Разновозрастное занятие по литературе для учащихся 5, 7 классов.
Тема занятия: «Жемчужины русского красноречия». Задачи занятия:
Образовательные:
актуализация и расширение знаний учащихся о пословицах и поговорках как средстве украшения речи;
5 класс – знакомство с теоретико-литературным термином «поговорка» и отличием поговорок от пословиц;
7 класс – обобщение и закрепление знаний учащихся о пословицах и поговорках разных народов.
Развивающие:
развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования;
развитие общеучебных навыков, умений школьников работать в разновозрастных группах малого состава;
развитие у учащихся коммуникативных качеств, умений выполнять различные социальные роли;
расширение знаний школьников о культуре разных народов и о прошлом своего народа;
развитие интереса учащихся к истории и языку, культуре и литературе своего народа.
Воспитательные:
создание условий для самореализации учащихся на занятии;
формирование у школьников культуры общения;
формирование у учащихся бережного отношения к культурному наследию своего народа и народов других стран;
формирование у учащихся умений самооценки своей деятельности.
Тип занятия: занятие закрепления и обобщения изученного материала.
Организация обучения учащихся на занятии: фронтальная, групповая (две команды разновозрастного состава), парная работа.
Оборудование:
Наборное полотно «Жанры устного народного творчества»
Высказывания о пословицах (подготовлены детьми).
Русские народные костюмы.
Оформление кабинета в стиле русской избы.
Костюм Петрушки.
Карточки с заданиями. (приложение).
Выставка книг о пословицах и поговорках (см. литературу).
Иллюстрации к пословицам (изготовлены детьми на уроках ИЗО).
Фонограммы русских народных песен.
Оформление доски (приложение 1).
Литература:
Аникин В.П. К мудрости ступенька. М., 96.
В большом деле и маленькая помощь дорога. М., 87.
Галитчев Г. О пословицах. М., 86.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. М., 95.
Изучение литературы в 5 классе / Под ред. В.Г. Маранцмана. С.- Пб., 91.
Круглый год. М., 91.
Литература. Учебники для 5, 7 классов.
Пособие к учебнику – хрестоматии «Читаем, думаем, спорим» для 5 класса / Составитель Т.Ф. Курдюмова. М., 97.
Пособие к учебнику – хрестоматии «Читаем, думаем, спорим» для 7 класса / Составитель В.Я. Коровина. М., 96.
Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса / Составитель Т.С. Миркин. М., 2000.
Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса / Составитель Т.Ф. Курдюмова. М., 97.
Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса / Составитель И.М. Михайлова и др.. М.,97.
Рабочая тетрадь по литературе для 7 класса /В.Я. Коровина. М., 95.
Русские пословицы и поговорки. М., 88.
Русский часослов. М., 90.
Сказки, пословицы, загадки. М., 88.
Толстой Л.Н. Скучен день до вечера. М., 92.
Шергин Б. Одно дело делаешь, другое не порть. М., 89.
Подготовка учителя к занятию:
Проведение консультации для учащихся 7 класса.
Изготовление совместно с учащимися 5 класса наборного полотна.
Оформление иллюстраций и высказываний о пословицах (с учащимися 5 класса на уроке ИЗО).
Репетиция пантомимы.
Оформление кабинета в стиле русской избы.
Оформление выставки книг с использованием кукол в народных костюмах.
Ход занятия
№
| Этап занятия
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 5 класс
| 7 класс
| 1
| Оргмомент
Введение в тему занятия.
| Встречает гостей «русской избы», сообщает тему занятия, помогает сформулировать цель занятия, руководит действиями учащихся.
| Под руководством учителя заполняют наборную схему «Жанры УНТ». Представляют подготовленные плакаты с высказываниями о пословицах и поговорках, иллюстрации к пословицам и поговоркам.
| Слушают
| Ученик рассказывает об истории возникновения пословиц.
| 2
| Разминка
| Объясняет задания, руководит работой учащихся, вместе с ними оценивает работу команд, корректирует.
| Собирают из половинок высказываний пословицы.
| Угадывают пословицы по начальным словам.
| 3
| Футбол из пословиц
| Ученик рассказывает о многообразии пословиц, об их переносном значении.
| Слушают.
| По очереди команды отгадывают, о каких чертах и качествах человека идет речь в пословицах, которые называет учитель.
| 4
| Ты – мне, я – тебе.
| Руководит работой учащихся, корректирует, поясняет.
| Команды угадывают пословицы на основе их истории.
| 5
| Изучение теоретичес-ких положений литературоведения о пословицах и поговорках.
| Комментирует, дополняет.
| Слушают.
| Объясняют учащимся 5 класса отличия пословиц от поговорок
| Выделяют на карточках среди пословиц поговорки.
| Решают ребус, полученную поговорку дополняют до пословицы.
| 6
| Народная игра «Здравствуй, дедушка»
Переведи пословицу
| Объясняет правила игры с помощью Петрушки – ученика старших классов.
Организует работу учащихся, контролирует, поясняет.
| Играют
При помощи пантомимы команды загадывают друг другу пословицы и поговорки и отгадывают их по очереди.
| Собирают пословицу из отдельных фрагментов (пазлы).
| Подбирают переведенным на иностранным пословицам аналоги в русском языке.
| 7
| Подведение итогов занятия
| Организует обсуждение и награждение победившей команды.
| Заканчивают предложение: «Пословица – это…»
Высказывают свое мнение о работе на занятии, оценивают занятие и свою деятельность.
| 8
| Объяснение домашнего задания.
| Комментирует домашнее задание.
| «3», - нарисовать рисунок по теме занятия.
«4» – выполнить индивидуальные задание из рабочей тетради для 5 класса (11, 6 – 9)
| «5» - составить рассказ по пословице или отгадать кроссворд.
| «5» – выполнить задания из рабочей тетради для 7 класса (13, 8 – 11).
|
Приложение 1
Оформление доски «Жемчужины русского красноречия» Жанры УНТ
Иллюстрации Плакаты
к пословицам с высказываниями
и поговоркам о пословицах
и поговорках
Приложение 2
Образцы заданий к занятию Собери пословицы:
Не спеши языком один раз отрежь.
Сам пропадай надо мало спать.
С кем поведешься а руки делают.
Труд человека кормит а товарища выручай.
Глаза страшаться от того и наберешься.
Хочешь много знать - а лень портит.
Ученье – свет торопись делом.
Семь раз отмерь а неученье – тьма.
Как характеризуют человека следующие пословицы и поговорки:
В рубашке родился.
Семи пядей во лбу.
Гол, как сокол.
Его голыми руками не возьмешь.
С него, как с гуся вода.
Косая сажень в плечах.
Подал ручку, подставил ножку.
Ел, да устал. Спал, да намаялся.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Игра «Здравствуй дедушка».
Команда выбирает дедушку – отгадчика.
Участники игры произносят следующие слова:
Здравствуй, дедушка!
Здравствуйте, дети! Где вы были, что делали?
Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!
С помощью пантомимы команды передают значение пословиц и отгадывают:
1 команда –
Ее толкут в ступе и носят в решете.
Ее набирают в рот, когда молчат.
Ею не разлить друзей (вода).
2 команда –
Ее заваривают и расхлебывают при запутанном деле.
Ее просит рваная обувь.
Она в голове у путаников (каша).
Преврати поговорку в пословицу:
Ученье – свет…
За двумя зайцами погонишься…
Не было бы счастья…
Кто вчера солгал…
Не отведав горького…
Мели, Емеля,…
Не все коту масленица...
Недосол на столе…
Приложение 3
Терминология Пословица – краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении (литературный энциклопедический словарь).
- коротенькая притча … Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот… (В.И. Даль. Толковый словарь).
Сопоставьте эти два толкования. Назовите общие основные признаки пословицы и различия в толковании данного понятия. Приложение 4 Контрольная карточка для 7 класса Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость («Дело мастера боится»).
Поговорка – яркое меткое народное выражение; часть суждения без вывода («Легок на помине»).
Структура пословицы: условие + вывод.
Структура поговорки: условие. |