Скачать 40.49 Kb.
|
Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Черновой Любови Константиновны Урок по русскому языку в 5 классе. Тема: «Однозначные и многозначные слова». Цели: сообщить о многозначных и однозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарём. Ход урока
Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… (А.С. Пушкин) Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? (А. Толстой) Конечно, колокольчик в этих двух текстах не одно и то же. В первом – это звоночек в виде небольшого колокола. Во втором – это цветок. Значит, у слова может быть не одно лексическое значение, а два.
-Есть ли что-то общее у малярной кисти, кисти винограда и кисти руки? -Действительно, у каждого из них имеются черты сходства по форме – пальцы, щетинки, ягоды, собранные в одном месте. -Не встречали ли вы ещё какие-либо кисти? (У белки, у знамени). -Сколько лексических значений имеет слово кисть? (Много). Такие слова называются многозначными. Прочитайте правило на с. 129.
На доске: 1). Белка песенки поёт, 2). Золотые нивы, Да орешки всё грызёт; Гладь и блеск озёр, А орешки не простые, Светлые заливы, Все скорлупки золотые, Без конца простор. Ядра – чистый изумруд. 3)Золотой работник наш мастер Иванов! 4). Пролетела золотая пора каникул. Скоро в школу! 5). Бабушка, золотая моя! -Что значит слово золотой в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина? -Что значит золотые нивы? То же самое, что скорлупки золотые у Пушкина? Очевидно, нет. А что может быть такое же золотое, как золотые нивы? (Рожь, пшеница, листья, лучи, солнечные зайчики). -Что значит золотой работник? О каком работнике так можно сказать? (О хорошем, ценном, он всё умеет делать и делает хорошо). Ещё можно сказать, что руки у такого работника золотые. Золотым называют и хорошего, доброго человека. -Что значит золотая пора, золотое время, золотое детство, золотые дни? -Что значит золотой мальчик, золотая девочка, золотая бабушка? Итак, сколько значений в слове золотой? Запись:
Есть слова, у которых ещё больше значений. Например, у слова идти- 26.
-А как узнать, однозначное слово или многозначное? Нам поможет толковый словарь. На с. 130 учебника прочтите теорию. Из толкового словаря на с. 228-296 выпишите в два столбика по пять однозначных и многозначных слов. Проверим.
Запись: От бессонницы у него заболела голова. Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро. Он в неравном бою сложил голову свою. Фермер продал государству сто голов рогатого скота. Хлеб – всему голова. В первую голову, надо хорошо учиться. Вот сколько значений у слова голова.
1)Мы ходим ночью, ходим днём, 2) Они обычно для шитья, Но никуда мы не уйдём. И у ежа их видел я. Мы бьём исправно каждый час, Бывают на сосне, на ёлке, Но вы, друзья, не бейте нас. А называются… (Часы) (Иголки) 3)Есть всегда он у людей, 4) Эх, звоночки, синий цвет, Есть всегда у кораблей. С язычком, а звону нет. (Нос) (Колокольчики) 5)В тетради я бываю Я планка для черчения 6) Падают с ветки Косая и прямая; И наконец, порою Золотые монетки. В другом своём значении В шеренгу вас построю. (Листья) (Линейка)
Мальчик прочитал предложения и сделал к ним рисунки. Какие ошибки он при этом допустил? Почему? С. 131 учебника. И мой рисунок. Наша школа вышла на субботник. Лодка уткнулась носом в берег. Артиллерист чистил ствол пушки. У Коли хвост по литературе.
-Какие слова однозначные и многозначные? -Как узнать, однозначное или многозначное слово? -В каком лексическом значении употреблено слово каша в стихотворении? Живёт на свете Саша. На сладком молоке. Во рту у Саши каша- …Когда он вслух читает, Не рисовая каша, Поймёшь едва-едва: Не гречневая каша, И звуки он глотает, Не манка, не овсянка И целые слова. С. Михалков -У нас в классе нет таких учеников? Чтобы не было во рту каши, надо стараться говорить громко, чётко, много учить наизусть и выполнять домашние задания.
Выучить правило на с. 129: упр. 333 (как со словом золотой). Слова для справок есть в упражнении. |