Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер78.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока русского языка в 5-м классе,

подготовленный Карасевой Л.Н., учителем русского языка и литературы

МОУ ООШ № 42 пгт. Новокручининский Читинского района Забайкальского края

(конспект подготовлен в режиме аттестации на «соответствие занимаемой должности»)


Ф.И.О. учителя Карасёва Людмила Николаевна

Место работы МОУ ООШ № 42 пгт. Новокручининский Читинского района Забайкальского края

Предмет русский язык

Класс 5

Учебник Русский язык. 5 класс /под редакцией С.И.Львовой

Тема Собственные и нарицательные имена существительные.

Цель: углубить знания о собственных и нарицательных именах существительных, используя краеведческий материал.

Задачи: применять на практике знания о собственных и нарицательных именах существительных;

развивать интеллектуальные, коммуникативные, лингвистические способности учащихся, развивать

навыки исследовательской деятельности;

пробуждать интерес к слову, воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Оборудование: учебники, словарь В.Балабанова «В дебрях названий», «Словарь топонимов Забайкалья» Т.В.Федотовой, папки с раздаточным материалом по словарю В.Балабанова, презентации «Улицы нашего посёлка», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Путешествие по Читинскому району», карта Читинского района.


Этапы работы

Задачи этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


1. Организационный момент.

Организовать деятельность учащихся для углубления темы «Собственные и нарицательные имена существительные». Повторить постоянные морфологические признаки существительных. Определить цель урока.

2. Проверка домашнего задания.

Проверить, как ученики работали дома с картой Читинского района, находили имена собственные. Повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Познакомить учащихся со словарями топонимов Забайкалья.

3.Изучение нового материала.

Помочь учащимся понять, чем отличаются собственные и нарицательные имена существительные.

4.Закрепление материала

Учить применять собственные и нарицательные существительные в письменной и устной речи. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать интерес к топонимам родного посёлка, к истории малой родины.

5.Подведение итогов урока.

Проверить, как учащиеся углубили знания о собственных и нарицательных именах существительных, как применяют их на практике.
6.Выставление оценок. Домашнее задание.


Опрос учащихся по теме «Постоянные морфологические признаки существительных».

Какой первый постоянный признак вы назвали? Это тема урока.

Какова цель нашего урока?

Давайте проверим, как вы работали дома с картой Читинского района, какие названия посёлков, рек, гор вы записали. Повторим знаки препинания в предложениях с однородными членами и в предложениях, где перед однородными членами стоят обобщающие слова.

3 ученика будут работать индивидуально со словарём топонимов В.Балабанова, после окончания своей работы они нам расскажут, что они узнали нового, работая со словарём.


Проверяем работу на доске. Назовите имена собственные и нарицательные. Какой это признак существительных? Расскажите о знаках препинания в предложениях с однородными членами.

Откройте папки с раздаточным материалом, найдите словарные статьи из словаря топонимов Забайкалья В.Балабанова.

Ученики, работавшие с карточками, прочитайте словарные статьи по топонимами Кручина, Ингода, Алханай и предложения с этими топонимами.

Найдите словарную статью к топониму Чита, прочитайте её, составьте предложение со словом Чита. Найдите Читу на карте.
Посмотрите на другой словарь топонимов Забайкалья, он составлен учёным-лингвистом, кандидатом филологических наук, Т.В.Федотовой. Им тоже можно пользоваться на уроках, но в нём нет статьи о нашем посёлке Кручина.

Скажите, чем отличаются имена собственные и нарицательные. Можете сделать вывод самостоятельно или воспользуйтесь учебником, стр. 70-71. Приведите примеры, пользуясь картой Читинского района.
Скажите, что обозначают собственные имена существительные, как они пишутся. Посмотрите (в случае затруднения) теоретический материал в учебнике на стр.70-71 и на форзаце.

Составьте тематические группы по темам «Улицы нашего посёлка», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Учителя нашей школы».

Мы живём в посёлке Кручина, какие улицы есть у нас? Объясните, почему они так называются.
Проходя по улицам нашего посёлка, вы видели на некоторых домах красные звёздочки, подумайте, зачем их прикрепили.

Какие учителя работают в нашей школе?


Наша школа стоит в лесу, давайте с помощью презентации «Путешествие по Читинскому району» погуляем по лесу, посмотрим, какие деревья, кустарники, цветы в нём растут, какие птицы, животные живут. Подумайте, к каким существительным, собственным или нарицательным, относятся названия деревьев, кустарников, птиц, животных.

Напишите сочинение-миниатюра (4 -5 предложений) на тему «Моя родина», используя имена собственные и нарицательные, с которыми мы сегодня работали на уроке.
Прочитайте свою творческую работу. Назовите из сочинений примеры собственных и нарицательных имён существительных. Чем отличаются в письменной речи имена собственные и нарицательные?

Выставление оценок за работу на уроке с учётом устных ответов и письменных работ учащихся.

Комментирование домашнего задания. на выбор.

  1. Составить свою родословную.

  2. Составить список наиболее часто встречающихся в нашей школе женских или мужских имён, записать их в алфавитном порядке.

  3. № 763 (нарисовать карту воображаемой страны, придумать названия городов, рек, гор)




Называют постоянные морфологические признаки существительных.

Собственные или нарицательные.

Говорят, что цель урока -

вспомнить, какие существительные являются собственными, какие нарицательными; научиться использовать большую букву для различения собственных и нарицательных имён существительных.

1-ый ряд читает названия посёлков Читинского района. Остальные учащиеся ищут их на карте.

1 ученик составляет на доске предложение по схеме (обобщающее слово перед однородными членами), используя имена собственные из дом. задания.

2-ой ряд читает названия рек Читинского района. Остальные смотрят их на карте.

1 ученик составляет на доске предложение по схеме (обобщающее слово перед однородными членами), используя имена собственные из дом. задания.

3-ий ряд читает названия гор Читинского района.

Остальные учащиеся ищут их на карте.

1 ученик составляет на доске предложение по схеме (обобщающее слово перед однородными членами), используя имена собственные из дом. задания.

3 ученика работают индивидуально с карточками.

1 карточка. Найти в словаре В.Балабанова объяснение топонима Кручина, с этим топонимом составить предложение.

2 карточка. Найти в словаре В.Балабанова объяснение топонима Ингода, с этим топонимом составить предложение.

3 карточка. Найти в словаре В.Балабанова объяснение топонима Алханай, с этим топонимом составить предложение.

Ученики, работавшие у доски, называют из записанных ими предложений имена собственные и нарицательные, говорят, что это постоянный морфологический признак существительных, объясняют знаки препинания.
Индивидуально работавшие ученики читают словарные статьи и предложения с топонимами Кручина, Ингода, Алханай.


Читают словарную статью к топониму Чита, показывают город и реку на карте, читают составленные предложения.
Визуально знакомятся со словарём Т.В.Федотовой.

Делают вывод, что нарицательные имена существительные называют однородные предметы или явления, а собственные обозначают единичные предметы из ряда подобных. Приводят примеры.

Объясняют, что собственные имена существительные обозначают имена, отчества, фамилии, географические названия, названия исторических книг, газет, журналов и т.д. Пишутся имена собственные с большой буквы, этим они отличаются от нарицательных имён существительных в письменной речи. Это один из разделов русской орфографии.

Ученики выбирают тему, составляют тематическую группу.


Ученики, выбравшие 1-ую тематическую группу, называют улицы (Луговая, Ингодинская, Заводская, Строительная, Привокзальная и т.д.), объясняют, почему, они так называются. Ответ учеников сопровождается показом презентации

«Улицы нашего посёлка». (5 слайдов)
Ученики, выбравшие 2-ую тематическую группу, объясняют, что в домах со звёздочками жили или живут ветераны Великой Отечественной войны, читают их фамилии: Землянов Фёдор Фёдорович, Яковлев Илья Фёдорович, Ульянов Сергей Иванович, Сыромятников Андрей Романович, Авсеенко Владимир Владимирович, Коробко Григорий Степанович, Носырев Василий Ульянович, Блинов Пётр Васильевич, Жмыхов Иван Максимович, Ведерников Георгий Сергеевич.

Ответ учеников сопровождается показом презентации «Ветераны Великой Отечественной войны». (5 слайдов)

Ученики, выбравшие 3-ью тематическую группу читают фамилии, имена, отчества учителей школы.
Смотрят презентацию «Прогулка по Читинскому району» (5 слайдов).

Делают вывод, что названия деревьев, кустарников, птиц, животных относятся к существительным нарицательным и пишутся с маленькой буквы.
Пишут сочинение на тему «Моя родина».


2 -3 ученика читают сочинения, приводят примеры, объясняют написание собственных и нарицательных имён существительных.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск