Скачать 94.27 Kb.
|
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА программа дисциплины цикла ОПДВ по направлению подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства» Составитель доктор искусствоведения профессор Владышевская Т.Ф. Пояснительная записка I. Введение Цель курса – изучение истории русской и западноевропейской музыки второй половины XIX в.; знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных национальных школ; изучение важнейших памятников музыкально-исторической и теоретической мысли; анализ основных форм и жанров профессионального творчества; изучение особенностей музыкальной жизни на фоне событий данного периода. Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных направлений второй половины XIX в., анализ выдающихся произведений. Требования к уровню освоения курса Основная форма учебных занятий – практические занятия. Текущий контроль усвоения знаний осуществляется путем оценки рефератов, исследовательских и контрольных работ. Студенты должны изучить музыкальную литературу и стилистику музыки второй половины XIX в., уметь отличать ее от музыки других периодов, овладеть разными методами анализа музыкальных произведений данного периода. Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме. Формами самостоятельной работы студента могут быть: написание научных рефератов и докладов; выполнение контрольных работ и др. Контроль знаний студентов предполагает текущий опрос на семинарских занятиях, проведение контрольных работ и итоговый зачет по окончании курса.
II. Тематический план учебной дисциплины
Программа курса Тема 1. Итальянская опера второй половины XIX в. Джузеппе Верди (1813–1901) – классик итальянской музыки. Связь его творчества с общественными и литературными течениями, с национальной борьбой за освобождение. Героико-патриотическая тематика и романтическая драматургия опер 40-х гг. («Набукко» и др.). Новые принципы драматургии в операх «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Новый подъем творчества в операх 60–70-х гг. «Дон Карлос», «Аида», «Реквием». Творчество последних лет жизни – «Отелло», «Фальстаф». Развитие и обновление традиций Верди в творчестве итальянских композиторов нового поколения – веристов: Дж. Пуччини, Р. Леонковалло. Тема 2. Музыкальная культура Германии второй половины XIX в. Ференц Лист (1811–1886) и веймарская школа. Дискуссия об абсолютной и программной музыке. Поэмность, программность в одночастных романтических произведениях Листа. Музыкальные драмы Рихарда Вагнера (1813–1883). Эстетические и философские взгляды, и особенности литературных сюжетов опер Вагнера. Музыкальный театр 40-х гг. «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин». Тетралогия «Кольцо нибелунга» и байройтский театр. Последняя опера Вагнера «Парсифаль». Темы, образы, сюжеты, принципы музыкальной драматургии и особенности музыкального языка опер Вагнера. Австро-немецкий симфонизм: Иоганнес Брамс (1833–1897), Антон Брукнер (1824–1896), Густав Малер (1860–1911). Особенности развития симфонии и симфонического оркестра позднеромантического типа. Тема 3. Русская композиторская школа второй половины XIX в. М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин Творческие установки Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки»), значение деятельности ее главы – Милия Алексеевича Балакирева (1836/37–1910). Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) – композитор, наиболее последовательно воплотивший ее принципы и установки. Опера Мусоргского «Борис Годунов». Народная музыкальная драма «Хованщина». Эпические оперы XIX в. Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887). «Князь Игорь». Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) и его оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Оперное творчество Петра Ильича Чайковского (1840–1893). «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Симфоническое творчество Чайковского (программные симфонические поэмы, симфонии). Александр Костантинович Глазунов (1865–1936). Монументально-эпические и лирические черты его симфонических произведений и балетов. Творчество Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). Симфонии, оперы. Симфонические поэмы «Колокола», «Всенощное бдение». Фортепианная музыка в творчестве Чайковского и Рахманинова. Творчество Александра Николаевича Скрябина (1871/72–1915). Тема 4. Музыка французских композиторов XIX в. Музыкальный театр Франции. Творчество Жоржа Бизе (1838–1875). Принципы музыкальной драматургии в опере «Кармен». Особенности инструментальных сочинений Бизе: Симфония до мажор, музыка к драме А. Доде «Арлезианка». Концерты, камерные и симфонические произведения Камиля Сен-Санса (1835–1921). Концерты для фортепиано, скрипки, Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром. Романтическая интерпретация библейского сюжета в опере «Самсон и Далила». Сезар Франк (1822–1890): шесть пьес для органа, Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано. Шарль Гуно (1818–1893). Опера «Фауст». Лирические оперы Жюля Массне (1842–1912): «Манон», «Вертер». Музыкальный импрессионизм во Франции второй половины XIX в. Импрессионистические черты в произведениях Клода Дебюсси (1862–1918), Мориса Равеля (1875–1937). Тема 5. Норвежская композиторская школа. Эдвард Григ Эдвард Григ (1843–1907) и норвежская музыкальная культура. Влияние народной норвежской музыки на творчество Грига. Фортепианные и оркестровые пьесы программного содержания. Фортепианный концерт. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Песни и романсы Грига. Особенности музыкального колорита музыки. Тема 6. Чешская композиторская школа. Берджих Сметана, Антонин Дворжак Бедржих Сметана (1824–1884) – основоположник чешской музыки. Драматургия и музыкальное развитие оперы «Проданная невеста». Антонин Дворжак (1841–1904) – классик чешской музыки. Опера «Русалка». Инструментальная музыка: симфонии, «Славянские танцы», виолончельный концерт – вершина позднеромантического концерта. Вопросы для самопроверки
Вопросы к зачету
Темы рефератов
Литература
|
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Духовная основа средневекового искусства объединяет все виды искусства древности, образуя синтез искусств, сердцевину которого составляют... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – изучение творчества Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Скарлатти, Глюка и других композиторов XVIII в | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Цель курса – изучение музыкального творчества композиторов эпохи Возрождения и XVII в., особенностей музыкальной жизни в ее связи... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся... | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Византии разных эпох, особенностей строения византийской музыки, ее форм и жанров, характера профессионального творчества; освоение... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Такой подход может способствовать глубокому осознанию явлений современности в их связи с традициями и создавать прочные предпосылки... | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... История opus-musica рассматривается сквозь призму новаций, соответствующих своему времени, понимаемых как стержень академического... | Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... Главная задача курса «Исполнительские школы» – дать представление о фортепианной музыке различных исторических эпох в синтезе деятельности... | ||
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... Курс общего фортепиано является обязательным для получения базового искусствоведческого образования по профилю музыкального искусства.... | Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных... Методические указания предназначены для установления общих требований к структуре и оформлению вкр студентов ноу впо «Томский институт... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины управление внешнеэкономической... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла (БЗ. В. Дв. 4) студентам... | Программа учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Нанотехнология Как предмет учебного плана высшего учебного заведения фк входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально–экономические... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы инновационного менеджмента... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавров, утверждённого приказом Министерства... | Рабочая программа дисциплины «введение в химию. Строение вещества» Строение вещества» включена в вариативную часть цикла профессионального дисциплин в структуре основной образовательной программы... | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению... Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержденным приказом Министра образования... | Программа учебной дисциплины основы менеджмента для бакалавров по... «Основы менеджмента» для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» 030900 [Текст] / «Государственный университет управления»,... |