курса – изучение музыкального творчества композиторов эпохи Возрождения и XVII в., особенностей музыкальной жизни в ее связи...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку icon1. Основные черты эпохи Возрождения
Хv до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы). Термин «возрождение» (фр ренессанс) впервые был использован итальянским...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconТема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)»
Цель: Создание условий для развития у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку icon«Жертвоприношение Исаака». Композиционное решение, выполнение конкурсных условий
Отличие мировоззрения человека эпохи Возрождения от мировоззрения человека средневековья. Причины возникновения искусства Возрождения...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация урок по программе Министерства образования РФ. Урок связан с темой эпохи конца XVII – первой четверти XVIII века, которая...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку icon“Описание архитектурных стилей эпохи Возрождения”

Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconРеферат По мировой художественной культуре На тему: «Культура эпохи Возрождения и Реформации»
Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку icon2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени
Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14
Семинар №6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку icon2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени
Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск