Скачать 88.42 Kb.
|
Приложения к уроку Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по образованию Управление образованием мэрии города Новосибирска Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа № 128 Метод проектов в обучении учащихся русскому языку Конспект урока-презентации проекта по теме «Употребление предлогов» (7 класс) Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Елена Геннадьевна Богданова Новосибирск, 2007 Урок - исследовательское занятие по русскому языку для учащихся 7 класса Тема: Употребление предлогов Цель: обобщить теоретические знания и представить практические наработки учащихся по теме «Предлог». Задачи:
Оборудование: листы в линейку, ручки, оформленная тема урока на доске, оформлен класс предлогами, фотоаппарат, диктофон с записью разговора, наглядные материалы исследования (диаграммы), свиток с научным текстом, шляпа, расписка на ватмане, стол со скатертью, гайка, рубаха, штаны, пояс, сапоги, учебник по литературе, листы с текстом, мундир, шапка, чернильница, справочник по русскому языку, толковый словарь Ход урока Вступительное слово учителя: - Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята. Рада приветствовать вас на открытом уроке русского языка, тема которого У ПО требление ПРЕД л О го В (ЗАПИСАНА НА ДОСКЕ). Ни для кого не секрет, что программой по русскому языку предусмотрено изучение в 7 классе служебных частей речи. На самом первом уроке, посвященном выявлению отличий самостоятельных и служебных частей речи и приведению знаний об этих частях речи в систему, детьми был задан вопрос: «Елена Геннадьевна, а какую из служебных частей речи мы используем в речи чаще (предлог, союз или частицу)?» В ходе дальнейшей беседы на этом уроке, мы вместе выдвинули гипотезу, т.е. предположили, что чаще употребляем предлоги в речи, и решили провести небольшое лингвистическое исследование, чтобы доказать или опровергнуть нашу точку зрения. Задачи нами были поставлены следующие:
В течение нескольких недель на уроках русского языка, во время группы продленного дня, а также во время факультативного занятия мы провели свое небольшое исследование, результаты которого и хотим вам сейчас представить. О том, как нами была решена первая задача, расскажет _________________ . Мы не стали откладывать дело в долгий ящик, и в этот же день опросили 55 учеников нашей школы (данные представили в таблице): из 5а -14 человек, из 5б-7, сами ответили, из 8а-10, из 11б-17. Нами был задан вопрос: «Какая, на ваш взгляд, служебная часть речи занимает по частоте употребления первое место». (ученики поднимали руки, а мы фиксировали данные в таблице). Результаты таковы: 6 человек посчитали, что это частица, 10 затруднились ответить сходу на наш вопрос, 15 решили, что это союз, и согласились с нами 24 человека. Далее, приняв 55 человек за 100%, мы составили пропорцию, 55 – 100% 24 - х, выполнили вычисления: 24 умножили 100 и разделили 55 и получили следующие выводы в процентах: 44% из числа опрошенных считают, что самая употребляемая в часть речи среди служебных частей речи – это предлог. Такие данные нас еще больше подстегнули к продолжению исследования. Следующим шагом исследования был отбор языкового материала. Известно, что наш литературный язык выполняет разнообразные социальные функции, т.е. обслуживает разные стороны нашей деятельности, в связи с чем связано его деление на ряд функциональных стилей речи, то и мы решили для исследования взять тексты разных стилей речи и посчитать, сколько раз в них встретится та или иная часть речи, конечно, больше всего нас интересовали предлоги. Особенность всех текстов такова: в каждом 100 слов (для удобства подсчета). Итак, представление материалов разговорного стиля и результаты. _______________ СПРАВКА РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ, КОТОРЫЙ ОБСЛУЖИВАЕТ СФЕРУ ПОВСЕДНЕВНО-БЫТОВОГО, НЕОФИЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. ЦЕЛЬ – ОБЩЕНИЕ, ОБМЕН МЫСЛЯМИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ. В качестве языкового материала данного стиля речи мы предлагаем вам записанный нами на диктофон телефонный разговор двух подруг, одна из которых заболела и не пришла в школу. Включить запись!!! (сотовый телефон) В данном диалоге 100 слов. Мы подсчитали, что имен существительных – 29, соответственно 29%, глаголов – 23%, местоимений – 13%, предлогов – 9%, имен прилагательных и союзов – по 7%, 6% занимают имена числительные, по 3 % приходится на наречия и частицы. Таким образом, наряду со всеми частями речи самостоятельными и служебными предлоги в данном тексте находятся по частоте употребления на 4 месте после существительного, глагола местоимения. Всего предлогов, частиц и союзов, т.е. служебных частей речи в этом тексте - 19. 19 служебных слов мы взяли за 100%, составив пропорцию 19 слов – 100% 9 предлогов – х и выполнив вычисления: 9 умножить на 100 и разделить на 19 мы узнали, что предлогов в этом тексте -47%, соответственно, союзов – 37%, частиц – 16%. Спасибо, представление текста художественного стиля и результаты. _______________ СПРАВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ, КОТОРЫЙ ОБСЛУЖИВАЕТ ЭСТЕТИЧЕСКУЮ СФЕРУ ОБЩЕНИЯ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ –ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧИТАТЕЛЯ ПО ПРИ ПОМОЩИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ. В качестве языкового материала данного стиля речи мы взяли отрывок из произведения А.П. Чехова «Злоумышленник», т.к. с творчеством этого писателя мы недавно познакомились. Сценка (стол, одежда, 3 героя, гайка) В данном отрывке 100 слов. Мы подсчитали, что имен существительных – 27, соответственно 27%, имен прилагательных местоимений и предлогов по 10 %, 9%, глаголов, союзов – 6%, по 5% причастий, частиц и наречий, 2% имен числительных, 1 деепричастие. Таким образом, наряду со всеми частями речи самостоятельными и служебными предлоги в данном тексте находятся по частоте употребления на 3 месте вместе с местоимением после существительного и прилагательного. Всего предлогов, частиц и союзов, т.е. служебных частей речи в этом тексте - 19. 19 служебных слов мы взяли за 100%, составив пропорцию 19 слово – 100% 15 предлогов – х и выполнив вычисления: 15 умножить на 100 и разделить на 19 мы узнали, что предлогов в этом тексте -79%, соответственно, союзов –5%, частиц –16%. Спасибо учащимся за выступление, представление текста научного стиля и результаты. _______________ СПРАВКА НАУЧНЫЙ СТИЛЬ - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ СФЕРУ НАУКИ. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – ПЕРЕДАЧА ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ. ИПОЛЬЗУЕТСЯ В НАУЧНЫХ РАБОТАХ, УЧЕБНИКАХ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ И Т.Д. ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕАЛИЗУЕТСЯ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ. В качестве языкового материала данного стиля речи мы взяли отрывок из учебной статьи, посвященной предлогам, справочника по русскому языку Елены Алексеевны Пановой, Алины Александровны Поздняковой. ПОКАЗАТЬ Выступление докладчика (свиток, шляпа) В данном отрывке 100 слов. Нами подсчитано, что имен существительных – 34, соответственно 34%, имен прилагательных – 27%, предлогов – 15%, глаголов – 14%, местоимений – 4%, 3% - частиц, 2% - числительных и один союз. Таким образом, наряду со всеми частями речи самостоятельными и служебными предлоги в данном тексте находятся по частоте употребления на 3 после существительного и прилагательного. Всего предлогов, частиц и союзов, т.е. служебных частей речи в этом тексте - 21. 21 служебное слово мы взяли за 100%, составив пропорцию 21 слов – 100% 10 предлогов – х и выполнив вычисления: 10 умножить на 100 и разделить на 21 мы узнали, что предлогов в этом тексте -47%, соответственно, союзов – 29%, частиц – 24%. Спасибо учащимся за выступление, представление текста официально- делового стиля и результаты. _______________ СПРАВКА ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ, КОТОРЫЙ ОБСЛУЖИВАЕТ СФЕРУ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – ИНФОРМАЦИЯ: КОНСТАТАЦИЯ ЧЕГО-ЛИБО, УТВЕРЖДЕНИЕ, ПРЕДПИСАНИЕ, ИЗВЕЩЕНИЕ И Т.Д. ФУНКЦИОНИРУЕТ В ФОРМЕ ДОКУМЕНТОВ РАЗНЫХ ЖАНРОВ: ЗАКОНОВ, РАСПОРЯЖЕНИЙ, ОТЧЕТОВ И Т.Д. Для инсценировки отрывка мы в Доме детского творчества взяли некоторые костюмы, написав расписку, которую и хотим представить вашему вниманию в качестве языкового материала данного стиля речи. ПОКАЗАТЬ – 2 чел Чтение расписки В данной расписке 100 слов. Нами подсчитано, что имен существительных – 54, соответственно 54%, имен числительных 15%, т.к. использовались даты и количество штук, имен прилагательных – 12%, предлогов –9%, союзов – 4%, глаголов –3%, одно причастие и одно наречие. Таким образом, наряду со всеми частями речи самостоятельными и служебными предлоги в данном тексте находятся по частоте употребления на 4 после существительного, числительного и прилагательного. Всего предлогов, частиц и союзов, т.е. служебных частей речи в этом тексте - 13. 13 служебных слов мы взяли за 100%, составив пропорцию 13 слов – 100% 9 предлогов – х и выполнив вычисления: 9 умножить на 100 и разделить на 13 мы узнали, что предлогов в этом тексте -69%, соответственно, союзов –31%, частиц нет. Спасибо учащимся за выступление. Итак, подводим итог, подтвердилась ли наша гипотеза? Но я знаю, что один ученик нашего класса тайно от всех подсчитал количество всех предлогов в наших четырех текстах и выявил самый-самый часто употребляемый предлог. Давайте предоставим ему слово. ____________________ В наших текстах всего было 43 предлога, причем все предлоги оказались простыми и непроизводными. На третьем месте по частоте употребления предлог ПО, он встретился 6 раз, на втором месте – С, он представлен был 7 раз. На первом месте, а, значит, самый употребляемый нами предлог – предлог В, он встретился 14 раз. А употребляется он в разных случаях. Небольшая интересная справка. Оказывается,я постчитала, по данным из «Толкового словаря русского языка» Ожегова и «Школьного толкового словаря русского языка»автора Моисея Семеновича Лапатухина, предлог В может иметь 13 разных оттенков значений: В, предлог употребляется с вин. и предл. падежом. 1. Употр. при обозначении места, направления куда-н. или нахождения где-н. Положить бумаги в стол. Бумаги лежат в столе. 2. Употр. при обозначении явлений, представляющих собой область деятельности, состояние кого-н. Вовлечь в работу. Весь день в работе. Впасть в сомнение. 3. Употр. при обозначении состояния, формы, вида чего-н. Растереть в порошок. Лекарство в порошках. 4. Употр. при указании на внешний вид кого-чего-н., на оболочку, одежду. Завернуть в бумагу. Конфеты в обертке. Одеться в шубу. Ходить в шубе. 5. Употр. для указания количества каких-н. единиц, из которых что-н. состоит. Комната в двадцать метров. Комедия в трех актах. 6. Употр. при обозначении соотношений чисел. В три раза меньше. 7. Ради, для, в качестве чего-н, т.е. цель и результат. Сделать что-н. в насмешку. Не в обиду будь сказано. 8. Употр. для указания на семейное сходство с кем-н. Весь в мать. 9. Употр. при обозначении расстояния от чего-н., временного отрезка. В двух шагах от дома. В пяти минутах езды от города. 10. Употр. при обозначении предметов, лиц, явлений, по отношению к которым что-н. происходит, наблюдается. Недостатки в воспитании. Разбираться в людях. Разница в годах. 11. Употр. при обозначении субъекта – носителя состояния. В юноше зреет пианист. В человеке живет уверенность. В душе радость. 12. Обозначает момент, срок действия. Выполнить в одну неделю. Вернуться в пятом часу. 13. Обозначает способ действия. Выпить в три глотка. Спасибо за сообщение. А теперь попробуем выйти на более высокий результат обобщения и осмысления. У вас на партах лежат листочки в линейку, попробуйте написать мини-сочинение, ответив на вопрос: «Почему именно предлоги мы употребляем в речи чаще других служебных частей речи?». Ответ свой начните со слов: я думаю, мне кажется, по моему мнению, по-моему... Зачитать несколько сочинений Поделитесь мнениями об исследовании, об уроке. Что получилось? Что понравилось? Спасибо за урок |