Конспект урока литературного чтения





Скачать 51.61 Kb.
НазваниеКонспект урока литературного чтения
Дата публикации19.10.2013
Размер51.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МАОУ «СОШ №1» город Набережные Челны Республика Татарстан

Конспект урока литературного чтения.

Тема. А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите.

Цели урока:

1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.

2. Развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения.

3. Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии, развивать образное мышление.

4. Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей).

Способствовать любви к чтению.

Оборудование:

1. Презентация к уроку.

2. Компьютер.

3. Мультимедиапроектор.

4. Учебник литературного чтения.

5. Карточки для работы в паре.

6. Художественные книги.

7. Квадратики красного, жёлтого, синего цветов.

Форма работы: фронтальная и групповая.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

Мотивация.

- Мы начинаем урок литературного чтения. Ребята, а вы знаете, что улыбка – это самое удивительное явление в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе.

-У меня настроение вот такое: самое лучшее! (показ красного квадратика).

-А у вас?

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, произведения, которого вам знакомы с раннего детства. Кто этот человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, сказок, вы догадаетесь, прослушав отрывки некоторых из них.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах…

-Из какого произведения этот отрывок? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…

-А этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке)

-Догадались, о ком пойдёт речь на уроке?

3.Изучение нового материала.

А) Краткая биография поэта.(слайды)

-Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил, только силой можно было его на улицу вытолкать!

(Читают дети о некоторых фактах жизни поэта.)

1. Мама, Надежда Осиповна, ахала. Папа, Сергей Львович. Головой качал: опасались, видимо, за умственные способности ребёнка.

2. Бабушка, Мария Алексеевна, сочувствовала мальчику – и прятала его в огромной корзине. Залезет Саша в корзину, глядит оттуда и думает: как тревожно живётся в этом мире! Похоже, он и потом не изменил своего мнения.

3. В семь лет с Сашей будто что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Вот тут-то Саше и захотелось стихи писать.

- Послушайте, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу и горячо верил в то, что свобода придёт, и за такие стихи царь приказал выслать поэта в далёкое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И всё же ему было грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только одна бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вёл вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал её песни и сказки при свете луны. Пушкин писал одному из друзей: «…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно».

Б) Сообщение темы и целей урока.(слайд)

- Сейчас мы рассмотрим стихотворение, посвящённое Арине Родионовне, которое называется «Зимний вечер» и попробуем понять смысл стихотворения и настроение лирического героя.

В)Первичное выразительное чтение стихотворения учителем.

-Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Г) Определение темы и идеи произведения.(слайд)

- А также наша задача: понять, почему данное стихотворение включено в главу «Мир нуждается в нашей защите».

Д) Анализ стихотворения.

- Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, тёмными красками. Только настроение третьей строфы, в которой звучит надежда – более светлыми.)

Е) Словарно-лексическая работа. (слайды)

-Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом, и представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

- Какие слова вам показались непонятными по лексическому значению?

Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом.

Кроет – покрывает.

Лачужка – небольшая старенькая избушка.

Обветшалая кровля – старая, разрушающая крыша.

- Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.)

- Одно из домашних заданий: нарисовать иллюстрацию к стихотворению и подписать строчкой из стихотворения.

4. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка, работа в паре. (слайды)

- Перечитайте первую строфу и укажите в таблице художественные средства языка, с помощью которых показывает мутную темноту неприглядной ночи?

Название художественных средств языка.

Примеры художественных средств языка.

сравнения

Буря сравнивается со зверем (чтобы было страшно),

«ребёнком» как дитя (вызвать жалость),

с путником (показать ожидание).


олицетворения

Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит.

эпитеты

Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома)


- Перечитайте вторую строфу и найдите эпитеты.

- Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. Именно об этом доме – «ветхой лачужке» и говорит он в стихотворении «Зимний вечер».

-О чём Пушкин просит няню? (спеть народную песню)

-Как он относиться к своей няне? (с нежностью и любовью)

-Как вы можете объяснить тот факт, что стихотворение Александра Пушкина помещён в главу, которая называется «Мир нуждается в нашей защите»? (В нашей защите нуждается не только мир природы, но мир человека, то есть мир наших отношений и чувств.)

5. Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов. (слайды)

- На сколько частей можно разделить это стихотворение? Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения.

1. Буря.

2. Ветхая лачужка.

3.Спой мне песню.

4.Сердцу будет веселей.

6. Выразительное чтение стихотворения.

-В каком темпе следует его читать. (умеренном)

-Назовите знаки препинания, которые чаще всего использует поэт.

-Каков будет, по вашему мнению, тембр (сила) голоса? Везде ли он одинаков? Почему?

-Прочитайте стихотворение с соблюдением логических пауз и ударений. Попытайтесь проследить при чтении всю технику исполнения. (Дети читают стихотворение.)

7. Домашнее задание.

-Мне бы хотелось услышать на следующем уроке выразительное чтение наизусть.

8. Прослушивание романса.

-Прослушайте романс.

9. Итог урока. (слайды) Рефлексия. (слайд)

-Сегодня мы в очередной раз прикоснулись к творчеству А.С.Пушкина.

-Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас получилось?

-Над чем ещё надо работать?

А.С.Пушкин был в Казани. Посещение А.С.Пушкиным Казани связано с его работой над историческим романом «История Пугачёва». Площадь города украшает памятник поэту.

Космонавт Титов наизусть знает произведение Пушкина «Евгений Онегин».

По произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы.

- Какое у вас настроение в конце урока? У меня вот такое: самое лучшее!

- Перед вами гора успеха. Кто из вас находится на вершине горы? На середине? У подножия?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения
Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения с элементами инсценировки по программе «Перспектива»
Конспект урока литературного чтения с элементами инсценировки по программе «Перспектива» для 2 класса
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Конспект урока литературного чтения iconКонспект и презентация для урока литературного чтения по теме: В. Бианки. «Музыкант» во 2 классе
Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность)
Конспект урока литературного чтения iconПлан-конспект урока
Дорогие друзья! Начинаем урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе и урока изобразительного...
Знакомство с художниками -иллю-страторами (кратко) и показ репро-дукции их иллюстраций
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения в 4-м классе «Литературные тайны»
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения во 2 классе умк «Перспективная начальная школа»
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения по теме: Б. Заходер «Никто»,...
Цели: формировать умение выразительного и вдумчивого чтения, познавательное и критическое мышление; развивать и обогощать речь уч-ся,...
Конспект урока литературного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство»
Конспект урока литературного чтения iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии...
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Конспект урока литературного чтения iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе умк «Гармония»
Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель...
Конспект урока литературного чтения iconПлан-конспект урока: «Внутренняя политика правительства Александра I»
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск