Скачать 51.61 Kb.
|
МАОУ «СОШ №1» город Набережные Челны Республика Татарстан Конспект урока литературного чтения. Тема. А.С.Пушкин «Зимний вечер». Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. Цели урока: 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта. 2. Развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения. 3. Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии, развивать образное мышление. 4. Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей). Способствовать любви к чтению. Оборудование: 1. Презентация к уроку. 2. Компьютер. 3. Мультимедиапроектор. 4. Учебник литературного чтения. 5. Карточки для работы в паре. 6. Художественные книги. 7. Квадратики красного, жёлтого, синего цветов. Форма работы: фронтальная и групповая. Ход урока. 1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Мотивация. - Мы начинаем урок литературного чтения. Ребята, а вы знаете, что улыбка – это самое удивительное явление в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. -У меня настроение вот такое: самое лучшее! (показ красного квадратика). -А у вас? 2. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи. -Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, произведения, которого вам знакомы с раннего детства. Кто этот человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, сказок, вы догадаетесь, прослушав отрывки некоторых из них. Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах… -Из какого произведения этот отрывок? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди) Жил старик со своею старухой У самого синего моря, Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года… -А этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке) -Догадались, о ком пойдёт речь на уроке? 3.Изучение нового материала. А) Краткая биография поэта.(слайды) -Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил, только силой можно было его на улицу вытолкать! (Читают дети о некоторых фактах жизни поэта.) 1. Мама, Надежда Осиповна, ахала. Папа, Сергей Львович. Головой качал: опасались, видимо, за умственные способности ребёнка. 2. Бабушка, Мария Алексеевна, сочувствовала мальчику – и прятала его в огромной корзине. Залезет Саша в корзину, глядит оттуда и думает: как тревожно живётся в этом мире! Похоже, он и потом не изменил своего мнения. 3. В семь лет с Сашей будто что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Вот тут-то Саше и захотелось стихи писать. - Послушайте, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу и горячо верил в то, что свобода придёт, и за такие стихи царь приказал выслать поэта в далёкое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И всё же ему было грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только одна бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вёл вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал её песни и сказки при свете луны. Пушкин писал одному из друзей: «…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно». Б) Сообщение темы и целей урока.(слайд) - Сейчас мы рассмотрим стихотворение, посвящённое Арине Родионовне, которое называется «Зимний вечер» и попробуем понять смысл стихотворения и настроение лирического героя. В)Первичное выразительное чтение стихотворения учителем. -Поделитесь своими мыслями, чувствами. Г) Определение темы и идеи произведения.(слайд) - А также наша задача: понять, почему данное стихотворение включено в главу «Мир нуждается в нашей защите». Д) Анализ стихотворения. - Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, тёмными красками. Только настроение третьей строфы, в которой звучит надежда – более светлыми.) Е) Словарно-лексическая работа. (слайды) -Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом, и представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. - Какие слова вам показались непонятными по лексическому значению? Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом. Кроет – покрывает. Лачужка – небольшая старенькая избушка. Обветшалая кровля – старая, разрушающая крыша. - Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.) - Одно из домашних заданий: нарисовать иллюстрацию к стихотворению и подписать строчкой из стихотворения. 4. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка, работа в паре. (слайды) - Перечитайте первую строфу и укажите в таблице художественные средства языка, с помощью которых показывает мутную темноту неприглядной ночи?
- Перечитайте вторую строфу и найдите эпитеты. - Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. Именно об этом доме – «ветхой лачужке» и говорит он в стихотворении «Зимний вечер». -О чём Пушкин просит няню? (спеть народную песню) -Как он относиться к своей няне? (с нежностью и любовью) -Как вы можете объяснить тот факт, что стихотворение Александра Пушкина помещён в главу, которая называется «Мир нуждается в нашей защите»? (В нашей защите нуждается не только мир природы, но мир человека, то есть мир наших отношений и чувств.) 5. Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов. (слайды) - На сколько частей можно разделить это стихотворение? Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения. 1. Буря. 2. Ветхая лачужка. 3.Спой мне песню. 4.Сердцу будет веселей. 6. Выразительное чтение стихотворения. -В каком темпе следует его читать. (умеренном) -Назовите знаки препинания, которые чаще всего использует поэт. -Каков будет, по вашему мнению, тембр (сила) голоса? Везде ли он одинаков? Почему? -Прочитайте стихотворение с соблюдением логических пауз и ударений. Попытайтесь проследить при чтении всю технику исполнения. (Дети читают стихотворение.) 7. Домашнее задание. -Мне бы хотелось услышать на следующем уроке выразительное чтение наизусть. 8. Прослушивание романса. -Прослушайте романс. 9. Итог урока. (слайды) Рефлексия. (слайд) -Сегодня мы в очередной раз прикоснулись к творчеству А.С.Пушкина. -Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас получилось? -Над чем ещё надо работать? А.С.Пушкин был в Казани. Посещение А.С.Пушкиным Казани связано с его работой над историческим романом «История Пугачёва». Площадь города украшает памятник поэту. Космонавт Титов наизусть знает произведение Пушкина «Евгений Онегин». По произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы. - Какое у вас настроение в конце урока? У меня вот такое: самое лучшее! - Перед вами гора успеха. Кто из вас находится на вершине горы? На середине? У подножия? |
Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | Конспект урока литературного чтения с элементами инсценировки по программе «Перспектива» Конспект урока литературного чтения с элементами инсценировки по программе «Перспектива» для 2 класса | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Конспект урока чтения: А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме: В. Бианки. «Музыкант» во 2 классе Цель урока: познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность) | ||
План-конспект урока Дорогие друзья! Начинаем урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь | Конспект урока литературного чтения в 4 классе и урока изобразительного... Знакомство с художниками -иллю-страторами (кратко) и показ репро-дукции их иллюстраций | ||
Конспект урока литературного чтения в 4-м классе «Литературные тайны» Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | Конспект урока литературного чтения во 2 классе умк «Перспективная начальная школа» Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
Конспект урока литературного чтения по теме: Б. Заходер «Никто»,... Цели: формировать умение выразительного и вдумчивого чтения, познавательное и критическое мышление; развивать и обогощать речь уч-ся,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство» | ||
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие... Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии... | Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе умк «Гармония» Гэп 2 уровня «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель... | План-конспект урока: «Внутренняя политика правительства Александра I» Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея |