Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент.
|
|
Введение в тему урока. Слайд 1.
| Записывают тему.
|
Чтение и обсуждение статьи учебника о жизни писателя. Беседа. Слайд 2.
| Читают про себя, отмечают своеобразие высказываний писателя. Приходят к выводу, что ему свойствен юмор, ирония.
|
Приступаем к чтению и обсуждению начала рассказа о жизни вещей. Слайд№ 3
Слайд № 4
Слайд №5
Слайд № 6
Слайд №7 Слайд № 8
| Смотрят на иллюстрации, пытаются объяснить природу олицетворения вещей из окружения писателя, приходят к выводу о том, что предметы наделяются характерными чертами.
|
Слайд 9. Комментированное выборочное чтение о путешествиях некоторых вещей.
| Находят в тексте удивительные факты «прогулок-исчезновений» предметов, выявляют позицию автора, определяют виды комического.
|
Обсуждение случая с пенсне. Слайд 10.
Какие попытки были предприняты, для того чтобы найти вещь, кем были предприняты.
| Находят в тексте и отвечают на вопрос, как пытались найти пенсне, опять выделяют комическое.
|
Возвращение пенсне. Слайд № 11
Слайд12.
| Обсуждение физиономии пенсне. Пытаются объяснить, почему предмет вернулся к хозяину и какие разочарования постигли его во время отлучки.
|
Слайд 13.
Обсуждение в импровизированных группах: самоубийство или нет.
| Высказывают мнение о печальной судьбе пенсне.
|
Слайд 14.
Финал рассказа. Как мы его понимаем?
| Пытаются объяснить финал, понять подоплёку грустной иронии.
|
Слайд 15. Обсуждение видов комического.
| Отвечают на вопросы, приходят к выводу о развернутой метафоре.
|
Слайд 16. Работа в импровизированных группах с тем, чтобы задать проблемный вопрос, ответ на который объяснял бы замысел автора.
| После примера вопроса учителя (Почему Осоргин приступает к описанию исчезновения пенсне после столь долгого вступления?), совещаются и задают свои.
|
Итоги обсуждения. Рефлексия.
| Пишут ответы на предложенные вопросы.
|
Подведение итогов урока. Оценки.
| Записывают домашнее задание: минисочинение по рассказу Тэффи: «Как название рассказа помогает понять его суть?» или «Что скрывается за комическим в рассказе?»
|