Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 87.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.10.2013
Размер87.03 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Литература > Рассказ
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

г. Ковров Владимирской обл.

Урок по литературе

«Рассказ А. П. Чехова «О любви»»

(опыт филологического анализа художественного текста).
Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Рулько Татьяна Владимировна.

г. Ковров

2010 год

Пояснительная записка.
Данный урок входит в систему уроков по творчеству А. П. Чехова в 10 классе общеобразовательных программ по литературе в старшей школе.

Это второй урок в изучении «маленькой трилогии» Чехова, включающей три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Тип урока – объяснение нового с опорой на текст художественного произведения. Средством обучения на уроке является текст рассказа А. П. Чехова «О любви». Использование текста в качестве средства обучения позволяет включить учащихся в различные виды речевой деятельности, а также совершенствует умение анализировать текст художественного произведения.

Модель урока – исследование, основанное на филологическом анализе текста, позволяющем более глубоко раскрыть идейно-художественный замысел автора.

Основной метод работы – исследование художественного текста с точки зрения использования в нём языковых средств, используемых автором для раскрытия идейного замысла произведения. Это позволяет включить в работу всех учащихся, развивать их внимание к художественному слову, к языковым средствам.

На уроке также использовалась эвристическая беседа, проблемный диалог, монологические высказывания учащихся.

Основной формой работы на уроке является групповая, использовались также фронтальная и самостоятельная (при выполнении домашнего задания) формы работы.

Урок позволяет формировать у учащихся коммуникативную, учебно-логическую, учебно-информационную и кооперативную компетенции.

На уроке учащиеся должны продемонстрировать знания литературоведческих и языковых понятий, умение работать с художественным текстом, анализировать его содержательную и языковую стороны, создавать устное монологическое высказывание, делать выводы, а также умение работать в группе.

Тема: Рассказ А. П. Чехова «О любви» (опыт филологического анализа текста).

Цель:

  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа «О любви»;

  • найти соответствия рассказа с другими произведениями из цикла «маленькая трилогия»;

  • совершенствовать умение проводить филологический анализ художественного текста;

  • развивать коммуникативную, кооперативную компетенции учащихся и познавательную активность через групповую исследовательскую работу на уроке.

Предварительное домашнее задание:

  • аналитическое прочтение рассказа «О любви»;

  • сопоставить его с другими рассказами «маленькой трилогии»;

  • выделить языковые средства.


Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Тема урока.

  1. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами начали разговор о цикле рассказов А. П. Чехова, составивших его «маленькую трилогию».

* Напомните, какие рассказы входят в этот цикл? («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

* Что объединяет эти рассказы в трилогию? (Конструкция рассказ в рассказе, повествование о центральном событии ведётся не автором, а рассказчиком, в центре произведения – один случай, который даёт возможность проследить историю жизни человека, общий образ человека в «футляре», идея о власти «обыденщины».)

2. Рассказ «О любви».

а) Идейное содержание рассказа.

Рассказ «О любви» впервые был опубликован в августовском номере журнала «Русская мысль» в 1898 году и явился завершением «маленькой трилогии». В нём тот же приём композиции (рассказ в рассказе), те же герои. Только в качестве рассказчика выступает хозяин имения, помещик Алёхин.

* Как данный рассказ соотносится с темой «футлярности»? (В рассказе показана «футлярная» жизнь помещика Алёхина – доброго и хорошего человека, который был вынужден «жить по правилам», скрывать свою искреннюю любовь, что в результате привело его к душевному опустошению.)

* Почему же Алёхин, человек образованный, общительный, умный, добрый, чистосердечный, тоже в «футляре»? (Жизнь Алёхина посвящена хозяйственным заботам. Замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции, она теряет смысл. Постепенно деградирует и сам герой – ходит в грязной одежде, не моется, спит в санях. Потеряв свою любовь, Алёхин живёт в одиночестве, работая и приумножая доходы, которые ему теперь не нужны.)

* Что вы записали в таблицу, работая над рассказом дома?

(Запись к первым двум рассказам делалась совместно на прошлом уроке, третью колонку учащиеся должны были заполнить дома самостоятельно.)

Запись может быть следующей:

«Футлярность» в «маленькой трилогии».

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.

Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования; крыжовник – символ плотского, физиологического счастья.

Футляр для чувства, для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.


* Сформулируйте тему рассказа. (Гибель любви под влиянием «футлярной жизни».)

б) Лингвистический анализ текста (работа в группах).

  • Вступительное слово учителя.

Идейным содержанием рассказа определяется и выбор языковых средств для воплощения авторского замысла. Этот замысел раскрывается через речевой портрет, диалог, характеристику героя, обстоятельность авторского повествования и пейзажные зарисовки.

  • Работа в группах (5 – 7 мин)

* Работая в группах, проанализируйте языковой материал, помогающий раскрыть идейный замысел автора.

Задание 1 группе: Проанализируйте лексику, используемую автором в речи Алёхина. Чего достигает автор? Приведите примеры обстоятельности авторского повествования. Какими синтаксическими конструкциями автор достигает детализации описываемого предмета?

Задание 2 группе: Перечитайте диалоги в рассказе. Какую роль они играют?

Задание 3 группе: Проследите, как раскрывается в рассказе образ мужа Анны Алексеевны, товарища председателя окружного суда Лугановича.

Задание 4 группе: Каково место автора в рассказе?

Задание 5 группе: Найдите в рассказе пейзажные зарисовки. Какую роль играют они в рассказе?

  • Выступление групп (2 – 3 мин на выступление каждой группы; в случае затруднения, учитель дополнительными вопросами подводит учащихся к правильному ответу).

* Известно, что Чехов был большим мастером речевого портрета. Докажите это на примере речи Алёхина.

(Выступление 1 группы. Учащиеся должны отметить использование самых разных пластов лексики. В речи Алёхина много элементов разговорно-бытовой, непринуждённой речи (холостяки, батраки, без гроша и пр.), просторечных слов (бабы, мужики, шайка), просторечных грамматических форм (тосковал по чёрном сюртуке), фразеологизмов (верчусь как белка в колесе, говорил бог знает что), вульгарных слов (мурло). Речь Алёхина по-народному метафорична. Вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений, Чехов тем самым показывает, как быт засасывает умного, культурного человека, приземляет его, меняет его привычки и даже речь. Когда же Алёхин начинает говорить о любви, он меняется, меняется и строй его речи. Появляются возвышенные слова (питать пристрастие), старославянизмы (тайна сия велика есть), книжная лексика (трактовать). Когда Алёхин говорит о любимой женщине, речь его становится поэтичной («…воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни, я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе». Чтобы охарактеризовать чувства героя, автор использует точные и яркие эпитеты (тихая и грустная любовь, жгучая боль и пр.). Кроме того, учащиеся должны подметить такую черту авторского стиля, как обстоятельность повествования, достигаемую подробной детализацией описываемого, например, при описании Анны Алексеевны («Дело прошлое, и теперь бы я затруднился …», «Её взгляд, изящная, благородная рука …» и др.). Автор использует ряды однородных членов, которые не только детализируют описываемый предмет, выражая чувства рассказчика, но и придают рассказу мелодичность, музыкальность.)

* Диалог в рассказе встречается не часто, но, как и другие средства, имеет характерологическую функцию.

(Выступление 2 группы. Учащиеся должны показать, что диалог является средством раскрытия характера героев. Например, когда за обедом у Лугановичей Алёхин рассказывает о деле поджигателей, Чехов приводит всего две реплики: Анны Алексеевны и Лугановича. Но в этих репликах писатель сумел выразить нравственную сущность героев: Анна Алексеевна взволнована рассказом, солидарна с Алёхиным и возмущена фактом неправосудия; «Луганович – это добряк, один из тех простодушных людей, которые держатся мнения, что раз человек попал под суд, то, значит, он виноват». В диалоге, происходящем в театре, главная роль принадлежит Анне Алексеевне. Автор тем самым хочет наиболее полно раскрыть образ героини, мир её чувств. Диалог передаёт душевное состояние героини, её борьбу с собой, с зарождающейся любовью к Алёхину. Последние реплики героини рассказа, которые звучат в конце повествования о «тихой, грустной любви», выдают её плохое настроение, раздражение от «сознания неудовлетворённой, испорченной жизни».)

* Какую же роль играет речевая характеристика героев? (Посредством речевой характеристики Чехову удалось изобразить и нравственный мир, и целую гамму чувств и настроений своих героев.)

* Интересен в рассказе образ мужа Анны Алексеевны.

(Выступление 3 группы. Учащиеся должны отметить, что образ Лугановича создан исключительно посредством характеристики рассказчика. Он называет его то «милейшей личностью», то «добряком» и «простаком», но ни разу не называет по имени и отчеству, подчёркивает в портрете «красные уши» (что не вызывает симпатии), мимоходом довершает характеристику отдельными штрихами: «рассуждает с таким скучным здравомыслием», «на балах и вечеринках держится возле солидных людей», «вялый», «ненужный» и др.)

* В чём, по-вашему, особенность изображения Лугановича? (Через положительные оценки Чехов отрицательно характеризует героя.)

* В ранних рассказах Чехов зачастую занимал позицию стороннего наблюдателя. В рассказе же «О любви» за фигурой рассказчика (помещика Алёхина) ясно виден автор с его мыслями, взглядами, чувствами. В чём это проявляется?

(Выступление 4 группы. Учащиеся должны показать, что голос автора сливается с голосом рассказчика, например, в рассуждениях Алёхина о любви, о том, что нужно «объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать», о возможности и невозможности счастья с любимой женщиной, и, наконец, в выводах, которые автор делает устами своего героя: «…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить…».)

* Важным средством раскрытия идейного замысла у Чехова является пейзаж.

(Выступление 5 группы. Учащиеся должны отметить простоту и краткость в изображении природы. Первая пейзажная зарисовка («Теперь в окна было видно серое небо …») не претендует на какую-либо изящность, но в то же время очень верно отражает суть явлений и как бы объясняет причину, побудившую героев выслушать рассказ Алёхина («…в такую погоду некуда было деваться…»). В конце повествования даётся ещё одна картина природы, в отличие от первой, изображённая в мажорных тонах («…дождь перестал и выглянуло солнце…»). Однако герои рассказа не испытывают радостных чувств. Картина природы как бы оттеняет грустное настроение героев, только что услышавших рассказ о любви двух умных, красивых людей, об их несостоявшемся счастье.)

  1. Подведение итогов.

Итак, всем ходом нашего урока мы пытались показать, что для реализации своего замысла – показать несовершенство жизни, то, что людям приходится прятать свои мысли и чувства, прятать себя «в футляр» - автор использует различные языковые средства, каждое слово весомо и несёт свою смысловую нагрузку.

IV. Общий вывод по «маленькой трилогии».

* В чём же, по-вашему, хотел убедить читателей Чехов, рисуя «футлярную жизнь» своих героев? (В мире беликовых, чимша-гималайских, алёхиных «нет простора для живых человеческих стремлений».)

* А это значит, что автор убеждает нас и в том, что нужны перемены, что человеческие судьбы сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь, счастье.

V. Домашнее задание:

  • прочитать рассказ Чехова «Ионыч»;

  • составить схему нравственной «эволюции» доктора Старцева к «Ионычу»;

  • объяснить значение слов: деградация, пошлость, обыденщина, банальный.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск