Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 114.01 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.10.2013
Размер114.01 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник


КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1 Г. МАЙСКОГО»

Открытый урок литературного чтения

в 1 классе

по учебнику В.А.Лазаревой








Учитель начальных классов

Бондаревская Наталья Дмитриевна

2009 г.
План – конспект урока по литературному чтению

в 1 «Б» классе по учебнику В.А.Лазаревой
Тема: «Выразительные возможности художественного текста.

Г.Ладонщиков «Зимняя радость»»

Цель:

  • Познакомить с новым произведением Г. Ладонщикова «Зимняя радость»;

  • Расширить словарный запас учащихся;

  • Развитие техники чтения учащихся;

  • Формировать умение передавать настроение и чувства героя или автора в выразительном чтении, с помощью интонации;

  • Развивать мышление, внимание, творческие способности и устную речь учащихся.

Оборудование: Рисунки на тему «Зимушка зима», цветные карандаши, чистый лист бумаги, таблица «Словарь настроений», учебник В.А.Лазаревой «Литературное чтение».
План- конспект урока.

Организационный момент.

Учитель:

Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок.

-1 сентября мы обещали Буратино, что всему научим его, так вот сегодня он у нас в гостях, и будет внимательно слушать ваши ответы. Но сегодня он спрятал от нас свое лицо, и только активной работой, и правильными ответами мы сможем уговорить открыть его.

Чтение эпиграфа к уроку

«Чтение – вот лучшее учение».

Учитель:

- Как вы понимаете эти слова.

Дети:

-Нужно много читать, чтобы много знать.

Речевая разминка

В первом и втором квадрате 1 столбик слов читают дети хором , 2 столбик читает 1 человек, в 3 квадрате сначала поиграть в игру «Найти слово», затем чтение слов хором


ты ту-ча

до ко-са

за ко-ро-на

ну по-ля-на

ми ца-ра-пи-на

ля пе-ре-ме-на


ёж лес

ил у-зор

ум па-ук

юг ле-бедь

ах че-ло-век

он ве-ло-си-пед

Он

ар-ка конь-ки

иг-ра ох-ра-на

бан-ка аз-бу-ка

кош-ка кар-ти-на

пес-ня ис-то-рия

редь-ка ал-фа-вит


Проверка домашнего задания.

- Выразительное чтение наизусть стихотворения Т.М.Белозёрова «Тучка».

Учитель:

-Ребята, дома вы учили стихотворение «Тучка». Сейчас вы будете его читать парами: один ученик про взрослую тучку, другой – про маленькую. Но вначале договоритесь, друг с другом, распределите роли между собой и обсудите, с какой интонацией надо читать, чтобы нарисовать голосом разные образы тучек, а также показать своё и авторское отношение к ним.

(Дети готовятся 1-2минуты, а затем читают стихотворение в парах)

Учитель:

-Удалось ли нашим чтецам показать голосом разные картины, изображённые в тексте?

Дети:

-Когда первый ученик читал о большой туче, он изображал её медленным, тихим и недовольным голосом.

-У него даже лицо было хмурое, он показал, что туча не нравится ему.

- А второй ученик читал про маленькую тучку весело, у него глаза были радостными, потому что ему нравится эта тучка.

- Я хочу сказать, что первый мальчик читал о большой туче низким, тяжёлым голосом, он даже вздыхал. А второй наоборот, читал легко, свободно, повышенным тоном, ведь тучка лёгкая, игривая, похожа на оленёнка. Только мне кажется надо выделить слово «Оленёнок», прочитать его более чётко, ведь автор сравнивает с ним тучку, и нам это сравнение надо увидеть и услышать.
Работа над новым материалом.

Вступительное слово учителя об интонации.

Сообщение темы урока.

Учитель:

-Ребята, вы заметили, что картины можно рисовать голосом, когда мы читаем текст?

Когда автор пишет стихи или рассказы, он передаёт свои чувства, переживания и настроения читателю. Читатель воспринимает авторские переживания и как бы «заражается» ими, а потом эти чувства и настроение передаёт дальше слушателю. Получается такая взаимосвязанная цепочка:

АВТОР ЧИТАТЕЛЬ СЛУШАТЕЛЬ

В зависимости от того, как чтецу удастся передать своё внутреннее видение картины, нарисованной автором, его настроения, а так же чувства героя, зависит восприятие этого текста слушателями.

-На прошлом уроке мы с вами открыли секрет художественной книги. Кто напомнит, в чём он заключается?

Дети:

- Автор словами может нарисовать всё, что нас окружает.

Учитель:

-Чтобы нарисовать картину художнику нужны краски, поэту и писателю –«рисующие» слова, а у чтеца есть свои выразительные средства – интонация голоса.

Нам уже встречалось данное слово, но мы подробно не говорили о нём.

Что это слово обозначает?

Дети:

-Одну и туже фразу можно сказать по разному, и по голосу мы понимаем, сердится человек или говорит ласково.

Учитель:

-Ребята, прочитайте фразу «Доченька, садись читать» с различной интонацией голоса.

Дети читают фразу с различной интонацией

Что вы услышали, как была сказана фраза?

Дети:

-Первый раз предложение было произнесено ласково, мягко, нежно, доброжелательно.

-Вторая фраза наоборот прозвучала громко, раздражённо, грубо.

Учитель:

-Как вам удалось определить это?

Дети:

-Мы определили это по голосу.

Учитель:

Кто может сказать, что такое интонация?

(дети высказывают своё понимание, значения слова интонация)

Вывод:

Интонация – это разные оттенки голоса, с помощью которых говорящий передаёт свои чувства и настроения. Например, с каждым из вас в жизни случались весёлые и грустные истории. С одинаковой ли интонацией вы будете их рассказывать? Давайте проверим.

Заслушивается 2-3 рассказа ребят о весёлых и грустных событиях из их жизни, и определяется интонация повествования.

Учитель:

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети:

-Мы будем определять по интонации настроение слушателей.

Учитель:

-Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с творчеством детского писателя Георгия Афанасьевича Ладонщикова и на примере его стихотворения «Зимняя радость» будем определять настроение слушателей.

Интонация имеет разные оттенки, и мы постараемся уловить их при чтении.

Биография автора

Георгий Ладонщиков родился 8 июня.1916 г. в деревне Каменка Смоленского уезда Смоленской губернии, прожил автор 76 лет и умер в марте 1992 г. На долю писателя выпала нелегкая судьба. С малых лет трудился в сельском хозяйстве и на лесосплаве, рано лишился отца. Во время Великой Отечественной войны был связистом на Ленинградском фронте, здесь раненый Георгий Ладонщиков попадает в плен. В лагере для военнопленных он налаживает связь с партизанским отрядом, добывает для него ценную информацию, затем бежит и оказывается у партизан. Георгий Афанасьевич прошёл всю войну до конца. И все эти военные годы Ладонщиков писал стихи. Писал их даже в лагере, читал товарищам, тем самым, поддерживая их дух.

Литературным трудом серьёзно начал заниматься после войны. Сначала писал басни, юмористические и сатирические стихи для взрослых. Первая книга стихов поэта «Маленькие мастера» вышла в 1951 году Впоследствии книг было много, и все они радостно встречались как читателями, так и критиками. Автор выпустил много сборников для детей: "Зимние картинки", "Цирк", "Своими руками", "Тимошкины питомцы", "В мастерской бобренка", "Егорка - рыбачок", "Что мы видели в лесу", "Между сосен и берез", "Солнце землю радует" и многие другие. Им же написана книжка частушек для детей "Заиграла балалайка", сборник басен "Капризный бычок", стихотворные сказки "Как барин кузнецу позавидовал" и "Про гусенка, метлу и наседку", сборник песен для детей "Не только шутка". Второклассником Георгий принёс в стенгазету вот такое симпатичное стихотворение: Я люблю тебя, Бурёнка,

Очень, очень глубоко

За лобастого телёнка

И парное молоко.

На вопрос «как становятся писателем?» Ладонщиков отвечал следующее: «Моя любовь к литературе началась на обыкновенной деревенской печке, на которой мне приходилось проводить целые зимы из-за отсутствия обуви. На печке я с упоением слушал грустные песни матери, оставшейся без мужа с кучей детей, озорные частушки молодёжи, рассказы и сказки нищих, бродячих торговцев и цыган, для которых наш дом был широко открыт при жизни отца и после того, как он был убит бандитами».

Читать стихи, сказки, частушки Георгия Ладонщикова радостно и взрослым, и детям.






Знакомство с новой главой учебника

Учитель:

- А сейчас откройте учебник на странице 23 и прочитайте название новой главы. Как вы понимаете эти слова:

«…Чужое горе так болит,

Чужою радостью мы рады»

Дети:

- Когда у человека горе, то близкие и друзья ему сочувствуют, переживают за друга.

- А если у кого-то радостное событие в жизни, то и друзья этому радуются.

Учитель:

- Кто догадался, о чём пойдет речь в новой главе?

Дети:

- В новой главе речь пойдёт о чувствах людей.

Учитель:

- Теперь давайте прочтём текст, расположенный на жёлтом фоне учебника (страница 23)

Ребята читают фразу:

«Мы с вами уже знаем, что автор может словами нарисовать всё, что видит вокруг себя.

Давайте посмотрим, что ещё автор может изобразить словами.»

Учитель:

-Что ещё автор может изобразить словами?

Дети:

-Чувства и настроения.

Учитель:

-Это мы увидим позже, а сейчас «Предварительное чтение».

Учитель:

-Прочитайте слова по слогам, затем слитно:

ВЫ-БИ-ТО-ГО – выбитого

ПРИ-ПО-РО-ШЕ-НО – припорошено

ПРО-ЛО-ЖЕ-НА – проложена

СО-СЕД-КА – соседка

ПРИ-НЕ-СЁМ – принесём

ПРИ-БЕ-ЖИМ - прибежим

Учитель:

-Прочитайте цепочки слов:

ЖИЛЬЁ – ЖИТЬЁ

ЖЖЁТ – ЖЖЁТСЯ

ОКОЛО – ОКОЛИЦА

ПОРОШОК – ПРИПОРОШЕНА

СНЕГ – СНЕЖКОМ

Учитель:

-Обратите внимание на образование данных слов, что вы можете сказать о словах?

Дети:

- Эти слова родственные.

Учитель:

-Какое значение имеет каждая пара слов?

Дети:

ЖИЛЬЁ – дом, ЖИТЬЁ – жизнь

ЖЖЁТ – печёт, ЖЖЁТСЯ – колется

ОКОЛО – возле, ОКОЛИЦА– ограда, забор

ПОРОШОК – крупа, ПРИПОРОШЕНА– прикрыто

СНЕГ – осадок, СНЕЖКОМ – белое покрывало

Учитель:

-Объясните значение слов: НЕ ВЕЛИТ, СЫРО .

-Подберите синонимы к данным словам:

НЕ ВЕЛИТ – (запрещает, не разрешает)

СЫРО – (мокро, влажно)

Физминутка.

Мы осанку исправляем

Спинку дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Работа над произведением Г.А.Ладонщикова «Зимняя радость».

Учитель:

- А сейчас будем читать текст. Прочитайте название стихотворения на странице 24. Можно ли по названию определить его настроение: весёлое оно или грустное?

Дети:

- Радостное, потому что автор уже в названии говорит об этом: «Зимняя радость»

Учитель:

- А теперь я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о каких событиях говорится в нём.

Первичное чтение произведения

Учитель:

- О каких событиях рассказывает автор?

Дети:

- Автор рассказывает нам о радостном событии – о наступлении зимы, о зимних забавах, развлечениях.

Учитель:

- Как вы поняли, что события радостные?

Дети:

- Это слышно по интонации голоса, вы читали произведение весело, забавно.

Учитель:

-Ребята, вы отметили, что стихотворение радостное, весёлое. Но у настроения есть разные оттенки. Взгляните на «Словарь настроений», выберите те слова, которые определяют настроение человека, когда ему хорошо.
Дети называют слова обозначающие радость, восторг.



Учитель:

А теперь прочитаем текст ещё раз и найдём слова, подтверждающие это настроение.

Анализ произведения

Дети читают текст медленно, по строчке и находят слова, характеризующие чувства, настроения. Состояние человека (автора или героя): «снег-снежок» и т.д.

Соотнесение слов из «Словаря настроений», с текстом стихотворения

Чтение 1 части стихотворения:


светлое

Белый»

«
ласковое
Снег-снежок»

бодрое

«Жжётся-колется»


задорное

«
призывное
Выходи»

нежное

«Дружок»


дружелюбное



Чтение 2 части стихотворения:

«
восхищённое
Снежком припорошена»
Чтение 3 части стихотворения:


радушное

«Побежим»


призывное

«Принесём»
«
радостное
Радость зимнюю»
Учитель:

- Ребята, как вы думаете, какова главная мысль стихотворения «Зимняя радость»?

Дети:

- Автор хотел выразить радость, связанную с приходом зимы.

- Поэт хотел рассказать людям, какое хорошее время года – зима, какое оно весёлое и красивое, сколько несёт нам веселья, радости, развлечений, игр и забав.

- Автор призывает полюбоваться красотой, повеселиться на свежем воздухе.

Выставка рисунков учащихся «Зимушка – зима!»

Учитель:

Ребята, у нас на доске оформлена выставка ваших рисунков о зиме, Называется она «Зимушка – зима!» Рассмотрите все работы и скажите, что ребята хотели нам передать, о чем они думали, и самое важное, какое у них было настроение, когда они работали над картиной?

(Ребята высказывают свои мнения о работах одноклассников)

Учитель:

- Выжать свои чувства можно не только интонацией своего голоса, но есть и другие средства. Рассмотрите иллюстрацию к произведению и попробуйте догадаться, какие это средства?

Дети:

-Иллюстрация к произведению помогает нам определить настроение автора и героев.

-Достаточно взглянуть на лица ребят. Они светятся от радости.

Выразительное чтение стихотворения. Закрепление

Рефлексия

Учитель:

-Своё настроение так же можно выразить мимикой лица. Мимика является помощницей интонации.

-Ребята, у каждого на парте лежит картинка с изображением сказочного персонажа – Буратино, но его лицо не выражает никаких чувств. Если Буратино было интересно, и ему понравился урок, изобразите на его лице радость. Если же ему было скучно и неинтересно – изобразите грусть на его лице.


Итог урока.

- С произведением, какого писателя мы познакомились?

- Как оно называется?

- Что помогает нам определить настроение произведения? (рисующие слова автора, интонация читателя)

Эмоциональное оценивание работы учащихся на уроке.

Рекомендации на дом (т. к. домашнее задание в первом классе не задаётся). Прочитать произведение Г. Ладонщикова «Зимняя радость» выразительно и нарисовать иллюстрацию к нему.




Дополнительное задание

Игра «Ассоциации»

Учитель:

-Назовите предметы, с которыми у вас ассоциируется слово ЗИМА

Дети:

Новый год, снег, подарки, новогодняя ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, сугробы, лёд, коньки, лыжи, горка, санки, холод, снежки, снеговик, сосульки, волшебство, чудеса, хоровод, праздник.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск