Скачать 74.41 Kb.
|
Учитель высшей категории Луговенко Инна Борисовна МОУ «СОШ № 11» Сборники литературных викторин разработаны впервые Луговенко И.Б. для УМК «Школа России» к учебнику «Родная речь» Л.Ф.Климановой и др. УМК «Начальная школа ХХI века» к учебнику «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой Утверждёны на заседании городского методического объединения учителей начальных классов. Сборники помогут учителю в организации системного подхода по использованию материала литературного чтения в литературных викторинах для выполнения требований Госстандарта, повышения уровня начитанности учащихся. Рецензенты: Баландина О.В. преподаватель русского языка и литературы высшей категории. Шарыгина Н.В. зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы высшей категории. От автора В соответствии с задачами модернизации Российского образования происходит значительное обновление содержания многих предметов, в том числе литературного чтения. В центр литературной подготовки учащихся современные методисты ставят формирование квалифицированного читателя. Т. Д.Полозова называет такого читателя «талантливым читателем». Для него характерны следующие основные взаимозависимые слагаемые: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, сознательное и заинтересованное отношение к книге, литературе. Методика формирования первоклассников-читателей, их знаний, умений, навыков расширения читательских интересов, кругозора учащихся многократно описана в журнале «Начальная школа», в методических пособиях авторов, создавших эту методику (Светловская Н.Н., Пиче-оол.Т.С.) А вот методических рекомендаций по повышению уровня начитанности недостаточно, поэтому данная работа является актуальной. В соответствии с Госстандартом образования обязательными знаниями по литературе в начальных классах являются названия прочитанных книг и их авторов, обозначения жанров и тем детского чтения. Как повысить уровень литературного развития младших школьников, их начитанности по изученному курсу? Учебный процесс в начальной школе является важным средством формирования читательского кругозора. Предложенная система работы с литературными викторинами способствует повышению интереса к изучению литературного чтения и начитанности учащихся. Уровень начитанности учащихся по изучаемому курсу будет намного выше и интерес к уроку чтения будет эффективнее, если на уроке и во внеурочное время использовать литературные викторины. Использование материалов викторин способствует повышению качества знаний, позволяет повышать не только уровень начитанности учащихся, но и качество знаний и умений по предмету, укрепляющей интерес к книге, чтению. Неоднократное обращение к прочитанным произведениям позволяет детям не только прочнее запомнить название и автора произведения, но и лучше осознать сущность заложенного в произведении социально-нравственного опыта. Материалы сборников позволят более эффективно проверить уровень начитанности класса, как на конкурсной основе, так и каждого ученика в отдельности; на уроке и во внеурочное время. Использование предложенных материалов помогает достижению таких целей, предусмотренных в Примерной программе как формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности. Методические рекомендации Для работы с викторинами учащимся необходимо указать:
В 1-2 классе задания викторин зачитывает учитель, потому что разный уровень техники чтения поставит учащихся в неравные условия. Учитель может организовать проверку как всех, так и каждого пункта в отдельности. Можно организовать соревнования в командах, предложить разгадать викторину дома с родителями. С 3-4 класса учащиеся могут работать с викторинами не только устно, но и письменно. Примерный бланк ответов для учащихся расположен в конце сборника. Такая работа позволит определить, насколько хорошо ученик запоминает прочитанное, различает ли жанры художественной литературы, обращает ли внимание на фамилии авторов, точное название произведений. В начальной школе у учащихся мотивы чтения, установки, интересы ещё только формируются, зависят от разных условий. Использование викторин поможет выявить самых начитанных в классе ребят, позволит начать работу над начитанностью ученика как важным критерием литературного развития. В сборниках расположены разделы «Твоя библиотека», «Советуем прочитать» и «Книжная полка» для учащихся с 1 по 4 класс, которые рекомендованы авторами – составителями для самостоятельного чтения в учебном году. По этим разделам учащиеся могут работать и летом. В копилке «Народная мудрость» собраны изученные пословицы и поговорки. Материалы сборника помогут учителю на каждом уроке приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; вспомнить произведение, с которым познакомились в предыдущем классе. Например, можно составить небольшую викторину по теме (например, «Стихи русских поэтов», «Творчество А.С. Пушкина» - см. в конце сборника, «В гостях у сказки», «Детям о детях», «О животных»), к уроку (2-4 вопроса). Всякий опыт, чтобы его понять, надо многое проделать самому. Буду рада, если мой опыт заинтересует учителей. Литературная викторина (ключ) «Стихи русских поэтов».
|
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район Автор: Рычкова Светлана Борисовна, учитель географии моу сош №2 г. Алапаевск Свердловской области | ||
Реферат Сумма баллов Место Зумберг Инна Богородицк, моу «сош №4» | Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Павлова Инна Борисовна, учитель информатики гбоу сош №783 г. Москва, 111398 г. Москва, ул. Плеханова, д. 25, корп. 6, кв. 23, телефон... | Конспект урока по литературному чтению в 1 «Г» классе в рамках работы... Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 | ||
Роговцева Н. И. Технология. 1 класс: учебник. /Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг Примерной основной образовательной программы оу, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,... | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана... Л. ф климановой и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов умк «школа россии» М.: Просвещение, 2008 ) | ||
Конспект урока по теме: «Единица длины метр». Ф. И. О.: Слепуха Сергей... Учебник: Моро М. И. и др. Математика. 2 класс, М.: Просвещение, 2012 умк «Школа России» фгос | Урока Тема урока «свойства горных пород» Автор: Усик Инна Владимировна /учитель географии моу сош №6, высшая квалификационная категория | ||
Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» за 2010 2011 учебный год моу «сош№1» Моу «сош№1» городского округа Протвино функционирует с 14 ноября 1962 года. Имеет лицензию на образовательную деятельность со сроком... | Учебник для 7 класса (включен в Федеральный перечень). Кривченко... Представляемый учебник входит в учебно-методический комплект (умк) по физике для 7-9 классов общеобразовательной школы. Компоненты... | ||
Рассмотрено Рассмотрено «Утверждаю» Использование возможностей умк «Школа России» и «Школа 2010» в образовательном процессе мбоу «сош №4» | Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России»... Программа: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головина Литературное чтение Школа России. Концепция и программы для начальных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ифнс россии №5 по Белгородской области приняли участие в проведении общероссийского открытого урока в моу “Пролетарская сош n1 ”,... | Конспект урока по математике во 2 классе Учебник: Моро М. И. и др. Математика. 2 класс, М.: Просвещение, 2012 умк «Школа России» фгос |