Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 52.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.10.2013
Размер52.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Использование этнокультурного компонента

на уроках русского языка

Тихонькина Антонина Петровна (tihonkina@mail.ru)

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл.

Учитель начальных классов.
Список использованной литературы:

  1. Макс Майн. Шли мы в бой: Стихи. Перевод с марийского.-Йошкар-Ола:Марийское книжное ихдательство, 1989.-128 с.

  2. Рыбакова С.Ф. «Народ мой родной» Уроки ИКН во 2 классе.Из опыта работы.2-я часть.-п.Сернур, МУП «Формат», 2006.-64 с.

  3. Дмитриев С.Д. Лудшаш книга: 3-шо класслан учебник.-Йошкар-Ола:Марий книга савыктыш, 2006.-22 с.;ил.

  4. Чавайн С.Г.:Туныктышлан пособий/ Э.Г.Чавайн ямдылен;-Йошкар-Ола:Марий книга савыктыш, 1994.-68 с.

  5. Романов М.П. Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске: Альбом.-Йошкар-Ола:Марийское книжное издательство, 1994.-60 с.

  6. Ший памаш – Серебряный родник: Почеламут-влак – Стихи./Составитель А.М.Юзыкайн. Обложка Ф.Г.Лебедевой.-Й.: Марево,2003.-80 с.

  7. Юзо туня – Волшебный мир: Марийские народные сказки на марийском и русском языках./ Составитель А.М.Юзыкайн. Рисунки Л.Д.Пашкиной и Н.Н.Головиной.-Й.:: Марево, 2002.- 144 с.




  1. А.И.Дубровина, С.С.окишева: Родной край: Учебное пособие для учащихся 3-4 классов.-Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1980.-105 с.

  2. Из опыта работы работников дошкольных образовательных учреждений Медведевского района Республики Марий Эл: Природа – наш дам.- Марийский полиграфическо-издательский комбинат.

  3. Марийские народные сказки.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003.-352 с.;ил.

Аннотация

Развитие современной российской школы направлено на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений, диктует необходимость обновления образования, в частности, обновленного содержания русского языка как учебного предмета в начальной школе, реализующего этнокультурные функции образования, придания ему действительно национального характера.

Существующая потребность в формировании этнокультурной компетенции учащихся, в воспитании интереса младших школьников к национальной культуре и русскому языку как одной из важных составляющих этой культуры, а также недостаточная разработанность этнокультурного компонента содержания языкового образования в начальных классах определяют актуальность темы исследования.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Предметом исследования стали содержание и методы реализации этнокультурного компонента в обучении русскому языку младших школьников.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании этнокультурного аспекта обучения русскому языку и в разработке сборника текстов этнокультурной тематики и апробирование его в процессе обучения младших школьников.

Гипотеза работы заключается в следующем: если на уроках русского языка в начальных классах ввести в обучение специально разработанный дидактический материал и комплекс упражнений этнокультурной направленности, то такая методическая система, содержащая этнокультурный компонент, будет эффективно способствовать:

-развитию языковой способности учащихся и овладению ими всеми видами речевой деятельности на основе изучения лексики и текстов с национальной спецификой;

- формированию языковой,  коммуникативной и этнокультуро-ведческой компетенций учащихся;

- становлению национальной языковой картины мира у младших школьников, формированию ценностных представлений о языке и культуре марийского народа, воспитанию их национального самосознания, что в итоге позволит в полной мере реализовать коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению русскому языку в школе.

Работа может быть полезна учителям начальных классов, учителям ИКН, марийского языка.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:

1) выявить теоретические основы разработки и реализации этнокультурного компонента обучения русскому языку в начальной школе в контексте современной педагогики и возрастной психологии;

2) определить структуру этнокультурного компонента его соотношение с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по русскому языку;

3) проанализировать учебно-методический комплекс по русскому языку с целью выявления этнокультурного компонента в содержании и средствах обучения;

4) определить специфику содержания обучения русскому языку в начальной школе и методические условия включения этнокультурного компонента в языковое образование младших школьников;

5) осуществить отбор языкового дидактического материала этнокультурной тематики (лексический минимум и тексты);

6) апробировать материал в ходе обучающего эксперимента.

Методика обучения русскому языку, содержащая этнокультурный компонент, предполагает введение в обучение лексики и текстов этнокультурной направленности, сведений об истории национального языка и народа, о его быте, традициях и культуре.

Введение этнокультурного компонента в обучение русскому языку в начальных классах будет эффективно способствовать становлению национальной языковой картины мира младших школьников, обогащению их словаря лексикой с национальной спецификой; формированию языковой, коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций учащихся.

Так, на уроке изучения грамматической темы «Части слова» учитель предлагает учащимся следующий текст пестушки:

А в ножку – ходунушки,

А в ручку – хватунушки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок.

Помимо решения грамматических заданий дети узнают о марийском детском фольклоре, его содержание. Пестушки – это не только комплекс упражнений, это еще и пожелание ребенку развития определенных умений.

Разнообразить материал урока кроме пестушек можно марийскими колыбельными песнями, прибаутками, потешками, словесными играми и др. В этом поможет монографическое исследование Анны Ивановны Петуховой «Детский фольклор народа мари».

Часто в обучении используются отрывки из произведений известных марийских поэтов и писателей. На уроке изучения правописания имен существительных третьего склонения женского рода учащимся предложен отрывок из стихотворения Семена Вишневского «Мой город»:

…Живут здесь братьями земли

Не только русский и мари.

Своим считают город наш

Удмурт, татарин и чуваш…

Содержание стихотворения воспитывает в учащихся патриотические чувства, толерантное отношение к другим народам. Учитель может поставить перед детьми несколько грамматических заданий: письмо по памяти, нахождение однородных членов предложения и др. Включение в процесс обучения русскому языку текстов этнокультурной тематики обогащает, разнообразит урок. Информативность и насыщенность текстов этнокультурной тематики вызывают интерес к русскому языку, что способствует повышению общей грамотности учащихся. Нравственно – этическое содержание текстов способствует формированию патриотических чувств младших школьников. Этнокультурная направленность уроков находит свое. логическое продолжение во внеурочной деятельности, которая включает проведение народных календарных, православных праздников с привлечением родителей.

Работа по созданию этнокультурного компонента в обучении русскому языку младших школьников это новый подход к обучению русскому языку в начальной школе за счет усиления этнокультуроведческой составляющей, один из возможных путей приобщения младших школьников к ценностям национальной культуры посредством слова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск