Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа»





Скачать 110.29 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа»
Дата публикации21.10.2013
Размер110.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: «Устное творчество русского народа»
Цели: ознакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, с разнообразием жанров, развивать умение чувствовать красоту произведений народного творчества; формировать навыки грамотного и выразительного чтения, умение выбирать нужный темп чтения, интонацию; воспитывать любовь к Родине, приобщать к богатствам родного языка.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (2 кл. 1 ч.), квадраты Шульта, индивидуальные листы со столбиками слов.

ХОД УРОКА

I. Работа с квадратами

II. Чтение блоков 3-4 группы

  1. Беседа

Есть у русского народа «живой цветок», который сказки сказывает, потешает, поет, развлекает, веселит и учит.

У этого цветка лепестки не простые. На них задания. Если мы их выполним, то узнаем жанры устного народного творчества.

Литература - это то, что написано буквами. Литера - это буква.

Литературное произведение пишется, а фольклорное - сказывается.

Кто может объяснить, что значит «устное творчество русского народа».

«Живой цветок» можно назвать сокровищем народной мудрости.

Народная мудрость – это ум, знания всего народа.

  1. Жанры устного народного творчества

ЛЕПЕСТОК 1 пословицы и поговорки

- У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя радость, и когда горе? Молод ты, стар, болен, здоров, о дедах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.

«БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКИ ИЗ ПРУДА»

Прямое значение отражает все приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:

  • раздобыть удочку;

  • заготовить червей;

  • найти рыбное место;

  • умело закинуть удочку;

  • вовремя подсечь рыбу и вытащить ее;

снять рыбу с крючка.

Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни. Например, одна девочка хочет хорошо учиться, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как. Ее подружка смотрела – смотрела на нее и говорит: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Чтение пословиц из каждой тематической подборки в учебнике. Выяснение ее смысла, когда она может быть употреблена.

ИГРА « Собери пословицу»


ЛЕПЕСТОК 2 скороговорки

А сейчас мы поиграем в другую игру. Нужно быстро повторять труднопроизносимые слова и фразы: это скороговорка. А что значит «скороговорка»? (Надо быстро говорить)

- Скоро говорить; когда мы говорим скороговорки, мы тренируем наш язычок, чтобы четко и правильно выговаривать все звуки.

- Прочитайте скороговорки:

  • Пришел Прокоп, кипит укроп,

И при Прокопе кипит укроп.

И ушел Прокоп, кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.


  • Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

- Ха-ха-ха-ха!


  • Добры бобры, идут в боры.




  • Выдерни лычко из-под кадычка.




  • Стоит копна с подприкопеночком


- Далее дети сами приводят примеры.

ЛЕПЕСТОК 3 считалка

-Посмотрим, какое же следующее задание.

Мы играем, но что забыли перед игрой? Конечно, посчитаться, узнать, кто первый будет начинать или водить.

Что такое считалка, объяснять не надо. Но вряд ли кто особенно прислушивался к ним. А они бывают очень разные. Существует много видов считалок. Есть такие считалки, которые сразу определяют водящего:

  • Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

А есть и другие. Станут ребята в кружок. И кто-то начинает:

  • Стакан, лимон, выйди вон!

На ком считалка закончилась, тот выходит. И так до конца, пока не останется один,- ему и водить.

Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и пробабушек.

- какие считалки вы знаете, давайте посчитаемся?

Чтение считалок.

ЛЕПЕСТОК 4 потешки

Прочитайте. Подумайте что это за жанр?



  1. Три-та-та, три-та-та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка – по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

- Ох, ты, котик, котик,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!


  1. Сорока, сорока,

Сорока - белобока!

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала,

Гости не бывали,

Кашки не едали –

Все своим деткам отдала.

Этому дала на блюдечке,

Этому – на тарелочке,

Этому – на ложечке,

Этому – поскребышки.

А этому нет ничего.

А ты мал – маленек:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.




Правильно, это потешки. Эти песенки, сопровождающиеся игрой с пальчиками, ножками, ручками пели ваши родители вам? («Ладушки», «Сорока», «Петушок, золотой гребешок» и т. д.) Маленьким детям их часто говорят.

- Как вы думаете, какие движения делает ребенок, когда ему читают первую потешку? Он ходит сам или его учат ходить?

Давайте мы все вместе встанем и пошагаем на месте, приговаривая.

-Теперь читаем второй текст. Кто догадался, какими движениями его сопровождают?

- Что значит потешка?

(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)

ЛЕПЕСТОК 5 небылица

- Что такое небылица?

Быль – это то, что было, правда; а небылица – это выдумка. Это смешной рассказ или стишок. Это то, чего не бывает, не бывало.

ПОПРОБУЙТЕ придумать небылицу. Я даю вам рифму: галка – палка.

ПРИМЕРЫ:

По лесу гуляла галка,

На нее упала палка.

Она рада так была,

Что домой к себе пошла.
Галка нашла палку,

Сделала забор, а на нем – запор.

Зимой стало холодать,

Пришлось палку в печь бросать

А теперь я вам предлагаю прочитать следующие стишки и доказать почему их назвали небылицами.

  • Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в ямку – бух!

Раздавила сорок мух.


  • Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал?

ЛЕПЕСТОК 6 загадки

- Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека?

ЗАГАДКА – древнейший вид устного народного творчества. Это значит думать, рассуждать, раскрывать что-то скрытое.

Детской игрой, полезной забавой является в наши дни загадывание загадок. А прежде это было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьезностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного отгадывания!

Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на горе возле города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же: «Что ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером на трех?» Люди не могли ответить чудовищу, и он пожирал их. Только герой Эней сумел догадаться, что речь идет о человеке: в детстве ребенок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку. И в сказках герой не только выполняет трудные задания – достает жар-птицу или коня золотогривого, - но и подчас, тоже рискуя головой, отгадывает загадки: сколько на небе звезд, кто сильнее всего, как глубока земля?

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК:

  • Хотели бы два братца

Друг с другом повидаться,

Да разделила их гора –

Никак не перебраться.

(глаза и нос)

  • На тарелке колобок –

Золотой горячий бок.

А тарелка голубая –

Не видать конца и края.

(солнышко и небо)

  • Две антенки на макушке.

А сама сидит в избушке.

На себе ее везет,

По соломинке ползет.

(улитка)

  • На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То закроет, то откроет

Расписные крылья.

(бабочки)

  • Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

На крыльце потанцевал.

И ушел по лужам в поле.

(дождь)

  • Странная звездочка

С неба упала.

Мне на ладошку легла –

И пропала.

(снежинка)


Чтение загадок в учебнике и загадывание своих.

ЛЕПЕСТОК 7 заклички

В древности люди верили, что с помощью особых действий и слов можно избавиться от засухи или, наоборот, добиться дождя. Это песни заклинания, песни просьбы, пожелания. ЗАКЛИКАТЬ – «звать, просить, приглашать, обращаться». Повторяли закличку помногу раз. С такими заклинаниями наши далекие славянские предки обращались к солнцу, дождю, радуге. Если дождя было много, нужно было тепло, солнышко, так и говорили: «Радуга-дуга, перебей дождя!»

Или: Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

А вы знаете заклички? Какие?

ПРИМЕРЫ:

Божья коровка,

Улети на небо –

Там твои детки

Кушают конфетки!

Улитка,

Улитка,

Высуни рога.

Дам кусок пирога.

ЛЕПЕСТОК 8 сказки

Разгадайте кроссворд – и вы узнаете еще один жанр устного народного творчества.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Определи жанр. "Деревья смотри в плодах, а человека в делах"
2. Определи жанр "Прыжок с подвыподвертом"
3. "Для того чтобы начать игру, надо знать ее правила, чтобы играть

в прятки, надо выбрать водящего". Какой жанр устного

народного творчества вы используете?
4. Определи жанр.

"Днем спит,

Ночью летает

И мышек хватает".
5. Как называются детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю,

птицам, весне?

Подсказка

"Коровушка, буренушка,

Подай молочка,

Покорми пастушка".
6. Определи жанр.

"Как по речке, по реке,

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не помазкой,

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал".

ОТВЕТЫ: 1. Пословица. 2. Скороговорка. 3. Считалка. 4. Загадка. 5. Закличка. 6. Небылица.

Итак, название, какого жанра фольклора было зашифровано?

Правильно, это сказка. Какие русские народные сказки вы знаете?

  1. Итог урока.

Сегодня вы много узнали, познакомились с разнообразием малых жанров фольклора. Назовите жанры устного народного творчества, над которыми мы работали. Почему фольклор называют « ЖИВЫМ ЦВЕТКОМ»?

Что надо делать для сохранения народной мудрости в веках?

Д \ з

Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, и выяснить на какие три группы по содержанию их можно разделить.
Вы великолепно работали. Спасибо за урок.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconКонспект урока литературного чтения по теме: «Устное народное творчество....
Проверка готовности учащихся к уроку, знакомство с видами работ и контроля на уроке
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок чтения «устное народное творчество-жанр «небылица» в 3 классе....
Давайте вспомним, что мы об этом знаем. Разобьёмся на группы. Каждой группе я даю текст. Вы будете работать по такому алгоритму:...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного...
Интегрированный урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного обучения «Творчество А. С. Пушкина в музыке»
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconКонспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок литературного чтения в 4 классе по программе «Начальная школа...
...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок литературного чтения в 1 классе Тема: Буква п,П, звуки [ п], [ п’]
Цели: 1 сформировать в памяти образ букв; отрабатывать умения послоговому чтению
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока
Цель: знакомство с творчеством Бориса Заходера, с его новым стихотворением «Вредный кот»
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема урока
Учебник «Родная речь»; выставка книг Э. Успенского; медиапроектор; фигурки зверей; заготовки для панно
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок литературного чтения во 2 классе. Тема : С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
Материалы и оборудование: Портрет С. Я. Маршаку, выставка книг С. Я. Маршака, карточки с заданием, маски
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день»
Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconУрок чтения во втором классе Тема урока: Творчество Х. К. Андерсена
Х. К. Андерсена; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в произведении; способствовать развитию речи, навыкам...
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconКонкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт
Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение»....
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» iconН. А. Рогачева русское устное народное творчество
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск