Скачать 52.96 Kb.
|
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка Тихонькина Антонина Петровна (tihonkina@mail.ru) Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл. Учитель начальных классов. Список использованной литературы:
Аннотация Развитие современной российской школы направлено на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений, диктует необходимость обновления образования, в частности, обновленного содержания русского языка как учебного предмета в начальной школе, реализующего этнокультурные функции образования, придания ему действительно национального характера. Существующая потребность в формировании этнокультурной компетенции учащихся, в воспитании интереса младших школьников к национальной культуре и русскому языку как одной из важных составляющих этой культуры, а также недостаточная разработанность этнокультурного компонента содержания языкового образования в начальных классах определяют актуальность темы исследования. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальной школе. Предметом исследования стали содержание и методы реализации этнокультурного компонента в обучении русскому языку младших школьников. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании этнокультурного аспекта обучения русскому языку и в разработке сборника текстов этнокультурной тематики и апробирование его в процессе обучения младших школьников. Гипотеза работы заключается в следующем: если на уроках русского языка в начальных классах ввести в обучение специально разработанный дидактический материал и комплекс упражнений этнокультурной направленности, то такая методическая система, содержащая этнокультурный компонент, будет эффективно способствовать: -развитию языковой способности учащихся и овладению ими всеми видами речевой деятельности на основе изучения лексики и текстов с национальной спецификой; - формированию языковой, коммуникативной и этнокультуро-ведческой компетенций учащихся; - становлению национальной языковой картины мира у младших школьников, формированию ценностных представлений о языке и культуре марийского народа, воспитанию их национального самосознания, что в итоге позволит в полной мере реализовать коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению русскому языку в школе. Работа может быть полезна учителям начальных классов, учителям ИКН, марийского языка. Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач: 1) выявить теоретические основы разработки и реализации этнокультурного компонента обучения русскому языку в начальной школе в контексте современной педагогики и возрастной психологии; 2) определить структуру этнокультурного компонента его соотношение с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по русскому языку; 3) проанализировать учебно-методический комплекс по русскому языку с целью выявления этнокультурного компонента в содержании и средствах обучения; 4) определить специфику содержания обучения русскому языку в начальной школе и методические условия включения этнокультурного компонента в языковое образование младших школьников; 5) осуществить отбор языкового дидактического материала этнокультурной тематики (лексический минимум и тексты); 6) апробировать материал в ходе обучающего эксперимента. Методика обучения русскому языку, содержащая этнокультурный компонент, предполагает введение в обучение лексики и текстов этнокультурной направленности, сведений об истории национального языка и народа, о его быте, традициях и культуре. Введение этнокультурного компонента в обучение русскому языку в начальных классах будет эффективно способствовать становлению национальной языковой картины мира младших школьников, обогащению их словаря лексикой с национальной спецификой; формированию языковой, коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций учащихся. Так, на уроке изучения грамматической темы «Части слова» учитель предлагает учащимся следующий текст пестушки: А в ножку – ходунушки, А в ручку – хватунушки, А в роток – говорок, А в головку – разумок. Помимо решения грамматических заданий дети узнают о марийском детском фольклоре, его содержание. Пестушки – это не только комплекс упражнений, это еще и пожелание ребенку развития определенных умений. Разнообразить материал урока кроме пестушек можно марийскими колыбельными песнями, прибаутками, потешками, словесными играми и др. В этом поможет монографическое исследование Анны Ивановны Петуховой «Детский фольклор народа мари». Часто в обучении используются отрывки из произведений известных марийских поэтов и писателей. На уроке изучения правописания имен существительных третьего склонения женского рода учащимся предложен отрывок из стихотворения Семена Вишневского «Мой город»: …Живут здесь братьями земли Не только русский и мари. Своим считают город наш Удмурт, татарин и чуваш… Содержание стихотворения воспитывает в учащихся патриотические чувства, толерантное отношение к другим народам. Учитель может поставить перед детьми несколько грамматических заданий: письмо по памяти, нахождение однородных членов предложения и др. Включение в процесс обучения русскому языку текстов этнокультурной тематики обогащает, разнообразит урок. Информативность и насыщенность текстов этнокультурной тематики вызывают интерес к русскому языку, что способствует повышению общей грамотности учащихся. Нравственно – этическое содержание текстов способствует формированию патриотических чувств младших школьников. Этнокультурная направленность уроков находит свое. логическое продолжение во внеурочной деятельности, которая включает проведение народных календарных, православных праздников с привлечением родителей. Работа по созданию этнокультурного компонента в обучении русскому языку младших школьников это новый подход к обучению русскому языку в начальной школе за счет усиления этнокультуроведческой составляющей, один из возможных путей приобщения младших школьников к ценностям национальной культуры посредством слова. |