Скачать 47.96 Kb.
|
Урок литературного чтения в 3 классе по теме « Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо»» Вид урока: комбинированный. Тип урока: изучение нового материала. Технология: проблемно – диалогическая, информационные, здоровьесберегающие. Система обучения: развивающая. Цель:
Ход урока.
II. Самоопределение к действию. (Слайд 1) 1) Это день больших секретов, Сто вопросов – сто ответов, Все готовятся к нему Отвечать на «почему»! - Как вы думаете, что ждёт нас на уроке? (Будем искать ответы на разные вопросы, делать новые открытия).
Сегодня начинаем новую часть учебника, но сначала давайте вспомним стихотворение Ю. Мориц «Песенка про сказку». Работа с учебником. Стр.97 Стихотворение выразительно читают 3 ученика. Что знаете про сказки? Прочитайте название нового раздела и объясните смысл пословицы. Какие ещё пословицы о добрых делах вспомните? А как название раздела может быть связано со сказками?
Каких сказочных героев помните? Проверим? Выступление учеников. (Слайд 2) Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печку посадить. Волшебное существо, которому предстоит жить вечно, если какой – нибудь смельчак не отыщет его смерть. Существо, которое считает себя хозяином леса. Любит оборачиваться корягой или пнём. Может завести путника в чащу. Живёт в буреломе или дупле, откуда любит покричать. Существо, которое считает себя хозяином воды. Представляют его в виде старика с зелёной бородой из тины и водорослей. Волшебный кот, который усыпляет путников своим мяуканьем. Это существо живёт в чаще леса. У него одежда из листьев, а на лапках – коготки. Пока это существо маленькое, говорят, что его качает в колыбели кот – Баюн. А когда вырастет: гремит, трещит, людей пугает.
Лексическая работа со словом «интервью» (работа в парах со словарём). Интервью, разыгранное учениками (Ж – журналист, Г – гость). Ж.: - Добрый день, я – журналист известной газеты. Хочу взять у вас интервью, которое потом напечатает наше издательство. Но для этого вам придётся ответить на несколько вопросов. Мой первый вопрос: Вы – волшебник? Г.: - Нет, я простой человек. Но часто в моих делах мне помогают сказочные существа. Ж.: - Где вы жили? Г.: - Чаще в деревне, но мог поселиться и во дворце. Ж.:- Как выглядели? Г.:- Невысокого роста, крепкого телосложения, у меня кудрявые волосы. Ж.: - А чем вы занимались? Г.: - Сражался со злом, защищал слабых, освобождал родную землю от нечисти. Ж.: - Вы добрый или злой? Г.: - Думаю, что добрый. Ж.: - Произведения, в которых вы обитаете – сказки? Г.: - Да. Ж.: - В финале вы побеждаете врагов и женитесь на принцессе? Г.: - Да. Ж.: - Друзья, узнали ли вы моего героя? (Слайд 3)
Далее постепенно открывается каждое слово, а ребята называют свои ассоциации. Появляется запись на доске. (Слайд 4) ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО – ЮДО
Знакомство со словом «чудо – юдо». (Слайд 5) IV. Совместное «открытие» знаний.
Физическая пауза. - На минуту мы попросим у Ивана его верного коня. Наш комплекс упражнений называется «Ты скачи, скачи, лошадка». 7) Выполнение подготовительных упражнений перед чтением. - Читай несколько раз. - Читай быстро, слитно. - Читай внимательно. - Чтение слов – сносок. 8) Чтение сказки - по цепочке - чтение учителем самого напряжённого момента - чтение по ролям 9) Работа по содержанию. - Понравилась ли вам сказка? Чем? Какие чувства вызвала? - Докажите, что это сказка. Назовите её признаки. - Найдите описание Чуда – Юда. Почему так назван? А где же Змей Горыныч? - Дайте характеристику Ивану. V. Закрепление изученного. Развитие творческих способностей. 10) Игра «Я – журналист» - Задайте интересные вопросы по содержанию сказки. 11) Словесное рисование. - Какую иллюстрацию к этой сказке хотелось бы нарисовать вам? - Рассмотрите иллюстрацию учебника. Какими словами из текста вы их «подписали» бы. 12) Групповая работа «Театр». Инсценировка понравившегося отрывка. VI. Подведение итогов урока. - Какую сказку читали на уроке? Кто автор? - Какой раздел учебника открывает эта сказка? - За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын? - Могли бы события и действия сказки происходить в наши дни? VII. Рефлексия. - Кому понравился сегодняшний урок? - Что на уроке понравилось? - Какой информацией, полученной на уроке, вы хотели бы поделиться с родителями? - Получили ли вы ответы на свои вопросы? - На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели ещё узнать? VIII. Домашнее задание. - Прочитать сказку с родителями по ролям. - Нарисовать иллюстрацию к сказке. На выбор: - Подготовить викторину по русским народным сказкам. - Составить картинный план. - Подготовить интервью с понравившимся героем. |