Скачать 105.56 Kb.
|
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ программа дисциплины цикла ОПДВ по направлению подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства» Составитель доктор искусствоведения профессор Владышевская Т.Ф. Пояснительная записка I. Введение Цель курса – изучение предыстории и собственно истории развития opus-musica, вплетенной в калейдоскоп взаимодействия разных типов музыкального творчества. История opus-musica рассматривается сквозь призму новаций, соответствующих своему времени, понимаемых как стержень академического искусства. В исторической перспективе прослежена цепь революционных изменений, которые закономерно привели сегодня и к кардинальному изменению норм музыкального языка. Успешная реализация данной цели видится в выявлении глубинных связей, коренящихся в кругу внутренних проблем музыкального творчества, неразрывно связанного с общекультурными процессами, социальным сознанием общества, его идеологическими, философскими и религиозными представлениями. Задачи курса – ознакомить студентов с периодизацией истории музыкального искусства, дать общую характеристику основных художественных направлений и стилей; дать сравнительную оценку закономерностей развития европейской и русской музыкальной культуры, рассмотреть их взаимовлияние; ознакомить с творчеством выдающихся композиторов и художественных школ; ознакомить с важнейшими памятниками музыкально-теоретической мысли, с инструментарием, историей его развития; проанализировать музыкальные шедевры разных эпох, основные формы и жанры профессионального творчества; освоить терминологию. Требования к уровню освоения курса Основная форма учебных занятий – практические занятия. Текущий контроль усвоения знаний осуществляется с помощью рефератов, исследовательских и контрольных работ. Студенты должны знать стилистические особенности музыки Античности и Средневековья, уметь сопоставить художественные ценности произведений данных эпох. Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме. Формами самостоятельной работы студентов могут быть: написание научных рефератов и докладов; выполнение контрольных работ и др. Контроль знаний студентов. Текущий контроль усвоения знаний предполагает опрос на практических занятиях, написание контрольных работ и итоговый зачет по окончании курса.
II. Тематический план учебной дисциплины
Программа курса Тема 1. Введение в музыкознание. Этапы развития мировой музыкальной культуры Музыка и история культуры. Музыка как вид искусства. Музыкальная картина мира. Средства музыкальной выразительности. Мелодия, монодия, ритм, метр, темп, лад, звукоряд, тональность. Интервалы, аккорды. Акустика. Виды многоголосия – монодия, полифония. Жанры и музыкальные формы. Духовная и светская, инструментальная и вокальная музыка. Виды ансамблей и оркестров. Музыкальный театр: опера и оперетта. Подражательность и изобразительность в музыке. Основные взгляды на проблему происхождения музыки. Типы музыкального творчества: фольклорный, менестрельный, сакральный (канонический), академический (opus-musica), их художественные особенности и характеристики. Тема 2. Музыкальное искусство Древнего мира Синкретизм праискусства. Магия, миф, ритуал. Модус сознания древнего общества. Архаичное состояние традиционных культур, корреляция с космосом. Имитация архетипов, данных в естественном порядке вещей. Магия и ритуал – главная стратегия в упорядочении мира, страдающего от дефицита порядка. Музыка – неотъемлемая часть жизни человека. Магическая сила подражания и мифы о ней. Космогония художественного порядка. Древние музыкальные культуры Востока: египетская, шумеро-вавилонская, палестинская, индийская, китайская. Зарождение музыкальных жанров. Музыкальный инструментарий. Музыкальная культура стран Древнего Востока. Египет. Восточные гимны, песни погребального обряда фараона, священные танцы и музыкальные инструменты. Древнееврейская музыка. Библейские песни, псалмы Давида. Библейские музыкальные инструменты. Чтение нараспев священных текстов Библии. Свадебный обряд. Песнь песней. Тема 3. Музыкальное искусство Древней Греции и Рима Музыкальное искусство Древней Греции. Древнегреческое понимание музыки и гармонии. Высокая и простонародная музыка. Мусическое искусство как синтез духовного и звукового, сакрального и земного. Осмысление музыки в макро- и микрокосмическом измерении. Источники и документы. Аксиологический взгляд на музыку. Древнегреческая литература и мифология о музыке. Аполлон и музы. Музыкальные состязания Аполлона с Марсием и Паном. Музыкальные инструменты Греции. Кифара, лира, флейта Пана, авлос и др. Миф об Орфее и Эвридике. Искусство Орфея и орфизм. Дионис и дионисийское искусство, вакхические песни. Аполлоническое искусство. Музыкально-теоретическая система древних греков. Творцы греческой музыкальной науки. Пифагор, Архит, Филолай, Платон и др. Пути математизации музыки. Эстетика пифагорейцев. Учение о числе. Теория пропорций. Мифы о Пифагоре, о кузнецах. Опыты с монохордом. Понятие гармонии. Музыкальная гармония как явление мировой гармонии. Символика мифа. Космология Платона. Музыка сфер. Древнегреческие теоретики о гармонии сфер, о катарсисе. Типы музицирования и музыкальные жанры. Греческая наука – фундамент европейской музыкально-теоретической концепции. Учение об этосе ладов, метров. Идея равномерно-темперированного строя у Аристоксена. Монодия как принципиальный тип музыкального мышления. Инструментальное и вокальное одноголосие. Музыкально-поэтические формы. Союзы артистов. Музыкальный инструментарий. Творцы латинской музыкальной науки. Источники и документы. Марциан Капелла о музыке. Наука о семи свободных искусствах. Греческая наука как фундамент латинской музыкально-теоретической концепции. Музыкальный инструментарий. Музыкальные жанры и типы музицирования. Тема 4. Музыкальный мир древних славян Славянская мифология и песня. Синкретизм искусства. Магия, миф, ритуал. Обрядовые, ритуальные и бытовые песни славян. Особенности музыкального строения славянских и русских песен. Танец, песня, игра. Музыкальный инструментарий славян. Мифология и обрядность восточных славян. Песни весенне-летнего и зимнего обрядового циклов славянского и русского фольклора. Тема 5. Музыкальная культура европейского Средневековья. Византия. Древняя Русь Западноевропейская музыка эпохи Меровингов, Карла Великого. Развитие духовной музыки. Месса. Теория средневековой музыки, система восьми тонов. Формы записи, особенности исполнения. Светская музыка. Профессиональная культура менестрелей: эстетика творчества. Музыкально-поэтические жанры. Песни майстерзингеров, менезингеров, трубадуров, труверов. Инструментарий. Литургическая традиция средневекового Запада и региональные практики (амвросианская, беневентанская, староримская, галликанская, мозарабская и др.). Профессионализация певчих. Григорианский хорал в певческой культуре средневекового Запада. Источники. Типы рукописей. Главные певческие книги. Musica practica и Musica speculativa. Октоих. Символика чисел. Рождение европейской музыкальной науки. Музыкальное письмо – невменная и линейная нотации. Формы и жанры латинского певческого репертуара: месса, псалмодия, гимны, тропы, секвенции и др. Музыка эпохи ars antiqua. Школа Нотр-Дам. Начало opus-musica. Путь к канонической композиции. Творчество Леонина и Перотина. Новации эпохи. Византийская духовная культура. Отцы церкви о музыке и пении. Православная гимнография: стихиры, тропари, кондаки, каноны, песни и др. Литургия как центр богослужения, музыкальные особенности всенощного бдения. Особенности византийского Октоиха, Миней, Триоди и других певческих книг. Византия и Древняя Русь. Влияние византийской духовной культуры. Знаменный распев и знаменная нотация. Своеобразие русской духовной певческой культуры. Антагонизм и взаимосвязь русской народной и церковной музыки. Певческие жанры и книги. Песнопения в честь русских святых. Русский эпос. Былины киевского и новгородского циклов. «Слово о полку Игореве» и его певец гусляр Боян. Вопросы для самопроверки
Вопросы к зачету
Темы рефератов
Литература Основная
Дополнительная
|
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Духовная основа средневекового искусства объединяет все виды искусства древности, образуя синтез искусств, сердцевину которого составляют... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – изучение творчества Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Скарлатти, Глюка и других композиторов XVIII в | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Цель курса – изучение музыкального творчества композиторов эпохи Возрождения и XVII в., особенностей музыкальной жизни в ее связи... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественных направлений второй половины XIX в., анализ выдающихся... | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Задачи курса – знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художественными направлениями первой половины XIX в., анализ выдающихся... | Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Византии разных эпох, особенностей строения византийской музыки, ее форм и жанров, характера профессионального творчества; освоение... | ||
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... Такой подход может способствовать глубокому осознанию явлений современности в их связи с традициями и создавать прочные предпосылки... | Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... Главная задача курса «Исполнительские школы» – дать представление о фортепианной музыке различных исторических эпох в синтезе деятельности... | ||
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... Курс общего фортепиано является обязательным для получения базового искусствоведческого образования по профилю музыкального искусства.... | Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных... Методические указания предназначены для установления общих требований к структуре и оформлению вкр студентов ноу впо «Томский институт... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины управление внешнеэкономической... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла (БЗ. В. Дв. 4) студентам... | Программа учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению Нанотехнология Как предмет учебного плана высшего учебного заведения фк входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально–экономические... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы инновационного менеджмента... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавров, утверждённого приказом Министерства... | Рабочая программа дисциплины «введение в химию. Строение вещества» Строение вещества» включена в вариативную часть цикла профессионального дисциплин в структуре основной образовательной программы... | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению... Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержденным приказом Министра образования... | Программа учебной дисциплины основы менеджмента для бакалавров по... «Основы менеджмента» для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» 030900 [Текст] / «Государственный университет управления»,... |