Скачать 0.52 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Олуяз
Рабочая программа по предмету русская литература в 8 классе учителя I квалификационной категории Гарифуллиной Светланы Рафаэльевны 2011-2012 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе «Программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы» под редакцией М.Г.Ахметзянова, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, и учебника-хрестоматии для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г.Ахметзянова. Широкий круг произведений русской литературы, представленный в программе, позволит осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В программу включены также произведения зарубежной классики. Цели и задачи изучения русской литературы Задача курса — познакомить учащихся 8 класса с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татарской школе — становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией. Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетической направленности изучения художественных произведений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника. При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение. Общими показателями достижения цели литературного образования являются:
Цели и задачи изучения русской литературы в 8 классе определили структуру и содержание программы. Структура и содержание программы Программа представляет собой продолжение систематического курса школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие общечеловеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям. Основное содержание программы составляют произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Блока, ранее изучавшиеся в школе. Представлена в программе поэзия Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, «серебряного века», а также А.А.Ахматовой, М. И. Цветаевой, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова и других поэтов. Включены в программу произведения А. И. Солженицына, В. П. Астафьева, Ч. Айтматова, К. Г. Паустовского и других писателей, которые изучаются как в средних, так и в старших классах. Концентрически-хронологическое расположение материала в программе позволяет знакомить учащихся с произведениями указанных авторов на каждой ступени литературного образования. Крупные эпические произведения программа рекомендует изучаются в сокращении либо их отдельные главы. Программа включает ряд разделов: русская литература XIX века; русская литература XX века, зарубежная литература. Произведения сгруппированы на основе их проблемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности. В программе учитывается также историко-хронологический принцип расположения материала. Художественные произведения в программе распределяются по 3 рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения. Изучение произведений, включенных в первую рубрику, сопровождается разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому изучению этих произведений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Произведения, включенные во вторую рубрику, подробно не разбираются. Их можно обсудить в ходе беседы. Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения, можно обсудить как на специальных уроках, так и на индивидуальных и групповых консультациях. Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися 8 класса. В этом классе учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения. Введение Художественная литература и действительность. Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе. Русская литература XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар». Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. Образ автора, его гуманность, чувство собственного достоинства, независимость, оптимизм. Точность и продуманность лексических средств. Теория литературы. Стихотворная строфа. Пушкин в Казани. «Капитанская дочка» (в сокращении). Причины обращения Пушкина к теме пугачевского восстания. Образ Пугачева. Образ рассказчика и образ Гринева. Маша Миронова. Проявление душевной стойкости, преданности и верности любимому человеку. Старики Мироновы. Савельич. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Вопросы чести и долга. Точность и лаконизм пушкинской прозы. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чувства достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина (1827 г.). Иллюстрации А. Пластова, П. Соколова, С. Иванова к произведениям Пушкина. Кинофильм «Капитанская дочка». Теория литературы. Повесть как жанр литературы (развитие понятия). Для внеклассного чтения: К. Г. Паустовский. «Михайловские рощи». Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов на Кавказе. «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор...», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» Взаимоотношения человека и природы. Авторская позиция. «Мцыри». Свободолюбивый характер Мцыри. Контраст между жизнью в монастыре и за его пределами. Романтическая красочность описаний, упругость и, энергия стиха. Национальный колорит. М. Лермонтов. Автопортрет (1837 г.). Иллюстрации П. Константинова, Д. Кардовского, М. Врубеля, Л. Пастернака, В. Серова и других художников к произведениям Лермонтова. Теория литературы. Поэма как литературный жанр. Для внеклассного чтения: К. Г. Паустовский. «Разливы рек». Николай Васильевич Гоголь. Гоголь в Петербурге. «Шинель». Тема «маленького человека». Сложность образа Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора. Образ «значительного лица», развязка повести. «Шинель» — одно из глубочайших созданий Гоголя» (Белинский). Иллюстрации к повестям Гоголя. Кинофильм «Шинель». Портреты Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России. Страх перед ревизором как основа драматического действия. Мастерство речевых характеристик, своеобразие монологов и диалогов. Авторские ремарки. Обобщающее значение характеров комедии. Хлестаков и «хлестаковщина». Смех — единственное «честное и благородное лицо комедии». Теория литературы. Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение. Для внеклассного чтения: Н.В.Гоголь«Петербургские повести» Иван Сергеевич Тургенев. Биография писателя. Для обсуждения: «Певцы». Народ как носитель лучших черт национального характера. Вера писателя в духовные силы человека. «Бурмистр». Создание целостной картины русской действительности, противопоставление России крестьянской и России помещичьей. Иллюстрации к рассказам Тургенева. Портреты И. С. Тургенева. Для внеклассного чтения: «Живые мощи» и др. рассказы И. С. Тургенева (по выбору учителя). Федор Иванович Тютчев. «Я встретил вас — и все былое...». Афанасий Афанасьевич Фет. «На заре ты ее не буди...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...». Алексей Константинович Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «Не ветер, вея с высоты...».Стихи о любви к природе. Воспевание чистоты нравственного чувства, облагораживающего действия любви; красоты родной природы. Музыкальность лирики. Ее тяготение к романсу. Музыкальная обработка этих стихов русскими композиторами. Николай Алексеевич Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни. Прокл. Его судьба как отражение тяжелой жизни крестьян. Поэтический образ русской женщины. Картины природы в поэме. Народнопоэтические мотивы в поэме. «Орина, мать солдатская»; «В полном разгаре страда деревенская», «Вчерашний день, часу в шестом...»; «Замолкни, Муза мести и печали!..». Поэт о печальной доле русской крестьянки. Горечь и сострадание героине. Гражданские мотивы его творчества. Разнообразие авторских интонаций. Связь стихотворений с народно-поэтическим творчеством. Николай Семенович Лесков. Биография писателя. Для обсуждения: «Тупейный художник». Прославление талантливости русского человека, воспевание творческого труда народа. Самобытность и мастерство прозы Лескова. Народная языковая стихия. Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой в Казани. «После бала». Обличительный характер рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества. Автор и рассказчик в произведении. Иллюстрации художников к рассказу. Теория литературы. Сюжет и композиция произведения. Антитеза как способ построения произведения. Для внеклассного чтения: Л. Н. Толстой. «Юность» (главы). Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре». Изображение духовного оскудения личности, косности и пошлости быта. Отсутствие свободы, враждебность существующего порядка человеку. Образ Беликова — «человека в футляре». Беликовщина как явление времени. Мысль о необходимости жить интересами общества. Своеобразие композиции рассказов «Маленькой трилогии». Призыв делать добро. Писатель о ложных представлениях, определяющих судьбы людей. Иллюстрации к рассказам Чехова. Портреты А. П. Чехова. Для обсуждения: «Крыжовник», «О любви». Русская литература XX века Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Тёмные аллеи». Герои рассказа. Их печальная судьба. Грустные размышления автора о судьбах дворянских усадеб. Лиризм повествования. Александр Иванович Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Максим Горький (А.М.Пешков) Для обсуждения: «Мои университеты» (отрывок). Автобиографическая основа повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Казань 80-х годов XIX века — на страницах повести. Алеша Пешков и другие герои повести. Их характеры. Вера в творческие силы народа. Для внеклассного чтения: М. Горький. «Мои университеты», «Сказки об Италии». Владимир Владимирович Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворений. Победа истинной доброты над мерзостью жизни. Особенности стихотворной речи Маяковского. «Прозаседавшиеся». Обличение бюрократизма в сатире поэта. Теория литературы. Особенности ритма, лексических средств и тропов в стихотворениях Маяковского. Гипербола. Гротеск. Литота. Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта. Лирика. «Моим стихам, написанным так рано...», «Красною кистью рябина зажглась...», «Тоска по Родине! Давно...». Любовь к земной жизни и осознание катастрофичности бытия. Философская глубина восприятия мира. Неслабеющее чувство любви к Родине. Разнообразие ритмов, неожиданные созвучия, музыкальная атмосфера и лаконизм стихов. Осип Эмильевич Мандельштам. Биография поэта. Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собою не чуя страны...» Усложненная ассоциативность поэтической речи. Разлад с советской действительностью в 20—30-е годы. Отрицание насилия и крови. Волшебство стиха. Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. Для обсуждения: «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе. Отношение Насти к матери и скульптору. Композиция рассказа. Жизненные факты, легшие в основу рассказа. Теория литературы. Развитие понятия о композиции. Для внеклассного чтения: К. Г. Паустовский. «Снег», «Бриз», «Белая радуга». Александр Трифонович Твардовский. А. Т. Твардовский на фронте. Поэма «Василий Теркин» (главы из поэмы: «Переправа», «Награда», «Гармонь», «Два солдата», «От автора»). Композиция поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Василий Теркин, его душевная стойкость, удаль, жизнерадостность. Юмор в поэме. Ю. Непринцев. «Отдых после боя». О. Верейский. Иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Стихотворения о Великой Отечественной войне Алексей Александрович Сурков. «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь...». Константин Михайлович Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня...». Михаил Васильевич Исаковский. «До свиданья, города и хаты...», «В лесу прифронтовом». Поэты о героизме, патриотизме, самоотверженности защитников родины и трудностях грозных лет войны. Андрей Платонович Платонов. А. П. Платонов на войне. «Возвращение». «Война и семья» — основная тема рассказа. Семья Иванова: Любовь Васильевна, ее дети Петя и Настя. Авторская позиция в рассказе. Алексей Иванов, преодоление им «самолюбия и собственного эгоизма». Гуманизм рассказа. Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Я живу, как кукушка в часах...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Читатель», «Мужество». Патриотическая направленность лирики Ахматовой. Разговорные интонации как характерные особенности в лирике поэта. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве. Александр Исаевич Солженицын. Биография писателя. «Матренин двор». В сокращении. Судьба Матрены как воплощение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра. Идея национального характера в рассказе. Обобщающий смысл заключительных слов о «праведнике, без которого, по пословице, не стоит село». Традиции русской классики в изображении народной жизни. Виктор Петрович Астафьев. Биография писателя. «Фотография, на которой меня нет». Своеобразие сюжета рассказа. Красота души героев произведения. Непреходящая историческая память народа. Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «Привет, Россия...», «Русский огонек», «Поэзия». Животворящая любовь к людям, к родной природе. Мотивы одиночества в лирике поэта и их преодоление. Сквозные образы поэзии Н. Рубцова (дорога, звезда, свет и т. д.). Музыкальность стиха. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. Лирика. «Никого не будет в доме...», «Снег идет». Философское осмысление жизни. Выразительность стихотворной речи. Чингиз Айтматов. Биография писателя. Для обсуждения: «Белый пароход» («После сказки») (в сокращении). Гуманистический пафос повести. Идея взросления человека. Старик Момун и мальчик. Осуждение жестокости и бездуховности. Орозкул. Легенда о Рогатой матери-оленихе и ее роль в композиции произведения. Из зарубежной литературы Жюль Верн. Слово о писателе. Для обсуждения: «Таинственный остров» (главы). Ж. Берн — основоположник жанра научно-фантастического романа. Борьба человека за овладение Вселенной; гимн науке, созидательной мысли и труду в романах Ж. Верна. Иллюстрации к роману Ж. Верна. Кинофильм «Таинственный остров». Артур Конан-Дойль. Слово о писателе. Для обсуждения: «Пестрая лента». Для внеклассного чтения: Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»; «20000 лье под водой». Г. Уэллс. «Человек-невидимка»; «Война миров». В. Скотт. «Айвенго»; «Квентин Дорвард». Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса. Учащиеся должны знать: 1. Тексты художественного произведения. 2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений. 3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений. 4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа. 5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений. Учащиеся должны уметь: 1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении. 2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним. 3. Различать эпические, лирические и драматические произведения. 4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического). 5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права. 6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения. 7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче. 8. Давать анализ отдельного эпизода.
|