Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 203.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер203.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Сжатое изложение
По отношению к объекту текста различаются подробные и сжатые изложения.
Если задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания, употребление лексики и фразеологии свободное.
Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

  1. умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

  2. умение сокращать текст разными способами;

  3. умение правильно и логично излагать свои мысли,

  4. умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.


Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.
В науке известны три способа сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.


Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

  • сохранение последовательности в развитии событий;

  • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

  • использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

  • установление смысловой связи между предложениями;

  • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.


К приемам сжатого изложения относятся :
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.
Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»


  1. Прослушайте текст.




  1. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  • Определите тему текста (о чем текст?).

  • Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.




  1. Прослушайте текст во второй раз.

  2. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

  3. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

  4. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

  5. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.


Объём изложения – не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Литература

Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- М: «Экзамен», 2006.

Куманяева А.Е. Изложение на экзамене.- М., 2005.

Марат Ф.С. Обучение сжатому изложению в IV классе// Русский язык в школе - 1971- №2.

Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М, 1984.

Харченко И.Г. Сборник текстов для изложений.- М., 1972.


Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

пример

Слова-заместители :

  • местоимения

  • наречия

  • синонимы

  • различные оценочные обозначения

  • родовидовые слова

  • имя собственное – имя нарицательное


девушка – она

в лесу – там

быстро, стремительно

храбрец – богатырь

деревья – березы

офицер – Соболевский

Лексические повторы

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.(Ю. Олеша)

Соответствие видовременных глагольных форм


Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

Параллелизм


…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

Противопоставление


Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)

Вопросительные предложения.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

Союзы



1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал


Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

Вводные слова

итак, наконец, в заключение разговора

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе

Письменный экзамен по русскому языку (изложение) проверяет уровень языковой и речевой компетентности учащихся.

В изложении в затруднительных случаях ученик может произвести лексическую и грамматическую замену и избежать некоторых ошибок.

Успешное написание изложения основывается на ряде умений учащихся:

- содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст;

- использовать языковые средства авторского текста;

- грамотно оформлять текст и с орфографической , и с пунктуационной стороны.

Каждое из этих умений является комплексным.

Подготовка к экзаменационному изложению должна вестись в двух направлениях:

- со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное;

- со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.

Способами тренировки могут быть мини-изложения, свободные диктанты, устные пересказы с письменным фрагментом сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности. Они могут занимать только часть урока, обычно отводимую для работы с текстом, это могут быть отдельные уроки развития речи.

В контексте грамматического урока удобнее использовать для изложения опорный текст, т.е. тот, который предназначен для лингвистических образовательных целей и предъявлен в качестве дидактического материала. В этом случае его анализ способствует развитию лингвистической компетенции учеников, а запись в виде изложения – речевой.

В текстах малого объёма тип и стиль речи выдерживается строже, поэтому лучше использовать тексты небольшого объёма.

Содержание текстов должно быть разным: информативно значимым, проблемным, эстетическим.

Текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами (т.е. теми учениками, у которых хорошо развита слуховая память) и хуже визуалами (т.е. теми учениками, у которых лучше развита зрительная память). Учитывая эту особенность человеческой памяти, учитель может при подготовке к экзамену предъявлять запись текста на доске. Увиденный и проанализированный текст убирается, и запись делается учащимися по памяти. Можно использовать такие варианты работы:

- учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти;

- учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти;

- учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти.

Важно затем сопоставить исходный текст (первичный) с письмом по памяти (вторичным). Приёмы работы: самопроверка, саморедактирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморедактирование и взаимооценка.

Необходимо заострить внимание на членении текста на абзацы, отвечающие микротемам или составляющие часть микротем. Отрабатывается специфический пунктуационный знак – красная строка.

В качестве материала для работы можно использовать миниатюры М.М.Пришвина, очерки К.Г.Паустовского «Мещерская сторона» (гл. «Мшары»).

Чтобы научиться писать изложения и сочинения, надо как можно чаще заниматься такой работой. При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.

Рекомендации к написанию изложения

1. Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить. Постарайтесь проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.

2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства.

3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.

  1. Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.

  2. Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).

  3. Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

- тезис (основная мысль);

- аргументы (доказательства);

- вывод (автор может сам и не делать вывода).

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

6. Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. Можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста.

7. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.

8. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

9. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте, нет ли у вас грамматических ошибок, не нарушена ли связь слов, не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.

10. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.

11. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

12. Перечитайте ещё раз изложение и аккуратно перепишите.

Способы сжатого изложения текста. Тезисы

Урок в 9 классе.

(Подготовка к сочинению-рассуждению)
Т.Е. Савченко, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи: отрабатывать знание структуры текста-рассуждения; углубить понятие абзац; составлять тезисный план исходного текста, готовить к написанию самостоятельного текста на основе художественных или публицистических произведений; прививать обучаемым чувство патриотизма через понимание исторической памяти, понимание чувства ответственности за судьбу своей земли.
Ход урока

Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.

Пословица

(урок сопровождает презентация)

Вступление. На сегодняшнем уроке мы продолжим работу с текстом. Но будем учиться не только создавать текст, но и сжимать его. Запишите тему. А в качестве эпиграфа к уроку я выбрала пословицу. Запишите.

• Как вы понимаете выражение обетованные края?

ОБЕТОВАННЫЙ КРАЙ (высок.) – изобильный и счастливый край, место, куда кто-н. стремится попасть. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.)

• Объясните смысл пословицы.

(Только на Родине человек может обрести полное счастье.)

• Мы помним, что текстом является группа предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и объединённых общей идеей. Перед вами набор предложений ( 1). Можно из них составить текст? Определите мысль, которая объединяет эти предложения. (Любовь к Отечеству надо воспитать.) Текст какого типа должен получиться? (Рассуждение) В каком предложении сформулировано положение, помогающее раскрыть мысль? ( 4) Какое предложение связано с ним по смыслу и грамматически? ( 2) Запишите предложения, чтобы получился текст.

(4)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. (2)Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (1)Любить отечество невозможно заставить декретом. (3)Любовь надо воспитать.

• Такими словами завершает один из очерков журналист газеты «Комсомольская правда» Василий Михайлович Песков.

• В последних предложениях повторяется однокоренное слово любить – любовь. Является ли это речевой ошибкой?

(Нет. Эти предложения приобретают характер усиленного утверждения, они декларируются.)
Основная часть.

1. Работа над теоретическим материалом

• Всё чаще вам приходится знакомиться с текстами не только художественными, но и научными, публицистическими. Их надо понять, запомнить надолго. А если они большие по объёму? Тогда на помощь приходят способы сжатого изложения текста.

Вы уже привычно пользуетесь планом, простым или сложным.

• Какие ещё способы сокращения текста существуют, кроме плана? Обратитесь к теоретическому материалу на стр. 23 вашего учебника русского языка. (Кроме плана, изложить текст сжато можно в виде тезисов, конспекта или реферата.)

• В этом году вы впервые выходите со своими исследованиями на научно-практическую конференцию. Выслушать все доклады в полном объёме будет невозможно, и вас попросят составить тезисы выступления. Тезисы - это один из самых распространённых способов сокращения текста. Сегодня мы и будем учиться составлять тезисы.

• Как вы понимаете, что такое тезисы? (1 – 2 предположения) Обратимся к учебнику русского языка, стр. 23. Прочитайте определение тезиса.

• В каком виде записываются тезисы? (Цитата или собственная формулировка) Чтобы записать тезисы, особенно в собственной формулировке, сначала необходимо внимательно прочитать текст и определить его тему и основную мысль, которую составленные вами тезисы помогут раскрыть.

• Аспекты содержания обобщённой в тезисах информации:

- актуальность проблемы;

- степень изученности проблемы;

- целевая установка;

- предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы;

- особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения или варианта решения;

- результаты, выводы, рекомендации, область практического применения полученнных результатов.

• Какому отрезку текста соответствует тезис? (Абзац) Следовательно, тезис является основной мыслью микротекста-абзаца. Значит, составление тезисов к сочинению помогает нам раскрыть широкую тему.

Вы привыкли к сочинению составлять план. Чем же отличаются тезисы от плана? Найдите ответ в учебнике. (План просто называет ту или иную часть текста, даёт ей заглавие, а тезис излагает основную мысль, заключённую в ней.)

• В зависимости от характера изложения различают два типа тезисов. Какие? (глагольные и назывные) Чем они различаются? (Глагольные тезисы формулируются при помощи предложений с простым или составным глагольным сказуемым; назывные – при помощи назывных предложений или с составным именным сказуемым.)

2. Работа с текстом

• Прочитайте текст Д. С. Лихачёва. Предыдущий текст состоял из одного абзаца – и тезис мы составили один. Чтобы облегчИть понимание большого текста, определите широкую тему и микротемы, основную идею текста. Микротема соответствует абзацу.

Широкая тема – о важности исторической памяти.

Микротемы: о путешествии и наблюдении разрушенных памятников «уходящей культуры»;

об осознании причин, объясняющих, почему мы не храним старину;

о понимании необходимости ощущать себя в общей истории;

что такое «оставить по себе добрую память».

Основная мысль, идея – «Памятники старины воспитывают», помогают ощутить себя в истории.

• Определите стиль и тип речи данного текста

(Публицистический стиль, повествование и рассуждение.)

• В высказывании Д. С. Лихачёва мы выделили 4 микротемы, а абзацев – 5.

Текст завершается двумя короткими абзацами, состоящими каждое из одного предложения. Что это даёт для понимания позиции автора?

(Каждое предложение – тезис, то есть сжатая мысль о том, что оставить по себе хорошую память может лишь тот, кто хранит память о других, о прошлом. Тема не нуждается в подробном раскрытии, иначе потеряется выразительность, мысль станет навязчивой.)

• Что можно сказать об актуальности поднятой в статье проблемы? (В наше время проблема особенно актуальна.)

• Какова целевая установка текста? (Привлечь внимание общественности, молодого поколения к судьбе памятников старины, к судьбе Родины.)

• Насколько нова эта проблема? (Не новая, но при этом с каждым годом всё более актуальная, т. к. время неумолимо к старине.)

• Составьте и запишите тезисы к тексту Д. С. Лихачёва. Только помните, работа должна быть единообразной. Составляйте тезисы только глагольные или только назывные.

(1) Зрелище «уходящей культуры» никого не может оставить равнодушным. 2) Мы не храним старину, а ведь памятники воспитывают. 3) Мы должны ощущать себя в истории. 4) «Каждый может… оставить по себе добрую память». 5) «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе».)

• Итак, какие способы существуют для сжатого изложения текста? (План, тезисы, конспект, реферат)

• Что такое тезисы? (Кратко сформулированные основные положения текста-источника в виде цитат или в собственной формулировке)

• Изучая способы сжатого изложения содержания, мы сегодня работали с тремя текстами. Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?

(Мысль о важности помнить своё прошлое, ведь только тогда на своей Родине можно обрести счастье.)
Домашнее задание. Я желаю всем найти обетованные края в своём Отечестве. А чтобы знать, как свою, может быть, малую Родину, сделать землёй обетованной, напишите рассуждение на тему «Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя». В работе используйте материалы урока, художественную и публицистическую литературу, собственный опыт. Образцом построения сочинения может стать статья Д. С. Лихачёва. Спасибо за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочно- теоретические материалы

Иван Афанасьевич Васильев (1924–1994), писатель, лауреат Ленинской премии. Известен как публицист, автор очерков и статей, посвященных проблемам российского Нечерноземья.

Васильев И. А. хорошо известен в стране как мастер проблемного очерка. За книги «Я люблю эту землю» и «Беру на себя» в 1980 г. Ему присуждена Госпремия РСФСР им. А. М. Горького, в 1986 году книга «Земля русская» получила Ленинскую премию.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999)

Издал «Слово о полку Игореве» в серии «Литературные памятники» с переводом и комментариями, «Повесть временных лет» в серии «Литературные памятники» с переводом (совм. С Б. А. Романовым) и комментариями Д. С. Лихачева (переизд.: СПб., 1996).

Публиковал статьи «Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского раннефеодального государства (X-XI вв.)» и «Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Pуси до татаро-монгольского нашествия (XII-начало XIII в.)» в коллективном труде «Русское народное поэтическое творчество».

Член Союза писателей СССР (Секция критики), председатель Пушкинской комиссии АН СССР, председатель правления Советского фонда культуры (с 1991 – Российского фонда культуры), Почетный доктор Софийского университета (Болгария), член-корреспондент Геттингенской Академии наук (ФРГ), народный депутат Верховного Совета СССР от Советского фонда культуры, Лауреат премии Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы», Государственной премии СССР за научный труд «Поэтика древнерусской литературы».

Награжден медалями «За трудовую доблесть», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

В 2000 г. Д. С. Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».

ОБЕТОВАННЫЙ КРАЙ (высок.) – изобильный и счастливый край, место, куда кто-н. стремится попасть [по библейскому сказанию о свободной земле, обещанной бого Яхве Моисею, к-рый, помня этот обет, увёл свой народ от угнетавшего его египетского фараона]. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.)
ОЧЕРК – 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. О. о русской истории. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.)
САМОБЫТНЫЙ – своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.)

Тексты для наблюдения
Текст 1
(1)Любить отечество невозможно заставить декретом. (2)Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3)Любовь надо воспитать. (4)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.

В. М. Песков
Текст 2
Как-то я возвращался из поездки по Астрахани и обратно. Теплоход современный, огромный, комфортабельный. На нём более трёхсот пассажиров. Но не было ни одного, который оставался бы равнодушным при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. И так все двадцать два дня путешествия. Беда, лебедиными крыльями бьёт беда. А ещё больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, ещё недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности стал безобразен. Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность. Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение? Ведь почти все они удивительно красивы, поставлены на самых видных местах. Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. И огорчало это решительно всех. Не было ни одного человека, которого зрелище «уходящей культуры» оставляло бы равнодушным.

Мы не храним старину не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому что слишком спешим, слишком ждём немедленной «отдачи», не верим в медленные целители души. А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.

Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать своё значение в современной жизни, даже если она «частная», небольшая, но всё же добрая для окружающих.

Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.

Д. С. Лихачёв

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск