Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 61.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер61.78 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока в 5 классе по теме

«Одушевленные и неодушевленные существительные».

Цели урока:

Образовательные: углубить знания учащихся об имени существительном; познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности; формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Развивающие: развивать умение слушания и говорения; умение группировать существительные по признаку одушевленности-неодушевленности; развивать словарный запас через активизацию в речи имен существительных.

Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: комбинированный урок.

Оборудование: доска, ученические тетради, раздаточный материал, презентация Power Point, учебник русского языка для 5 класса под ред. Т. А. Ладыженской.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Озвучивание основных задач урока (слайд №1). Оглашение темы урока (слайд №2).

Учащиеся записывают в тетрадь:

Число.

Классная работа.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

  1. Повторение изученного.

Наш сегодняшний урок мы начнем с повторения. Давайте запишем небольшой орфографический диктант.(Учащиеся работают по вариантам, 2 ученика работают на оценку у доски).

Слайд №3(задание на повторение изученного).

Мы продолжаем знакомство с именем существительным. Но сначала вспомним, что нам уже известно об этой части речи.

(Предполагаемые ответы учащихся: часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы: кто?что?; изменяется по числам и падежам; в предложении может быть выражено подлежащим, дополнением или обстоятельством).

Слайд №4 (повторение изученного по имени существительному).

  1. Изучение нового материала.

Рассмотрим рисунок. Перечислите живые существа (мальчик, девочка, мишка, собака – названия игрушек) и вещи (кресла, диван, стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка, книги, люстра, подушки, тряпка, шторы, вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Слайд №5(рисунок с изображением живых и неживых предметов).

Существительные, обозначающие живых существ, отвечают на вопрос кто?.Такие существительные называются одушевленными.

Слайд №6.(одушевленные существительные).

Мы уже можем предположить, что существительные, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос что?.Такие существительные называются неодушевленными.

Слайд №7(неодушевленные существительные).

Обратимся к учебнику на стр.195 и посмотрим, все ли мы правильно отметили (чтение учебника).

Физкультминутка.

Проверим, как хорошо вы умеете отличать одушевленные существительные от неодушевленных. Проведем игру. Она называется «Хлопок-молчок»(игра проводится стоя).

Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные.

Мальчики – неодушевлённые:

кот
лыжи
воробей

мороз
дятел
гусь

карась
лопата
снежинки

окно
санки
горка

доктор
муха
снег
















Но в русском языке не может быть все так просто. Деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на «живое» и «неживое». Например, игрушки -неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Но как же тогда определять, какие существительные относятся к одушевленным, а какие – к неодушевленным.

Существует специальная формула определения одушевленности-неодушевленности имен существительных.

 

Одушевленные

Неодушевленные

Вопрос

КТО?

ЧТО?

Что обозначает

ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы

Листочки с этой формулой лежат перед вами на столах. Это уже готовые для вас карточки определения одушевленности-неодушевленности. С их помощью вы всегда безошибочно сможете определить одушевленность-неодушевленность имен существительных.

Слайд №8(иллюстрация таблицы по определению одушевленности-неодушевленности).

Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим о несовпадениях в русском языке (заполнение таблицы).

Эта таблица находится на оборотной стороне вашей таблицы для определения одушевленности-неодушевленности.

Слова

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Одуш. или неодуш. сущ.

Кукла

куклы

кукол

кукол

одуш.

Народ

народы

народов

народы

неодуш.

Труп

трупы

трупов

трупы

неодуш.

Мертвец

мертвецы

мертвецов

мертвецов

одуш.

Слайд №9(иллюстрации к примерам в таблице).

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, затем осуществляется коллективная проверка выполненного по слайду №10.

  1. Закрепление изученного.

Работа по тексту. Перед учащимися лежат листочки с напечатанным на них отрывком из сказки А. С. Пушкина «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Учитель выразительно читает отрывок.

Слайд №10(отрывок из «Сказки о мертвой…»)

Из какой сказки предложенный вам отрывок? Кто автор данной сказки?

(Предполагаемые ответы учащихся: А.С. Пушкин ,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

На уроках литературы мы рассматривали с вами эту сказку.

Встретились в данном отрывке слова, вызывающие у вас затруднения?

Как вы понимаете значение слов «молодица», «ломлива»?

(Предполагаемые ответы учащихся: «молодица» - молодая царевна, «ломлива» - капризная)

Слово «ломлива», например, можно объяснить как «упряма, капризна». Однако у Ожегова для слова «ломаться» есть и другое объяснение — «кривляться», а у Даля — и «кривляться», и «корчиться», и «коверкаться».

К какому стилю речи относится данный текст?

(Предполагаемые ответы учащихся: к художественному стилю)

Задание к тексту.

Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски, остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка).

Одушевленные

Царь

Молодица

Царица

Неодушевленные

Год

Сон

Правда

Ум

Зеркальце

Свойство

Слайд №11(проверка по тексту).

Слайд № 12( задание на определение одуш.-неодушевленности)

Учащиеся выполняют данное упражнение индивидуально в своих тетрадях, затем осуществляется проверка.

Слайд №13 (проверка задания, изображенного на слайде № 12)

  1. Подведение итогов.

Давайте подведем итоги. Что такое одушевленные и неодушевленные существительные?

(Предполагаемые ответы учащихся: одуш. существительные обозначают «живых существ» и отвечают на вопрос кто?, а неодуш. – «предметы неживой природы» и отвечают на вопрос что?. Однако деление на живое и неживое в языке не всегда совпадает с делением на «живое» и «неживое» в реальной жизни. Поэтому существует схема(таблица) для определения одушевленности-неодушевленности у существительных. Если совпадают формы мн.ч. И.п. и В. п. –это пример неодушевленного слова; совпадают формы мн. ч. Р. п. и В.п – это пример одушевленного слова.

  1. Оценивание.

  2. Задавание на дом.

Упр.479(стр.195), п.91, знать схему определения одушевленности-неодушевленности по таблице.

Учитель прописывает домашнее задание на доске.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск