Цели для ученика
Какова стилистическая роль имен прилагательных?
Каковы особенности стиля поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про…»?
Как с помощью имен прилагательных М.Ю.Лермонтов создает свой художественный мир?
| Цели для учителя
Предметные цели: формирование представлений о стилистической роли прилагательных; приобретение навыка анализа текста через исследование его языковых особенностей.
Метапредметные цели: формирование навыков исследовательской деятельности; овладение разными видами речевой деятельности, развитие культуры научной речи; формирование навыков комментирования текста; развитие умений организовать работу в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные цели: обогащение духовного мира личности, развитие понимания своей сопричастности к истории России, уважения к прошлому.
|
Тип урока: интегрированный урок открытия новых знаний
| Форма урока: урок-исследование
|
Опорные понятия, термины
Фольклор, фольклорные традиции, жанр былины, поэма, исторический колорит, историзмы, архаизмы, постоянные эпитеты, грамматические признаки прилагательного, разряды, способы образования, лексическое значение слова, стилистическая роль частей речи
| Новые понятия
Стиль автора, индивидуально-авторские эпитеты
|
Объекты контроля
Самостоятельный анализ фрагмента текста, литературоведческие наблюдения
| Формы контроля
Выводы к уроку
Опорный конспект
|
Домашнее задание к уроку
Выразительное чтение начальной строфы поэмы. Сравнение художественных средств и приемов, использованных в зачине былины и первой строфы поэмы Лермонтова. Повторение грамматических признаков имени прилагательного.
Домашнее задание после урока
1. Опираясь на рабочие материалы, подготовить ответ на вопрос об особенностях стиля поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про …купца Калашникова»
Собрать материал для характеристики Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова и сделать наблюдение о роли прилагательных в ней.
2. Опираясь на рабочие материалы, подготовить устное сообщение о стилистической роли прилагательных с примерами из поэмы М.Ю. Лермонтова.
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 6 классе по теме
«Стилистическая роль имен прилагательных.
Особенности стиля поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова»»
|
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методическое обоснование
| Результат взаимодействия сотрудничества
|
Инструментарий учителя
| Формируемые УУД
|
личностные
| регулятивные
| познавательные
| коммуникативные
|
Организа ционный
| Создает рабочую обстановку. Формирует рабочие группы. Привлекает детей к открытию новых знаний.
| Погружаются в рабочую атмосферу, настраиваются на работу в группах
| Игровой прием «решение лингвистической задачи»
|
| саморегуляция
|
|
| Созданы рабочие группы, благоприятная атмосфера и мотивация на решение учебных задач
|
Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых знаний
| Способствует самостоятельной деятельности учащихся по формулированию целей урока, актуализирует ранее полученные знания
| Формулируют и принимают учебные цели. Настраиваются на работу с художественным текстом
| Вступительное слово учителя. Беседа. Прием «вхождения в урок» (аудиозапись)
| Понимание своей сопричастности к истории России, уважение к прошлому
| Умение планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленными учебными целями
| устанавливать причинно-следственные связи
| Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
| Сформулированы и приняты учебные цели урока. Создан настрой на работу с художественным текстом.
|
Этап усвоения новых знаний
Анализ текста
| Организует работу в группах. Создает условия для представления результатов групповой работы. Мотивирует учащихся на самостоятельную деятельность в рабочих листах. Нацеливает на активное слушание выступлений с обязательной записью опорных положений.
| Работают самостоятельно и в группе. Используют смысловое чтение фрагментов поэмы М.Ю.Лермонтова. строят речевое высказывание, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач. Отвечают на вопросы. Делают записи с помощью опорного конспекта.
| Организация учебного сотрудничества в группе.
Прием «продолжи предложение».
Исследовательский метод обучения.
Метод «Опорный конспект».
| освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия
| принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
| проводить наблюдение;
давать определение понятиям;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; владение основами поискового чтения
| организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| заполнена схема «стилистическая роль прилагательных».Состоялось исследование фрагментов поэмы М.Ю.Лермонтова. сделаны выводы по каждому фрагменту и оформлены в рабочих материалах в виде опорного конспекта.
|
Обобщение и систематизация полученных знаний
| Организует самостоятельную работу учащихся
| Самостоятельная работа (записывают выводы в виде ответов на поставленные в начале урока вопросы)
| Беседа. Заполнение «рабочих материалов»
| познавательный интерес
| прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
| объяснять явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
обобщать знания
| аргументировать свою точку зрения
| Выводы записаны. Задачи урока решены. Поставленная цель достигнута.
|