Скачать 247.73 Kb.
|
Введение Предлагаемое пособие отражает наиболее важные периоды литературного процесса XVII-XVIII вв., Нового времени и современности. Изложение материала соответствует программе по данной учебной дисциплине и учитывает изменения, внесённые в учебный план. По каждой теме семинарского занятия сформулированы цели работы, вопросы для обсуждения на занятии и творческие задания для выборочного самостоятельного выполнения. В пособии содержится перечень текстов, рекомендуемых для изучения, а также перечень примерных вопросов к экзамену. Пособие может быть полезным при изучении курса истории зарубежной литературы и при подготовке к экзамену. Семинар № 6 Переход от эпохи Возрождения к XVII веку I.Цели семинарского занятия: уяснить особенности периода рубежа XVI-XVII веков в европейской культуре; уяснить суть концептуальных изменений в европейской литературе (У.Шекспир, М.Сервантес); углубить и расширить знания творчества У.Шекспира и М.Сервантеса. II.План семинара и методические рекомендации к нему 1.Общая характеристика идеологии культуры, искусства на рубеже XVI – XVII веков в западноевропейских странах. По первому вопросу рекомендуется ознакомиться с фундаментальным трудом Мишеля Поля Фуко (1826-1884) “Слова и вещи: Археология гуманитарных наук”. На семинарском занятии может быть предложен реферат этой работы. Важно понять, что европейское мышление XVII века в отличие от предшествующего периода основано на научном знании, т.е. системно-логическое, стремящееся выявить объективные связи, законы мира на основе опыта. 2.Литературный переворот рубежа XVI - XVII веков. При обсуждении второго вопроса необходимо понять: в чём суть перехода от “старой” литературы к литературе Нового времени /переход от развития через смену жанров к развитию через смену художественных методов/; -какова роль У.Шекспира и М.Сервантеса в литературном процессе /в их творчестве зарождается художественный “праметод”, отразивший важнейшую тенденцию эпохи - выявление причинно-следственных связей и закономерностей бытия человека и мира/. 3.У.Шекспир. При рассмотрении третьего вопроса полезно сосредоточить внимание: на биографии и личности У.Шекспира; уяснить, в чём состоит своеобразие художественного мира писателя; охарактеризовать и проанализировать исторические хроники, которые охватывают все царствования английских королей от Ричарда II до современного писателю правления; охарактеризовать комедии У.Шекспира и проанализировать одну из них; охарактеризовать трагедии У.Шекспира и проанализировать зрелые “великие трагедии”- “Гамлет”, ”Отелло”, ”Король Лир”, ”Макбет” с позиции выявления в них магистрального сюжета (по утверждению Л.Е.Пинского это – судьба выдающейся личности, открытие человеком истинного лица мира). При обсуждении шекспировского творчества важно понять, почему на смену ренессансному оптимизму приходит сознание дисгармоничности мира, неизбежности и трагичности выбора между добром и злом, личной ответственности за сделанный выбор; при ознакомлении с сонетами У.Шекспира обратить внимание на различные переводы этих произведений в русской литературе (С.Маршак, Б.Пастернак и др.). 4.М.Сервантес. При обсуждении четвёртого вопроса о творчестве М.Сервантеса нужно разобраться в том, какое влияние на мировой литературный процесс оказала персональная модель Сервантеса, для чего необходимо изучить: жизнь и творчество великого испанского писателя; замысел и историю создания романа; уяснить своеобразие Дон Кихота как одного из “вечных образов” в литературе, как одного из персонажей в системе образов романа, сосредоточив внимание на превращении “человека без свойств”- Алонсо Кихано – в Дон Кихота. В заключение обсуждения третьего и четвёртого вопросов семинара полезно вспомнить, какое значение имели образы шекспировских героев и Дон Кихота для русской литературы (И.С.Тургенев “Гамлет и Дон Кихот”, Н.С.Лесков “Леди Макбет Мценского уезда”). В качестве самостоятельной работы над художественным текстом можно подготовить выразительное чтение отрывков из драматических произведений, сонетов У.Шекспира или сценки и понравившиеся эпизоды из романа М.Сервантеса. III.Темы докладов и сообщений:
IV.Литература: основная:
дополнительная:
Семинар № 7 Литература Западной Европы XVII века: Барокко. Классицизм. I.Цели семинарского занятия: познакомиться с основными идейно-художественными направлениями изучаемого периода; уяснить сущность, своеобразие и значение барочной и классицистической литературы в её национальных и социальных разновидностях; познакомиться с произведениями литературы и с основными теоретическими трактатами, осмыслить их роль в национальной, общеевропейской литературе XVII века, а также их влияние на литературу последующих эпох. II.План семинара
III.Основные понятия и персоналии: a)барокко (Г.Вельфлин) “человек барокко” гонгоризм (Л.Гонгора) маринизм (Дж.Марино) прециозная литература (В.Вуатюр, Г.де Бальзак, М.де Скюдери, Менаж) “метафизическая школа” (Дж.Донн, Дж.Херберт и Э.Херберт, Дж.Кливленд) “memento mori” как лейтмотив барочного мироощущения и литературы мистицизм декоративность эмблематика гедонизм рационализм-иррационализм (в барокко) культизм (“тёмный стиль”) роман-пикареска (плутовской) консептизм рококо галантная лирика “лёгкая поэзия” (П.Мариво, Э.Парни) b)классицизм Французская академия (Ришелье) рационализм, метафизика (Р.Декарт); нормативность “подражание природе” как один из важнейших классицистических принципов “правда” и “правдолюбие” в трактовке теоретиков классицизма “характер” с позиции классицистической поэтики система жанров в классицизме законы построения драматических жанров; особенности строения трагедии принцип “трёх единств” “высокие жанры” классицизма: трагедия (Расин), героическая поэма, ода “лирический беспорядок” “низкие жанры” классицизма: комедия (Ж.Б.Мольер), сатира (Н.Буало) “хороший вкус” (Ф.Малерб) c)важнейшие теоретические труды барокко и классицизма: Б.Грасиан “Обиходный оракул, или Искусство осторожности” (1647). Э.Тезауро “Подзорная труба Аристотеля” (1655). Н.Буало “Поэтическое искусство” (1674). IV.Вопросы для обсуждения: 1.Каковы причины появления и исторические рамки существования, национальные особенности барокко в литературе стран Европы (Италии, Испании, Франции, Англии и др.)? 2.В чём сущность барокко как одного из художественно-литературных направлений XVII века? 3.Каковы основные темы, идеи, жанры, образы барочной литературы? Подтвердить своё мнение анализом одного из произведений барочной литературы. 4.Почему барокко трансформировалось в рококо? 5.Какое влияние оказала поэтика барокко на развитие европейской литературы нового времени? 6.Какое влияние оказало европейское барокко на русскую литературу? 7.Какие социально-политические причины обусловили формирование классицизма в западноевропейской литературе XVII века? 8.Чьи философские и эстетические идеи и концепции оказали наибольшее влияние на формирование мировоззрения и эстетических принципов классицистов? 9.Отношение классицистов к идейному наследию античности и средневековья: что они принимали и от чего отталкивались в своём творчестве? 10.Почему драматическое искусство- театр - занимало особое место в эпоху классицизма? 11.В чём состоит вклад литературы эпохи классицизма в развитие европейского и мирового искусства и культуры? V.Задания для самостоятельной работы:
VI.Литература: основная:
/Сост. Б.И.Пуришев. М., 1944. дополнительная:
Семинар № 8 Западноевропейская литература XVIII века: Литература эпохи Просвещения. Сентиментализм. Предромантизм. I.Цели семинарского занятия: уяснить значение литературы эпохи Просвещения и сентиментализма в процессе формирования новых представлений о человеке; понять, в чём состоит взаимосвязь рассматриваемых литературных явлений и их специфику; познакомиться с лучшими образцами литературного творчества писателей-просветителей и сентименталистов; понять основные тенденции литературного процесса XVIII. II.План семинара
новые темы; актуальная философская и социально-политическая проблематика (Вольтер); радикальная перестройка системы и поэтики высоких жанров (Шенье, введение лирического героя в оду и т.п.); 3. Влияние французской литературы на процесс формирования национальных моделей классицизма в Англии (А.Поп, Дж.Аддисон), в Италии (В.Альфьери), в Германии (И.К.Готшед, И.В.Гёте, Ф.Шиллер); 4. Роль Просвещения в формировании новых литературных направлений - сентиментализма и романтизма. 5. Сентиментализм как литературное направление, его связь с философией Просвещения. III.Основные понятия: Просвещение (просветительство) “естественный человек” “средние жанры” (элегии, послания, идиллии) сентиментализм (сентиментальность) меланхолия “слёзная драма” “слёзная комедия” комическая опера предромантизм (преромантизм) “оссианизм” (оссианство) готический роман (“чёрный роман”, роман “страхов и ужасов”). IV.Вопросы для обсуждения 1.Почему классицистическая литература кардинально трансформировалась в эпоху Великой французской революции (1789-1794) и приобрела важную социальную роль? 2.Каков вклад Вольтера в развитие литературы французского классицизма XVIII века и в европейскую культуру в целом? 3.Какие идеи и художественные принципы французских писателей XVIII века оказались востребованными в России, были усвоены русскими писателями и получили дальнейшее развитие в их творчестве? V.Темы докладов и сообщений:
VI.Задания для самостоятельной работы:
VII.Литература: основная:
дополнительная:
/Сост. И.О.Шайтанова. М., 1988.
Семинар № 9 Романтизм как ведущее направление западноевропейской литературы 19 века. I.Цели семинарского занятия: изучить специфику романтизма как одного из литературных направлений конца XVIII - первой половины XIX веков; уяснить национальную специфику романтизма в Германии, Англии и Франции, познакомиться с наиболее значимыми произведениями писателей-романтиков в этих странах; понять роль романтизма в мировом литературном процессе. II.Вопросы для обсуждения
III.Основные понятия: Романтизм историзм “местный колорит” романтический герой романтический конфликт “жизнь сердца” как один из путей бегства от реальности “культ ребёнка” и “культ детства” в романтизме “культ свободы” в романтизме “двоемирие” в романтизме принцип творческой свободы художника романтический индивидуализм IV.Темы докладов и сообщений: “Щелкунчик, или Мышиный король”-повесть-сказка Гофмана (1816) и балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” (1892).
V.Литература: основная:
дополнительная:
Семинар № 10 Реализм в западноевропейской литературе XIX века I.Цели семинарского занятия: осмыслить предпосылки возникновения реализма в западноевропейской литературе XIX века, его генезис и качественное отличие от других литературных направлений и методов; познакомиться с выдающимися реалистическими произведениями, представляющими различные европейские национальные литературы; уяснить значение литературных связей, характер и роль взаимовлияний в литературном процессе второй половины XIX века. II.Вопросы для обсуждения
III.Основные понятия: Реализм “Реализм Ренессанса” “Реализм Просвещения” критический реализм XIX века позитивизм (О.Конт) натурализм как “однобокий реализм” веризм Викторианская эпоха “Молодая Англия” (Дизраэли) английский памфлет (Карлайл) ньюгейтский роман просветительский роман реалистический роман ранние викторианцы (Диккенс, Теккерей и др.) поздние викторианцы (Троллоп, Элиот) политические (пэлизеровзские) романы (Троллоп). IV.Темы докладов и сообщений:
V.Литература: основная:
дополнительная:
Семинар № 11 Писатели – лауреаты Нобелевской премии. I.Цели семинарского занятия: -познакомиться с историей учреждения Нобелевской премии, создания Нобелевского комитета, его деятельностью и той ролью, которую играет в мировом литературном процессе Нобелевская премия; -сформировать представление о принципах отбора произведений; познакомиться с персональным списком писателей-лауреатов с 1901 г. по настоящее время; -углубить и расширить знания о жизни и творчестве писателей-лауреатов, творчество которых особенно известно и почитаемо в России. II. Темы докладов и сообщений:
III.Литература: основная: Зарубежная литература 20 века/Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 2001. дополнительная:
Семинар № 12 Основные литературные направления, их трансформация и взаимодействие в XX веке. I.Цели семинарского занятия: познакомиться с наиболее ярко выраженными тенденциями развития европейских литератур в XX веке; составить представление об основных литературно-художественных методах и направлениях в литературе XX века. II. Вопросы для обсуждения
III.Литература: основная:
дополнительная:
художественные тексты: по списку рекомендованных для чтения произведений зарубежной литературы XX века. Семинар № 13 Великие романы XX века. I.Цели семинарского занятия: лучше познакомиться с наиболее выдающимися романами XX века (как представленными в плане, так и по выбору); составить собственное представление о своеобразии, достижениях и проблематике романа XX века. II. Вопросы для обсуждения
III.Литература: см. планы семинаров №11, №12. Тексты Гомер. “Илиада”, ”Одиссея”. Гесиод. “Труды и дни”. Плутарх.”Сравнительные жизнеописания”. Лонг. “Дафнис и Хлоя”. Эсхил. “Орестея”, “Прометей прикованный”. Софокл. “Антигона”, ”Царь Эдип”, ”Эдип в Колоне”. Еврипид. “Медея”, ”Ипполит”. Аристофан. “Облака”, ”Лягушки”, ”Лисистрата”. Менандр. “Третейский суд”. Плавт. “Менехмы, или Близнецы”, ”Амфитрион”. Теренций. “Братья”, ”Свекровь”. Вергилий. “Энеида”. Лукреций. “О природе вещей”. Овидий. “Метаморфозы”. Апулей. “Метаморфозы, или Золотой осёл”. Петроний. “Сатирикон”. “Старшая Эдда”. “Песнь о Роланде”. ”Песнь о моём Сиде”. ”Песнь о Нибелунгах”. Сервантес. ”Дон Кихот”. Данте. ”Божественная комедия”. Петрарка. ”Канцоньере”. Рабле. ”Гаргантюа и Пантагрюэль”. Шекспир. ”Сон в летнюю ночь”, Ромео и Джульетта”, ”Гамлет”, ”Отелло”, ”Король Лир”, ”Антоний и Клеопатра”, ”Буря”. Мольер. ”Тартюф”, ”Дон Жуан”, ”Мизантроп”, ”Мещанин во дворянстве”. Свифт. ”Путешествие Гулливера”. Стерн. ”Сентиментальное путешествие”, ”Тристрам Шенди”. Вольтер. ”Кандид, или Оптимизм”. Руссо. ”Исповедь”. Монтескье. ”Персидские письма”. Бомарше. ”Севильский цирюльник”, ”Безумный день, или Женитьба Фигаро”. Ш. де Лакло. ”Опасные связи”. Гёте. ”Страдания юного Вертера”, ”Фауст”. Шиллер. ”Разбойники”, Коварство и любовь”, ”Дон Карлос”. Байрон. ”Паломничество Чайльда Гарольда”, ”Корсар”, ”Каин”, ”Мазепа”. Гофман. ”Золотой горшок”, ”Крошка Цахес”, ”Жизненные воззрения кота Мурра”. В.Скотт. ”Ламмермурская невеста” и другие произведения по выбору. Диккенс. ”Посмертные записки Пиквикского клуба”, “Приключения Оливера Твиста”, “Домби и сын”. Теккерей. ”Ярмарка тщеславия”. Ш.Бронте. “Джейн Эйр”. Гюго. ”Собор Парижской Богоматери”. Мюссе. ”Исповедь сына века”. Стендаль. ”Красное и чёрное”. Бальзак. ”Человеческая комедия”. Флобер. ”Саламбо”, ”Мадам Бовари”. Мериме. Новеллы (”Кармен”, ”Локис”, ”Венера Ильская”). Гейне. “Германия”. Уитмен. ”Листья травы”. В.Ирвинг. ”Рип Ван Винкль”, ”Легенда о сонной лощине”. Купер. ”Последний из Могикан”. Э. По. ”Убийство на улице Морг”, ”Золотой жук”, ”Падение дома Ашер”. Гюисманс. ”Наоборот”. Бодлер. Стихотворения. Верлен. Стихотворения. Рембо. Стихотворения. Гонкуры. ”Жермини Ласерте”. Золя. ”Нана”. Мопассан. ”Милый друг”. Франс. ”Остров пингвинов”. Уайльд. ”Портрет Дориана Грея”. Киплинг. Романы (”Свет погас”, ”Ким”), рассказы, ”Книги Джунглей, стихотворения, баллады. Б.Шоу. ”Дом, где разбиваются сердца”, ”Пигмалион”. Пруст. ”Путешествие к Свану”. Джойс. “Улисс”. Кафка. ”Замок”. Олдингтон. ”Смерть героя”. Хемингуэй. Новеллы, ”Прощай, оружие!”, ”По ком звонит колокол”, ”Старик и море”. Гессе. ”Игра в бисер”. Брехт. ”Матушка Кураж и её дети”. Г.Миллер. ”Тропик Рака”. Фриш. ”Homo Faber”. Голдинг. ”Повелитель мух”. Оруэлл. ”1984”. Сартр. ”Тошнота”. Камю. ”Посторонний”, ”Миф о Сизифе”. Г.Гарсия Маркес. ”Сто лет одиночества”. Дино Буццатти. ”Татарская пустыня”, рассказы. Сэлинджер. ”Над пропастью во ржи”. Кортасар. ”Игра в классики”. Воннегут. ”Бойня №5”. Франсуаза Саган. ”Немного солнца в холодной воде”. Умберто Эко. ”Имя Розы”. Перечень примерных вопросов к экзамену (IV семестр).
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………….. 3 Семинар № 6 ………………………………………………… 4 Семинар № 7 ………………………………………………… 6 Семинар № 8 ………………………………………………… 10 Семинар № 9 ………………………………………………… 13 Семинар № 10 ………………………………………………… 16 Семинар № 11 ………………………………………………… 19 Семинар № 12 ………………………………………………… 20 Семинар № 13 ………………………………………………… 22 Тексты ………………………………………………… 23 Перечень примерных вопросов к экзамену ………………. 26 |
Конспект урока Мировой Художественной Культуры. Тема урока: Эстетические... Скажите мне, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Но не просто об эпохе Возрождения, а мы попытаемся выявить ряд... | Российской федерации История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –xviii вв | ||
Эпохи средневековья и возрождения Р 13 Рабочая тетерадь для самостоятельной работы по истории зарубежной литературы (средневековья и эпохи Возрождения)/ сост. О. А.... | Урока Тема Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех вещей. Периодизация культуры.... | ||
Методические рекомендации для проведения самостоятельной работы по дисциплине «культурология» Переходная эпоха в истории культуры от Средневековья к культуре Нового времени. Литература, живопись, архитектура Эпохи Возрождения.... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Цель курса – изучение музыкального творчества композиторов эпохи Возрождения и XVII в., особенностей музыкальной жизни в ее связи... | ||
1. Основные черты эпохи Возрождения Хv до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы). Термин «возрождение» (фр ренессанс) впервые был использован итальянским... | Тема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)» Цель: Создание условий для развития у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей... | ||
«Жертвоприношение Исаака». Композиционное решение, выполнение конкурсных условий Отличие мировоззрения человека эпохи Возрождения от мировоззрения человека средневековья. Причины возникновения искусства Возрождения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация урок по программе Министерства образования РФ. Урок связан с темой эпохи конца XVII – первой четверти XVIII века, которая... | ||
“Описание архитектурных стилей эпохи Возрождения” | Реферат По мировой художественной культуре На тему: «Культура эпохи Возрождения и Реформации» Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14 | 2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14 |