Скачать 59.77 Kb.
|
Информация об авторе. Ф.И.О. Панева Елена Михайловна Название представляемой работы: Текст и его признаки. Место работы и должность: МОУ Гимназия №35 г.Владимира,учитель начальных классов. Педстаж: 10 лет Стаж работы по системе Л.В.Занкова: 6 лет Учебник,по которому ведется работа: Русский язык. А.В.Полякова 2008г. Электронный адрес: glacier78@mail.ru Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №35 г. Владимира» Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова. Учитель начальных классов первая квалификационная категория Панева Елена Михайловна Тема: «Текст и его признаки». Цель: Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник «Русский язык» А.В. Полякова, 2008г., мягкая игрушка мышонка Пика, ковёр, цветные карточки для игры «Найди свой домик». Ход урока
Учитель: Чтобы начать занятия, настроиться на работу, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся. Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.
Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор. На доске: слова – слоги – звуки – текст – предложения. Дети: звуки – слоги – слова – предложения – текст. Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, почему оно является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову. Дети: -В этой цепочке новое слово текст. -Текст это мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать. -Текст это, когда много предложений. -Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть. Комментарий. Организую поисковую ситуацию, тем самым активизируется деятельность учащихся. Учитель: Молодцы! Посмотрите сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним какими признаками он обладает.
Слайд №1 . Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
Учитель: Прочитайте справа запись. Можно ли это назвать текстом? Почему? Чем она отличается от левой записи? Какой признак? Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем о ком нам рассказывают. -Там есть главные герои. -Из правой записи мы узнаем,что у Виталика есть замечательный котенок. -В этой записи все предложения связаны между собой. - Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак) Комментарий. Вывод делают сами учащиеся. В центре внимания урока – дети. Максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся. Слайд №2 Признаки текста. Вылетает первый признак . Учитель:О ком говорится в тексте? Какой был Мурзик? Найдите слова, которые его описывают и характеризуют. Дети: -В тексте говорится о Мурзике. -Мурзик забавный, серый и пушистый. Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Ребята, сегодня к нам на урок снова прибежал наш помощник мышонок Пик и принес небольшую подсказку. Давайте ее прочитаем. Слайд №2 Признаки текста. Текст можно озаглавить. (2 признак) Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту. Наш помощник принес нам заголовки. Давайте выберем заголовок к этому тексту.
Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят? Какой вывод мы можем сделать? Дети: Заголовок показывает, о чём говорится в тексте. Слайд №2 Признаки текста. Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак) Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста? А давайте обратимся к учебнику и посмотрим верно ли все ли мы указали признаки текста. Работа с правилом в учебнике.С.104. Работа с деформированным текстом. У каждого на парте предложения на отдельных карточках. Дети работают в парах. Она подавилась косточкой. Девочка Валя ела рыбу. Приехал доктор. У Вали из глаз текли слёзы. Он достал щипчики и вынул из горла косточку. Учитель: Это текст? Почему? Дети: -Это не текст. Предложения в нем не связаны по смыслу. -К нему нельзя подобрать заголовок. Учитель: Составьте текст. Прочитайте, что у вас получилось. Слайд№3. Текст про девочку Валю. Учитель: О ком говорится в этом рассказе? Дети: В этом рассказе говорится о девочке Вале. Учитель: Что случилось с Валей? Дети: С ней случилась беда. Она подавилась косточкой, когда ела рыбу. Учитель: Кто пришел на помощь девочке? Дети: На помощь девочке пришел врач. Он щипчиками вытащил косточку. Учитель: Придумайте свой заголовок к этому рассказу. Дети: Беда у Вали. Дети: Быстрая помощь. Дети: Бедная Валя. Учитель: Запишите себе в тетрадь только те предложения из текста, в которых есть имена собственные. Какие предложения вы записали? Дети: Девочка Валя ела рыбу. У Вали из глаз текли слёзы. Учитель: Как вы написали имя девочки? Дети: Имя девочки записали с заглавной буквы. Потому что это имя собственное. Учитель: Давайте дадим имя и отчеству врачу, который спас девочку. Как вы записали бы это? Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.
Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас есть цветная карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик. Приложение:Игра: «Найди свой домик» Карточки №1 (количество 6) Жил –был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки. Наступила весна. Загудели майские жуки. Стали распускаться почки на деревьях. Карточки №2.(количество 7) Ярко светило солнце. На берегу лесной речки на пне сидела белка.По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака. Карточка №3(количество7)Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты. Карточка №4 (количество 5)Ча, све, мо, кра, вры,пи , сме, о, ро, де,ву,ча, хо,сму, пер. Комментарий. На данном этапе я провожу интерактивную игру, так как она помогает проверить на каком уровне дети усвоили новый термин и его признаки, а так же позволяет сохранить здоровье детей. Во время игры дети свободно перемещаются по классу. Учитель: Умники. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
Учитель: Составим кластер по теме нашего урока. Слайд№4 Комментарий. В процессе составления кластера идёт активная познавательная деятельность учащихся, развивается способность к анализу, синтезу и обобщению. Кластер
|