Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 82.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.10.2013
Размер82.12 Kb.
ТипУчебники
100-bal.ru > Литература > Учебники
Разновозрастное занятие по литературе для учащихся 5, 7 классов.

Тема занятия: «Жемчужины русского красноречия».
Задачи занятия:

Образовательные:

  • актуализация и расширение знаний учащихся о пословицах и поговорках как средстве украшения речи;

  • 5 класс – знакомство с теоретико-литературным термином «поговорка» и отличием поговорок от пословиц;

  • 7 класс – обобщение и закрепление знаний учащихся о пословицах и поговорках разных народов.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования;

  • развитие общеучебных навыков, умений школьников работать в разновозрастных группах малого состава;

  • развитие у учащихся коммуникативных качеств, умений выполнять различные социальные роли;

  • расширение знаний школьников о культуре разных народов и о прошлом своего народа;

  • развитие интереса учащихся к истории и языку, культуре и литературе своего народа.

Воспитательные:

  • создание условий для самореализации учащихся на занятии;

  • формирование у школьников культуры общения;

  • формирование у учащихся бережного отношения к культурному наследию своего народа и народов других стран;

  • формирование у учащихся умений самооценки своей деятельности.

Тип занятия: занятие закрепления и обобщения изученного материала.

Организация обучения учащихся на занятии: фронтальная, групповая (две команды разновозрастного состава), парная работа.

Оборудование:

  1. Наборное полотно «Жанры устного народного творчества»

  2. Высказывания о пословицах (подготовлены детьми).

  3. Русские народные костюмы.

  4. Оформление кабинета в стиле русской избы.

  5. Костюм Петрушки.

  6. Карточки с заданиями. (приложение).

  7. Выставка книг о пословицах и поговорках (см. литературу).

  8. Иллюстрации к пословицам (изготовлены детьми на уроках ИЗО).

  9. Фонограммы русских народных песен.

  10. Оформление доски (приложение 1).

Литература:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. М., 96.

  2. В большом деле и маленькая помощь дорога. М., 87.

  3. Галитчев Г. О пословицах. М., 86.

  4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. М., 95.

  5. Изучение литературы в 5 классе / Под ред. В.Г. Маранцмана. С.- Пб., 91.

  6. Круглый год. М., 91.

  7. Литература. Учебники для 5, 7 классов.

  8. Пособие к учебнику – хрестоматии «Читаем, думаем, спорим» для 5 класса / Составитель Т.Ф. Курдюмова. М., 97.

  9. Пособие к учебнику – хрестоматии «Читаем, думаем, спорим» для 7 класса / Составитель В.Я. Коровина. М., 96.

  10. Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса / Составитель Т.С. Миркин. М., 2000.

  11. Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса / Составитель Т.Ф. Курдюмова. М., 97.

  12. Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса / Составитель И.М. Михайлова и др.. М.,97.

  13. Рабочая тетрадь по литературе для 7 класса /В.Я. Коровина. М., 95.

  14. Русские пословицы и поговорки. М., 88.

  15. Русский часослов. М., 90.

  16. Сказки, пословицы, загадки. М., 88.

  17. Толстой Л.Н. Скучен день до вечера. М., 92.

  18. Шергин Б. Одно дело делаешь, другое не порть. М., 89.

Подготовка учителя к занятию:

  1. Проведение консультации для учащихся 7 класса.

  2. Изготовление совместно с учащимися 5 класса наборного полотна.

  3. Оформление иллюстраций и высказываний о пословицах (с учащимися 5 класса на уроке ИЗО).

  4. Репетиция пантомимы.

  5. Оформление кабинета в стиле русской избы.

  6. Оформление выставки книг с использованием кукол в народных костюмах.


Ход занятия




Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

5 класс

7 класс

1

Оргмомент

Введение в тему занятия.

Встречает гостей «русской избы», сообщает тему занятия, помогает сформулировать цель занятия, руководит действиями учащихся.

Под руководством учителя заполняют наборную схему «Жанры УНТ». Представляют подготовленные плакаты с высказываниями о пословицах и поговорках, иллюстрации к пословицам и поговоркам.

Слушают

Ученик рассказывает об истории возникновения пословиц.

2

Разминка

Объясняет задания, руководит работой учащихся, вместе с ними оценивает работу команд, корректирует.

Собирают из половинок высказываний пословицы.

Угадывают пословицы по начальным словам.

3

Футбол из пословиц

Ученик рассказывает о многообразии пословиц, об их переносном значении.

Слушают.

По очереди команды отгадывают, о каких чертах и качествах человека идет речь в пословицах, которые называет учитель.

4

Ты – мне, я – тебе.

Руководит работой учащихся, корректирует, поясняет.

Команды угадывают пословицы на основе их истории.

5

Изучение теоретичес-ких положений литературоведения о пословицах и поговорках.

Комментирует, дополняет.

Слушают.

Объясняют учащимся 5 класса отличия пословиц от поговорок

Выделяют на карточках среди пословиц поговорки.

Решают ребус, полученную поговорку дополняют до пословицы.

6


Народная игра «Здравствуй, дедушка»

Переведи пословицу

Объясняет правила игры с помощью Петрушки – ученика старших классов.

Организует работу учащихся, контролирует, поясняет.

Играют

При помощи пантомимы команды загадывают друг другу пословицы и поговорки и отгадывают их по очереди.

Собирают пословицу из отдельных фрагментов (пазлы).

Подбирают переведенным на иностранным пословицам аналоги в русском языке.

7

Подведение итогов занятия

Организует обсуждение и награждение победившей команды.

Заканчивают предложение: «Пословица – это…»

Высказывают свое мнение о работе на занятии, оценивают занятие и свою деятельность.

8

Объяснение домашнего задания.

Комментирует домашнее задание.

«3», - нарисовать рисунок по теме занятия.

«4» – выполнить индивидуальные задание из рабочей тетради для 5 класса (11, 6 – 9)

«5» - составить рассказ по пословице или отгадать кроссворд.

«5» – выполнить задания из рабочей тетради для 7 класса (13, 8 – 11).



Приложение 1

Оформление доски
«Жемчужины русского красноречия»
Жанры УНТ




Иллюстрации Плакаты

к пословицам с высказываниями

и поговоркам о пословицах

и поговорках

Приложение 2

Образцы заданий к занятию
Собери пословицы:

Не спеши языком один раз отрежь.

Сам пропадай надо мало спать.

С кем поведешься а руки делают.

Труд человека кормит а товарища выручай.

Глаза страшаться от того и наберешься.

Хочешь много знать - а лень портит.

Ученье – свет торопись делом.

Семь раз отмерь а неученье – тьма.

Как характеризуют человека следующие пословицы и поговорки:

  1. В рубашке родился.

  2. Семи пядей во лбу.

  3. Гол, как сокол.

  4. Его голыми руками не возьмешь.

  5. С него, как с гуся вода.

  6. Косая сажень в плечах.

  7. Подал ручку, подставил ножку.

  8. Ел, да устал. Спал, да намаялся.

  9. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Игра «Здравствуй дедушка».

Команда выбирает дедушку – отгадчика.

Участники игры произносят следующие слова:

  • Здравствуй, дедушка!

  • Здравствуйте, дети! Где вы были, что делали?

  • Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!

С помощью пантомимы команды передают значение пословиц и отгадывают:

1 команда –

Ее толкут в ступе и носят в решете.

Ее набирают в рот, когда молчат.

Ею не разлить друзей (вода).

2 команда –

Ее заваривают и расхлебывают при запутанном деле.

Ее просит рваная обувь.

Она в голове у путаников (каша).

Преврати поговорку в пословицу:

  1. Ученье – свет…

  2. За двумя зайцами погонишься…

  3. Не было бы счастья…

  4. Кто вчера солгал…

  5. Не отведав горького…

  6. Мели, Емеля,…

  7. Не все коту масленица...

  8. Недосол на столе…

Приложение 3

Терминология
Пословица – краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении (литературный энциклопедический словарь).

- коротенькая притча … Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот… (В.И. Даль. Толковый словарь).

Сопоставьте эти два толкования. Назовите общие основные признаки пословицы и различия в толковании данного понятия.
Приложение 4
Контрольная карточка для 7 класса
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость («Дело мастера боится»).

Поговорка – яркое меткое народное выражение; часть суждения без вывода («Легок на помине»).

Структура пословицы: условие + вывод.

Структура поговорки: условие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск