Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения)





Скачать 309.71 Kb.
НазваниеМоделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения)
страница1/2
Дата публикации15.07.2014
Размер309.71 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2





На правах рукописи

ЦЫРЕНОВА Мария Ивановна

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЮЖНОКОРЕЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

(начальный этап обучения)


Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)



      1. АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


    1. Москва 2013


Работа выполнена на кафедре теории и практики преподавания русского языка как иностранного

Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина



Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

доцент

Мухаммад Людмила Петровна







Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук

Щукин Анатолий Николаевич

(профессор кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина)





кандидат педагогических наук

Кулик Алла Дмитриевна

(доцент кафедры русского языка № 3 Российского университета дружбы народов)







Ведущая организация:

Пензенский государственный университет



Защита состоится 11 сентября 2013 г. в 10.00 ч. в зале Учёного совета на заседании диссертационного совета Д 212.047.01 Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина по адресу: 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.
Автореферат разослан 28 июня 2013 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент И.И. Бакланова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Предлагаемая на обсуждение работа посвящена вопросам оптимизации учеб­ного процесса по русскому языку южнокорейских студентов-филологов начального этапа обучения. Оптимизация же обучающих методик невозможна без моделирования учебного процесса, заинтересованным участником которо­го является прежде всего учащийся, в нашем случае – языковая личность южно­корейского студента-филолога, обучающегося в условиях Южной Кореи.

Различным аспектам обучения русскому языку именно южнокорейских сту­дентов посвятили свои работы И.Е. Бобрышева, О.П. Быкова, Н.В. Вино­градо­ва, А.А. Додонов, Ку Сун Ми, Ли Сын Джин, Л.П. Мухаммад, Е.В. Попова, А.А. Потёмкин, В.Г. Сиромаха, Со Мин Чжи, Со Санбом, Ю.А. Туманова, Хван Чжин Хе, М.И. Цыренова и другие.

Наиболее существенные результаты, которые получили данные учёные и ко­торые были использованы при создании нашей модели, следующие:

1. Описана языковая личность южнокорейского студента-филолога, пред­став­ляющая учебный процесс в условиях Южной Кореи [Бобрышева, 2004; Вино­градова, 2000; Попова , 2009; Мухаммад, 2012; Туманова, Попова, 2002].

2. Описаны детерминированные корейской этнокультурой особенности взаимо­действия российского преподавателя и южнокорейского студента в условиях южнокорейских вузов [Быкова, 2011; Быкова, Сиромаха, 2006].

3. В различных аспектах описана языковая картина мира южнокорейского сту­дента-филолога, изучающего русский язык [Ку Сун Ми, 2007; Со Мин Чжи, 2012; Со Санбом, Мухаммад, 2012; Хван Чжин Хе, 2007; Цыренова, 2010; Цыре­нова, Ли Сын Джин, 2013].

4. Предложены методические рекомендации по оптимизации учебного про­цесса применительно к южнокорейским студентам-филологам [Быкова, 2009; Быкова, 2011; Мухаммад, 2012].

5. Разработана система обучения монологической речи южнокорейских сту­дентов-филологов среднего этапа обучения применительно к условиям Юж­ной Кореи [Попова, 2009].

Однако методически обоснованная концепция организации учебного про­цесса по преподаванию РКИ студентам-филологам именно на начальном этапе обучения (причём в условиях южнокорейских вузов) до сих пор не выработана. На наш взгляд, в такой концепции, в моделировании учебного процесса обозначен­ного нами контингента весьма нуждаются как преподаватели-прак­тики, так и студенты. Причины тому кроются, с одной стороны, в специфике преподавания РКИ на начальном этапе, с другой – в ситуации, связанной с препода­ванием русского языка в условиях южнокорейских вузов. Так, в лингводи­дактике общеизвестно, что специфика начального этапа обучения требует от организаторов учебного процесса весьма жёсткого отбора средств обучения, прежде всего методически обоснованного отбора и организации учеб­ного материала, а также средств оперирования этим материалом. В тех условиях, которые сложились в южнокорейских вузах, приближенное к оптимуму обучение реализуется только в единичных случаях: за счёт опытных, квалифицированных преподавателей-методистов. Однако, как показывают теорети­ческие исследования [Быкова, Сиромаха, 2006; Мухаммад, 2012], а также практика преподавания РКИ в южнокорейских вузах, современную методиче­скую ситуацию, в целом, можно описать следующим образом: 1) многие корейские профессора, преподающие русский язык в Южной Корее, не имеют профильного образования (т.е. не являются методистами); 2) учебные программы и учебники выбираются случайно, без анализа настоящего учебного процесса, зачастую это зависит от того, в каком регионе получили своё образова­ние наши корейские коллеги (в США, в Европе или в России); 3) южнокорейские студенты-филологи, обучающиеся в обозначенных условиях (см. пункты 1, 2), в своём учебном, в том числе и в учебно-профессиональном, общении на русском языке допускают большое количество ошибок, что нега­тивно характеризует их в аспекте культуры речи и профессионализма; 4) большая часть языковых ошибок фиксируется в сознании студента уже на начальном этапе, в связи с чем последующая корректировка речи, исправление ошибок – весьма затруднительная и малоэффективная работа.

Актуальность настоящего исследования связана с обозначенными выше про­блемами и заключается в создании модели учебного процесса южно­корейских студентов-филологов начального этапа обучения в условиях южно­корейских вузов.

Объект нашего исследования – учебный процесс по усвоению русского языка южнокорейскими студентами-филологами начального этапа обучения в условиях неязыковой среды. В качестве предмета исследования мы избрали существующие модели учебного процесса южнокорейских студентов-фило­логов начального этапа обучения в условиях южнокорейских вузов.

Цель нашей работы двуединая: с одной стороны, анализ и оценка суще­ствующих моделей обучения, с другой – создание оптимальной нацио­наль­но ориентированной модели учебного общения южнокорейских студентов-фило­логов начального этапа обучения в условиях южнокорейских вузов.

Достижение данной цели мы видим в решении следующих задач:

1. Определение методологии моделирования учебного процесса, учебного обще­ния с учётом современных условий обучения в южнокорейском вузе.

2. Исследование, анализ существующих методик преподавания РКИ в условиях южнокорейских вузов.

3. Изучение особенностей языковой личности южнокорейских студентов-фило­логов начального этапа обучения в условиях южнокорейских вузов.

4. Определение универсального и дифференциального в языковой кар­тине мира русских и корейцев (в рамках отобранного коммуникативного миниму­ма).

5. Конструирование вариативной модели учебного процесса южнокорей­ских студентов-филологов начального этапа обучения в условиях южно­корей­ских вузов.

6. Отбор и организация языкового/речевого материала, обеспечивающего, наряду с иными компонентами, реализацию избранной вариативной модели обуче­ния.

7. Определение основных видов упражнений и возможностей их интегра­ции в предлагаемую нами конструктную систему.

Методологической основой нашей работы является инвариантная коммуника­тивно-деятельностная модель обучения иностранных студентов обще­нию на русском языке как верифицированная в практике преподавания РКИ. Данная модель разрабатывалась такими учёными, как А.Р. Арутюнов, М.Н. Вятютнев, Д.И. Изаренков, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, О.Д. Митро­фанова, А.Н. Щукин и т.д. Уточним: в целях создания нашей национально ориенти­рованной модели в методологическом плане (при осуществлении концептуаль­ных решений) мы опирались на вариант, предложенный А.А. Леонтьевым. Данный вариант отличается от иных (в рамках избранного инварианта) выделением в качестве базовых двух основополагающих прин­ципов: 1) коммуникативного и 2) когнитивного [Леонтьев, 2001]. Согласно обозначен­ным выше доминирующим принципам нам необходимо определить коммуникативную и когнитивную составляющие на всех этапах реализации дан­ных принципов в учебном процессе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Оптимальной в условиях южнокорейских вузов является теоретически обоснованная модель учебного процесса, базирующаяся на соотношении инвариант­ной коммуникативно-деятельностной модели обучения и вариатив­ной модели обучения конкретного контингента учащихся, реализующейся на основе двух системообразующих принципов: коммуника­тивного и когнитив­ного.

2. Успешная учебная деятельность южнокорейских студентов начального этапа обучения предопределяется спецификой языковой личности данного контин­гента, в том числе и её коммуникативным опытом в той или иной сфере общения. При этом опыт учебного общения в данном контексте также рассматри­вается как коммуникативный опыт, однако сформированный не сти­хийно, а путём планомерного вхождения языковой личности в учебный про­цесс.

3. Проактивность языковой личности южнокорейского студента оптималь­но соотносится с коммуникативно-деятельностной моделью обучения, в основе создания которой лежит речевая деятельность с такими конституирующи­ми признаками, как: 1) целенаправленность; 2) планирование; 3) исполнение; 4) достижение результата; 5) контроль и самоконтроль.

В работе были использованы следующие методы исследования:

Первая группа методов (теоретические): анализ и обобщение теоретиче­ских данных; аналитико-синтетический метод; дистрибутивный, компонентный и трансформационный анализ; сравнительно-сопоставительный метод; моделирова­ние; целостное системное описание.

Вторая группа методов (практические): наблюдение за учебным про­цессом, а также за процессом взаимодействия обозначенного контингента как в учебно-профессиональной сфере общения, так и в обиходно-бытовой; беседа; интервью; письменный опрос; тестирование; изучение и обобщение педагогиче­ского опыта; апробация практических материалов, полученных в ходе исследования.

Эмпирическим материалом исследования послужили: 1) учебники и учеб­ные пособия; 2) материалы интервьюирования, бесед, а также результаты тестов; 3) письменные работы южнокорейских студентов начального и сред­него этапов обучения.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1. Определена модель языковой личности южнокорейского студента-фило­лога, учитывающая качества данной личности как в коммуникативном, так и в когнитивном аспектах. К данным качествам относятся: 1) проактивность, интровертивные стратегии учебного общения; 2) синтетический тип мышления, гибкость когнитивных структур, опора на текст при решении учебных задач.

2. При моделировании языкового сознания южнокорейской языковой лично­сти, изучающей русский язык, выделены интегральные (общие) и дифферен­циальные (различные) компоненты и признаки языковой картины мира контактирующих языков (русского и корейского).

3. Создана и описана вариативная модель учебного общения южно­корей­ских студентов-филологов начального этапа обучения в условиях Южной Кореи.

4. Создана обучающая модель, основанная на педагогической стратегии предупреждения ошибок южнокорейских учащихся в процессе их речевого обще­ния на русском языке.

Теоретическая значимость исследования состоит:

1. В определении соотношения между инвариантной коммуникативно-деятель­ностной моделью и вариативной национально ориентированной мо­делью учебного процесса/учебного общения на начальном этапе обучения.

2. В определении соотношений между проактивной личностью южно­корей­ского студента и коммуникативно-деятельностной моделью обуче­ния.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Теоретические положения и выводы по диссертации, материалы диссерта­ции могут быть использованы в реальной практике при кон­струирова­нии и реализации национально ориентированных учебных программ по рус­скому языку на начальном этапе обучения.

2. Описанные вариативные модели учебного процесса, отобранный учеб­ный материал, а также способы оперирования данным материалом могут быть положены в основу учебников, учебных пособий, а также учебных курсов но­во­го типа, нацеленных на успешное межличностное общение южнокорейских студентов-филологов начального этапа обучения.

Материалы исследования прошли апробацию на занятиях в университете Чунг-Анг (Южная Корея). Результаты исследования докладывались и обсужда­лись на заседании кафедры теории и практики преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, на семинаре «Русское культурное пространство», проходившем в ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова, а также на Международной научно-практической конферен­ции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения».

Структура диссертации: Введение, три главы, Заключение, Список использо­ванной литературы, Приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении определяется актуальность темы исследования, его цель и за­дачи, объект, предмет, методы, положения, выносимые на защиту, а также науч­ная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Особенности национально ориентированной модели обуче­ния для заданного контингента учащихся» в первом параграфе заклады­вается основа моделирования учебного процесса южнокорейских сту­дентов-филологов начального этапа обучения в условиях Южной Кореи. В связи с этим рассматривается понятие модель, определяются инвариантная и вариативная модели обучения применительно к исследуемому контингенту.

При моделировании учебного процесса мы опирались на работы Э.Г. Азимова, Т.И. Капитоновой, Л.В. Московкина, Л.П. Мухаммад, Э.А. Штульма­на, А.Н. Щукина и др. В качестве базового понятия при моделирова­нии мы выбрали понятие модель, которое определяется следующим образом: упрощённый «образ какого-л. объекта или системы объектов, ис­пользуемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования (в том числе и обучения)» [Азимов, Щукин, 2009: 145].

С моделированием учебного процесса в методике преподавания РКИ связы­вается понятие системы обучения ([Щукин, 2003: 68].

На высшем, методологическом, уровне, как было отмечено ранее, сконструиро­ванная нами модель представлена соотношением инвариантной и вариативной моделей, что можно представить следующей, пока предваритель­ной, схемой:

Схема 1.

Инвариантная лингводидактическая модель коммуникативно-деятельностного типа (высший уровень моделирования)



Вариативная коммуникативно-деятельностная модель, предложенная А.А. Леонтьевым и основанная на двух базовых принципах: коммуникативном и когнитивном



Вариативная модель обучения южнокорейских студентов-филологов начального этапа обуче­ния в условиях южнокорейских вузов


Содержание инвариантной коммуникативно-деятельностной модели учеб­ного процесса базируется на выделении коммуникативно-деятельностной основы обучения [Митрофанова, Костомаров и др., 1990]. Это предполагает: а) с точки зрения содержательного аспекта – наличие учебной текстотеки с диф­ференциацией прагматического, семантического и вербального ком­по­нентов, которые обеспечивают коммуникативные потребности определённого контингента; б) с точки зрения операционального аспекта – выделение единицы обучения, а также определение оптимальных способов оперирования данной единицей.

Конкретное содержание обучения начального этапа зависит от целей обуче­ния, ориентированных на формирование коммуникативной компетенции уровней А1 и А2. В связи с этим мы, основываясь на стандартизированные в методике преподавания РКИ поуровневые дифференциации [Государственный стандарт…Элементарный уровень, 2001; Государственный стандарт…Базовый уровень, 2001; Общеевропейские компетенции, 2003], условно выделяем два периода обучения, ориентированные на: 1) элементарный уровень (А1) коммуника­тивной компетенции и 2) базовый уровень (А2) с дифференциацией содержательного компонента в соответствии с методически обоснованными требо­ваниями.

Изучение вышеуказанных документов показало, что все они имеют еди­ную cодержательную основу, сформулированную в терминах «Ситуации обще­ния» и «Тематика общения». Рассматривая данную основу в аспекте реализа­ции коммуникативного и когнитивного принципов обучения, мы предлагаем интегрировать учебный материал за счёт моделирования и создания ком­плексов учебных единиц. В центре выделяемого комплекса находятся две учеб­ные единицы: с одной стороны, текст, с другой – высказывание.

Второй параграф посвящён разработке модели языковой личности южно­корейского студента-филолога начального этапа обучения как участника учебной, межкультурной по своему характеру, коммуникации.

Описанию южнокорейской языковой личности в аспекте учебного про­цесса, учебного общения на русском языке посвятили свои работы такие учё­ные, как И.Е. Бобрышева, О.П. Быкова, Н.В. Виноградова, Л.П. Мухаммад, Е.В. Попова, А.А. Потёмкин, В.Г. Сиромаха, Ю.А. Туманова и другие. Обобще­ние полученных данными авторами результатов позволяет нам сформулировать следующие, весьма значимые для моделирования учебного процесса, выводы:

1. В коммуникативном плане южнокорейские студенты интровертиро­ванны, на занятиях они не отвечают, пока полностью не уверены в правильно­сти своего ответа, поэтому в продуцировании речи (словоформ) более успешны, чем экстраверты. Им свойственны: управление своими эмоциями, само­регуляция, самоконтроль и самокоррекция [Бобрышева, 2004; Быкова, Сиромаха, 2006; Попова, 2009; Мухаммад, 2012]; данные студенты проактивны и гибки в своём поведении [Мухаммад, 2012].

2. В когнитивном плане им свойственны: глобальный, синтетический, тип мышления, низкая когнитивная скорость; они успешно воспринимают и запоми­нают информацию через визуальный канал прохождения, в умственной деятельности опираются на конкретные, материально выраженные, единицы: тексты, схемы, таблицы [Бобрышева, 2004 и другие]. Им также свойственны учеб­ные стратегии «от синтеза – к анализу» [Попова, 2009, Мухаммад, 2012 и другие].

По мнению вышеуказанных учёных, южнокорейские учащиеся в учебном про­цессе предпочитают произносить заученные тексты хором, для данных уча­щихся предпочтительны письменные формы речи (чтение и письмо).

В целях успешного моделирования мы поставили задачу проверки валидно­сти некоторых, как нам кажется, важных, результатов (полученных нашими предшественниками) применительно к начальному этапу обучения. В результате мы выяснили, что: 1) именно в условиях учебного процесса южно­корейские студенты ведут себя как интроверты (это задано корейской этно­культурой и образовательной традицией); однако вне аудитории большинству из них присущи экстравертивные способы поведения; 2) южнокорейским сту­дентам свойственна гибкость операциональных когни­тив­ных структур языко­вой личности, которая позволяет им легко усваивать иные, отличные от традицион­ных, южнокорейских, способы речевого поведения и речевой деятельно­сти.

В данной части работы делается методически ориентированный вывод, что при моделировании учебного процесса следует опираться на личностный ресурс контингента (мы представили его выше в коммуникативном и когнитив­ном аспектах), актуализируя проактивные и экстравертивные стра­тегии учеб­ного общения, а также развивая когнитивные стратегии: «от анализа – к синтезу».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconА. А. Альтшуллер Имидж и самопрезентация в бизнесе
Охватывает образование по бурятскому языку учащихся в основной средней школе (2-9 классы) по курсу «Бурятский язык как государственный»....
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconДоговор за поддръжка и управление на “курортен апартаментен комплекс
Охватывает образование по бурятскому языку учащихся в основной средней школе (2-9 классы) по курсу «Бурятский язык как государственный»....
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПрограммы для студентов-филологов ускоренной формы обучения
Программа предназначена для студентов-филологов ускоренной формы обучения
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПрограмма по бурятскому языку как государственному языку Республики...
Охватывает образование по бурятскому языку учащихся в основной средней школе (2-9 классы) по курсу «Бурятский язык как государственный»....
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПояснительная записка 3 cтр. I. Условия, необходимые для реализации...
Этап начальной подготовки 3-го года обучения 16 стр. Учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения 18 стр. Учебно-тренировочный этап...
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПлан заседаний секций методического объединения на 2013-2014 гг
Начальный этап обучения игре на фортепиано на материале пособия А. Д. Артоболевской
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПояснительная записка программа разработана на основе Стандарта с...
Логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование...
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПерспективы развития современной филологии
Науки, анализируются вопросы русской и мировой литературы, проводятся сопоставительные исследования русского и других языков на разных...
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconУрок преподавателя Карташевой В. А. на тему «Начальный этап работы...
МО: 29. 09. 14 Открытый урок преподавателя Карташевой В. А. на тему «Начальный этап работы над романсами в классе концертмейстера....
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПроектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий
Охватывает дидактические компоненты учебного процесса, их связи и взаимовлияния; раскрывает функции, принципы, педагогические условия,...
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconГосударство кирпанд империя в срединной азии
Центральная Азия в 1- п веках нашей эры и начальный этап истории Кирпанда
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconОсновные образовательные программы впо: заочное обучение, сокращенные...
Описание учебного процесса в системе дистанционного обучения Омгу им. Ф. М. Достоевского
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconКафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел
«технологизировать» учебный процесс. В 50-хг г вводится наряду с тсо программированное обучение и технология самого построения учебного...
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я этой цели, главным образом, возложена на технологию. Так на первой ступени обучения осуществляется начальный этап профессионального...
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconКонспект Группа: старшая Тема занятия: «Волшебница бумага» Этап обучения...
Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать...
Моделирование учебного процесса южнокорейских студентов-филологов (начальный этап обучения) iconПлан мероприятия: 5-6 классы викторины (1 этап), конкурс рисунков...
Квест, посвященный 70-летию освобождения территоррии СССР от немецких захватчиков в 1944 году


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск