Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации24.10.2013
Размер0.6 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
  1   2   3   4   5




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ивушка» общеразвивающего вида городского округа город Буй.


Обобщение опыта

на тему:

«Приобщение детей к основам русской народной культуры через организацию детского оркестра»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Умницына О.М.

2009 год



Содержание

1. Введение
2. Основная часть (5-27 стр.)

2.1. Организация детского оркестра

2.2. Этапы работы.

2.3. Музыкально-дидактические игры
3. Вывод
4. Практическая часть (29-66 стр.)

3.1. Дидактические игры.

3.2. Конспект занятия.

3.3. Диагностика

3.4. Перспективный план работы кружка

Литература.


Введение

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности).

Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты-просветители (Б. Асафьев, Б. Яворский), австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей.

Еще в 20-е годы ХХ столетия Н.А. Метлов говорил о роли этого вида детской музыкальной деятельности. Этот известный музыкальный деятель и педагог стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах. Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства совместно с Н.А. Метловым в 20-40-е годы ХХ века работали известные педагоги - Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и её ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и др.).

Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение с взрослыми и сверстниками. На мой взгляд, задача взрослого – помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений.

Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
«Клянусь честью, что ни за что

на свете я не хотел бы переменить

Отечество, или иметь другую

историю, кроме наших предков».

А.С.Пушкин.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий, люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духов­ный мир человека?

Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать пе­реживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь. «Какой интересный материал! ...Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожида­ниях народных»,— сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьян­ских песен. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» A.Александрова. Она объеди­няла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостако­вич создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»,— вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая... Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразно­го языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

В этом другая особенность музыки — объединить людей в еди­ном переживании, стать средством общения между ними. Вос­принимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утеше­ние и подпору». И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич (Толстой), слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами».

Яркие художественные произведения, выражающие мир боль­ших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмо­циональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича,

прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке.

Очень важно беречь и хранить то, что досталось нам в наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому, художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на мой взгляд, следует рассматривать не только как самобытную, художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Я пытаюсь строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Русские народные песни способствуют дальнейшему развитию музыкально – слуховых представлений, расширению музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей.

Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость.

Русские народные песни индивидуальны и неповторимы. Интонационно богаты, эмоционально выразительны и мелодичны. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.

Организация детского оркестра.
Приобщение детей к музыкальному искусству, творчеству реализуется через организацию детского оркестра. Игра на музыкальных инструментах способствует всестороннему развитию ребенка. Совершенствуя музыкальный слух, ритмическое чувство, игра в оркестре развивает не только мелодический, но и гармонический слух. Дети обращают внимание на сопровождение фортепиано, начинают осознавать, как оно украшает и дополняет мелодическую линию, исполненную на инструментах. Игра на инструментах воспитывает активное внимание, усидчивость, выдержку, настойчивость, волю, чувство товарищества, взаимопомощь, то есть влияет на формирование гармоничной личности.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах дети знакомятся с их происхождением, видами. Обучение на инструментах осуществляется на простых, доступных детям русских народных мелодиях («Не летай, соловей», «Я на горку шла», «Во саду ли в огороде», «Ах вы, сени» и др.). Играя в оркестре на музыкальных инструментах России таких как, рубель, бубен, гусли, треугольник, коробочка, деревянные палочки, бубенцы, колотушка, музыкальный молоточек, и исполняя русские народные мелодии, я воспитываю у детей чувство гордости за музыкальное наследие России, уважения, любви к Родине.

Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

У ребенка развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

У меня было стремление – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

Исходя из этого, я определила главную цель – развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

Сам процесс создания детских самодельных игрушек – инструментов помогает мне решить важные задачи: расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами; способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности; вовлекать дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек – инструментов; поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.

Определяющей задачей для меня стало создание условий для свободного экспериментирования ребенка со звуком.

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по – иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование.

Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метрическую пульсацию. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструмента и игрушки, как колокольчики, погремушка, барабан, бубен, коробочка.

Дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступить перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, но большинство малышей пытаются установить дружеские отношения со сверстниками.

Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости.

Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительные результаты, независимо от того, на каком инструменте ребёнок играет. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков. Я уверена, что те качества, которые дети приобрели в нашем оркестре и которые так важны для успешной работы и активного участия в школьной жизни, послужат надёжным фундаментом для формирования высоконравственного человека.

Ведь в оркестре находится место практически каждому воспитаннику, что в свою очередь побуждает детей, с оптимизмом относится к своим возможностям и способностям, ощущать радость от совместной игры.

Занятия в оркестре формирует не только специальные, связанные с исполнением музыкальных произведений, навыки и умения. Эти занятия развивают у детей чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывают дисциплинированность, ответственность за порученное дело.

Материалом для изготовления музыкальных игрушек – инструментов служат старые, уже использованные и ненужные вещи («бросовый материал») – коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылочки, бусинки, пуговицы и т.д.

Большое значение уделяю уходу за инструментами, бережному обращению с ними со стороны детей. Учу детей аккуратно расставлять инструменты перед занятиями, ставить на место после игры.

Принципы подбора музыкальных произведений для детей
Сформировать интерес детей к исполнительской деятельности и способствовать осознанному и эмоционально-выразительному исполнению возможно только через саму музыку — народную и композиторскую. Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:

• художественность;

• доступность;

• воспитательная направленность.

Именно такие критерии наиболее полно определяют пути формирования музыкального исполнительства дошкольников.

Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, игр в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, познакомить с подлинно художественными образцами — народными потешками, попевками, колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма большинства фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально-игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах. Чувства, воплощенные в музыке, «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно значимым, социально-историческим содержанием» (В. Медушевский). Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к чувствам других людей, научится понимать их, проявлять сострадание, жалость, сочувствие и т. д. Только так маленький ребенок может усвоить закономерности музыкального искусства, почувствовать связь музыки с действительностью, воспринять многообразие форм проявления и бытования музыкальной культуры.

В свою работу включаю следующие русские народные мелодии:

« Не летай соловей», «Две тетери», «Зайка», «Петушок», «В огороде был козёл», «Как под горкой под горой», «Ворон», «На зелёном лугу», «Во саду ли, в огород», « Я на горку шла», «Где был Иванушка?», «Во кузнеце», «Пошла млада за водой», «Как у наших у ворот», «Посею лебеду на берегу», «Как на тоненький ледок», «На горе-то калина», «Калинка», «Ой мороз, мороз», «Я на камушке сижу».


Этапы работы с детьми.
Свою работу с детьми я разделила на четыре этапа, состоящие из нескольких тем.

1-й этап начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды. В него включены темпы: «Где живут звуки?», «Звук живет в любом предмете», «Звук – волшебник».

На 2-ом этапе дети пробуют создавать простейшие инструменты по образцу и совместно с педагогом, воспроизводить ритмический рисунок различных народных песенок, пестушек и потешек. Включены темы: «Мы веселые игрушки – озорные погремушки», «Барабан грохочет, будто сильный гром», «Колокольчик звонкий – голосочек тонкий».

Третий этап включает темпы: «Инструменты народов разных стран», «Весело звучит оркестр развеселых инструментов», «В звуках мир наш отражен». Принцип создания инструментов и исполнения музыкальных произведений на детских самодельных инструментах усложняется. Дети самостоятельно выбирают и изготавливают инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя и других находящихся рядом сверстников, различать правильное и неправильное звучание, оценивать его, делая замечания в доброжелательной форме.

4-й этап – итоговое занятие «Радуга звуков», где используются все созданные детьми инструменты, повторяются их названия и закрепляются навыки игры на каком – либо самодельном инструменте.

Контроль за качеством усвоения материала может проводиться 2-3 раза в год в форме праздников, игр, концертов.

Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, я открываю перед детьми прекрасный мир звуков, способствующий развитию психических процессов (внимание, ощущения, память, мышление, восприятие, воображение), развиваю стремление к сотворчеству, обогащая внутренний мир каждого ребенка.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность.
Создание инструментов

«домики для звуков»
Дети с удовольствием принимают участие в изготовлении простейших инстру­ментов. Это погремушки, барабаны, деревянные палочки, с помощью которых малыши проигрывают ритмические рисунки многих народ­ных песенок, частушек и потешек. Инструменты для детского шумового оркестра можно делать из самых разных материалов. Най­дут применение: бумага всех видов, целлофан, деревянные кубики, брусочки, палочки, каранда­ши, катушки, коробочки (картонные, пластмассо­вые, металлические), баночки из-под йогурта, одноразовые пластмассовые стаканчики и т. п. Необходимо запастись леской, нитками, прово­локой, резинкой, ленточками, скотчем. Наполни­телями могут быть пуговицы, шарики, костяшки от счетов, крышечки от пивных бутылок, а также природные материалы: желуди, каштаны, орехи, скорлупа от орехов, шишки, ракушки, камешки, крупы (горох, рис, фасоль, гречка, семена под­солнуха и т. д.). Пригодятся части от разобран­ных музыкальных инструментов и любой бросо­вый материал, из которого можно извлечь звук.

В этом вы убедитесь, ознакомившись с описани­ем отдельных наиболее доступных инструмен­тов, изготовленных мною и детьми и апробиро­ванных на практике.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск