Скачать 127.08 Kb.
|
ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для самостоятельной работы студентов П -1У курсов отделения "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА усвоения знаний умений и навыков по курсу "ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА". Преподаватель Семеренко И.Г. 2007 Входной контроль. ЦЕЛЬ. Выявить представления студентов о детской литературе, ее авторах. Скорректировать программу исходя из специфики работы со студентами в данной группе. Настроить студентов на освоение материала по курсу детской литературы. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ. 1 Что такое детская литература. 2. Назовите классиков детской литературы. 3. Перечислите художников-иллюстраторов детской книги. 4. Назовите теоретиков и критиков детской литературы. 5. Докажите роль книги в жизни ребенка. 6. Докажите связь детской литературы с другими науками. 7. Ваши любимые детские книги и авторы, почему. 8. Достаточно ли Вашей домашней библиотеки для изучения курса "Детская литература”. 9. Что бы Вы хотели изучать на уроках. 10. Какие умения, навыки и знания Вам необходимы для изучения курса. 11. Для чего нужен курс “Детская литература” для подготовки специалиста в области дошкольного образования. 12. Хотите ли Вы заниматься детской литературой, почему. Рекомендации к проведению и анализу входного контроля. Контроль необходимо провести перед знакомством с перспективным планом работы по курсу детской литературы. Можно использовать работу на листочках в течение 5-7 минут с последующей сдачей их преподавателю для анализа или ответы устно. Эти вопросы можно задать устно с обсуждением в классе при участии всех студентов. В конце работы необходимо подвести итог, исходя из поставленной цели и определить перспективы на будущее. После анализа письменных работ, необходимо подвести итог с примерами из письменной работы студентов на следующем уроке. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ. ЦЕЛЬ. Проверить знания студентов, полученные по ходу изучения данных разделов. Задачи: Дать возможность студентам самостоятельно подготовиться к опросу на уроке, подготовке домашнего задания, к взаимопроверке или самостоятельной проверке своих знаний. Способствовать выработке практических навыков работы с детской и взрослой аудиторией. Воспитывать интерес к самостоятельной творческой работе. РАЗДЕЛ I: “ВВЕДЕНИЕ”. 1. Работа со словарем: детская литература, детское чтение, круг детского чтения, градация детской литературы, гриф детской книги, паспорт книги. 2. Проверочные вопросы для индивидуального контроля: - дайте определение детской литературы, - докажите сходство д.л. с большой художественной литературой, - специфика детской литературы, чем она обусловлена, - докажите роль детской литературы в нравственном, умственном, эстетическом и физическом развитии детей, - что входит в понятие “детское чтение”, - характеристика “круга детского чтения”, - назовите произведения, входящие в круг детского чтения, - кто из критиков впервые обратил внимание на градацию детской литературы, - перечислите, что входит в паспорт детской книги. 3. Контрольные вопросы для зачета: 1 вариант. - сравните понятия: детская литература и круг детского чтения - докажите связь детской литературы с большой художественной - градация детской литературы 2 вариант. - сравните понятия: детское чтение и круг детского чтения - доказать специфику детской литературы - роль детской книги в развитии ребенка (по выбору студентов) Ситуационные задачи. Задача 1-4. Докажите родителям ребенка роль детской книги в нравственном, умственном, эстетическом и физическом воспитании. Задача 5-8. Докажите роль книги для развития ребенка. Для развития интеллекта, познавательных психических процессов. Задача 9-12. Докажите роль книги в развитии речи ребенка. Развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматически правильной речи, обучение грамоте. РАЗДЕЛ II. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 1. Работа со словарем: фольклор, искусство, детский фольклор, аллитерация, гротеск, малые фольклорные жанры, сказка, антропоморфизм, кумулятивность. 2. Наличие конспектов: К.И.Чуковский. “От 2 до 5” (о сказках), М.Горький. “О сказках”, “Человек, уши которого заткнуты ватой”. Высказывания о сказках великих людей. Сравнительный анализ сказок разных видов. Характеристика малых фольклорных жанров. 3. Чтение наизусть: Малые фольклорные жанры (не менее 10) Докучные сказки (3) Высказывания о сказках. 4. Вопросы по ходу изложения материала: - что такое фольклор, - перечислите виды фольклора, - определение фольклора М.Горького, - доказать, почему фольклор является источником любой литературы, искусства, - что такое детский фольклор, - назовите характерные черты фольклора, - какие группы произведений входят в детский фольклор, - требования к подбору произведений устного народного творчества для детей, - определение малых фольклорных жанров, - виды малых фольклорных жанров, - в чем заключается воспитательная ценность М.Ф.Ж. - в чем заключается художественная ценность М.Ф.Ж. - как вы понимаете что такое: аллитерация, антропоморфизм, кумулятивность, тавтология. Ситуационные задачи. Задача №1. К вам обратились родители с вопросом, что такое детский фольклор. Составьте план ответа на этот вопрос. Задача №2. В уголок для родителей своей возрастной группы вы хотите подобрать материал по фольклору. Какие рубрики вы включите, какие произведения для ознакомления детей вы порекомендуете. Задача №3. Вы проводите консультацию для родителей о необходимости знакомить детей с малыми фольклорными жанрами. Продумайте тезисы-доказательства. РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ. 1. Проверка самостоятельной работы с учебником “Детская литература” (основные этапы развития детской литературы). 2. Контрольные вопросы: - древнерусская литература для детей, - предыстория русской детской литературы, - характеристика поучений, - характеристика житийных книг, - характеристика исторических легенд и летописных сказаний, - появление первых книг для детей (16-18вв.) - духовная литература, ее место в детском чтении, - первая рукописная книга, - первая печатная Азбука Ивана Федорова, - особенности формирования русской детской литературы 17в. - детское стихотворство, - зарождение прозы для детей, - зарождение исторической литературы, - стихи Симеона Полоцкого, - лицевой букварь Кариона Истомина, - характеристика роста культуры и просвещения при Петре I, - книга “Юности честное зерцало” 1717г., - рост культуры и просвещения 18в., - анализ просветительской и педагогической деятельности Н.Новикова, - издание первого детского журнала “Детское чтение для сердца и разума”. 3. Тестовый контроль: а) Первая детская книга в России появилась: в 14, 16, 17 веке. б) Первая печатная книга была создана: Карионом Истоминым, Симеоном Полоцким, Иваном Федоровым. в) “Показание к житейскому обхождению” - это другое название книги “Домострой”, “Юности честное зерцало” или “Поучения Владимира Мономаха своим детям”. г) Деятельность Н.Новикова относится к эпохе: Петра I, Екатерины II, Александра I. д) Житийная литература привлекает детей: реалистическим, религиозным, сказочным содержанием. е) “Лицевой букварь” К.Истомина назван так потому, что: был адресован конкретному лицу, имел красивую обложку, содержал много картинок. ж) Кто из русских царей писал сказки: Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Николай II. з) Название первого детского журнала: “Детское чтение для сердца и разума”, “Задушевное слово”, “Пчелка”. и) Книга “Юности честное зерцало” предназначалась: для воспитания царских детей, дворян, купечества. Ситуационные задачи. Задача №1-3. Родители ребенка среднего, старшего, младшего дошкольного возраста читают ему “Жития святых”. Какие рекомендации вы можете дать им. РАЗДЕЛ IV. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ И КРИТИКИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ. 1. Словарь: теория, критика, просветители, статьи, рецензии, прогрессивность, реакция. 2. Вопросы и задания для индивидуального контроля: - что явилось толчком для возникновения и развития теории и критики детской литературы в России, - особенности теории и критики детской литературы в России в первой и второй половине XIX века, - требования В. Г. Белинского к детской книге и детским писателям, - требования Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и А. И. Герцена к детским писателям и детской книге, - анализ сказки В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” в свете требований В. Белинского к детской литературе. 3. Дополнительные вопросы: - что такое литературная теория и критика, - назовите имена критиков детской литературы XIX века, - назовите два направления в теории и критике детской литературы В. Г. Белинского, - назовите статьи и рецензии на детскую литературу В. Г. Белинского, - какие произведения написаны под псевдонимом “Дедушка Ириней”, почему так высоко ценил В. Г. Белинский этого автора, - какие книги для детей были написаны Н. Добролюбовым и Н. Г. Чернышевским, в чем их ценность, - характеристика реакционной детской литературы в первой и второй половине XIX века. 4. Контрольный урок: 1 вариант. Обоснуйте, почему наметился рост прогрессивных тенденций в детской литературе первой половины XIX в. Отражение взглядов В. Г. Белинского на детскую литературу и развитию их Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым в новых исторических условиях. 2 вариант. Особенности развития критики и теории детской литературы во второй половине XIX века. В. Г. Белинский - основоположник теории и критики детской литературы. 5. Творческое задание: Анализ сказки В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” или “Мороз Иванович” (по выбору студента) с позиции их познавательности или занимательности (по выбору). Ситуационные задачи. Задача №1-3. Встаньте на позицию современных критиков и докажите актуальност взглядов Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Задача № 4. Докажите воспитателю, что книга Одоевского не устарела и является образцом познавательной литературы и в наше время. РАЗДЕЛ У. РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ. 1. Словарь: романтизм, реализм, басня, поэзия, лирика, гражданственность, сатира, гуманизм, библиография, художественная проза. 2. Проверка тетрадей: - наличие сведений о жизни и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, П. П. Ершова, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, Н. Н. Некрасова, - сравнительный анализ сказок В. Жуковского и А. Пушкина, - характеристика стихотворений В. А. Жуковского для самых маленьких, - аннотация сборника произведений К. Д. Ушинского для детей, - анализ рассказов Л. Н. Толстого из “Азбуки”, - анализ произведений Н. Н. Некрасова о родной природе, - рецензия на сборник произведений Ф. Тютчева, А. Фета и др. (по выбору студента). 3. Представление творческой работы по художественной прозе: С. Аксаков, А. Чехов, Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк (по выбору студентов). Методические рекомедации к написанию творческой работы 1. Краткие биографические сведения. 2. Особенности творческой манеры. 3. Характеристика произведений для детей. 4. Рекомендации для воспитателей, родителей по использованию произведений в работе с детьми разного возраста (либо другое творческое задание). Работа должна быть содержательной, эстетически оформленной, включать творческую часть, основываться не менее, чем на 5 изученных источниках по данному вопросу. Желательно наличие плана. В конце работы указать список литературы. Ситуационные задачи. Задача № 1-6. Подберите произведения Ушинского и Л.Н. Толстого для чтения и пересказа в своей возрастной группе. Задача№ 7. Составьте рекомендации воспитателям и родителям по чтению поэзии детям. Задача № 8-9. Подберите произведения Тютчева, Фета для заучивания наизусть с детьми старшего дошкольного возраста. Задача № 10-11. Продумайте план литературного досуга с детьми подготовительной группы по творчеству А.П. Чехова, Д.Н. Мамина-Сибиряка. РАЗДЕЛ VI. СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. 1. Работа со словарем: классицизм, патриотизм, утописты, мистика, буржуазность, обыватель, анималист, этика, эстетика. 2. Контрольные вопросы: - классицизм - ведущее направление в искусстве Франции 17 века, - литературные сказки Ш. Перро, - романтизм в литературе 19 века, - Э. Гофман, краткая биография, - фантазия и реальность в сказке Гофмана “Щелкунчик”, - В. Белинский о месте произведений Гофмана в детском чтении, - Братья Гримм - великие филологи, ученые фольклористы, краткая биография. - народность и самобытность сказок братьев Гримм, - Г. Х. Андерсен - великий сказочник, - характеристика сказок разного вида в творчестве Г. Х. Андерсена, - Л. Кэрролл и его сказки для детей, - Р. Киплинг, краткие биографические сведения, - Р. Киплинг как выдающийся художник-анималист, - поэзия Р. Киплинга, ее место в детском чтении, - Э. Томпсон - ученый-зоолог, писатель, автор реалистических произведений. 3. Творческие задания: - составить вступительное слово по творчеству одного из авторов для литературного досуга с детьми, - придумать кроссворд по творчеству одного из авторов, - придумать конкурсные задания детям на вечере досуга. - составить конспект вечера развлечений с детьми. 4. Контрольная работа: 1 вариант - сравнительный анализ волшебных сказок Ш. Перро и братьев Гримм, - характеристика сатиры сказок Г. Х. Андерсена, - парадоксы и иносказания в сказках Л. Кэрролла. 2 вариант - сравнительный анализ сказок братьев Гримм и р.н. - особенности морали сказок Ш. Перро, - пародии и гиперболы в сказках Л. Кэрролла. Общий вопрос: продумать вопросы к детям по произведениям (по выбору преподавателя). Ситуационные задачи. Задача №1-4. Подберите для уголка книги в детском саду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) произведения зарубежных авторов, обоснуйте свой выбор. Задача №5. Продумайте программное содержание, материал и предварительную работу с детьми для занятия по рассказыванию сказки Шарля Перро (по выбору студентов). ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Проведение экзамена по курсу "Детская литература с практикумом по выразительному чтению". Смотреть вопросы к экзаменам. |
Методические рекомендации к проведению кср по учебной дисциплине... Методическая разработка предназначена для преподавателей психологии и раскрывает тематику, объем контролируемой самостоятельной внеаудиторной... | Методическая разработка научно практической конференции для студентов... Методическая разработка научно – практической конференции для студентов 1 курсов | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники | Е. Ю. Гордеева Язык и стиль рекламы Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (магистерская программа... | ||
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов... ЕН. 02. Информатика и информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического... | ||
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной... Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)... | 1 1: Text. Types of Proprietorship ... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление затратами организации»... Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | Методическая разработка по дисциплине «Статистика» (раздел «Социально-экономическая... ... | ||
И. М. Некрасова краткий учебный Справочник предназначен для самостоятельной работы студентов I-II курсов заочного отделения педагогических вузов. Пособие содержит... | Методическая разработка на тему: Рекомендации по организации внеаудиторной... Рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Химия | ||
Анализ работы за первое полугод Методическая тема: Внедрение фгос. Разработка системы внеаудиторной самостоятельной работы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 050710 Специальное дошкольное образование. Данное... | ||
Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003 Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,... | Методическая разработка по дисциплине "Деловое администрирование... Обсуждена на заседании кафедры управленческого учета 28. 04. 09г., протокол №. 11 от 28. 04. 09г |