ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова «Старый гений»
ФИО Фурман Галина Григорьевна
Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №92 с углублённым изучением отдельных предметов»
Должность учитель
Предмет русский язык и литература
Класс 8 класс
Тема и номер урока в теме: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова «Старый гений», №37 (1час)
Базовый учебник: Литература.8 класс. В 2ч./ авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2009.
Цели: пополнить знания учеников сведениями о личной и творческой биографии Н.С.Лескова; обогатить духовный опыт учащихся путём восприятия «живого знания»: от эмпирической действительности через познание и переживание увиденного к пониманию; четко сформулировать определение нравственности; выявить нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» и найти способы их решения; определить, исходя из своего воспитания, «близкую» себе модель поведения, подобрать аргументы для защиты выбранной позиции; развивать навыки анализа текста, характеристики героев; проследить степень усвоения материала по средствам тестирования.
Задачи:
-обучающие: ввести учащихся в сферу знаний, информационно обогатить биографическими сведениями о Н.С.Лескове и его произведениях; научить самостоятельно работать с интернет - ресурсами и другими информационными ресурсами (книги, словари…), т.е. отбирать учебный материал и уметь его анализировать; показать преимущество использования ЭОР в проектно-исследовательской деятельности; научить находить и решать проблемные ситуации;
-развивающие: развивать навыки работы с ЭОР; развивать навыки анализа текста, характеристики героев; развивать речевые, творческие способности на материале урока; развивать умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
-воспитательные: воспитать социально значимые чувства у учащихся; пробудить у учащихся чувство национальной гордости; вызвать интерес к формированию правильной грамотной речи; стимулировать желание к чтению русской классической литературы.
Тип урока: изучение нового материала с последующим закреплением, систематизацией и проверкой знаний.
Формы работы учащихся: представление информационного проекта ( результат самостоятельного использования обучающимися ЭОР), т.е. индивидуальная работа учащихся; конспектирование в тетрадях, т.е. коллективная работа; поиск нравственной проблемы в изучаемом рассказе; отслеживание ( сравнение ) одной и той же проблемы в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина; цитирование отрывков из текста «Старый гений» ( фронтальная проверка: степень изученности текста произведения дома), прослушивание аудиофрагмента из «Капитанской дочки» А,С.Пушкина; подбор аргументов в защиту нравственной позиции авторов; дискуссия, связанная с актуальностью проблемы; тестирование; подведение итогов обучения; запись домашнего задания.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран.
Структура и ход урока.
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы№2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например демонстрация)
| Деятельность ученика.
| В
р
е
м
я
| 1
| Организационный момент, вступительное слово учителя.
| №1Портрет
| Объявление темы
| Запись даты и темы урока в тетради.
| 1 мин.
| 2
| Реализация домашнего задания, как этап объяснения нового материала: 1)презентация электронной экскурсии
| Виртуальная экскурсия:
№2фотографии с сопроводительной информацией
| Акцентирует внимание на важных этапах жизни и творчества писателя,
просит посмотреть фотографии.
| Создатели электронной экскурсии демонстрируют фотоматериал, комментируют; класс смотрит, слушает.
| 5 мин.
| 3
| 2)«чтение» информационного проекта
+
тезисное конспектирование
| №3 Биография и творчество писателя
| Предлагает законспектировать содержание презентации.
| Выступающий
рассказывает о жизни и творчестве Н.С.Лескова;
учащиеся слушают и конспектируют.
| 5 мин.
| 4
| Систематизация и закрепление полученных знаний.
|
| Задает вопросы, способствующие формированию знаний о жизни и творчестве писателя:
-Где родился?
-Где жил?
…
…
-Какое творческое наследие оставил Н.С.Лесков читателю?
-Самые известные произведения писателя?
-Темы…?
-Особенности лесковского «слога»?
| Отвечают:
-Родился в с.Горохово Орловской губернии...
-Сказки и рассказы «…», повести и обозрения «…», легенды «…», публицистику и опыт систематического обозрения…
-Сказ «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», (автобиограф.) «Зверь».
-О русском народе таком, каков он есть; о праведниках; о сострадании и бескорыстной помощи ближнему…
-Читаются произведения Лескова немного сложно, потому что каждой эпохе, описанной Лесковым, соответствует своя лексика, требующая знания великорусского языка и глубокого понимания различного рода бытовых слов и загадок…
| 3
мин.
| 5
| Беседа с учащимися.
|
| Предлагает назвать проблемы, поднимаемые автором в произведении; определить цели урока в работе над темой: «Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» Н.С.Лескова».
| Отвечают. что проблемы обозначены в теме урока: нравственные проблемы.
Цель урока видят в обсуждении поступков героев с позиции В.Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
| 0.5
мин.
| 6
| Свободное творчество в тетрадях.
|
| Предлагает составить синквейн к слову нравственность.
Просит дать определение нравственности, исходя из материала синквейна.
| Составляют синквейн.
Формулируют определение с помощью слов из синквейна
| 2,5 мин.
| 7
| Работа со словарем.
|
| Помогает учащимся сформулировать определение нравственности и диктует его.
| Записывают определение нравственности в школьные словарики.
| 1 мин.
| 8
| Проблемный мини-семинар, с обязательным обращением к учебнику.
|
| 1. Приглашает учеников к обсуждению поступков героев с позиции нравственности через вопрос:
-О каком безнравственном поступке, совершенном в рассказе «Старый гений», пойдет наш разговор?
| 1. Отвечают, что разговор пойдет об обмане старушки, о «разверзающейся перспективе холода и голода бездомной жизни» для этой бедной женщины с увечной дочерью и маленькою внучкою.
| 8
Мин.
| 2. Задается проблемный вопрос:
-А может старушка этого заслуживает,
а должник, наоборот, прав?
-Почему нет?
| 2.-Нет, - отвечают ученики.
| 3. Делит класс на 2 группы, где первая группа рассказывает о великосветском франте, а вторая - о старушке, отвечая на вопросы:
-какие особенности натуры обнаруживают лесковские герои;
-каких жизненных позиций они придерживаются;
-какие мысли «излагают». Настаивает на подтверждении данного выше ответа (почему старушка не заслуживает плохой участи) цитатами, аргументами.
| 3. С помощью вспомогательных вопросов словесно рисуют портрет героев, доказывают внутреннее благородство старушки и безнравственность франта.
1гр. «должник её был зверь травленный…. он платить не привык…
могущественное родство не позволяло его приструнить…»
2гр. «знал я её за женщину прекрасной честности…
первое, что делает, - кладет занятые у меня полтораста рублей…
чтобы всем хорошо было…
замотался, но человек хороший..
верю...»
| 4.Какие проблемы удалось отразить Н.С.Лескову, прибегнув к контрастному описанию героев?
| 4. Проблему воспитания, духовности.
| 9
| Прослушивание аудиофрагмента.
| №4Аудиофрагмент (отрывок).
| Предлагает прослушать аудиофрагмент из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина (долг Гринева Зурину)
| Слушают аудиозапись.
| 2
Мин.
| 10
| Актуализация знаний
(воспитательный момент)
|
| 1. Предлагает проследить одну и ту же проблему в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;
2. Просит определить степень нравственности поступков героев;
3. Сделать выводы о причине разных финалов в подобных ситуациях с долгом.
| 1. Сравнивают Гринёва, который отдает долг-проигрыш Зурину, не предполагая даже, что когда-нибудь ещё раз увидит его, с «франтом»..
2. «Франт» «играет в кошки-мышки», а ведь его долг – это вверенная ему под честное слово сумма денег, взятая под залог единственного состояния старушки – дома...
3. Резюмируют: поступки людей зависят от воспитания. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть...
| 3
Мин.
| 11
| Проблемный мини-семинар, с обязательным обращением к учебнику.
|
| 1. Просит подумать, почему хлопоты старушки были безуспешны? Какое это звено проблем в цепи нравственности?
2. Напоминает о выявленных в содержании рассказа проблемах
(воспитание, духовность).
Просит определить место духовности в нравственной цепи произведения (задает наводящие вопросы).
| 1. Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.
2. Рассказывают, что здесь автор изобразил русских праведников, на которых мир держится, ведь автор верит в духовное начало человека.
Не случайно дело приходится на Рождество (на третий день праздника она уже с деньгами; символика числа три), неспроста и пассажный гений без лица, да и без имени (Иван Иванович - это русский Ваня, т.е. кто угодно), Лесков будто ввел в рассказ самого Бога, который подтвердил торжество добра, восстановление справедливости, награды за веру и терпение….
«Правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел».
| 7
мин.
| 12
| Контроль знаний. Тестирование.
| №5Тест
| Учитель раздает распечатанный (с выборочными заданиями) тест.
| Выполняют, сдают.
| 4 мин.
| 13
| Подведение итогов, вывод.
|
| Просит сделать вывод урока.
| Делают вывод.
| 2 мин.
| 14
| Запись домашнего задания.
|
| Напишите сочинение-рассуждение: «Можно ли разбогатеть, если платить всем по счетам?» (обыграть слово «разбогатеть», показав, что богатство измеряется не только деньгами)
| Записывают в дневники.
| 1 мин.
|
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
-
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР
| №1
| «XIX век Отечественная история, литература и искусство» межпредметное электронное издание (N 215378)
| Мультимедиа
| Портрет
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/111aa426-8409-7bfe-a118-629c77f8c129/view/
| №2
| 180 лет со дня рождения Николая Лескова
| Портрет, фотография, статичный текст.
| Портрет, фотография памятника Н.С.Лескова, сопроводительный текст.
| http://darth-sergius.livejournal.com/21658.html
| №2
| Памятник Н.С.Лескову
| Фотографии
| Фотографии
| http://autotravel.ru/phalbum.php/ex/6719
| №2
| Музей Н.С.Лескова
| Фотография
| Фотография музея
| http://fotki.yandex.ru/users/shurlirina/view/426881/?page=1
| №2
| Памятники города Орла (М-Ц)
| Фотография музея, статичный текст
| Фотография и сопутствующая информация
| http://www.orelvkartinkax.ru/all_orel4.htm
| №2
| Музей Н.С.Лескова
| Фотографии, статичный текст
| Фотографии личных вещей Н.С.Лескова, комментарий о музейных экспонатах
| http://dslov.narod.ru/geo/go7.htm
| №2
| Литературная карта. Дом-музей Н.С.Лескова
| Статичный текст.
| Рассказ об истории создания дома-музея Н.С.Лескова.
| lit.1september.ru
| №3
| ЛЕСКОВ, НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (N 34665)
| Статичный текст, используемый для подготовки доклада
| Рассказ о творчестве и жизни писателя без демонстрации.
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38f1aa47-82f0-5be7-0146-d5f9f2b60bc2/1010516A.htm
| №3
| Лесков Н.С. "Кадетский монастырь" (N 213265)
| Аудиофрагмент
| Аудиофрагмент обработанной Лесковым Н.С. стенограммы воспоминаний, живое восприятие «слога» писателя.
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7c0ca082-e626-44e9-8e14-407e7dbe5b73/view/
| №3
| Энциклопедия Dslov.narod Николай Семенович Лесков
| Статичный текст
| Рассказ о жизни писателя
| http://dslov.narod.ru/Лесков Н.С.
| №4
| Пушкин А.С. "Капитанская дочка". Фрагмент первый (N 213408)
| Аудиофрагмент
| Аудиофрагмент
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/605596ca-ee83-4b91-ae24-f3091bad098e/view/
| №5
| Задание: проверьте свои знания по теме "Н. С. Лесков", ответив на вопросы теста (N 204050)
| Тест
| Выборочные распечатанные задания из теста.
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a740e662-220e-4410-bfce-aea226895ea2/view/
| №5
| Тематическая контрольная работа N12. Творчество Н. С. Лескова (N 175747)
| Интерактивное задание.
| Выборочные распечатанные задания из теста.
(При проведении урока в компьютерном классе. можно
работать с интерактивным заданием, исключив некоторые номера из теста).
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/da403965-92a5-4c01-840e-cc63dac1f64a/view/
| |