Скачать 298.74 Kb.
|
На правах рукописи НАСОНОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Орел – 2008 Работа выполнена на кафедре теории и методики обучения русскому языку и литературе ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Пузанкова Елена Николаевна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Ларионова Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент Шадрина Людмила Ивановна Ведущая организация – ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» Защита состоится «26» декабря 2008 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95 С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». Автореферат разослан « » ноября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета Гришанова В. Н. Актуальность. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (А.Д. Алферов, К.Б. Бархин, Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, М.А. Рыбникова, И.И. Срезневский, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, В.И. Чернышев, В.П. Шереметевский и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Е.В. Архиповой, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Н.А. Пленкина, О.В. Сосновской, Л.П. Федоренко. Проблема создания на уроке речевой ситуации, побуждающей ученика к коммуникации, остается весьма актуальной и во многом определяет пути методического поиска. Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период, дополняя общие цели и задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь — одно из важнейших условий хорошей успеваемости. Еще одним необходимым условием эффективной работы по развитию устной речи является согласованность этапов обучения между дошкольным звеном, начальной и средней школой. Современный подход к проблеме развития речи основывается на необходимости создания единой лингвометодической базы для всех этапов обучения и воспитания детей. При формировании связной речи отчетливо устанавливается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Связная речь — это не только последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Устная речь воплощает в себе все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Развитие речи неотделимо от решения основных задач речевого развития: обогащения, уточнения и активизации словаря, формирования грамматического строя, воспитания звуковой культуры. Основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Таким образом, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – словообразовательными моделями, формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, а также формирование образно-эмоциональной стороны речи для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: филологии, педагогики, психологии, методики. Проблема соотношения языка и речи является составной частью лингвистических концепций И.А. Бодуэна де Куртенэ, В. Гумбольта, Фердинанда де Соссюра. Значимыми для предпринятого исследования стали труды Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, Р.С. Немова, которые рассматривают процесс развития речи в психолого-педагогическом аспекте, а также модели порождения речи, разработанные Л.С. Выготским, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Дж. Миллером. Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что начинать работу по развитию связной устной речи надо с первых дней пребывания ребенка в школе, а именно с уроков обучения грамоте, в дальнейшем - на уроках русского языка и литературного чтения и специальных занятиях по развитию речи учащихся. Все более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи новых методов и приемов, основу которых составляет речетворчество учащихся. Одним из направлений в работе по обучению младших школьников образно-эмоциональной речи является включение в систему работы по развитию речи моделей уроков, на которых создание собственного текста, высказывания будет опираться на активную работу воображения учащихся, осуществляться в ситуации фантазирования посредством такого близкого учащимся начальной школы жанра, как фольклор. Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального и коллективного творчества. Произведения фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. Фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи у человека, это одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который можно использовать при работе над развитием речи младших школьников. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, развивает образно-эмоциональное мышление, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в речевом развитии. Анализ работ по развитию речи показал значимость проблемы формирования у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения средствами фольклора и недостаточность ее разработанности. Таким образом, обращение к теме диссертационного исследования объясняется ее актуальностью. Объект исследования – процесс формирования образно-эмоциональной стороны речи учащихся первых классов. Предмет исследования – методика работы по развитию образно-эмоциональной стороны речи младших школьников на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, а также на специальных занятиях по развитию речи на материале фольклора. Гипотеза исследования: эффективность целенаправленной, систематической и последовательной работы по формированию образно-эмоциональной стороны речи у учащихся первых классов можно обеспечить, если: - строить работу на произведениях устного народного творчества как дидактического материала; - добиваться усвоения учащимися понятий и сведений, характеризующих слово со стороны проявления в нем образного значения; - использовать типы заданий и упражнений на основе фольклорного материала, формирующие речевые умения, связанные о всеми видами речевой деятельности, а также с определением и оценкой первоклассниками образных выражений в художественной и собственной речи и с устранением нарушений эстетики слова в собственных высказываниях; - стимулировать познавательную активность учащихся и их творческие способности. Цель исследования - разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования образно-эмоциональной стороны речи учащимися первых классов с использованием фольклора на уроках обучения грамоте, а также на специальных занятиях по развитию речи. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретический (анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме); сопоставительный (сравнительный анализ работ младших школьников экспериментального и контрольного классов); экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов). Лингвистическую основу исследования составили теоретические исследования языка и речи (Ш. Балли, Л.С. Выготский, И.Н. Горелов, В.В. Красных, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Маслова, А.А. Потебня, С.Л. Рубинштейн и др.); положения лингвистики, отражающие функционально-семантический подход к изучению образных средств языка (С.Б. Абсаматов, А.С. Бирюкова, Н.В. Дмитриева, В.В. Каменская, Л.А. Лебедева, В.В. Павлова, И.Г. Пятаева, С.Л. Таратута и др.). Психолого-педагогическую основу составили: теория развития личности в онтогенезе, разработанная в отечественной психологии Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Д.И. Фельдштейном и др., психологические основы формирования образного мышления учащихся (И.С. Якиманская), а также теория формирования познавательных интересов учащихся (Г.И. Щукина). Методологической основой исследования стали положения о коммуникативно-деятельностном, системном и личностном подходах в обучении Е.С. Антоновой, М.Т. Баранова, Т.М. Воителевой, А.Д. Дейкиной, Н.И. Демидова, Т.К. Донской, Т.М. Зыбиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, С.И. Львовой, Е.Н. Пузанковой, Г.А. Фомичевой и других; теория закономерностей усвоения родной речи Л.П. Федоренко; теорию принципов речевого развития Е.В. Архиповой, М.Р. Львова; положения лингвометодики, раскрывающие различные аспекты речевого развития учащихся в работах В.А. Добромыслова, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Е.И. Никитиной, Т.М. Пахновой, Н.А. Пленкина, Г.Н. Приступы, Е.П. Прониной, Н.С. Рождественского, М.А. Рыбниковой и других; методика изучения образных средств на уроках русского языка А.Б. Аникиной, Н.В. Гавриш, Е.Н. Гуляковой, М.Е. Кошелюк, О.И. Никифоровой, О.Б. Орловой, Л.Д. Пономаревой, Е.Н. Чулковой, О.Н. Шумкиной и других. Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена методическая система по формированию образно-эмоциональной стороны речи у учащихся первого класса на материале фольклора. При этом: 1) определены лингвистические, психолого-педагогические и методические особенности развития речи младших школьников на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения и специальных занятиях по развитию речи; 2) методически обосновано введение в содержание обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе и обучению грамоте в первом классе системы специальных уроков «Речевичок» с целью формирования у младших школьников образно-эмоциональной стороны речи; 3) разработана система упражнений и уроков, направленная на формирование образно-эмоциональной стороны речи у учащихся начальных классов на фольклорном материале. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
На защиту выносятся следующие положения:
|
Программа дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку» Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку) | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | Программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального... М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального... М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального... М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального... М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского 2010 года. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | Пояснительная записка. Настоящая программа по русскому языку для... М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для VII... М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса (базовый... Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват учреждений» (авторы С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко).... | ||
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный) | Программа по русскому языку к учебникам для 5 9 классов (авторы программы... Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. М.: Просвещение, 2012 | ||
Рабочая программа по русскому языку Учебный предмет «Русский язык»занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности... | Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | ||
Урок по русскому языку. Тема: «Придаточные обстоятельственные» Оборудование: учебники «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», тетради, презентация, тесты | Имеющаяся категория, год прохождения аттестации Учебник 11 кл русский язык для нац школ рб к. З. Закирьянов, 5 кл. Русский язык Л. Г. Саяхова, Русский язык 8 кл. К. З. Закирьянов.... |