Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации24.10.2013
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Олуяз


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______ Мазитова М.В.

Протокол № 1 от «29 » августа 2011 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Олуяз

_______ Хазиев Г.Х.

Приказ № 44/3 от «29» августа 2011г.



Рабочая программа по предмету русская литература в 8 классе

учителя I квалификационной категории

Гарифуллиной Светланы Рафаэльевны

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе «Программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы» под редакцией М.Г.Ахметзянова, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, и учебника-хрестоматии для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г.Ахметзянова.

Широкий круг произведений русской литературы, представ­ленный в программе, позволит осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В про­грамму включены также произведения зарубежной классики.
Цели и задачи изучения русской литературы

Задача курса — познакомить учащихся 8 класса с образ­цами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чте­нии художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи опреде­ляют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татар­ской школе — становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нрав­ственно-эстетической направленности изучения художественных произведений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника.

При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобра­зие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Общими показателями достижения цели литературного образо­вания являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • складывающиеся читательские интересы;

  • глубина освоения идейно-нравственного содержания произве­дений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоя­тельность оценок);

  • уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их при анализе и оценке художественных произведений);

  • качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Цели и задачи изучения русской литературы в 8 классе определили структуру и содержание программы.
Структура и содержание программы

Программа представляет собой продолжение систематического курса школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие общече­ловеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школь­никам; интерес учащихся к произведениям.

Основное содержание программы составляют произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Блока, ранее изучавшиеся в школе. Представлена в прог­рамме поэзия Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, «серебряного века», а также А.А.Ахматовой, М. И. Цветаевой, А. Т. Твар­довского, Н. М. Рубцова и других поэтов. Включены в программу произведения А. И. Солженицына, В. П. Астафьева, Ч. Айтматова, К. Г. Паустовского и других писателей, которые изучаются как в средних, так и в старших классах.

Концентрически-хронологическое расположение материала в программе позволяет знакомить учащихся с произве­дениями указанных авторов на каждой ступени литературного обра­зования. Крупные эпические произведения программа рекомендует изучаются в сокращении либо их отдельные главы.

Программа включает ряд разделов: русская литература XIX века; русская литература XX века, зарубежная литература.

Произведения сгруппированы на основе их проб­лемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности. В программе учитывается также историко-хронологический принцип расположения материала.

Художественные произведения в программе распре­деляются по 3 рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения. Изучение произведений, включенных в первую рубрику, сопровождается разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому изучению этих произведений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Произведения, включенные во вторую рубрику, подробно не разбираются. Их можно обсудить в ходе беседы. Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения, можно обсудить как на специальных уроках, так и на индивидуальных и групповых консультациях.

Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися 8 класса. В этом классе учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углубле­нию восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.

Введение

Художественная литература и действительность. Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе.
Русская литература XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар».

Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. Образ автора, его гуманность, чувство собственного достоинства, независимость, оптимизм. Точность и продуманность лексических средств.

Теория литературы. Стихотворная строфа.

Пушкин в Казани. «Капитанская дочка» (в сокращении). Причины обращения Пушкина к теме пугачевского восстания. Образ Пугачева. Образ рассказчика и образ Гринева. Маша Миронова. Проявление душевной стойкости, преданности и верности любимому человеку. Старики Мироновы. Савельич. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Вопросы чести и долга. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чувства достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Тропинин. Портрет А. С. Пушкина (1827 г.). Иллюстра­ции А. Пластова, П. Соколова, С. Иванова к произведениям Пушкина. Кинофильм «Капитанская дочка».

Теория литературы. Повесть как жанр литературы (разви­тие понятия).

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Михайловские рощи».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов на Кавказе. «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор...», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»

Взаимоотношения человека и природы. Авторская пози­ция.

«Мцыри». Свободолюбивый характер Мцыри. Контраст между жизнью в монастыре и за его пределами. Романтическая красочность описаний, упругость и, энергия стиха. Нацио­нальный колорит.

М. Лермонтов. Автопортрет (1837 г.). Иллюстрации П. Кон­стантинова, Д. Кардовского, М. Врубеля, Л. Пастернака, В. Серова и других художников к произведениям Лермонтова.

Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Разливы рек».

Николай Васильевич Гоголь. Гоголь в Петербурге. «Ши­нель». Тема «маленького человека». Сложность образа Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора. Образ «значительного лица», развязка повести. «Шинель» — одно из глубочайших созданий Гоголя» (Белинский).

Иллюстрации к повестям Гоголя. Кинофильм «Шинель». Портреты Н. В. Гоголя.

Комедия «Ревизор». Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России. Страх перед ревизором как основа драматического действия. Мас­терство речевых характеристик, своеобразие монологов и диалогов. Авторские ремарки. Обобщающее значение харак­теров комедии. Хлестаков и «хлестаковщина». Смех — един­ственное «честное и благородное лицо комедии».

Теория литературы. Герой литературного произведения.

Комедия как драматургическое произведение.

Для внеклассного чтения:

Н.В.Гоголь«Петербургские повести»

Иван Сергеевич Тургенев. Биография писателя. Для обсуждения:

«Певцы». Народ как носитель лучших черт национального характера. Вера писателя в духовные силы человека.

«Бурмистр». Создание целостной картины русской дейст­вительности, противопоставление России крестьянской и России помещичьей.

Иллюстрации к рассказам Тургенева. Портреты И. С. Турге­нева.

Для внеклассного чтения:

«Живые мощи» и др. рассказы И. С. Тургенева (по выбору учителя).

Федор Иванович Тютчев. «Я встретил вас — и все бы­лое...».

Афанасий Афанасьевич Фет. «На заре ты ее не буди...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...».

Алексей Константинович Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «Не ветер, вея с высоты...».Стихи о любви к природе. Воспевание чистоты нравствен­ного чувства, облагораживающего действия любви; красоты родной природы. Музыкальность лирики. Ее тяготение к ро­мансу. Музыкальная обработка этих стихов русскими компози­торами.

Николай Алексеевич Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни. Прокл. Его судьба как отражение тяжелой жизни крестьян. Поэтический образ русской женщины. Картины природы в поэме. Народно­поэтические мотивы в поэме.

«Орина, мать солдатская»; «В полном разгаре страда дере­венская», «Вчерашний день, часу в шестом...»; «Замолкни, Муза мести и печали!..». Поэт о печальной доле русской крестьянки. Горечь и сострадание героине. Гражданские моти­вы его творчества. Разнообразие авторских интонаций. Связь стихотворений с народно-поэтическим творчеством.

Николай Семенович Лесков. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Тупейный художник». Прославление талантливости рус­ского человека, воспевание творческого труда народа. Само­бытность и мастерство прозы Лескова. Народная языковая стихия.

Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой в Казани. «После бала». Обличительный характер рассказа. Контрастное по­строение рассказа как способ выражения его идеи. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окру­жающего общества. Автор и рассказчик в произведении.

Иллюстрации художников к рассказу.

Теория литературы. Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения.

Для внеклассного чтения: Л. Н. Толстой. «Юность» (главы).

Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре». Изображение духовного оскудения личности, косности и пошлости быта. Отсутствие свободы, враждебность существующего порядка человеку. Образ Беликова — «чело­века в футляре». Беликовщина как явление времени. Мысль о необходимости жить интересами общества. Своеобразие композиции рассказов «Маленькой трилогии». Призыв делать добро. Писатель о ложных представлениях, определяющих судьбы людей.

Иллюстрации к рассказам Чехова. Портреты А. П. Чехова.

Для обсуждения:

«Крыжовник», «О любви».
Русская литература XX века

Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Тёмные аллеи». Герои рассказа. Их печальная судьба. Грустные размышления автора о судьбах дворянских усадеб. Лиризм повествования.

Александр Иванович Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Максим Горький (А.М.Пешков)

Для обсуждения:

«Мои университеты» (отрывок). Автобиографическая основа повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Казань 80-х го­дов XIX века — на страницах повести. Алеша Пешков и другие герои повести. Их характеры. Вера в творческие силы народа.

Для внеклассного чтения:

М. Горький. «Мои университеты», «Сказки об Италии».

Владимир Владимирович Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Гума­нистический смысл стихотворений. Победа истинной доброты над мерзостью жизни. Особенности стихотворной речи Маяков­ского.

«Прозаседавшиеся». Обличение бюрократизма в сатире поэта.

Теория литературы. Особенности ритма, лексических средств и тропов в стихотворениях Маяковского. Гипербола. Гротеск. Литота.
Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта. Лирика. «Моим стихам, написанным так рано...», «Красною кистью рябина зажглась...», «Тоска по Родине! Давно...». Любовь к земной жизни и осознание катастрофичности бытия. Фило­софская глубина восприятия мира. Неслабеющее чувство любви к Родине. Разнообразие ритмов, неожиданные созвучия, музы­кальная атмосфера и лаконизм стихов.

Осип Эмильевич Мандельштам. Биография поэта. Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собою не чуя страны...» Усложненная ассоциативность поэтической речи. Разлад с советской действительностью в 20—30-е годы. Отри­цание насилия и крови. Волшебство стиха.

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в расска­зе. Отношение Насти к матери и скульптору. Композиция рассказа. Жизненные факты, легшие в основу рассказа.

Теория литературы. Развитие понятия о композиции.

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Снег», «Бриз», «Белая радуга».

Александр Трифонович Твардовский. А. Т. Твардовский на фронте. Поэма «Василий Теркин» (главы из поэмы: «Пере­права», «Награда», «Гармонь», «Два солдата», «От автора»).

Композиция поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Василий Теркин, его душевная стойкость, удаль, жизнера­достность. Юмор в поэме. Ю. Непринцев. «Отдых после боя». О. Верейский. Иллюст­рации к поэме «Василий Теркин».
Стихотворения о Великой Отечественной войне

Алексей Александрович Сурков. «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь...».

Константин Михайлович Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...».

Михаил Васильевич Исаковский. «До свиданья, города и хаты...», «В лесу прифронтовом».

Поэты о героизме, патриотизме, самоотверженности защит­ников родины и трудностях грозных лет войны.

Андрей Платонович Платонов. А. П. Платонов на войне. «Возвращение». «Война и семья» — основная тема рассказа. Семья Иванова: Любовь Васильевна, ее дети Петя и Настя. Авторская позиция в рассказе. Алексей Иванов, преодоление им «самолюбия и собственного эгоизма». Гуманизм рассказа.

Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Я живу, как кукушка в часах...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Читатель», «Мужество». Патриотическая направленность лирики Ахма­товой. Разговорные интонации как характерные особенности в лирике поэта. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве.

Александр Исаевич Солженицын. Биография писателя. «Матренин двор». В сокращении. Судьба Матрены как вопло­щение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра. Идея национального характера в рассказе. Обобщающий смысл заключительных слов о «праведнике, без которого, по посло­вице, не стоит село». Традиции русской классики в изобра­жении народной жизни.

Виктор Петрович Астафьев. Биография писателя. «Фото­графия, на которой меня нет». Своеобразие сюжета рассказа. Красота души героев произведения. Непреходящая истори­ческая память народа.
Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «Привет, Россия...», «Русский огонек», «Поэзия». Живо­творящая любовь к людям, к родной природе. Мотивы одино­чества в лирике поэта и их преодоление. Сквозные образы поэзии Н. Рубцова (дорога, звезда, свет и т. д.). Музыкальность стиха.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. Лирика. «Ни­кого не будет в доме...», «Снег идет». Философское осмысление жизни. Выразительность стихотворной речи.

Чингиз Айтматов. Биография писателя.

Для обсуждения:

«Белый пароход» («После сказки») (в сокращении). Гума­нистический пафос повести. Идея взросления человека. Старик Момун и мальчик. Осуждение жестокости и бездуховности. Орозкул. Легенда о Рогатой матери-оленихе и ее роль в ком­позиции произведения.
Из зарубежной литературы

Жюль Верн. Слово о писателе.

Для обсуждения:

«Таинственный остров» (главы). Ж. Берн — основопо­ложник жанра научно-фантастического романа. Борьба чело­века за овладение Вселенной; гимн науке, созидательной мысли и труду в романах Ж. Верна.

Иллюстрации к роману Ж. Верна. Кинофильм «Таинствен­ный остров».

Артур Конан-Дойль. Слово о писателе.

Для обсуждения: «Пестрая лента».

Для внеклассного чтения:

Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»; «20000 лье под водой».

Г. Уэллс. «Человек-невидимка»; «Война миров». В. Скотт. «Айвенго»; «Квентин Дорвард».

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.
Учащиеся должны знать:

1. Тексты художественного произведения.

2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

8. Давать анализ отдельного эпизода.




Тема

урока

Цели

урока

Оборудование,исполь-

зов-я лит-ра.

Теория лит-ры

Нац-но-

регион.

компо-

нент

Меж-

пред-

-метная связь

Развитие

речи

Слова

активн.

усвоения

Инд.

творч.

зад-я

на дом

Дата

1

Введение. Художественная литература и действительность.Образное отражение жизни в худ. лит-ре.

Показать на примере различных произведений связь худ. лит-ры с действительностью

























2

А.С.Пушкин

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

Познакомить со стихами, историями созданий стих-й, подчеркнуть вольнолюбие мотивы в лирике, анализировать образ автора ( его гуманность, чувство. собственного достоинства; независимости, оптимизм)




Стихот-ворение, размер, рифма

Декабристы в Казани

Восстание

декабрист

Выраз. чтение стих

Звезда пленительного счастья

Выуч. наизусть «К Чаадаеу




3

А.С.Пушкин «Анчар»

«Арион»

Познакомить со стих-ем, раскрыть вольнолюбивые мотивы.




размер

идея







Выраз.

Чтение,

Анализ

Анчар

арион

Отв.на вопр




4

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Главы «Сержант гвардии», «Вожатый».

Ком. чтение глав, первое знакомство с Гриневым,раскрыть характерные черты вожатого

(ум,наблюдательность, находчивость)

Иллюстрации к произве

дению

Эпиграф

А.С.Пушкин в Казани

Пугачевское восстание 1773-1774гг

Ком.чтен.,

пересказ отрывков.

Контракнт,борзая,кавалер,потянет лямку,понюхает пороху

1)I харак-ка Гринева

2)сост.-ть подробный

рассказ о

вожатом

3)пересказ

описание бурана





































































5

Комментированное чтение «Крепость», «Пугачевщина», «Приступ»

Дать характеристику Пугачеву, воспитать душевную стойкость, преданность, любимому человеку.




повесть










Бастион

Ранг


1)сост.-ть связьн.текст «Семья» Миронова

2)сост.-ть

план к 6 главе




6

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск