Скачать 132.75 Kb.
|
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида 397903 Воронежская область г.Лиски, ул. 40 лет Октября 16-а Районный профессиональный конкурс «Педагог года – 2012». Конспект интегрированного занятия «День рождения музея «Горница»». Нет завтра без вчера, нет ночи без рассвета. Без прошлого вперед не полетит планета…
г.Лиски 2012 Цель: создать положительный эмоциональный фон, активизировать познавательные процессы у детей, помочь им проявить творческое начало и овладеть конструктивными способами взаимодействия со сверстниками. Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная. Планируемые результаты: интегративные качества 1. «Любознательный, активный» 2. «Эмоционально-отзывчивый» 3. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» 4. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» 5. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» 6. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательных областях «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи:
логическое мышление, память, внимание, умение декодировать информацию во время чтения мнемотаблицы «Русские народные сказки»,
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры; чувство коллективизма, удовлетворения от достигнутых успехов в выполненной работе. Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация карточек, мнемотаблицы, схемы с моделями пространственных предлогов, видеоматериал), практический метод (работа с квадратами Воскобовича, ремонт забора с помощью геометрических фигур, складывание целого из частей, украшение цветами плетёного коврика, размещение предметов в горнице, работа с сенсорными тренажёрами, сматывание клубков и развязывание узелков, соотнесение количества предметов заданным цифрам) Декорации: реальные предметы быта, характерные для Руси: печь, прялка, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, деревянная и глиняная посуда; баннер на тему русской горницы; бублики и каравай из солёного теста. Оборудование и материалы:
Предварительная работа
Ход интегрированного занятия. Приветствие жюри: Воспитатель в русском костюме, хозяйка музея русой старины: Здравствуйте, гости дорогие наши! Мир Вам и полная чаша! Рада видеть я гостей, приглашаю всех в музей. Проходите, милости просим, присаживайтесь поудобнее, слушайте повнимательнее. Хозяйка сидит за рукоделием: Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Детей приводит помощник воспитателя, перед входом читают надпись: Налево пойдешь – далеко не уйдешь. Направо пойдешь– в чужую группу попадёшь. Прямо пойдешь – много интересного найдешь. Заходят дети по пуговичной дорожке-тренажёру. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуй, хозяюшка! Кто вы такие, ребятки, и откуда? Ответы детей А я хозяйка музея русской старины. Хотите узнать, как в старину на Руси люди жили? Хотим! Тогда занимайте места около дорожки времени, которая поможет попасть ко мне. (Дорожка времени составлена из индивидуальных ковриков).
Для начала дорожку времени надо включить: Назовите цвета кнопок начиная с красной, теперь посчитайте их в прямом и обратном порядке. На коврик наступаем дружно мы с тобой, Цвет красный выбираем левою ногой, Правою же станем мы на синий след, Зелёный, белый, чёрный, Вы устали? – Нет! Цвет жёлтый выбираем левою ногой, А правую поставим на синий мы с тобой. Осталось всем вам дружно Три раза хлопнуть, три раза топнуть, За руки взяться, вперёд шагнуть и в «Горнице» оказаться! Музыка Вот вы и оказались в музее старинных русских вещей. И они вас уже встречают. Возьмите карточки, назовите то, что изображено, да так, как это называли наши прабабушки и прадедушки. Воспитатель собирает в короб карточки, как только ребёнок назовёт предмет: изба, рушник, свеча, колыбелька, кушак, деревянная ложка, картуз, гребень, деревянное ведро, лапти. Дел у меня сегодня невпроворот - готовлюсь ко Дню рождения музея «Горница», просматриваю экспонаты, а их так много, что пришлось использовать современные технологии для учёта. Что же вы, гости мои дорогие, стоите? В ногах то ведь правды нет. Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Покажу я вам, что хранится в фондах музея, а вы мне помогайте, что знаете – называйте. Показ экспонатов на экране, задание - «Доскажи словечко».
Какие разумные, да толковые ребята, мне бы таких помощников. Дети предлагают помощь. Тогда помогайте мне экспонаты реставрировать. А это значит – обновлять и ремонтировать. С чего начнём? Забор покосился, накренился – все неполадки надо исправить, нужную часть на место поставить - «Ремонт забора».
Дети вставляют подходящие по цвету, размеру, рисунку недостающие части и называют геометрические фигуры. Забор как новый стал, теперь могу доверить вам более тонкую работу – предметы искусных мастеров собрать, все части да осколочки по местам разместить. Занимайте места около рабочих столов, да сначала ко мне повернитесь, ведь для такой работы зоркие глаза нужны, вот мы их и потренируем. Упражнение «След кисточки» - простейший тренажёр для тренировки глаз. (Воспитатель описывает кисточкой в воздухе большой и маленький круги, волнистую линию). Дети собирают из частей целое и называют эти предметы – тарелки, подносы, вазы, часы, стаканы, игрушки и называют художественную роспись – гжель, хохлома, дымка, жостовская и городецкая росписи.
Ну а мы не сидеть будем, а задание выполнять из конверта: Из большого, но не красного (предлагается 4 конверта разного цвета – два больших, два маленьких). Надо посчитать предметы, которые в музее хранятся, и найти соответствующую данному количеству предметов цифру и остановиться под ней. (Цифры подвешены к потолку, на карточках изображены предметы от 1 до 15 – матрёшки, печь, ухваты, самовары, клубки, ложки, тарелки, платочки, вёдра, свечи, варежки, корзины, балалайки, лавочки) Пришла пора посмотреть, где эти предметы должны находиться. Чтение пиктографического письма (текст на экране в виде мнемотаблицы с картинками и моделями пространственных предлогов). Каждому предмету своё место – надо расставить предметы в горнице в соответствии с текстом. Вот и порядок навели - милости прошу в самую лучшую и красивую комнату в избе. Как она называлась? Горница. Дети садятся на скамейки. Беседа проходит сидя. Какой предмет занимает больше всего места в моей горнице? Печка. Почему так говорили: «Печки нет – жизни нет?»
Кто топил печь? Конечно же взрослые, но и детей ранних лет приучали к труду - мальчики пасли скот, ловили рыбу. Девочки учились шить, вязать, вышивать. Да и у меня для вас работа есть интересная: клубочки смотать и сети рыболовные починить. Кто за какую возьмётся? А кто справился, возвращайтесь на места, будем сказки сказывать. Много сказок придумано в старину, Никто не забыл ни одну. На схему посмотрите и сказку Русскую народную Назовите. Мнемотаблица по русским народным сказкам в виде свитка.
А я буду свою сказку рассказывать, а вы с помощью платочков цветных показывать. (Раздать цветные квадраты Воскобовича) Жила-была Девица – краса, длинная коса. Сидела она у окошка, Да сказки молвила. Кто скажет было то, или не было, Только верно то, что жил на свете… Мышонок Пик, и жил он под полом большого дома. Был у него верный друг ёжик Пых, который жил в своём маленьком домике. Друзья любили писать друг другу письма и отправляли их в красивых конвертах. А когда встречались, лакомились сладкими конфетами и катались на лодочке. Дети показывают фигуры из цветных квадратов Воскобовича в соответствии с текстом сказки. А с нами и кот Мурлыка сказку слушал. Да здесь он неспроста, испокон веков коты на службе у музеев были, экспонаты охраняли. Кота в руки вы возьмите и о нём словечко доскажите. Кот на солнышке ... (дремлет, греется, млеет, лежит). Кот мышку... (хватает, ловит, ест). Кот молоко из миски ... (пьет, лакает). Кот, прогибая спинку,... (тянется). Кот с окошка на пол ... (спрыгивает). Кот, готовясь ко сну, клубком ... (сворачивается). Когда кота гладят, она от удовольствия ... (мурлычет, мяукает). От собаки кот быстро ... (убегает). На собаку кот ... (шипит). Когда защищается, кот... (царапается). Делу время – потехе час. Отдохнули? Пришла пора поработать. Плетёный ковёр в подарок для музея украсить. Дети украшают ромашками и васильками плетёный коврик в соответствии с заданным рисунком. Отнесу в красный угол, он самый красивый в избе, особое место для гостей, которых всегда угощали. А вы знаете чем?
Пирогами, блинами, ватрушками, плюшками, баранками, хлебом солью. «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». Тогда пора пироги печь. Логоритмическая игра под музыку «Пирожки» Чем тут пахнет? Пирогами! А кто пёк? Конечно сами! Воду носили, дрова рубили, печку топили, тесто месили! Покажи-ка мне дружок, Как ты лепишь пирожок! Тесто замесили, Пирожки слепили – С кашей и с капустой, Чтобы было вкусно, С повидлом и с вареньем – Всем на удивленье. И пирог с творогом, Чтобы есть с молоком. Пироги слепили, В печку посадили, Пироги достали, И гостям раздали!
А вот и пироги подоспели, угощайтесь на здоровье! «Хозяйку потешь – пирога поешь!» Пришла пора возвращаться в группу чай пить с пирогами. Занимайте места перед лентой времени, но она так просто никого не отпускает – перед каждым карточка-задание. Надо назвать кем или чем были эти предметы в прошлом.
|