Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы»





Скачать 78.88 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы»
Дата публикации15.10.2013
Размер78.88 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект открытого урока русского языка.

Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы».

(Для профессии «Автомеханик, слесарь по ремонту автомобиля».)
Тип урока: комбинированный.

Методическая цель: использовать метод проблемного обучения, компьютерные технологии, межпредметные связи для усвоения лексических и орфографических особенностей профессиональной лексики, активизировать мыслительную, познавательную деятельность учащихся, использовать метод работы в группах, способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы).

  • Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.

  • Повторить значения специальных терминов, закрепить навыки работы со словарем.

  • Повторить знания учащихся по происхождению лексики, по словообразованию.

2. Развивающая:

  • Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

  • Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости у учащихся.

  • Развивать коммуникативные и творческие способности у учащихся.

3. Воспитательная:

  • Повышать интерес учащихся к своей профессии.

  • Воспитывать у учащихся желание говорить и писать грамотно.


Оборудование: мультимедийная система, презентация «Профессиональная лексика», Словарь иностранных слов русского языка, дидактический материал (карточки-задания) по профессиональной лексике, слесарные инструменты.
План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Вступительное слово учителя (1 мин).

  3. Повторение (3 мин).

  4. Сообщение учащегося ( 3 мин).

  5. Практическая работа в группах (30 мин).

  6. Закрепление (5 мин).

  7. Подведение итогов, рефлексия( 2 мин).

  8. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Определение темы, постановка целей и задач урока, деление на группы по рядам).

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы как будущие слесари по ремонту автомобиля, автомеханики, должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной Вами профессии, но еще и уметь правильно и грамотно говорить и писать те слова, которые имеют непосредственное отношение к Вашему делу. Так как вы еще в самом начале пути , только начинаете осваивать азы своей профессии и еще не изучали спец.предмет «Устройство автомобиля», то сегодняшний урок мы будем проводить, используя Ваши знания по предмету «Слесарное дело», с которым Вы уже знакомы довольно хорошо. Я попрошу мастера п/о и преподавателя спец.дисциплины «Слесарное дело» быть сегодня на уроке экспертами и проверить Ваши знания по этому предмету.

  1. Повторение (фронтальный опрос).

Вопросы для повторения:

- Какой раздел о языке называется лексикой? (Лексика – это раздел языка, изучающий значение слов.)

- На какие группы делится лексика по своему употреблению? (Выделяется лексика общенародная (общеупотребительная) и слова, сфера употребления которых ограничена.)

- Какие виды слов выделяются в лексике, ограниченной в своем употреблении? (Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.)

- Что такое «термин»?

- Какие слова называются профессионализмами?

  1. Сообщение учащегося.

История возникновения и развития профессии «слесарь».

Беседа по вопросам:

- Что интересного вы узнали о своей профессии?

- Что нового услышали из истории возникновения и развития профессии «слесарь»?

- Как знания по слесарному делу пригодятся Вам в работе по профессии «Автомеханик»?

  1. Практическая работа в группах.

1 задание. Вставить пропущенные буквы в данных словах, раскрыть скобки, расставить ударения, определить их значение, найти и показать среди представленных инструментов:

  1. Крон(ц..ркуль), нон..ус, м..кро(м..тр), штанг..н(ц..ркуль), рейсм..с. (1 группа)

  2. Керн..р, штанг..н(глубин..мер), зубил.., к..навочник, н..жо..ка .

(2 группа)

  1. Ч..ртилка, труб..ре.., крейц(мейс..ль), в..рстак, штанг..н(рейсм..с).

(3 группа)

(Учащиеся пытаются определить значения слов самостоятельно, используя конспекты по «Слесарному делу», потом им предлагается проверить ответы по словарю профессиональных терминов. Ответы учащихся оценивают эксперты.)

Вопросы:

- Что это за слова? Для чего они нужны? К какой профессии они относятся? Почему мы обращаемся к ним на уроке русского языка? (Это профессиональные термины, которые относятся к профессии «слесарь». На уроке мы научимся правильно их писать).

Дополнительное задание (фронтальный опрос): определить способы словообразования слов «кронциркуль, микрометр, штангенциркуль, зубило, штангенглубиномер, штангенрейсмас, чертилка, труборез»; найти слова исконно русские и заимствованные.

2 задание. Составить каждой группе по одному предложению с одним из данных слов (устно).

3 задание. Вставить пропущенные буквы(1 группа) и расставить знаки препинания, объяснить их(2 группа). Раскрыть значение профессиональных слов, обозначающих слесарные операции(3 группа).

Особенности профессии «слесарь».

Осн..вной базой для каждого слесаря ..вляется вл..дение общ..сл..сарными оп..рациями представляющими с..бой «каркас» «кирпичики» сл..сарного м..стерства. К ним относятся разметка ру..ка пра..ка ги..ка ре..ка опиливание св..рление з..нк..рование и развертывание отверстий нар..зание р..зьбы шабрение притирка и дово..ка клепка и п..яние. Эти оп..рации вып..лняются ручными и м..хан..зирова(н,нн)ыми инструментами которыми должен уметь пользоваться каждый слесарь.

(Проверка текста, работа со словарем).

4 задание. Выберите слова и словосочетания, относящиеся к профессии слесаря, зачеркните лишнее.

Слесарь.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; творческое мышление; хорошее пространственное воображение; психическая неуравновешенность; хорошая моторная память (память на действия); безответственность; физическая сила и выносливость; развитая ручная моторика; недобросовестность; хорошая координация движений; способность конструировать; аналитическое мышление.

Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надежность; утомляемость; исполнительность, аккуратность, систематичность в работе; дисциплинированность; терпеливость; ответственность за выполняемую работу; беспечность; сознание и самоконтроль; упорство, настойчивость.

  1. Закрепление.

Решение кроссворда (фронтальный опрос):

1
















С




























2













Л





































3




Е








































4

С





































5




А





































6




Р































7










Ь

























Вопросы:

  1. Равномерная дополнительная шкала с пределом измерений, равным цене деления основной шкалы.

  2. Слесарный инструмент, предназначенный для рубки (резки).

  3. Инструмент, используемый для нанесения рисок на вертикальной плоскости заготовки.

  4. Операция по образованию сквозных и глухих отверстий в сплошном материале, выполняемая при помощи режущего инструмента – сверла.

  5. Окончательная слесарная операция, заключающаяся в соскабливании очень тонких слоев материала с поверхности заготовки с помощью режущего инструмента – шабера.

  6. операция по выпрямлению изогнутого или покоробленного металла, которой можно подвергать только пластичные материалы: алюминий, сталь, медь, латунь, титан.

  7. Прорезание канавки на цилиндрической поверхности вдоль винтовой линии.



  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок по русскому языку и по слесарному делу.

Рефлексия.

- Понравился ли Вам урок?

- Что нового Вы узнали? Чему научились?

- Нужно ли проводить уроки, связанные с профессией?

  1. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-рассуждение: «Как я буду работать автомехаником».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconТема: «Звуки л-ль. Буква Л» Программное содержание
...
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект урока
...
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconУчитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы...
...
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconПрезентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем...
Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета...
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconПлан-конспект открытого урока русского языка, проведенного в рамках...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе. Тема: «Повторение...
Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект открытого урока русского языка
Москва – собственное имя существительное, остальные – нарицательные существительные
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект открытого урока русского языка
Рабочая программа составлена на основании учебной программы, рекомендованной на заседании шмо
Конспект открытого урока русского языка. Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы» iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск