Скачать 476.17 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общепсихологический практикум Направление подготовки - 030300 «Психология» Квалификации выпускника – бакалавр Санкт-Петербург 2012 Общепсихологический практикум: рабочая программа / авт. -сост. Е. В. Иванова, Е. В. Пашечко. – СПб. : ИВЭСЭП, 2012. – 27 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 2 от 24 сентября 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Авторы-составители Иванова Е. В. Пашечко Е. В. Рецензент кандидат психологических наук, профессор Коваленко М. И.
Цели: — целенаправленное развертывание прикладных психологических исследований, как необходимое условие решения практических задач в работе психолога. — формирование у слушателей психологического мышления, прочных умений и навыков проведения психологических исследований, анализа, интерпретации и представления их результатов, использования и конструирования психологических средств для решения практических задач. Задачи курса: — научиться приемам измерений в психологическом исследовании, а также методам исследования отдельных психических явлений и личности в целом и статистическим способам обработки их результатов; — овладеть навыками проведения различных методов психологического исследования, моделирования и конструирования психологических средств для решения практических задач.
«Общепсихологический практикум» — дисциплина базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Данный курс, является базовым для подготовки психологов к профессиональной деятельности. Он предполагает предварительное изучение курсов «Введение в профессию» и «Общая психология», связан с последующими курсами «Основы консультативной психологии», «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике». В ходе обучения студенты должны овладеть психологическим мышлением, т. е. научиться понимать закономерности психической деятельности и на основе этого уметь объяснять то или иное поведение как отдельной личности, так и групп. Поэтому изучение дисциплины проходит в большей степени в форме активного обучения. Используются практические занятия в виде ролевых игр, групповые практические занятия по решению психологических задач, лабораторные занятия по проведению методов психологического исследования, контрольные работы по созданию психологического и поведенческого портретов личности на основе результатов исследования, просмотр и обсуждение учебных видеофильмов, экскурсии. Для более глубокого изучения и получения прочных знаний по курсу предусмотрено самостоятельное изучение отдельных вопросов по основной и дополнительной литературе, написание рефератов, контрольных работ. Курс предполагает предварительное и достаточно общее ознакомление с указанной проблематикой, которая в дальнейшем будет подробнее рассматриваться на соответствующих общих и специальных курсах (“Возрастная психодиагностика”, “Методы консультативной психологии ” «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике» и др.)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) — способностью и готовностью к:
А также следующими профессиональными компетенциями (ПК) — способностью и готовностью к:
В результате изучения курса «Общепсихологический практикум» студенты должны: Знать:
Уметь применять полученные теоретические знания как базовые при освоении последующих медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин. Владеть:
5. Содержание дисциплины 5. 1. Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. Организация эмпирических исследований в психологии Тема 1. 1. Задачи современной психологии Цели, задачи и значение прикладной психологии. Формы решения практических задач в прикладной психологии. Содержание курса «Общий психологический практикум», его роль в формировании психологического мышления, психологических знаний, умений и навыков. Тема 1. 2. Методы современной психологии Методы психологии: организационные, интерпретационные, обработки данных, активные методы. Методы психологического исследования: наблюдение (стандартизированное, лабораторное, полевое, включенное, не включенное), эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, квазиэксперимент, беседа (стандартизированная, частично стандартизированная, свободная), анкетный и тестовый методы (условия научной разработки и применения), самонаблюдение, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод, близнецовый метод, метод экспертных оценок, социометрия, контент-анализ. Организация и проведение наблюдения. Анализ исследований с целью выявления типичных ошибок. Отработка приемов установления психологического контакта. Отработка навыков подготовки вопросов для опросных методов. Обработка навыков подготовки и проведения наблюдения. Обработка, интерпретация протоколов наблюдения. Создание психологического и поведенческого портретов личности на основе результатов наблюдения. Тема 1. 3. Приемы измерений в психологических исследованиях Дифференциальная психометрика. Психологические измерения: Психологическое пространство. Надежность, валидность и стандартизация в психологических исследованиях. Дисперсионный анализ в двойных нормальных координатах, корреляционный анализ. Тема 1. 4. Типы шкал в психологическом исследовании Методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования. Типы измерительных шкал. Стандартные способы количественной обработки данных, анализа и представления результатов психологического исследования. Корреляционные и факторные исследования. Способы обработки психологических исследований. Интерпретация результатов в психологических исследованиях. Способы представлений результатов в психологических исследованиях. Тема 1. 5. Этика, методология и планирование прикладных психологических исследований Методология эмпирических исследований. Требования к организации психологического исследования. Этапы организации прикладных психологических исследований. Типичные ошибки при планировании и проведении эмпирических исследований. Этические принципы и правила работы практического психолога. Отработка навыка организации психологических исследований. Проведение ролевых игр по решению этических проблем в деятельности практического психолога. Отработка способов предъявления результатов испытуемому. Подготовка к проведению наблюдения. Обработка, интерпретация протоколов наблюдения. Создание психологического и поведенческого портрета личности на основе результатов наблюдения. Экспериментальный план, протоколирование. Оформление экспериментального отчета. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы. Подготовка к проведению автобиографической беседы. Проведение автобиографической беседы. Обработка и интерпретация результатов автобиографической беседы. Создание психологического портрета личности на основе результатов автобиографической беседы. Отработка навыков подготовки анкетирования. Отработка навыков проведения анкетирования. Обработка и интерпретация результатов анкетирования. Представление результатов анкетирования. Отработка навыков подготовки тестирования. Отработка навыков проведения тестирования. Обработка и интерпретация результатов тестирования. Представление результатов тестирования. РАЗДЕЛ 2. Исследование познавательной сферы личности Тема 2. 1. Обзор методов исследования познавательной сферы личности Методы определения абсолютных, разностных порогов чувствительности, методы исследования восприятия, памяти, мышления, речи, представлений и воображения, внимания. Определение зрительной чувствительности. Проверка нормальности цветоощущений. Определение порогов слуховой чувствительности. Изучение иллюзий зрительного восприятия, восприятие времени. Измерение объема восприятия, константности зрительного восприятия формы. Исследование индивидуальных особенностей сенсорно-перцептивной организации личности. Измерение объема оперативной и кратковременной памяти. Исследование логической памяти. Исследование образной памяти, выявление индивидуальных особенностей памяти. Исследование понятийного, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Определение индивидуальных особенностей мышления. Оценка речи говорящего. Оценка яркости и четкости представлений. Исследование пространственных представлений. Исследование творческого воображения. Определение объема внимания. Исследование индивидуальных характеристик внимания с помощью корректурной пробы. Исследование индивидуальных характеристик внимания с помощью таблиц Шульте. РАЗДЕЛ 3. Исследование эмоционально-волевой сферы личности Тема 3. 1. Обзор методов исследования эмоционально-волевой сферы личности Методы изучения эмоций, волевой регуляции, эмоционально-волевых (психических) состояний. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения. «Тест рисуночной ассоциации» С. Розенцвейга. Методика изучения агрессии А. Басса, А. Дарки. Методика изучения агрессивности А. Ассингера. Самооценка эмоционального состояния с помощью шкалы Изарда. Исследование тревожности (опросник Спилбергера). Цветовой тест Люшера. Интерпретация данных полученных результатов и их представление. Раздел 4. Исследование отдельных свойств личности |
Рабочая программа общепсихологический практикум направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | ||
Рабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление... Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с | Оценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | ||
Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Руководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» «Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию... | ||
Общая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Психология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 |