Скачать 100.36 Kb.
|
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. ВОЗРОЖДЕНИЕ И XVII ВЕК программа дисциплины цикла ОПДВ по направлению подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства» Составитель доктор искусствоведения профессор Владышевская Т.Ф. Пояснительная записка I. Введение Цель курса – изучение музыкального творчества композиторов эпохи Возрождения и XVII в., особенностей музыкальной жизни в ее связи с проблемами данного периода. Задачи курса – ознакомить студентов с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями, научить их анализировать музыкальные произведения эпохи Возрождения и XVII в. Требования к уровню освоения курса Основная форма учебных занятий – практические занятия. Текущий контроль усвоения знаний осуществляется в форме проверки рефератов, исследовательских и контрольных работ. Студенты должны иметь представление о стилистических особенностях музыки рассматриваемого периода, уметь сопоставить художественную ценность произведений данной эпохи и предшествующей. Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме. Формами самостоятельной работы студентов могут быть: написание научных рефератов и докладов; выполнение контрольных работ и др. Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса на семинарских занятиях, написания контрольных работ, проведения итогового зачета по окончании курса.
II. Тематический план учебной дисциплины
Программа курса Тема 1. Музыка эпохи Возрождения Направление аrs nova в Италии (искусство Треченто – XIV в.) – новая страница мировой музыкальной культуры, расцвет литературы и искусства. Понятие Возрождения, его исторические корни. Гуманизм. Великие итальянские поэты Данте, Петрарка, Боккаччо, отражение в их творчестве музыкальной тематики, античных понятий, гармония сфер, мелодия. Место музыки в квадривиуме. Флоренция – центр искусства и науки эпохи Возрождения. Музыкальный мир в «Божественной комедии» Данте. Музыкальные инструменты эпохи, их разновидности – струнные, ударные, духовые; инструментальные ансамбли. Роды музыки – домашнее музицирование, придворная, развлекательная, военная, церковная. Единая общекультурная среда обитания, способствовавшая формированию искусства и музыки в рассматриваемую эпоху. Роль фольклора в создании музыкального языка. Литургические мистерии и их роль в формировании музыкального театра. Флорентийская камерата и зарождение оперы на основе древнегреческой трагедии. Вокальные и инструментальные жанры, музыкальный инструментарий эпохи Возрождения. Появление новых жанров (баллата, мадригал, качча и др.), развитие церковной полифонии, строгий стиль. Музыка флорентийских композиторов: Иоанна Флорентийского, Якопо да Болонья, Гирарделло, Франческо Ландино. Венецианская школа: А. Вилаэрт, Андреа и Джованни Габриэли – создатели новой ветви итальянской полифонии. Дж. Царлино и его учение о гармонии. Римская школа: Г. Аллегри, Дж. Нанини и Палестрина – величайший композитор эпохи Возрождения, мастер величественных духовных хоровых сочинений. Музыкальный Ренессанс во Франции, Нидерландах, Испании, Англии, Германии, Польше, Чехии. Новые, предренессансные тенденции в русском искусстве конца XV–XVI вв. Французская школа: Гийом де Машо – создатель первой французской мессы для хора 4-голосного склада с инструментальным сопровождением. К. Жаннекен – песенный композитор, мастер полифонии. Новые жанры французской музыки: рондо, виреле, баллада, песня. Нидерландская школа XV–XVI вв. Строгое полифоническое письмо в творчестве Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, И. Окегема, Я. Обрехта, Ж. Депре, О. Лассо. Музыкальная тема как основа полифонического сочинения и приемы ее преобразования: канон, имитация. Месса. Мадригал. Новая музыкальная эстетика. Русская музыка конца XV – XVI вв. Развитие теории древнерусской музыки в Азбуках, толкованиях знаменной нотации. Возникновение и развитие многоголосной церковной музыки линеарного типа. Развитие певческих школ: новгородской, московской, усольской. Появление первых русских композиторов – распевщиков, создателей большого знаменного распева, строчного и демественного многоголосия. Творчество Саввы и Василия Роговых, Федора Крестьянина (Христианина). Тема 2. Западноевропейская музыка барокко История появления понятия «музыкальное барокко». Временны́е рамки стиля барокко (1600–1750). Региональные особенности. Система музыкальных жанров. Теория аффектов и риторических фигур. Соотношения вокальной и инструментальной музыки. Тема 3. Оперный театр барокко Италия XVII в. – колыбель оперы, оратории, кантаты. Истоки оперы. Флорентийская камерата. Dramma per musica и ее эстетика. Опера Я. Пери – О. Ринуччини «Эвридика»; речитативное пение в ранней опере, монодия с сопровождением. Опера в Мантуе. Клаудио Монтеверди (ок. 1567–1643) и его оперы «Орфей», «Коронация Поппеи». Эволюция оперного творчества. Утверждение понятия «опера» и канонов жанра оперы. Венецианские оперы. Неаполитанская оперная школа и творчество Алессандро Скарлатти (1660–1725). Оперные жанры – ария, речитатив. Формирование жанра opera seria, ее эстетика и основные отличительные признаки. Исторические сюжеты в легендарно-поэтической интерпретации. Музыкальный театр Франции XVII – первой трети XVIII вв. Влияние итальянской оперы. Открытие Королевской академии музыки, ее структура и задачи. Классическая французская трагедия у П. Корнеля и Ж. Расина (формирование особого типа патетической декламации, традиционное соединение драматического действия с танцем и пением). Деятельность Жана-Батиста Люлли (1632–1687). Либретто Ф. Кино и Ж.-Б. Мольера. Балетная школа. Тема 4. Инструментальная музыка барокко Развитие инструментальной музыки в XVII в. в Италии, Германии, Франции, Англии. Процесс выделения инструментальной музыки. Развитие барочного инструментария. Скрипичные мастера Италии – А. Страдивари, Дж. Гварнери. Итальянская скрипичная школа. Венеция – колыбель сольного скрипичного исполнительства. Барочные трио-сонаты (sonata da camera и sonata da chiesa – церковная соната с сопровождением органа). Болонская скрипичная школа. Творчество Арканджело Корелли (1653–1717). Падуанская скрипичная школа во главе с Дж. Тартини. Инструментальный концерт. Сольный концерт; роль Антонио Вивальди (1678–1741) в распространении жанра сольного концерта. Жизнь и творчество Вивальди. Развитие клавишных инструментов, клавесин и его разновидности. Органная музыка; произведения Дж. Фрескобальди, канцоны, токкаты, ричеркары, полифонические обработки грегорианского хорала и фуги – высшая полифоническая форма. Процесс поиска инструментально имманентного языка. Концертный стиль, фантазийный стиль (фантазия, каприччо, токката). Барочная сюита танцев (структура, жанровые разновидности). Школа верджиналистов в Англии. Дж. Булл, У. Берд, О. Гиббонс. Создание репертуара и автономного музыкального стиля. Основные жанры (вариации, песни, фантазии, сюиты). Генри Перселл (1659–1695) как инструментальный композитор. Трактат «Школа игры на клавесине». Пасторальная звукоизобразительность Франсуа Куперена (1668–1733) и ее преемственность во французской музыке XVII–XX вв. Сочинения для клавесина в творчестве Жан-Филипп Рамо (1683–1764). Протестантская органная традиция. Музыка для инструментальных ансамблей. Тема 5. Барокко в России. Партесные хоровые концерты Русское музыкальное искусство Нового времени. Особенности исторического развития России XVII в. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. и проникновение через Украину в Россию западного влияния. Раскол русской церкви и старообрядчество. Полемика между представителями старого и нового направления искусства, музыкально-полемические трактаты. Развитие теории музыки в XVII в. Азбука старца Александра Мезенца. Появление пятилинейной, киевской нотации, «Ключа разумения» Тихона Макарьевского и двоезнаменников. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Переход на новую музыкально-теоретическую систему европейского типа. Русское барокко в музыке. Партесный стиль. Гармонизация древних и новых церковных распевов – знаменного, киевского, греческого, болгарского и др., партесные авторские композиции, канты, псальмы. Расцвет партесного концерта в эпоху барокко. Выработка норм гармонического и полифонического письма, риторические фигуры в композициях концертов. Творчество Василия Титова, Николая Бавыкина, Федора Редрикова. Формирование первого круга русских профессиональных композиторов в рамках церковной культуры барокко. Придворный театр. Вопросы для самопроверки
Вопросы к зачету
Темы рефератов
Литература Основная
Дополнительная
|
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Духовная основа средневекового искусства объединяет все виды искусства древности, образуя синтез искусств, сердцевину которого составляют... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – изучение творчества Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Скарлатти, Глюка и других композиторов XVIII в | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных направлений второй половины XIX в., анализ выдающихся... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся... | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Византии разных эпох, особенностей строения византийской музыки, ее форм и жанров, характера профессионального творчества; освоение... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Такой подход может способствовать глубокому осознанию явлений современности в их связи с традициями и создавать прочные предпосылки... | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... История opus-musica рассматривается сквозь призму новаций, соответствующих своему времени, понимаемых как стержень академического... | Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... Главная задача курса «Исполнительские школы» – дать представление о фортепианной музыке различных исторических эпох в синтезе деятельности... | ||
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... Курс общего фортепиано является обязательным для получения базового искусствоведческого образования по профилю музыкального искусства.... | Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных... Методические указания предназначены для установления общих требований к структуре и оформлению вкр студентов ноу впо «Томский институт... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины управление внешнеэкономической... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла (БЗ. В. Дв. 4) студентам... | Программа учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Нанотехнология Как предмет учебного плана высшего учебного заведения фк входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально–экономические... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы инновационного менеджмента... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавров, утверждённого приказом Министерства... | Рабочая программа дисциплины «введение в химию. Строение вещества» Строение вещества» включена в вариативную часть цикла профессионального дисциплин в структуре основной образовательной программы... | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению... Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержденным приказом Министра образования... | Программа учебной дисциплины основы менеджмента для бакалавров по... «Основы менеджмента» для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» 030900 [Текст] / «Государственный университет управления»,... |