Скачать 40.02 Kb.
|
Тема праведничества в рассказе Лескова «Однодум». У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, А если стать присматриваться - они есть. Н.Лесков. Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть смысл названия рассказа, проанализировать, как раскрывается тема праведничества в рассказе Лескова, развивать речь учащихся, воспитывать идеалы добра, чести, справедливости на основе текста. Ход урока:
Слово учителя: «Иконостасом праведников и святых « России назвал М.Горький созданную Н.С.Лесковым галерею самобытных народных характеров. Особое место занимают в ней герои цикла рассказов о праведниках, задуманного писателем в 70-годы. Начав с обета « не успокоишься, до колене найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых « несть граду стояния», Лесков постепенно расширял свой цикл, включив в него в последнем прижизненном здании 10 произведений : «Однодум», « Пигмей», «Кадетский монастырь», « Русский демократ в Польше», « Несмертельный Голован», «Инженеры-бессребреники», «Левша», «Очарованный странник», «Человек на часах», «Шарамур». Будучи первооткрывателем типа праведника ( до Лескова такого обобщенного явления в русской литературе не было), писатель показал значимость его как для общественной жизни: «Такие люди, стоя в стороне от главного исторического движения….сильнее других делают историю». -Сегодня мы будем работать над рассказом Лескова « Однодум» и попытаемся понять, как раскрывается тема праведничества в нем. -Назовите ключевое слово темы.( Праведник) -Кто такой праведник? Праведник 1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. -Кому противопоставляется праведник? ( Грешнику). -Подумаем, на чем основывается жизнь праведника и грешника?
-Можно ли Рыжова назвать праведником? Рассказ о герое по плану:
-Что от праведника есть у героя? -Что стало основой в праведничества Рыжова ? (Библия. Благодаря раннему приобщению к библейской мудрости, ему не пришлось так «мучительно выстраивать себя» на основе испытаний и собственных ошибок. -Только ли умом воспринимает Однодум Библию (Библия прошла через сердце, через совесть. Правила, созданные им себе на библейском грунте, отвечали как потребностям ума , так и души.) -По каким правилам жил Рыжов? Отличался ли он от типичных русских чиновников?
-Как окружающие воспринимают Рыжова? Нужен ли он обществу? - Рассказ от лица чиновника о Рыжове. « Один день из жизни Рыжова» (Индивидуальное задание.) Вывод: По каким правилам живет Рыжов: праведника или грешника? -Нужны ли праведники в наше время? (Актуальность проблемы). -Что значит быть праведником в наше время? -Почему Лесков назвал рассказ «Однодум». Вывод: Именно такая жизнь, когда ум в ладу с сердцем, одухотворенная высоким идеалом, стремление к высшей правде, а значит воистину счастливая, заслуживается праведниками. Это нелегкая жизнь, деятельная, самоотверженная, отрицающая эгоизм и самолюбование. Но Лесков был уверен, что именно в праведниках, кротких духом и чистым сердцем, спасение России, её надежда на будущее. Подведение итогов. Домашнее задание:
-Составить план-характеристику Ивана Флягина. -Написать сочинение – миниатюру «Русский богатырь-Иван Флягин» -Выписать ключевые слова из повести, раскрывающие образ главного героя. |