Скачать 36.69 Kb.
|
Конспект интегрированного урока по литературе для 11 класса. Разработан учителем русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №88 Сусловой Ириной Сергеевной Интегрированный урок (литература и обществознание) Урок развития речи. «Русский характер» в изображении Шолохова. Рассказ «Судьба человека». Творческая мастерская «На съемочной площадке». Цели урока: 1. Способствовать глубокому пониманию смысла рассказа и его места в творчестве М.А. Шолохова; пониманию смысла слов «патриотизм, гражданственность», роль личности в истории. 2. Развивать индивидуальные творческие замыслы; умение отстаивать собственную точку зрения. 3.Способствовать развитию вдумчивого читателя, умеющего разбираться в «подтексте» автора, умеющего нравственные понятия «видеть» в художественных авторских приемах и произведении в целом. 4. Знакомство со съемочным процессом. Оборудование: 1. Тексты рассказа «Судьба человека» 2. Портрет Шолохова. 3. Опорные записи, цитаты, рисунки. Приемы работы: 1.Работа над понятиями. 2.Ролевая игра. 3.Устный опрос. 4.Работа над целями урока. План работы: 1.Вступительное слово. II. Работа в группах: Актеры, операторы, костюмеры, гримеры, композиторы. III. Обсуждение творческих проектов. IV. Дом. задания по группам. V. Обсуждение общего проекта. VI. Подведение итогов . Ход урока: I.Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы побываем в творческой мастерской на съемках фильма по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». Попробуем во время работы ответить на вопрос: « Что такое русский характер» Слово режиссеру: Представьте себе, что я отвечаю за весь съемочный процесс, поэтому, во- первых, мне нужно провести отбор актеров. На роль А.Соколова претендуют два человека, я хочу поговорить с ними. Режиссеру учитель заранее дает консультацию, но вопросы в итоге составляет сам учащийся. Приблизительные вопросы: 1.Вы согласны с утверждением, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть?» (Эта табличка висит на доске ) 2. Меняется ли Соколов характер за тот период, когда он показан в рассказе? Внешне или внутренне? 3.Что самое главное в его характере? По ходу урока учитель, выступающий в роли продюсера фильма, может помогать режиссеру, уточняя детали. Режиссер: Итак, самое главное в характере Соколова – простота, искренность, самоотверженность, честность, способность сопротивляться ударам судьбы. Актерам особенно важно через мимику, жесты, поведение показать основное качество – душевную стойкость. Я выбираю на эту роль актера N, потому что именно он доказал то, что хотел автор подчеркнуть в образе главного героя. Режиссер: Приступаем к выбору операторов. Операторы заранее приготовили проекты съемок сцен. Режиссер ( приблизительные вопросы) : 1.Представьте свой проект. - получится ли у вас много съемок на натуре? - что будет кульминацией в процессе съемок? - какие планы будут преобладать во время съемки основной сцены Соколов в поединке с фашистами в концлагере? Учитель обращает внимание на запись на доске: « Литература - не косметика, не украшивание жизни, но суровая , но суровая и неподкупная проверка человека, его возможность стать лучше…» Режиссер операторам: - вы согласны, что в вашей работе - это будет главным – не приукрашивать, а показать правду, порой жестокую и страшную. -какие сцены будут способствовать этому? Сейчас я приступаю к выбору композитора фильма. Его задачей было - распределение музыкальных тем к сценам фильма. Вопросы режиссера: - считаете ли вы, что основная музыкальная тема фильма - жизнеутверждающая ,оптимистическая мелодия? -звучат ли трагические ноты в вашей симфонии (сцены неудачного побега, прощание с сыном и т. д.) . какова музыка в конце фильма? - включите ли в фильм песни? Режиссер: Слово костюмерам. Покажите эскизы костюмов главных героев. Гримеры показывают проект работы по сценам с актерами. Ребята из разных групп могут задавать вопросы. Сделаем выводы : Соколов предстает перед нами настоящим человеком с широкой русской душой. ГЛАВНОЕ В ФИЛЬМЕ ПОКАЗАТЬ ЕГО ГУМАНИЗМ И СТОЙКОСТЬ. |