Скачать 151.05 Kb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Кафедра гуманитарных и социальных наук «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ________Вологдин А.А. « »__________2010г. П Р О Г Р А М М А дисциплины по выбору К у л ь т у р а р е ч и (письменная речь) (для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080102.65 «Мировая экономика» факультета экономистов-международников) Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры Протокол от 22 июня 2010г. Москва 2010 Разработчик: Мамай Ольга Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент. Рецензент: заведующий кафедрой русского языка МГУП, доцент Мазанько И.Ф. Оглавление
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Владение русским языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста, более того – его визитной карточкой. В то же время такие качества речи, как грамотность, логичность, точность, стилистическая корректность, отнюдь не являются в должной степени присущими большинству учащихся нефилологических специальностей. Это говорит о необходимости вновь и вновь обращаться к русскому языку и вопросам культуры речи с целью повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся и сделать их речь адекватной задачам обучения, в первую очередь в сфере профессионального общения. В связи с этим именно письменная речь начинает приобретать особое значение, ибо требует определённого уровня лингвистической компетенции учащихся: владения орфографическими, лексическими, грамматическими и стилистическими нормами. Письменная речь стремится к целостности и цельности языкового оформления текста. Всё это говорит о том, что хорошее владение письменной речью в вузе способствует развитию всех видов речевой деятельности, и в первую очередь активизации устной речи, а вслед за тем – что особенно важно – и интеллектуальной сферы учащегося. Необходимо отметить также следующее: речемыслительная деятельности учащихся нефилологических специальностей в значительной степени протекает именно в сфере письменной речи: чтение – конспектирование - реферирование. При этом владение соответствующими речемыслительными умениями формируется лишь на основе практических действий учащихся с текстовым материалом. Исходя из сказанного, сформулируем цель предлагаемой специальной дисциплины, которая заключается в формировании у учащихся практических навыков в письменной речи применительно к текстам учебно-научного и официально-делового стилей речи, таким как реферат, конспект, резюме, деловое письмо. Задачи дисциплины
Место дисциплины в системе гуманитарных дисциплин Дисциплина ориентирована главным образом на повышение речевой культуры учащихся, а также на выработку сознательного отношения к изучаемому материалу, развитие аналитических способностей студентов и активизацию их умений и навыков в области составления вторичных текстов – конспектов, аннотаций, рефератов, резюме. Требования к уровню освоения дисциплины Дисциплина предполагает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими понятиями, например язык, речь, речевая деятельность, нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи и так далее. Теоретический материал важен для дальнейшей практической работы учащихся при самостоятельном написании текстов из официально-деловой и научной сферы коммуникации. Основная форма занятий Дисциплина по выбору имеет форму лекций-бесед и практических занятий, ориентированных на устранение различных видов неграмотности, обогащение и расширение словаря и лингвистического тезауруса учащихся, а также на обучение студентов написанию текстов, имеющих отношение к их учебной и профессиональной деятельности. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Итоговый контроль - зачет 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Занятие 1. Лекция: Предмет и задачи культуры речи. Устная и письменная форма языка. Предмет и задачи культуры речи. Определение понятий «литературный язык», « национальный язык», «жаргон», «арго», «просторечие». Устная и письменная формы существования языка. Понятие нормы русского литературного языка. Виды и разряды норм. Практическая часть: Анализ текста с точки зрения нарушения различных норм: орфографических, лексических, грамматических и стилистических. Исправление текста. Текст: Сидорова Ю.М., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи. - М., 2007. С. 66-68 (« Аминь. Или вступительное слово в новый сезон») Занятие 2. Лекция: Стилистическая норма. Функциональные стили русского языка. Стилистическая норма. Функциональные стили русского языка. Определение стиля. Научный стиль речи. Языковые признаки (лексические, морфологические, синтаксические). Особенности организации научного текста. Жанры научного стиля речи. Вторичные тексты (реферат, аннотация, рецензия), их характеристика. Реферат. Виды рефератов, речемыслительные действия, применяемые в реферировании. Практическая часть: Чтение и анализ текста из учебно-научной сферы коммуникации. Определение главной мысли и её оформление. Подчинённые мысли и их оформление. Варианты выражения одной и той же мысли, синонимическое перефразирование. Текст из кн. Диктант и изложение // Войтелева Н.Л. и др. - М. «Экзамен», 2006. С. 282-284. ( «Средний класс в России») Занятие 3. Практическое. Реферирование текста (продолжение) Сжатие (компрессия) научного текста. Сокращённое изложение текста с целью передачи его концептуальной информации. Навыки перефразирования языковой структуры текста. Синонимия и антонимия при передаче информативного содержания текста. Описательные средства передачи информативного содержания текста ( в тексте речь идёт о…., автор выражает мысль о том, что…., он приводит ряд примеров, доказывающих……., в заключение делает вывод…..). Связующие средства реферативного описания текста ( в связи с вышеизложенным….., вследствие всего сказанного….., наряду с уже упомянутыми……… ) Вариативность изложения содержания текста-первоисточника в зависимости от цели работы. Оформление реферата-обзора. Текст из кн. Диктант и изложение. - М.. 2006 С. 358-360 («Европейский Союз»). Занятие 4. Лекция: Официально-деловой стиль речи, его особенности и разновидности. Официально-деловой стиль речи. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Разновидности официально-делового стиля: юридический, дипломатический, канцелярско-деловой. Тексты канцелярско-делового подстиля. Типы документов, их типологические особенности. Наиболее характерные ошибки в деловой речи: паронимия, оформление причастных и деепричастных оборотов. Практическая часть: Анализ текстов официально-делового стиля речи: выявление их лингвистических и структурных особенностей. Тексты из кн. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. Под ред. Ганапольской Е.В., Хохлова А.В. - СПб., 2005. С 259-285. Занятие 5. Практическое. Официально-деловой стиль речи (продолжение) Особенности резюме как жанра официально-делового стиля речи. Структура резюме. Типы резюме: хронологическое, функциональное, комбинированное. Языковые и речевые особенности каждого типа. Предупреждение ошибок при написании резюме. Написание резюме (curriculum vitae) по аналогии (шаблону). Тексты из Интернета: http//psyfactor.org/resum2.htm Занятие 6. Практическое. Официально-деловой стиль речи (продолжение). Анализ текстов документов: доверенности, заявления, расписки, делового письма. Составление документов по аналогии. Тексты из кн. Русский язык и культура речи. П/р. Ганапольской Е.В. С.259-280. Занятие 7. Лекция: Публицистический стиль речи Языковые и речевые характеристики публицистического стиля, его отличие от официально-делового и научного. Жанры публицистического стиля. Роль риторического канона в построении текстов публицистики. Понятие хрии и её значение для создания текстов, принадлежащих к жанрам публицистики. Практическая часть: Анализ публицистического очерка: композиция, языковое оформление, роль тропов и фигур речи в создании композиции. Текст: Песков В. Слоновая пристань в Амбере// Риторические основы журналистики. - М., 2002. С. 288-292. Занятие 8. Публицистический стиль (продолжение) Построение мини-текстов на основе правил риторического канона. Выводы учащихся об особенностях тестов различных стилей и жанров и об особенностях работы над ними. Темы текстов См. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие.- М., 2005. С. 125. 4. Вопросы к зачету К теме 1:
К теме 2:
К теме 3:
К теме 4:
К теме 5:
К теме 6:
К теме 7:
К теме 8:
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
Тираж _______ экз. Заказ № _________ Отпечатано в ГОУ ВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а. |
Институт Международных Экономических Связей Кафедра международной... Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... «О премиях Пермского края в области науки» и на основании предложений Совета по присуждению премий Пермского края в области науки... | ||
Применение современных информационных технологий при изучении вопросов... Место и роль информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела 9 | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Кафедра международного маркетинга и торговли Товароведение/Товароведение и экспертиза товаров во внутренней и внешней торговле | 3 Термодинамика Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Кф рпа минюста России; Л. И. Потапова, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Калужского... | Автор савранская О. Л Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | ||
2. Пояснительная записка Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Протокол №1 от 27 августа 2012г Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | ||
Программа 511620 «Финансы» Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | Научное сообщество и терроризм Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
Аннотация к изучению учебной дисциплины Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | Об излишних самоуверенностях и непереводимых терминах Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
Название: «наука и образование против террора» Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Конкурс «наука и образование против террора» Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ |