Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна





Скачать 120.79 Kb.
НазваниеКонспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна
Дата публикации18.10.2013
Размер120.79 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова «Старый гений»

  1. ФИО Фурман Галина Григорьевна

  2. Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №92 с углублённым изучением отдельных предметов»

  3. Должность учитель

  4. Предмет русский язык и литература

  5. Класс 8 класс

  6. Тема и номер урока в теме: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова «Старый гений», №37 (1час)

  7. Базовый учебник: Литература.8 класс. В 2ч./ авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2009.

Цели: пополнить знания учеников сведениями о личной и творческой биографии Н.С.Лескова; обогатить духовный опыт учащихся путём восприятия «живого знания»: от эмпирической действительности через познание и переживание увиденного к пониманию; четко сформулировать определение нравственности; выявить нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» и найти способы их решения; определить, исходя из своего воспитания, «близкую» себе модель поведения, подобрать аргументы для защиты выбранной позиции; развивать навыки анализа текста, характеристики героев; проследить степень усвоения материала по средствам тестирования.

Задачи:

-обучающие: ввести учащихся в сферу знаний, информационно обогатить биографическими сведениями о Н.С.Лескове и его произведениях; научить самостоятельно работать с интернет - ресурсами и другими информационными ресурсами (книги, словари…), т.е. отбирать учебный материал и уметь его анализировать; показать преимущество использования ЭОР в проектно-исследовательской деятельности; научить находить и решать проблемные ситуации;

-развивающие: развивать навыки работы с ЭОР; развивать навыки анализа текста, характеристики героев; развивать речевые, творческие способности на материале урока; развивать умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

-воспитательные: воспитать социально значимые чувства у учащихся; пробудить у учащихся чувство национальной гордости; вызвать интерес к формированию правильной грамотной речи; стимулировать желание к чтению русской классической литературы.

Тип урока: изучение нового материала с последующим закреплением, систематизацией и проверкой знаний.

Формы работы учащихся: представление информационного проекта ( результат самостоятельного использования обучающимися ЭОР), т.е. индивидуальная работа учащихся; конспектирование в тетрадях, т.е. коллективная работа; поиск нравственной проблемы в изучаемом рассказе; отслеживание ( сравнение ) одной и той же проблемы в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина; цитирование отрывков из текста «Старый гений» ( фронтальная проверка: степень изученности текста произведения дома), прослушивание аудиофрагмента из «Капитанской дочки» А,С.Пушкина; подбор аргументов в защиту нравственной позиции авторов; дискуссия, связанная с актуальностью проблемы; тестирование; подведение итогов обучения; запись домашнего задания.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран.

Структура и ход урока.



Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы№2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например демонстрация)

Деятельность ученика.

В

р

е

м

я

1

Организационный момент, вступительное слово учителя.

№1Портрет

Объявление темы

Запись даты и темы урока в тетради.

1 мин.

2

Реализация домашнего задания, как этап объяснения нового материала: 1)презентация электронной экскурсии

Виртуальная экскурсия:

№2фотографии с сопроводительной информацией


Акцентирует внимание на важных этапах жизни и творчества писателя,

просит посмотреть фотографии.

Создатели электронной экскурсии демонстрируют фотоматериал, комментируют; класс смотрит, слушает.

5 мин.

3

2)«чтение» информационного проекта

+

тезисное конспектирование

№3 Биография и творчество писателя

Предлагает законспектировать содержание презентации.

Выступающий

рассказывает о жизни и творчестве Н.С.Лескова;

учащиеся слушают и конспектируют.

5 мин.

4

Систематизация и закрепление полученных знаний.




Задает вопросы, способствующие формированию знаний о жизни и творчестве писателя:

-Где родился?

-Где жил?





-Какое творческое наследие оставил Н.С.Лесков читателю?

-Самые известные произведения писателя?

-Темы…?

-Особенности лесковского «слога»?

Отвечают:

-Родился в с.Горохово Орловской губернии...

-Сказки и рассказы «…», повести и обозрения «…», легенды «…», публицистику и опыт систематического обозрения…

-Сказ «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», (автобиограф.) «Зверь».

-О русском народе таком, каков он есть; о праведниках; о сострадании и бескорыстной помощи ближнему…

-Читаются произведения Лескова немного сложно, потому что каждой эпохе, описанной Лесковым, соответствует своя лексика, требующая знания великорусского языка и глубокого понимания различного рода бытовых слов и загадок…

3

мин.

5

Беседа с учащимися.





Предлагает назвать проблемы, поднимаемые автором в произведении; определить цели урока в работе над темой: «Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» Н.С.Лескова».

Отвечают. что проблемы обозначены в теме урока: нравственные проблемы.

Цель урока видят в обсуждении поступков героев с позиции В.Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

0.5

мин.

6

Свободное творчество в тетрадях.




Предлагает составить синквейн к слову нравственность.

Просит дать определение нравственности, исходя из материала синквейна.

Составляют синквейн.

Формулируют определение с помощью слов из синквейна


2,5 мин.

7

Работа со словарем.




Помогает учащимся сформулировать определение нравственности и диктует его.

Записывают определение нравственности в школьные словарики.

1 мин.

8

Проблемный мини-семинар, с обязательным обращением к учебнику.




1. Приглашает учеников к обсуждению поступков героев с позиции нравственности через вопрос:

-О каком безнравственном поступке, совершенном в рассказе «Старый гений», пойдет наш разговор?

1. Отвечают, что разговор пойдет об обмане старушки, о «разверзающейся перспективе холода и голода бездомной жизни» для этой бедной женщины с увечной дочерью и маленькою внучкою.

8

Мин.

2. Задается проблемный вопрос:

-А может старушка этого заслуживает,

а должник, наоборот, прав?

-Почему нет?

2.-Нет, - отвечают ученики.

3. Делит класс на 2 группы, где первая группа рассказывает о великосветском франте, а вторая - о старушке, отвечая на вопросы:

-какие особенности натуры обнаруживают лесковские герои;

-каких жизненных позиций они придерживаются;

-какие мысли «излагают». Настаивает на подтверждении данного выше ответа (почему старушка не заслуживает плохой участи) цитатами, аргументами.


3. С помощью вспомогательных вопросов словесно рисуют портрет героев, доказывают внутреннее благородство старушки и безнравственность франта.

1гр. «должник её был зверь травленный…. он платить не привык…

могущественное родство не позволяло его приструнить…»

2гр. «знал я её за женщину прекрасной честности…

первое, что делает, - кладет занятые у меня полтораста рублей…

чтобы всем хорошо было…

замотался, но человек хороший..

верю...»

4.Какие проблемы удалось отразить Н.С.Лескову, прибегнув к контрастному описанию героев?

4. Проблему воспитания, духовности.


9

Прослушивание аудиофрагмента.

№4Аудиофрагмент (отрывок).

Предлагает прослушать аудиофрагмент из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина (долг Гринева Зурину)


Слушают аудиозапись.


2

Мин.

10

Актуализация знаний

(воспитательный момент)




1. Предлагает проследить одну и ту же проблему в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;

2. Просит определить степень нравственности поступков героев;

3. Сделать выводы о причине разных финалов в подобных ситуациях с долгом.

1. Сравнивают Гринёва, который отдает долг-проигрыш Зурину, не предполагая даже, что когда-нибудь ещё раз увидит его, с «франтом»..

2. «Франт» «играет в кошки-мышки», а ведь его долг – это вверенная ему под честное слово сумма денег, взятая под залог единственного состояния старушки – дома...

3. Резюмируют: поступки людей зависят от воспитания. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть...

3

Мин.

11

Проблемный мини-семинар, с обязательным обращением к учебнику.




1. Просит подумать, почему хлопоты старушки были безуспешны? Какое это звено проблем в цепи нравственности?

2. Напоминает о выявленных в содержании рассказа проблемах

(воспитание, духовность).

Просит определить место духовности в нравственной цепи произведения (задает наводящие вопросы).


1. Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.

2. Рассказывают, что здесь автор изобразил русских праведников, на которых мир держится, ведь автор верит в духовное начало человека.

Не случайно дело приходится на Рождество (на третий день праздника она уже с деньгами; символика числа три), неспроста и пассажный гений без лица, да и без имени (Иван Иванович - это русский Ваня, т.е. кто угодно), Лесков будто ввел в рассказ самого Бога, который подтвердил торжество добра, восстановление справедливости, награды за веру и терпение….

«Правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел».

7

мин.


12

Контроль знаний. Тестирование.

№5Тест

Учитель раздает распечатанный (с выборочными заданиями) тест.

Выполняют, сдают.

4 мин.

13

Подведение итогов, вывод.




Просит сделать вывод урока.


Делают вывод.

2 мин.

14

Запись домашнего задания.




Напишите сочинение-рассуждение: «Можно ли разбогатеть, если платить всем по счетам?» (обыграть слово «разбогатеть», показав, что богатство измеряется не только деньгами)

Записывают в дневники.

1 мин.



Перечень используемых на данном уроке ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

№1

«XIX век Отечественная история, литература и искусство» межпредметное электронное издание (N 215378)

Мультимедиа

Портрет

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/111aa426-8409-7bfe-a118-629c77f8c129/view/


№2

180 лет со дня рождения Николая Лескова

Портрет, фотография, статичный текст.


Портрет, фотография памятника Н.С.Лескова, сопроводительный текст.

http://darth-sergius.livejournal.com/21658.html


№2

Памятник Н.С.Лескову

Фотографии

Фотографии

http://autotravel.ru/phalbum.php/ex/6719

№2

Музей Н.С.Лескова

Фотография

Фотография музея

http://fotki.yandex.ru/users/shurlirina/view/426881/?page=1

№2

Памятники города Орла (М-Ц)

Фотография музея, статичный текст

Фотография и сопутствующая информация

http://www.orelvkartinkax.ru/all_orel4.htm


№2

Музей Н.С.Лескова

Фотографии, статичный текст

Фотографии личных вещей Н.С.Лескова, комментарий о музейных экспонатах

http://dslov.narod.ru/geo/go7.htm


№2

Литературная карта. Дом-музей Н.С.Лескова

Статичный текст.

Рассказ об истории создания дома-музея Н.С.Лескова.

lit.1september.ru

№3

ЛЕСКОВ, НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (N 34665)

Статичный текст, используемый для подготовки доклада

Рассказ о творчестве и жизни писателя без демонстрации.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38f1aa47-82f0-5be7-0146-d5f9f2b60bc2/1010516A.htm


№3

Лесков Н.С. "Кадетский монастырь" (N 213265)

Аудиофрагмент

Аудиофрагмент обработанной Лесковым Н.С. стенограммы воспоминаний, живое восприятие «слога» писателя.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7c0ca082-e626-44e9-8e14-407e7dbe5b73/view/


№3

Энциклопедия Dslov.narod Николай Семенович Лесков

Статичный текст

Рассказ о жизни писателя

http://dslov.narod.ru/Лесков Н.С.


№4

Пушкин А.С. "Капитанская дочка". Фрагмент первый (N 213408)

Аудиофрагмент

Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/605596ca-ee83-4b91-ae24-f3091bad098e/view/

№5

Задание: проверьте свои знания по теме "Н. С. Лесков", ответив на вопросы теста (N 204050)

Тест

Выборочные распечатанные задания из теста.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a740e662-220e-4410-bfce-aea226895ea2/view/

№5

Тематическая контрольная работа N12. Творчество Н. С. Лескова (N 175747)

Интерактивное задание.

Выборочные распечатанные задания из теста.

(При проведении урока в компьютерном классе. можно

работать с интерактивным заданием, исключив некоторые номера из теста).

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/da403965-92a5-4c01-840e-cc63dac1f64a/view/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н. С. Лескова «Старый гений»
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconКонспект урока тема урока: Виды односоставных предложений фио: Фурман...
Базовый учебник: Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Под ред. Шанского Н. М. Русский язык. М.:...
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Рассказы А. И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы...
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconУрока: Тема: «Н. С. Лесков «Однодум»
Цель: Создать условия для формирования знаний учащихся о творчестве Н. С. Лескова, его связи с Костромским краем
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Чья вина или история пробуждения совести (Нравственные проблемы в рассказе А. Костюнина «Рукавичка»)»
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconКонспект урока а. И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин...
Цель: Познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор»
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconКонспект урока цивилизация в Междуречье. (Тема урока) фио (полностью)...
Филиал мбоу сош с. Нижнебалтачево мр татышлинский район рб – оош д. Старый Кызыл-Яр мр татышлинский район рб
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconКонспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconКонспект урока л. Н. Толстой Басня «Белка и волк» (Тема урока) фио...
Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Автор Л. А. Ефросинина, М. Т. Оморокова. М.: Вентана-Граф,...
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconНазвание курса
Фио, должность автора (авторов) программы: Антипина Галина Григорьевна, учитель химии первой квалификационной категории Саринской...
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconРящикова Галина Григорьевна учитель начальных классов
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconКонспект урока «Глобальные проблемы человечества» (Тема урока) фио...
Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание: Человек в обществе: Экспериментальный учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconКонспект урока критические точки функции, ее максимумы и минимумы....
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма исследования функции с помощью производной
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» фио фурман Галина Григорьевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть смысл названия рассказа, проанализировать, как раскрывается тема...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск