Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства»





Скачать 365.7 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства»
страница1/3
Дата публикации23.11.2014
Размер365.7 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2   3
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. XX ВЕК
программа дисциплины цикла ОПДВ по направлению

подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»
Составитель кандидат искусствоведения доцент Заднепровская Г.В.
Пояснительная записка
I. Введение

Цель курса – создать у студентов целостное представление о крупном срезе современной культуры – музыке XX в. – как исторически развивающемся, тесно связанном с социальными и общекультурными процессами явлении. Такой подход может способствовать глубокому осознанию явлений современности в их связи с традициями и создавать прочные предпосылки для научной и практической деятельности студентов факультета искусств Московского университета.

Задачи курса – привить студентам интерес к созданной в ХХ столетии музыке, научить понимать ее язык, образный строй, приобщить студентов к этому пласту музыкальной культуры. Из педагогической практики хорошо известно, что большинство студентов испытывает сложности разного характера при изучении и прослушивании современной музыки. Они касаются как эстетических и философских аспектов осмысления сочинений современных композиторов, так и восприятия музыкального языка. Дать студентам ключ к их пониманию – одна из главных задач курса.

В основе программы – изучение творчества композиторов, значение которых для истории мировой культуры уже не вызывает сомнения. Это композиторы Новой венской школы, Хиндемит, Барток, Кодай, французская «шестерка», Бриттен, Гершвин, Варез, Мессиан, Штокхаузен, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Шнитке, Щедрин и др.

В итоге изучения курса студенты должны:

иметь представление об историческом процессе становления и развития современной музыки и различных ее жанров;

представлять себе основную проблематику, затрагиваемую в сочинениях композиторов XX в.

Основу данного курса составляют монографические темы. Объясняется это прежде всего малой изученностью материала. Монографический характер построения курса открывает возможность более тщательного и подробного изучения творчества отдельных композиторов. Вместе с тем такой подход к освоению материала позволяет в дальнейшем обобщить факты и составить целостное представление о том или ином направлении в музыке XX в.

В монографических темах акцент делается на особенностях творческого мышления композитора, специфике проблематики, анализе образного строя и музыкального языка сочинений. При этом творчество в целом рассматривается в контексте направления, к которому принадлежит автор, с учетом исторических и социальных реалий. Большое внимание уделяется изучению различных жанров современной музыки, поскольку каждый композитор чем-то обогатил тот или иной жанр.

Требования к уровню освоения курса

Основная форма учебных занятий – практические занятия.

Текущий контроль усвоения знаний осуществляется путем разбора конкретных сочинений композиторов ХХ в., оценки рефератов, исследовательских и контрольных работ.

Студенты должны уметь: ориентироваться в каждом изучаемом музыкально-историческом периоде; определить на слух произведение по данному фрагменту; определить на слух стиль композитора.

Студенты должны знать основные направления и основные этапы развития музыки XX в.; творчество основных представителей композиторских школ; основные закономерности важнейших музыкальных жанров (опера, балет, оратория, кантата, концерт, соната, симфония, романс и др.).

Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме.

Формами самостоятельной работы студента могут быть: написание научных рефератов и докладов по отдельным проблемам музыки ХХ в. с использование рекомендуемого списка учебной и научной литературы; выполнение контрольных работ и др.

Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса на семинарских занятиях, написания контрольных работ, проведения итогового зачета по окончании курса.


Семестр

Практические занятия, ч

Самостоятельная работа, ч

Всего,

ч

Форма отчетности, ч

VI

32

32

64

Зачет

Всего, ч

32

32

64






II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Практические занятия, ч

Самостоятельная работа, ч

Всего,

ч

Раздел I. Зарубежная музыка ХХ в.

1. Новая венская школа

2

4

6

2. Барток и неофольклоризм

2

2

4

3. Хиндемит и неоклассицизм

2

2

4

4. Орф и неопримитивизм

2

2

4

5. Французская «шестерка»

2

2

4

6. О. Мессиан

2

2

4

7. Музыка США

2

2

4

8. Английская музыка ХХ в. Б. Бриттен

2

2

4

9. Итальянская музыка ХХ в.

2

2

4

Раздел II. Отечественная музыка ХХ в.

10. С.С. Прокофьев

4

2

6

11. Д.Д. Шостакович

4

2

6

12. Г.В. Свиридов

2

4

6

13. А.Г. Шнитке

2

2

4

14. Р.К. Щедрин

2

2

4

Всего, ч

32

32

64


Программа курса
Раздел I. Зарубежная музыка XX в.

Тема 1. Новая венская школа

Общая эволюция от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем обращение к серийной технике. Индивидуальный стиль композиторов, особенно заметный при сравнении Берга и Веберна.

Глава школы Арнольд Шёнберг (1874–1951). Самый старший из них. Позднеромантический период (1899–1907) был продолжительным и плодотворным. Наиболее значительные произведения: струнный секстет «Просветленная ночь», «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра, большая симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», два струнных квартета, шесть сборников песен, хоры. Первая камерная симфония (1907).

Второй период (1908–1917) – экспрессионизм как сформировавшееся музыкальное направление (приближение к экспрессионизму Р. Штрауса, Г. Малера и др.). Открытие нового «разговорного пения». Самый показательный пример второго периода – «Лунный Пьеро» (1912), 21 стихотворение (мелодрамы) для голоса и ансамбля из пяти исполнителей. Здесь же две музыкальные драмы: «Ожидание» (1909) и «Счастливая рука» (1913), инструментальные сочинения – пять пьес для оркестра ор. 16 и фортепианные пьесы op. 11 и op. 19.

Возвращение к творчеству после перерыва (1917–1921). Пять пьес для фортепиано ор. 23, Серенада для камерного ансамбля и голоса ор. 24 (закончены в 1923). Первые додекафонные сочинения – Сюита для фортепиано ор. 25 (1923), духовой Квинтет ор. 26 (1924), Сюита для фортепиано, кларнетов и струнных ор. 29 (1925), Третий квартет (1927), Вариации для оркестра ор. 31 (1928). Работа в начале 30-х гг. над оперой на собственное либретто «Моисей и Аарон».

Свободное смешение разных стилей и техник в последний период (после переезда в США в конце 1933 г.): тональная музыка, атональность, додекафония. Возвращение к тональности в Сюите для струнных соль мажор (1934), Второй камерной симфонии ор. 39 (1938), Вариациях для органа ре минор ор. 40 (1940). Примеры свободной додекафонии – Четвертый квартет, Скрипичный и Фортепианный концерты, Струнное трио, Фантазия для скрипки и фортепиано. Выдающееся значение антифашистской кантаты «Уцелевший из Варшавы» для чтеца (вариант «разговорного пения»), мужского хора и оркестра.

Творческое наследие Альбана Берга (1885–1935) небольшое по объему – около 15 сочинений. Тональный период, как и у Веберна, очень короток и представлен одним законченным произведением – Сонатой для фортепиано ор. 1 (1908). Атонально-экспрессионистический стиль наиболее полно выражен в Струнном квартете (1910), Пяти оркестровых песнях (1912), Трех пьесах для оркестра (единственная в своем роде экспрессионистическая симфония, 1914), Камерном концерте для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1925) и особенно в опере «Воццек», которую он писал шесть лет (1915–1921). Серийность в наибольшей степени проявляется в «Лирической сюите» (1926), Скрипичном концерте (1935) и неоконченной опере «Лулу».

Особое место Антона Веберна (1883–1945) среди нововенцев: меньшая роль экспрессионизма, особый, отрешенно-созерцательный стиль лучших сочинений, ассоциирующихся с горными пейзажами, звездным небом, и отличающихся хрупкими хрустальными звучностями. Намеренный уход от реальности, антагонизм его творчества и бесчеловечной действительности. Роль математических формул и законов симметрии в творчестве Веберна, невиданный лаконизм (все наследие умещается на трех компакт-дисках). Приверженность додекафонии, доведение ее до сериальности.

Пять пьес для струнного квартета ор. 5 (1909), шесть пьес для оркестра ор. 6 (1909), шесть багателей для квартета op. 9 и пять пьес для оркестра op. 10 (1911–1913). Большой вокальный период (ор. 12–19) (1915–1925), освоение додекафонии. Лучшие произведения Веберна: Симфония ор. 21 (для камерного состава, 1927–1928), Концерт для девяти инструментов ор. 24 (1931–1934), Три песни ор. 25 (1934), Вариации для фортепиано ор. 27 (1935–1936), Вариации для оркестра ор. 30 (1940, присутствуют драматические военные отголоски), три кантаты («Свет глаз» ор. 26, 1935; №1 ор. 29, 1938–1939; №2 ор. 31, 1941–1943).
Тема 2. Барток и неофольклоризм

Расцвет венгерской музыки в ХХ в. благодаря деятельности Белы Бартока (1881–1945) и Золтана Кодаи (1882–1967). Фольклорная основа их творчества, открытие более древних пластов с терпкими интонациями и созвучиями. Научно-исследовательские экспедиции Бартока и Кодаи (с 1905). Обращение к народному творчеству композиторов других стран: И, Стравинского в России, М. де Фалья в Испании, английского музыкального возрождения.

Период становления композитора Бартока (до 1907), отмеченный созданием большой (10-частной) симфонии «Кошут»; использование традиционных средств и стиля «вербункош». Новаторское обращение к фольклору во второй период (1907–1919), усложнение языка, элементы импрессионизма, экспрессионизма и урбанизма. Открытие нового стиля в фортепианной пьесе Allegro barbaro (1911), классичность Первого (1908) и экспрессионистическая стилистика Второго (1917) квартетов. Загадочная атмосфера оперы «Замок герцога Синяя Борода» (1911). Балет «Чудесный мандарин» (1919).

1920–1937 гг. – период создания Светской кантаты (1930) о девяти волшебных оленях и наиболее сложных и совершенных инструментальных сочинений: Третьего, Четвертого (1927, 1928) и Пятого (1934) квартетов, Танцевальной сюиты для оркестра (1923), Первого и Второго фортепианных концертов (1926, 1931), Музыки для струнных, ударных и челесты (1936), Сонаты для двух фортепиано и ударных (1937). Упрощение тонального мышления Бартока в последний период (1938–1945). Эмиграция в США в 1940 г., тяжелые условия жизни. Примеры позднего стиля: Дивертисмент для струнных, Шестой квартет (написаны еще до эмиграции), Концерт для оркестра, Третий фортепианный концерт, Альтовый концерт (последние два не окончены).
Тема 3. Хиндемит и неоклассицизм

Появление неоклассицизма как реакция на экспрессионизм и (в меньшей степени) импрессионизм в творчестве Ф. Бузони, Г. Малера, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса и др. Опора на жанровые и эстетические модели барокко (в первую очередь) и классицизма; их творческое обогащение новыми средствами (не стилизация); сдержанный эмоциональный колорит; повышенное внимание к конструктивной устойчивости формы. «Апостолы» неоклассицизма Стравинский и Хиндемит, пришедшие к нему в начале 1920-х гг. и примыкающие к ним Руссель, Мийо, Онеггер, Пуленк, Респиги, Казелла, Шостакович, Бриттен и др.

Удачное совмещение в творчестве Пауля Хиндемита (1895–1963) композиторской и исполнительской деятельности (скрипач, альтист, с 1954 г. дирижер). Организация (1923–1930) первого в истории фестиваля современной музыки в Донауэшингене, учрежденного в 1921 г., возобновленного в 1950-м и с тех пор проводимого ежегодно.

Начало творчества в рамках экспрессионизма (оперы «Убийца, надежда женщин», 1919, и «Святая Сусанна», 1921). Работа в 20-е гг. над оркестровыми (семь «Камерных музык», 1921–1927, Концерт для оркестра, 1925) и камерными сочинениями, в которых неоклассицизм сочетается с джазом, юмором и гротеском. Утверждение собственного стиля с конца 20-х гг., закрепленного в теоретическом труде «Наставление по композиции» (1937–1940, в 3 томах). Переезд в 1938 г. в Швейцарию. Туда же он вернулся после пребывания в США (1940–1953).

Огромное творческое наследие Хиндемита во всех жанрах. Девять опер, три пьесы с музыкой и четыре балета, в том числе две выдающиеся оперы на собственное либретто: «Художник Матис» (1934–1935) – о знаменитом немецком живописце XVI в. М. Грюневальде и «Гармония мира» (1956–1957) – о великом немецком ученом начала XVII в. И. Кеплере, материал которых использован в одноименных симфониях (1934 и 1951), завоевавших большую популярность. Полифонический цикл «Ludus tonalis» (1942), состоящий из прелюдии, 12 трехголосных фуг с интерлюдиями и постлюдии, в зеркальном ракоходе воспроизводящей прелюдию. Хоровое творчество (семь циклических произведений), включая большую ораторию «Бесконечное» (1931), неканонический Реквием (текст У. Уитмена в переводе Хиндемита, 1946) и позднюю Мессу a capella (1963). Небольшое камерно-вокальное наследие, включающее грандиозный вокальный цикл «Житие Марии» (15 стихотворений Э. Рильке, 1923; окончательная редакция 1948) возвышенно-религиозного содержания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Духовная основа средневекового искусства объединяет все виды искусства древности, образуя синтез искусств, сердцевину которого составляют...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Задачи курса – изучение творчества Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Скарлатти, Глюка и других композиторов XVIII в
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Цель курса – изучение музыкального творчества композиторов эпохи Возрождения и XVII в., особенностей музыкальной жизни в ее связи...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных направлений второй половины XIX в., анализ выдающихся...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Византии разных эпох, особенностей строения византийской музыки, ее форм и жанров, характера профессионального творчества; освоение...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
История opus-musica рассматривается сквозь призму новаций, соответствующих своему времени, понимаемых как стержень академического...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров...
Главная задача курса «Исполнительские школы» – дать представление о фортепианной музыке различных исторических эпох в синтезе деятельности...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров...
Курс общего фортепиано является обязательным для получения базового искусствоведческого образования по профилю музыкального искусства....
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconМетодические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных...
Методические указания предназначены для установления общих требований к структуре и оформлению вкр студентов ноу впо «Томский институт...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconРабочая программа учебной дисциплины управление внешнеэкономической...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла (БЗ. В. Дв. 4) студентам...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Нанотехнология
Как предмет учебного плана высшего учебного заведения фк входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально–экономические...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconРабочая программа учебной дисциплины основы инновационного менеджмента...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавров, утверждённого приказом Министерства...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconРабочая программа дисциплины «введение в химию. Строение вещества»
Строение вещества» включена в вариативную часть цикла профессионального дисциплин в структуре основной образовательной программы...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению...
Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержденным приказом Министра образования...
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» iconПрограмма учебной дисциплины основы менеджмента для бакалавров по...
«Основы менеджмента» для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» 030900 [Текст] / «Государственный университет управления»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск