Скачать 61.78 Kb.
|
Конспект урока в 5 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные». Цели урока: Образовательные: углубить знания учащихся об имени существительном; познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности; формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Развивающие: развивать умение слушания и говорения; умение группировать существительные по признаку одушевленности-неодушевленности; развивать словарный запас через активизацию в речи имен существительных. Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма проведения урока: комбинированный урок. Оборудование: доска, ученические тетради, раздаточный материал, презентация Power Point, учебник русского языка для 5 класса под ред. Т. А. Ладыженской. Ход урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Озвучивание основных задач урока (слайд №1). Оглашение темы урока (слайд №2). Учащиеся записывают в тетрадь: Число. Классная работа. Одушевленные и неодушевленные существительные.
Наш сегодняшний урок мы начнем с повторения. Давайте запишем небольшой орфографический диктант.(Учащиеся работают по вариантам, 2 ученика работают на оценку у доски). Слайд №3(задание на повторение изученного). Мы продолжаем знакомство с именем существительным. Но сначала вспомним, что нам уже известно об этой части речи. (Предполагаемые ответы учащихся: часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы: кто?что?; изменяется по числам и падежам; в предложении может быть выражено подлежащим, дополнением или обстоятельством). Слайд №4 (повторение изученного по имени существительному).
Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что? Слайд №5(рисунок с изображением живых и неживых предметов). Существительные, обозначающие живых существ, отвечают на вопрос кто?.Такие существительные называются одушевленными. Слайд №6.(одушевленные существительные). Мы уже можем предположить, что существительные, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос что?.Такие существительные называются неодушевленными. Слайд №7(неодушевленные существительные). Обратимся к учебнику на стр.195 и посмотрим, все ли мы правильно отметили (чтение учебника). Физкультминутка. Проверим, как хорошо вы умеете отличать одушевленные существительные от неодушевленных. Проведем игру. Она называется «Хлопок-молчок»(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные. Мальчики – неодушевлённые:
Но в русском языке не может быть все так просто. Деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое». Например, игрушки -неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Но как же тогда определять, какие существительные относятся к одушевленным, а какие – к неодушевленным. Существует специальная формула определения одушевленности-неодушевленности имен существительных.
Листочки с этой формулой лежат перед вами на столах. Это уже готовые для вас карточки определения одушевленности-неодушевленности. С их помощью вы всегда безошибочно сможете определить одушевленность-неодушевленность имен существительных. Слайд №8(иллюстрация таблицы по определению одушевленности-неодушевленности). Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы). Эта таблица находится на оборотной стороне вашей таблицы для определения одушевленности-неодушевленности.
Слайд №9(иллюстрации к примерам в таблице). Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, затем осуществляется коллективная проверка выполненного по слайду №10.
Работа по тексту. Перед учащимися лежат листочки с напечатанным на них отрывком из сказки А. С. Пушкина «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Учитель выразительно читает отрывок. Слайд №10(отрывок из «Сказки о мертвой…») Из какой сказки предложенный вам отрывок? Кто автор данной сказки? (Предполагаемые ответы учащихся: А.С. Пушкин ,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). На уроках литературы мы рассматривали с вами эту сказку. Встретились в данном отрывке слова, вызывающие у вас затруднения? Как вы понимаете значение слов «молодица», «ломлива»? (Предполагаемые ответы учащихся: «молодица» - молодая царевна, «ломлива» - капризная) Слово «ломлива», например, можно объяснить как «упряма, капризна». Однако у Ожегова для слова «ломаться» есть и другое объяснение — «кривляться», а у Даля — и «кривляться», и «корчиться», и «коверкаться». К какому стилю речи относится данный текст? (Предполагаемые ответы учащихся: к художественному стилю) Задание к тексту. Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски, остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка). Одушевленные Царь Молодица Царица Неодушевленные Год Сон Правда Ум Зеркальце Свойство Слайд №11(проверка по тексту). Слайд № 12( задание на определение одуш.-неодушевленности) Учащиеся выполняют данное упражнение индивидуально в своих тетрадях, затем осуществляется проверка. Слайд №13 (проверка задания, изображенного на слайде № 12)
Давайте подведем итоги. Что такое одушевленные и неодушевленные существительные? (Предполагаемые ответы учащихся: одуш. существительные обозначают «живых существ» и отвечают на вопрос кто?, а неодуш. – «предметы неживой природы» и отвечают на вопрос что?. Однако деление на живое и неживое в языке не всегда совпадает с делением на «живое» и «неживое» в реальной жизни. Поэтому существует схема(таблица) для определения одушевленности-неодушевленности у существительных. Если совпадают формы мн.ч. И.п. и В. п. –это пример неодушевленного слова; совпадают формы мн. ч. Р. п. и В.п – это пример одушевленного слова.
Упр.479(стр.195), п.91, знать схему определения одушевленности-неодушевленности по таблице. Учитель прописывает домашнее задание на доске. |