Скачать 114.01 Kb.
|
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1 Г. МАЙСКОГО» Открытый урок литературного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой Учитель начальных классов Бондаревская Наталья Дмитриевна 2009 г. План – конспект урока по литературному чтению в 1 «Б» классе по учебнику В.А.Лазаревой Тема: «Выразительные возможности художественного текста. Г.Ладонщиков «Зимняя радость»» Цель:
Оборудование: Рисунки на тему «Зимушка зима», цветные карандаши, чистый лист бумаги, таблица «Словарь настроений», учебник В.А.Лазаревой «Литературное чтение». План- конспект урока. Организационный момент. Учитель: Итак, друзья, внимание - Вновь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем сейчас урок. -1 сентября мы обещали Буратино, что всему научим его, так вот сегодня он у нас в гостях, и будет внимательно слушать ваши ответы. Но сегодня он спрятал от нас свое лицо, и только активной работой, и правильными ответами мы сможем уговорить открыть его. Чтение эпиграфа к уроку «Чтение – вот лучшее учение». Учитель: - Как вы понимаете эти слова. Дети: -Нужно много читать, чтобы много знать. Речевая разминка В первом и втором квадрате 1 столбик слов читают дети хором , 2 столбик читает 1 человек, в 3 квадрате сначала поиграть в игру «Найти слово», затем чтение слов хором ты ту-ча до ко-са за ко-ро-на ну по-ля-на ми ца-ра-пи-на ля пе-ре-ме-на ёж лес ил у-зор ум па-ук юг ле-бедь ах че-ло-век он ве-ло-си-пед Он ар-ка конь-ки иг-ра ох-ра-на бан-ка аз-бу-ка кош-ка кар-ти-на пес-ня ис-то-рия редь-ка ал-фа-вит Проверка домашнего задания. - Выразительное чтение наизусть стихотворения Т.М.Белозёрова «Тучка». Учитель: -Ребята, дома вы учили стихотворение «Тучка». Сейчас вы будете его читать парами: один ученик про взрослую тучку, другой – про маленькую. Но вначале договоритесь, друг с другом, распределите роли между собой и обсудите, с какой интонацией надо читать, чтобы нарисовать голосом разные образы тучек, а также показать своё и авторское отношение к ним. (Дети готовятся 1-2минуты, а затем читают стихотворение в парах) Учитель: -Удалось ли нашим чтецам показать голосом разные картины, изображённые в тексте? Дети: -Когда первый ученик читал о большой туче, он изображал её медленным, тихим и недовольным голосом. -У него даже лицо было хмурое, он показал, что туча не нравится ему. - А второй ученик читал про маленькую тучку весело, у него глаза были радостными, потому что ему нравится эта тучка. - Я хочу сказать, что первый мальчик читал о большой туче низким, тяжёлым голосом, он даже вздыхал. А второй наоборот, читал легко, свободно, повышенным тоном, ведь тучка лёгкая, игривая, похожа на оленёнка. Только мне кажется надо выделить слово «Оленёнок», прочитать его более чётко, ведь автор сравнивает с ним тучку, и нам это сравнение надо увидеть и услышать. Работа над новым материалом. Вступительное слово учителя об интонации. Сообщение темы урока. Учитель: -Ребята, вы заметили, что картины можно рисовать голосом, когда мы читаем текст? Когда автор пишет стихи или рассказы, он передаёт свои чувства, переживания и настроения читателю. Читатель воспринимает авторские переживания и как бы «заражается» ими, а потом эти чувства и настроение передаёт дальше слушателю. Получается такая взаимосвязанная цепочка: АВТОР ЧИТАТЕЛЬ СЛУШАТЕЛЬ В зависимости от того, как чтецу удастся передать своё внутреннее видение картины, нарисованной автором, его настроения, а так же чувства героя, зависит восприятие этого текста слушателями. -На прошлом уроке мы с вами открыли секрет художественной книги. Кто напомнит, в чём он заключается? Дети: - Автор словами может нарисовать всё, что нас окружает. Учитель: -Чтобы нарисовать картину художнику нужны краски, поэту и писателю –«рисующие» слова, а у чтеца есть свои выразительные средства – интонация голоса. Нам уже встречалось данное слово, но мы подробно не говорили о нём. Что это слово обозначает? Дети: -Одну и туже фразу можно сказать по разному, и по голосу мы понимаем, сердится человек или говорит ласково. Учитель: -Ребята, прочитайте фразу «Доченька, садись читать» с различной интонацией голоса. Дети читают фразу с различной интонацией Что вы услышали, как была сказана фраза? Дети: -Первый раз предложение было произнесено ласково, мягко, нежно, доброжелательно. -Вторая фраза наоборот прозвучала громко, раздражённо, грубо. Учитель: -Как вам удалось определить это? Дети: -Мы определили это по голосу. Учитель: Кто может сказать, что такое интонация? (дети высказывают своё понимание, значения слова интонация) Вывод: Интонация – это разные оттенки голоса, с помощью которых говорящий передаёт свои чувства и настроения. Например, с каждым из вас в жизни случались весёлые и грустные истории. С одинаковой ли интонацией вы будете их рассказывать? Давайте проверим. Заслушивается 2-3 рассказа ребят о весёлых и грустных событиях из их жизни, и определяется интонация повествования. Учитель: -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Дети: -Мы будем определять по интонации настроение слушателей. Учитель: -Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с творчеством детского писателя Георгия Афанасьевича Ладонщикова и на примере его стихотворения «Зимняя радость» будем определять настроение слушателей. Интонация имеет разные оттенки, и мы постараемся уловить их при чтении. Биография автора Георгий Ладонщиков родился 8 июня.1916 г. в деревне Каменка Смоленского уезда Смоленской губернии, прожил автор 76 лет и умер в марте 1992 г. На долю писателя выпала нелегкая судьба. С малых лет трудился в сельском хозяйстве и на лесосплаве, рано лишился отца. Во время Великой Отечественной войны был связистом на Ленинградском фронте, здесь раненый Георгий Ладонщиков попадает в плен. В лагере для военнопленных он налаживает связь с партизанским отрядом, добывает для него ценную информацию, затем бежит и оказывается у партизан. Георгий Афанасьевич прошёл всю войну до конца. И все эти военные годы Ладонщиков писал стихи. Писал их даже в лагере, читал товарищам, тем самым, поддерживая их дух. Литературным трудом серьёзно начал заниматься после войны. Сначала писал басни, юмористические и сатирические стихи для взрослых. Первая книга стихов поэта «Маленькие мастера» вышла в 1951 году Впоследствии книг было много, и все они радостно встречались как читателями, так и критиками. Автор выпустил много сборников для детей: "Зимние картинки", "Цирк", "Своими руками", "Тимошкины питомцы", "В мастерской бобренка", "Егорка - рыбачок", "Что мы видели в лесу", "Между сосен и берез", "Солнце землю радует" и многие другие. Им же написана книжка частушек для детей "Заиграла балалайка", сборник басен "Капризный бычок", стихотворные сказки "Как барин кузнецу позавидовал" и "Про гусенка, метлу и наседку", сборник песен для детей "Не только шутка". Второклассником Георгий принёс в стенгазету вот такое симпатичное стихотворение: Я люблю тебя, Бурёнка, Очень, очень глубоко За лобастого телёнка И парное молоко. На вопрос «как становятся писателем?» Ладонщиков отвечал следующее: «Моя любовь к литературе началась на обыкновенной деревенской печке, на которой мне приходилось проводить целые зимы из-за отсутствия обуви. На печке я с упоением слушал грустные песни матери, оставшейся без мужа с кучей детей, озорные частушки молодёжи, рассказы и сказки нищих, бродячих торговцев и цыган, для которых наш дом был широко открыт при жизни отца и после того, как он был убит бандитами». Читать стихи, сказки, частушки Георгия Ладонщикова радостно и взрослым, и детям. Знакомство с новой главой учебника Учитель: - А сейчас откройте учебник на странице 23 и прочитайте название новой главы. Как вы понимаете эти слова: «…Чужое горе так болит, Чужою радостью мы рады» Дети: - Когда у человека горе, то близкие и друзья ему сочувствуют, переживают за друга. - А если у кого-то радостное событие в жизни, то и друзья этому радуются. Учитель: - Кто догадался, о чём пойдет речь в новой главе? Дети: - В новой главе речь пойдёт о чувствах людей. Учитель: - Теперь давайте прочтём текст, расположенный на жёлтом фоне учебника (страница 23) Ребята читают фразу: «Мы с вами уже знаем, что автор может словами нарисовать всё, что видит вокруг себя. Давайте посмотрим, что ещё автор может изобразить словами.» Учитель: -Что ещё автор может изобразить словами? Дети: -Чувства и настроения. Учитель: -Это мы увидим позже, а сейчас «Предварительное чтение». Учитель: -Прочитайте слова по слогам, затем слитно: ВЫ-БИ-ТО-ГО – выбитого ПРИ-ПО-РО-ШЕ-НО – припорошено ПРО-ЛО-ЖЕ-НА – проложена СО-СЕД-КА – соседка ПРИ-НЕ-СЁМ – принесём ПРИ-БЕ-ЖИМ - прибежим Учитель: -Прочитайте цепочки слов: ЖИЛЬЁ – ЖИТЬЁ ЖЖЁТ – ЖЖЁТСЯ ОКОЛО – ОКОЛИЦА ПОРОШОК – ПРИПОРОШЕНА СНЕГ – СНЕЖКОМ Учитель: -Обратите внимание на образование данных слов, что вы можете сказать о словах? Дети: - Эти слова родственные. Учитель: -Какое значение имеет каждая пара слов? Дети: ЖИЛЬЁ – дом, ЖИТЬЁ – жизнь ЖЖЁТ – печёт, ЖЖЁТСЯ – колется ОКОЛО – возле, ОКОЛИЦА– ограда, забор ПОРОШОК – крупа, ПРИПОРОШЕНА– прикрыто СНЕГ – осадок, СНЕЖКОМ – белое покрывало Учитель: -Объясните значение слов: НЕ ВЕЛИТ, СЫРО . -Подберите синонимы к данным словам: НЕ ВЕЛИТ – (запрещает, не разрешает) СЫРО – (мокро, влажно) Физминутка. Мы осанку исправляем Спинку дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. Работа над произведением Г.А.Ладонщикова «Зимняя радость». Учитель: - А сейчас будем читать текст. Прочитайте название стихотворения на странице 24. Можно ли по названию определить его настроение: весёлое оно или грустное? Дети: - Радостное, потому что автор уже в названии говорит об этом: «Зимняя радость» Учитель: - А теперь я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о каких событиях говорится в нём. Первичное чтение произведения Учитель: - О каких событиях рассказывает автор? Дети: - Автор рассказывает нам о радостном событии – о наступлении зимы, о зимних забавах, развлечениях. Учитель: - Как вы поняли, что события радостные? Дети: - Это слышно по интонации голоса, вы читали произведение весело, забавно. Учитель: -Ребята, вы отметили, что стихотворение радостное, весёлое. Но у настроения есть разные оттенки. Взгляните на «Словарь настроений», выберите те слова, которые определяют настроение человека, когда ему хорошо. Дети называют слова обозначающие радость, восторг. Учитель: А теперь прочитаем текст ещё раз и найдём слова, подтверждающие это настроение. Анализ произведения Дети читают текст медленно, по строчке и находят слова, характеризующие чувства, настроения. Состояние человека (автора или героя): «снег-снежок» и т.д. Соотнесение слов из «Словаря настроений», с текстом стихотворения Чтение 1 части стихотворения: светлое Белый» « ласковое Снег-снежок» бодрое «Жжётся-колется» задорное « призывное Выходи» нежное «Дружок» дружелюбное Чтение 2 части стихотворения: « восхищённое Снежком припорошена» Чтение 3 части стихотворения: радушное «Побежим» призывное «Принесём» « радостное Радость зимнюю» Учитель: - Ребята, как вы думаете, какова главная мысль стихотворения «Зимняя радость»? Дети: - Автор хотел выразить радость, связанную с приходом зимы. - Поэт хотел рассказать людям, какое хорошее время года – зима, какое оно весёлое и красивое, сколько несёт нам веселья, радости, развлечений, игр и забав. - Автор призывает полюбоваться красотой, повеселиться на свежем воздухе. Выставка рисунков учащихся «Зимушка – зима!» Учитель: Ребята, у нас на доске оформлена выставка ваших рисунков о зиме, Называется она «Зимушка – зима!» Рассмотрите все работы и скажите, что ребята хотели нам передать, о чем они думали, и самое важное, какое у них было настроение, когда они работали над картиной? (Ребята высказывают свои мнения о работах одноклассников) Учитель: - Выжать свои чувства можно не только интонацией своего голоса, но есть и другие средства. Рассмотрите иллюстрацию к произведению и попробуйте догадаться, какие это средства? Дети: -Иллюстрация к произведению помогает нам определить настроение автора и героев. -Достаточно взглянуть на лица ребят. Они светятся от радости. Выразительное чтение стихотворения. Закрепление Рефлексия Учитель: -Своё настроение так же можно выразить мимикой лица. Мимика является помощницей интонации. -Ребята, у каждого на парте лежит картинка с изображением сказочного персонажа – Буратино, но его лицо не выражает никаких чувств. Если Буратино было интересно, и ему понравился урок, изобразите на его лице радость. Если же ему было скучно и неинтересно – изобразите грусть на его лице. Итог урока. - С произведением, какого писателя мы познакомились? - Как оно называется? - Что помогает нам определить настроение произведения? (рисующие слова автора, интонация читателя) Эмоциональное оценивание работы учащихся на уроке. Рекомендации на дом (т. к. домашнее задание в первом классе не задаётся). Прочитать произведение Г. Ладонщикова «Зимняя радость» выразительно и нарисовать иллюстрацию к нему. Дополнительное задание Игра «Ассоциации» Учитель: -Назовите предметы, с которыми у вас ассоциируется слово ЗИМА Дети: Новый год, снег, подарки, новогодняя ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, сугробы, лёд, коньки, лыжи, горка, санки, холод, снежки, снеговик, сосульки, волшебство, чудеса, хоровод, праздник. |