Практикум по литературной критике Направление подготовки





Скачать 115.64 Kb.
НазваниеПрактикум по литературной критике Направление подготовки
Дата публикации12.10.2013
Размер115.64 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа


Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт филологии и искусств

Отделение татарской филологии

Кафедра истории татарской литературы
УТВЕРЖДАЮ
Ректор

___________________ Казанского федерального университета

И.Р. Гафуров
"_____"__________________2012 г.

программа учебной дисциплины
Практикум по литературной критике
Направление подготовки

031000 – Филология

Профиль подготовки

032700 Прикладная филология (Татарский язык, литература и культура)


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная
Казань
2012



  1. Цели освоения учебной дисциплины:

Получить представление о теории литературной критики как филологической дисциплине и общественной деятельности, которые обучают средствам самовыражения преподавателя-гуманитария, воспитания подрастающего поколения, способам диалога с писателями; свободно владеть всеми методами и формами литературоведческой деятельности; быть способным к творческой саморегуляции, уметь найти новые формы, содержания, чтобы обеспечить оригинальность критических заметок, рецензий; достичь единства теоретической подготовки и практического овладения навыками и умениями литературного работника.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра филологии, «Введение в литературоведение», «Введение в профильную подготовку (отечественная филология / зарубежная филология / прикладная филология)», «Фольклор», «Логика», «Философия», «История» и др.

Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов – «введений»: в литературоведение, профильную филологию; в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих культуру и литературу, общество и его членов в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение коммуникативной составляющей филологических наук. Данная дисциплина предваряет циклы дисциплин профилизации (прежде всего профиля «Прикладная филология»), учебную практику и производственную практику по профилю «Прикладная филология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения теории литературной критики;

Уметь: применять полученные знания в области теории литературной критики в научно-иссле­довательской и общественно-литературной деятельности;

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области литературной критики.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»:

а) общекультурные (ОК):

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обо­б­щению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами татарского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на таатрском языке (ОК-2);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

б) профессиональными (ПК)

общепрофессиональными:

  • способность демонтрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и переспективах развития филоогии (ПК-1)

в педагогической деятельности:

  • готовность к распространению и популиризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися (ПК-11);

в прикладной деятельности:

  • владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

  • владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-12);

в организационно-управленческой деятельности:

  • умение организовть самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах (ПК-16).


4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 41,7 часа.




п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Введение

4

1

Л:2

СР:4







Эссе – 1

2

Основы теории лит. критики

4

2-4

Л:

4

СР:4







Собесед.:2, 3; опрос: 2, 3;


3

Жанры литературной критики

4

5-13

Л:

8

СР:20


Пр.:

10




Пр. 6,8,10, 14;

собесед.: 8,10, 14;


4

Проблема критического мастерства

4

14-18

Л:

4







К:

2

К:18

дел.игра: 14.

5

Литерат. редактирование

4

19-23

Л.:2

СР:14

Пр.:

6




Пр.:20-22, Собеседование

Зачет - 23



5. Образовательные технологии:

Лекции, практикум, самостоятельная работа студентов.

Использование активных и интерактивных форм занятий (деловые и ролевые игры, проектные методики, разбор спорных ситуаций, творческие эксперименты). В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями прессы, , мастер-классы писателей и литературных критиков.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

По разделу 1. Введение

Эссе.

- Как может влиять литературный критик на процесс развития литературы?

- В чем проявляется оригинальность критических материалов по литературе?

Опрос:

- Предмет, объект, цели и задачи Теории литературной критики.

- Место Литературной критики в системе литературоведения.

- Основные аспекты изучения Литературной критики.
По разделу 2. Основы теории литературной критики

Опрос:

- Проблема классификации жанров литературной критики.

- Функции литературного критика.

- Проблема оценки литературного произведения.

- Научные, общественные, художественные основы литературной критики.

Темы для семинаров.

- Автор очерка – герой собственного произведения (по очеркам Г.Ахунова, А.Гаффара, Фании Хузиахметовой и др.).

- Приемы создания образов и характеров в литературных портретах (на примерах произведений Н.Гамбара, Р.Зайдуллы, Р.Файзуллина...).

Вопросы для собеседования.

- Что определяет структуру публикаций о литературе?

- Какие особенности системы публикаций в «Казан утлары» («Огни Казани»)?

- Какие жанры литературной критики популярны в эфире?

- Как литературная критика влияет на общественное сознание?

Темы для деловых и ролевых игр.

-Спор поэта (писателя, драматурга) с литературным критиком.

-Критик против критика.

Жанры письменных работ.

- Рецензия на стихотворение.

- Рецензия на рассказ.
По разделу 3. Жанры литературной критики
Темы для докладов.

-Место рецензии в творчестве А.Ахмадуллина, М.Валиева, С.Маннапова, Р.Мостафина ...) рецензия жанры.

-Авторское “я” в эссе.

-Освещение прозы А.Еники, Г.Ахунова, Р.Тухфатуллина, В.Нуруллина в литературных портретах.

- Р.Сибат, М.Галиев ... – эссеисты.

Практические задания.

- Докорректировка текстов газетных материалов.

- Поэтапная редактура собственных материалов – подготовка к печати.
По разделу 4. Проблема критического мастерства

Контрольная работа. Предполагаемые темы по вариантам:

Вариант 1.

1.Проблема критического мастерства и художественности.

2. Литературно-критическое произведение как целое.

Вариант 2.

1. Принципы литературного анализа.

2.Содержание и форма.
Темы для деловых и ролевых игр.

-Литературный критик в гостях у школьников.

-Митинг участием писателей, литературных критиков и читателей под лозунгом: «Нам не нужна массовая литература!»
По разделу 5. Литерат. редактирование

Вопросы для собеседования:

- Как определяется публика литературной критики?

- Как воспитвыается литературный вкус читателя?

- Почему татарская пресса не является майданом литературных споров?

- Какая литературная критика интересна и нужна современному читателю?

Примерная тематика курсовых работ.

Литературные портреты Г.Кашшафа.

Объект изображения в книге М.Юныса “Судьба Альбатроса”

Поэтика рассказов Ф.Амирхана.

Обект и адресат литературной критики М.Валиева.

Композиция повестей Н.Хасанова.

Точка зрения в рассказах Н.Гиматдиновой.

Образы современника в рассказах А.Халима.

Пародия и шарж в творчестве Л.Лерона.

Индивидуальная символика в поэзии Л.Янсуар.

Эмоциональность в юмористике С.Сабирова.

Литературная критика в журнале «Огни Казани»

Стилевые приемы в критике Ф.Хатипова.

Современная татарская драматургия в оценке А.Закирзянова.

История литературной критики восвещении Т.Гилязова.
Перечень вопросов для зачета.

- Предмет, объект, цели и задачи Теории литературной критики.

- Место Литературной критики в системе литературоведения.

- Основные аспекты изучения Литературной критики.

- Научные основы литературной критики.

-Публицистические основы литературной критики.

- Общественные основы литературной критики.

- Взаимоотношения литературного критика в литературной среде.

- Взаимоотношения литературного критика и читающей публики.

- Профессиональная этика литературного критика.

- Проблема оценки литературного произведения.

- Проблема выбора адресата и объекта для освещения.

- Проблема классификации жанров литературной критики.

- Рецензия в узком и в широком смысле.

- Эссе как стиль критика.

- Литературный портрет – один из видов очерка.

- Проблемный очерк и освещение современных явлений в литературе..
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

На русском языке


1. Голуб И.Б.. Конспект лекций по литературному редактированию.– М., 2004.

2. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста.– М.: Флинта, Наука, 2003.

3. Лазутина В.Г. Профессиональная этика журналиста.– М.: Аспект-Пресс, 2006.

4. Хализев В.Е. Теория литературы.– М.: Высшая школа, 2008.– 400 с.

5. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Уч. Пособие для вузов.– М.: Аспект-Пресс, 2004.

На татарском языке

1. Гыйләҗев Т.Ш. Рецензияләрдән тәгъзияләргә.– Казан: Мәгариф, 2008.– 254 б.

б) дополнительная литература:

На русском языке

Былинский К.И. Литературное редактирование газеты.– М., 1953.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация: Профессиональный опыт западной прессы.–М., 1993.

Въюкова Н.Б. 85 радостей и огорчений: Размышления редактора. М.– 1986.

Западов А.В. От рукописи к печатной странице.– М., 1979.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи.– М., 1994.

Ларин М.В., Сокова А.Н. Оформление служебных документов: Рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30.-2003.– 2–е изд.– М.: МЦФЭР, 2006.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста.– М., 1970.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.– М., 1972.

Мильчин А.Э. Методика редактирования текста.– М., 1980

Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник.– М., 1998.

Мильчин А.Э. Памятная книга редактора.– М., 1988.

Накорякова КМ. Редактирование материалов массовой информа­ции.– М., 1994.

Накорякова КМ. Редакторское мастерство в России XVI—XIX вв.– М., 1973.

Практическая стилистика русского языка. Функциональные сти­ли / Под ред. Б.А. Алексеева, К.А. Роговой.– М., 1982.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование слу­жебных документов. М., 1973.

Редактирование отдельных видов литературы / Под ред. Н.М. Сикорского.– М., 1987.

Рисе О.В. Беседы о мастерстве корректора.– М., 1959.

Рисе О.В. Семь раз проверь: Опыт путеводителя по опечаткам и ошибкам в тексте.– М:. 1977.

Рождественская К.В. За круглым столом: Записки редактора.– М., 1962.

Стандарты по издательскому делу.– М., 1998.

Стилистика и литературное редактирование Под ред. Проф. В.И.Максимова.– М.: Гардарики, 2004.– 651 с.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической литературой. Их содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети факультета. Обучающиеся долны быть обеспечены современными профессиональными базами данных, информационными справочными и поисковым системами.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
Авторы:

______________ Р.Ф. Харрасова, к.филол.н., доц. кафедры теории и истории татарской литературы Казанского федерального университета.

Рецензент (ы)
––––––––––––––– А.Г.Ахмадуллин, д.филол. наук, проф. кафедры теории и истории татарской литературы Казанского федерального университета;
––––––––––––––– Ф.С.Сайфуллина, зав. и проф. кафедры истории татарской литературы отделения татарской филологии ИФИ Казанского федерального университета.

Программа одобрена на заседании методкомиссии факультета татарской филологии и истории

от 10.09.2012 года, протокол № 1.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по литературной критике Направление подготовки iconПрактикум по естественнонаучным дисциплинам (наименование) Направление подготовки
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по медиации»
Практикум по медиации Направление — 034000. 68, Конфликтология Форма подготовки Очная
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconУрок-дискуссия по драме А. Н. Островского "Гроза" в 10-м классе....
Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconПрактикум по экологии Направление подготовки
Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение(2часа) Цель: дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике,»эстетической...
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconПрактикум по экологии Направление подготовки
Согласовано с выпускающей кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образования
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconРабочая программа Общепсихологический практикум Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconПрактикум по декоративно-прикладному творчеству Направление подготовки
Народные традиции изготовления изделий в техниках декоративно-прикладного творчества
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconРабочая программа общепсихологический практикум направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область...
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconМетодические указания для самостоятельсной работы студентов по социологии направление подготовки
Направление подготовки 240700. 62 «Биотехнология», 240100. 62 «Химическая технология», квалификация бакалавр
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык Направление...
Направление подготовки 032100. 62 «Физическая культура» Квалификация подготовки – бакалавр Форма подготовки – очная
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины «Профессиональный практикум»
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональный практикум» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление...
Практикум по литературной критике Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины практикум по элементарной геометрии направление

Практикум по литературной критике Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины компьютерный практикум Направление...
Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум/бак. Направление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск