Скачать 118.52 Kb.
|
Конспект открытого урока по литературному чтению во втором классе. Тема. Связь авторской поэзии с фольклором Ю. Тувим «Овощи». Система общего развития Л. В. Занкова. Учебник. Литературное чтение 2 класс. Автор В.Ю. Свиридова. Перепросова Вероника Константиновна Название района (города) г.Саратов, Кировский район Тип образовательного учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 Должность Учитель начальных классов Категория Высшая Почтовый адрес, контактный телефон 410086, г.Саратов, ул. 3 Степная , дом 19А, кв.25, дом.т. 8(845-2)67-92-32 сот.т. 8-906-314-14-70 Урок. Литературное чтение. Класс. 2 «Б» Тема: Связь авторской поэзии с фольклором. Ю. Тувим «Овощи» Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цель: Воспитывать культуру восприятия художественной литературы разных видов и жанров. Показать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров (в данном случае, - считалки и сказки ) Развивать разнообразные речевые навыки. Задачи: 1. Обнаружить в стихах Ю. Тувима «Овощи» связь с композиционными закономерностями таких фольклорных жанров, как считалка ( последовательное перечисление) и сказка (троекратный повтор) 2. Показать значимость вопросительных и восклицательных знаков в стихотворение для создания эмоциональной и живой атмосферы. 3. Формировать умения осмысленного и выразительного чтения, формирование первичных исследовательских навыков. 4. Развивать навыки сравнения жанров литературы и фольклора. 5. Развивать творческие способности; воспитывать внимательное отношение к слову. Оборудование: 1. Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. Часть I I. - 3 –е изд.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. 2. Карточка для индивидуальной работы №1. 3. Карточка для работы в парах №2. 4. Карточка с текстами: считалки, сказки, скороговорки №3. 5. Карточка с текстом загадок №4. 6. Кроссворд. 7. Портреты Ю. Тувима и С. Михалкова. 8. Фонограмма песни «Овощи». Сл. Ю. Тувима. (Исполняет детский хор.) Ход урока. I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. На доске слова на карточках: за одного, один, за всех, и в деле, тогда, все, будет, успех. Учитель: Прочитайте слова на доске. Составьте из них предложение. (Ученики составляют предложение, предлагая свои варианты.) ( Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех. ) Учитель: Прочитайте предложение, что вы можете о нём сказать? (Это пословица.) Учитель: Объясните смысл пословицы. Может ли она стать девизом урока, почему? Дети: Я считаю, что смысл пословицы заключается в том, чтобы помогать каждому всем вместе, а один помогает всем, тогда добьёмся поставленной цели. -Я думаю, что пословица может стать девизом нашего урока. На уроке все вместе помогают тому, кто затрудняется, а тот кто знает, делится своими знаниями с учениками класса. I I. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. 1. Индивидуальная работа детей на карточках. ( На столе у каждого ученика карточка с набором повторяющихся и неповторяющихся букв.) Карточка №1. А М Е Ф В А С О М С Л В С Ь Е С К В А Л О М Р Е В А А Я З Н У Я В П З Н У Т Я У О П Р З У Я П Н Учитель: Посмотрите на карточку, какую работу вы можете предложить? (Вычеркнуть буквы, повторяющиеся три и более раз.) Учитель: Выполните работу. (Индивидуальная работа детей.) Учитель: Прочитайте слова, которые у вас получились. (Фольклор, автор) Учитель: Как вы считаете, о чём пойдет речь далее? (О видах художественной литературы) 2. Работа в парах. ( На столах у детей карточки с названием литературных жанров.) Карточка №2. стихи загадка потешка рассказ сказка считалка скороговорка пословица поговорка авторские жанры фольклорные жанры Учитель предлагает задание: - Соотнесите известные вам литературные жанры видам художественной литературы. (Дети соотносят виды и жанры и соответственно располагают карточки в два столбика. У доски параллельно работают два ученика.) 3. Проверка работы. (Дети предлагают свои варианты, ведётся коллективное обсуждение, в результате которого вырабатывается эталон ответа.) Авторские жанры. Фольклорные жанры. стихи загадка?! рассказ потешка сказка?! скороговорка загадка?! пословица считалка поговорка сказка?! ( При выполнении этого задания создалась коллизия: к каким видам художественной литературы отнести жанры сказка и загадка.) Учитель: Возникла проблема. Как её будем решать? Дети: Я думаю, что надо вспомнить всё, что мы знаем о сказках и загадках, как жанрах. (В результате совместного поиска правильного ответа, ученики пришли к выводу о том, что эти жанры являются и авторскими, и фольклорными.) 4. Определение композиционных особенностей фольклорного жанра. Учитель: Как возникли авторские и фольклорные жанры. (Авторские – создаёт автор. Фольклорные – создаёт народ.) Учитель: Приведите примеры произведений авторских жанров. (Дети называют произведения и их авторов.) На столах у детей карточки с текстами считалки, сказки, скороговорки . Карточка №3 1.За морями, 2. Маленькая болтунья За горами, Молоко болтала, болтала, За железными столбами, Да не выболтала. На пригорке теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни. 3. Жили себе дед да баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое - золотое. Дед бил – бил не разбил. Баба била – била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь баба! – я снесу вам яичко другое, не золотое – а простое». Учитель: Я предлагаю прочитать тексты на карточках №3. (Дети читают.) Вопрос после чтения: -Как по – вашему, к какому фольклорному жанру относятся прочитанные вами тексты? Дети: Считалка, сказка, скороговорка. Учитель: Какую композиционную особенность вы можете отметить у считалки? ( Перечисление, ритм.) Учитель: Что вы можете сказать о композиционной особенности сказки? Дети: Единоначалие, традиционные герои. - Троекратный повтор. Учитель: Предположите, могут ли авторы в своих произведениях использовать композиции фольклорных жанров? ( Мнения детей разделились.) Учитель: Проведём исследование, которое поможет убедиться в правильности или неправильности нашего предположения. Прежде немного отдохнём. Физминутка. (Комплекс упражнений) Учитель: В минутке отдыха мы поработаем с одним из жанров малого фольклора и заполним кроссворд. ( Дети читают загадки на карточках и заполняют кроссворд на доске.) Карточка №4 Загадки. 1. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 2. Как надела сто рубах – Захрустела на зубах. 3. Над землёй трава, Под землёй алая голова. 4. На зелёных ветках Красивые детки. 5. Расту в земле на грядке я, Красивая, длинная, сладкая. Учитель: С каким жанром малого фольклора вы работали? ( Загадки) - В кроссворде, который мы заполнили, зашифрована фамилия автора и подсказка к определению названия произведения – объекта нашего исследования. Кроссворд.
Учитель: Назовите автора произведения. ( Тувим) - Юлиан Тувим - польский писатель. Перевёл на русский язык это произведение знакомый вам детский писатель Сергей Владимирович Михалков. (Портреты писателей помещаются на доску.) -Догадались ли вы, как называется это произведение? Дети: - Загадки были об овощах. Можно предположить, что произведение называется «Овощи». I I I. Открытие новых знаний. Работа по учебнику. Учитель: Откройте учебники на стр.34. Прочитайте название произведения - Ю. Тувима, которое нам предстоит исследовать. ( «Овощи»). -Прежде, чем перейти к объекту исследования прочитаем напутствие автора учебника Свиридовой Виктории Юрьевны. Дети читают напутствие: Мы с тобой, исследователь, уже художники поиска, собаку съели на этом. Если твой вкус к исследованию не угас, то - полный вперёд! Вопрос после чтения. Учитель: Какое фразеологическое сочетание вам встретилось? ( Собаку съели) - Как вы понимаете его? Дети: Оно означает, что нам знакома эта работа, есть опыт такой работы. Учитель: На какое ещё словосочетание вы обратили внимание? Назовите и объясните. Дети: Вкус к исследованию. -Интерес к исследованию. -Желание работать. -Увлечённость в работе 1. Чтение произведения учителем. (По рекомендации автора учебника.) 2. Восприятие и первичное осознание нового материала. Учитель: Что необычного вы отметили, увидели, услышали в этом простом стихотворении? (Дети высказывают свои первые впечатления о стихотворении.) 3. Осмысление связей и отношений в объекте изучения. Учитель: Ребята, как вы считаете, чтобы ответить на вопрос использовал ли Ю. Тувим в своём стихотворении композиционные особенности фольклорного жанра, вам необходимо ещё раз прочитать стихотворение? (Да.) Учитель: Прочитайте стихотворение с этой целью. ( Дети читают вполголоса ). Беседа по прочитанному. Учитель: Какие композиционные особенности фольклорного жанра вы отметили? ( Повторы, перечисления. Дети читают повторы и перечисления, встречающиеся в тексте). Учитель: С какой целью автор вводит повтор слов кипели, кипели? ( Указывает на длительность процесса). - Укажите фольклорные жанры, композиционные особенности которых использовал Ю. Тувим. Дети: Тувим использовал композиционные особенности сказки - троекратный повтор и считалки - перечисление. Учитель: К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования? Дети: Авторы в своих произведениях используют особенности композиции фольклорных жанров. I V. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации. Учитель: У кого возникло желание перечитать ещё раз это стихотворение? ( Все дети поднимают руки.) - Почему? Дети: Читать легко и интересно. - Стихотворение ритмичное. Учитель: Проведём ещё одно маленькое исследование. С какой целью автор использовал вопросительные и восклицательные знаки? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю работу в парах. ( Вопрос №3 . Учебник стр.35) I В. читает II В. - выразительно, интонационно соблюдая вопросительные и восклицательные знаки. II В. читает I В. - без вопросительных и восклицательных знаков. ( Чтение в парах.) Учитель: Сравните чтение, посоветуйтесь, сделайте вывод. Дети: Текст читается интереснее со знаками. -Знаки показывают настроение. -Чувствуется, что все герои живые. Учитель: (Обобщает ответы детей, делая перифраз) Вы все правы. Восклицательные и вопросительные знаки помогают автору выразить эмоциональное настроение и живую атмосферу произведения. V. Творческая работа. Создание диафильма. 1. Подготовительный этап. Учитель: Судя по – вашему интересу к этому стихотворению, я предлагаю вам создать рисованный диафильм. Как вы считаете, сколько кадров будет содержать наш диафильм? Дети: Четыре. Учитель: Другие предложения есть? (У детей не было других предложений) -Что изобразите на первом кадре? (Хозяйка принесла овощи домой.) -Что изобразите на втором кадре? (Спор овощей.) -Что изобразите на третьем кадре? (Хозяйка режет овощи.) -Что изобразите на четвёртом кадре? (Овощи кипят в горшке.) -Какая строка осталась не отражена в кадре? Дети: -«И суп овощной оказался не плох». Учитель: Как по- вашему, кто об этом мог сказать? Дети: - Автор. -Хозяйка. -Герой, о котором автор прямо не говорит в стихотворении. Учитель: Как в литературе называют такого героя? (Лирический герой) -Что же мы можем изобразить в заключительном кадре? Дети: Лирический герой пробует овощной суп. 2.Работа в малых группах. ( Каждая группа создаёт один кадр.) Учитель: Приступаем к созданию диафильма. 3. Проверка работы. Ученики размещают рисунки на ленте диафильма в соответствии с содержанием текста. 4. Озвучивание диафильма. Учитель: Я предлагаю вам озвучить диафильм, сочинив мелодию на свой кадр. -Обратите внимание на роль междометия «Ох!» и постарайтесь передать это интонационно. (Дети предлагают свои варианты.) Учитель: Молодцы! Все удачно подобрали мелодию с учетом выразительных средств музыки. -Как вы считаете, что выражают восклицательные знаки после междометия «Ох!» каждый раз. Дети: Усталость хозяйки; -Накалённость атмосферы спора овощей; -Горький вздох всех овощей из – за того, что их режут; -Общий вздох овощей, что их варят; -Радостное восклицание лирического героя. Учитель: Все, кто сочинил мелодию на эти стихи, могут сравнить свой композиторский опыт, послушав песню «Овощи» в исполнении детского хора. ( Слушание песни.) V I. Информация о домашнем задании. Учитель: Какое домашнее задание вы бы определили для себя? Дети: Сочинить сказку об овощах; -Сочинить считалку об овощах; -Выразительное чтение произведения; -Выучить стихотворение. Учитель: Выберите то задание, которое вам нравится. V I I. Рефлексия. Учитель: -Кто из вас очень устал на уроке? ( нет) -У кого из вас улучшилось настроение? (23) -Почему улучшилось настроение? Дети: -Мы сами разгадали ещё одну тайну литературы. Учитель: Какую тайну вы разгадали? Дети: Авторы в своих произведениях используют особенности композиции фольклорных жанров. Учитель: Спасибо за хорошую работу. |
Урок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные... Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская... | Изложение нового материала (тема, научность, метод изложения, доходчивость,... Изучение поурочного плана (технологической карты) – План урока поэтапный, содержит цели | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня речь пойдет о Японии – Стране Восходящего Солнца, её традициях и поэзии. Тема нашего урока: «Хокку – жемчужина японской поэзии».... | ||
План урока во 2 классе Тема «How are you?» Цель урока – развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение лингвистического кругозора. Формирование культуры общения, знакомство... | Открытый интегрированный урок истории и литературы Великой Отечественной войне, о значении поэзии в годы Вов, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальностей поэтического... | Урок литературы и английского языка Тема «Связь времен и народов в «Маленьких трагедиях» Связь времен и народов в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина и трагедиях В. Шекспира | ||
«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»... Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: познакомить учащихся с военной тематикой в поэзии, рассказать о значении поэзии в годы Вов, развивать навыки самостоятельной... | ||
Алкены ключевые слова: алкены, олефины, этиленовые углеводороды, двойная связь, σ-связь, π-связь Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального... | Реферат. Поэзия «женской души» Поэзия И. Анисимовой своеобразна и неповторима, но в то же время следует предшествующим традициям женской поэзии. Её поэтические... | ||
Семинар Тема: «История возникновения государственных и муниципальных финансов» Тема основные понятия и содержание курса. Связь курса с другими дисциплинами учебного плана | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интеpec к литературе;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великой Отечественной войны; показ, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялось с глубоко личными переживаниями,... | Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту |