Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 45.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.10.2013
Размер45.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
З.Ф.Юсупова

КГТУ им. А.Н.Туполева

Казань, Россия

ОБУЧЕНИЕ ВТОРИЧНЫМ ЖАНРАМ МАГИСТРАНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Уважаемые коллеги! В начале своего выступления хочу несколько слов сказать о факторах, которые приходится учитывать при обучении иностранцев в нашем университете – Казанском государственном техническом университете им. А.Н.Туполева. Во-первых, возрастные особенности магистрантов. Это 28 лет – 42 года. Это специалисты, которые получили высшее образование у себя на родине. Далее они проходят шестимесячные курсы интенсивного изучения русского языка и поступают в магистратуру. Во-вторых, разные направления магистратуры (приборостроение, аэродинамика, телекоммуникации и т.д.). Поэтому по мере возможности магистранты группируются по одинаковым специальностям. На сегодняшний день в нашем университете в магистратуре обучается около 25 иностранцев из Сирии, Иемена.

В процессе формирования коммуникативных умений иностранных магистрантов особое место занимает обучение анализу и конструированию текстов. В связи с развитием лингвистики текста и методики обучения видам речевой деятельности лингвометодисты текст рассматривают как особую единицу обучения языку [Капитонова 2006: 150], [Шакирова 2008: 119], [Костомаров 1990: 223] и др.

Магистранты с первых дней обучения сталкиваются с необходимостью конспектирования лекций, статей, написания рефератов, тезисов и т.д. Практика показывает, что на начальном этапе они испытывают некоторые затруднения при моделировании данных текстов. Поэтому на занятиях по русскому языку как иностранному особое внимание обращается формированию умений составлять вторичные научные жанры. Это включает в себя умение воспринимать и анализировать исходный материал, интерпретировать его и создавать «текст о тексте». Работа по обучению вторичным научным жанрам ведется в двух аспектах.

Во-первых, на занятиях рассматриваются образцы текстов с точки зрения их формы и языкового содержания, употребления научных терминов. Тексты относятся к научно-учебному, научно-популярному, собственно-научному подстилям и подбираются с учетом специальности иностранных магистрантов. Предложенные задания к текстам (предтекстовые и послетекстовые) направлены на выявление уровня знаний магистрантов, усвоение ими понятийного аппарата, формирование умений анализировать научный текст и др. К текстам магистрантами составляются вопросы, план (простой, сложный), подбираются заголовки, выписываются термины и даются к ним комментарии. Большое внимание уделяется определению структурных частей текста, что позволяет проследить последовательное и логическое изложение материала, составлению схем и таблиц к текстам. Работая с научными текстами, магистранты усваивают не только определенный круг книжной лексики, но и наиболее употребительные устойчивые словосочетания, характерные для научного стиля.

Во-вторых, магистранты на занятиях получают представление о разновидностях научных жанров, обусловленных их целевым и функциональным назначением: аннотация, тезисы, реферативный обзор, резюме, рецензия, доклад, статья и др. Предварительный анализ научных жанров позволяет обратить внимание магистрантов на: 1) общие жанровые характеристики этих видов текстов; 2) приемы компрессии, сжатия текста; 3) речевые клише, типичные для каждого из этих жанров.

В ходе анализа выявляется, что каждый из жанров имеет свои индивидуальные черты. Как известно, написание аннотации, тезисов, конспекта определенного текста требует от магистрантов таких коммуникативных умений, как умение определять тему текста, членить его на части, формулировать основную мысль текста в целом и каждой из его частей, выделять главное и второстепенное в содержании, находить аргументы к основному тезису и т.п. Например, тезисы составляются для того, чтобы кратко передать основные положения работы. При написании тезисов магистранты должны учитывать четкую композицию, рубрикацию и выделение абзацев. Тезисы помогают передать словами текста основные мысли наиболее важных его частей, без конкретизации цитируемых положений. Таким образом, при формировании умений составлять тезисы на базе исходного текста важно научить магистрантов правильно вычленить смысловые части текста, синтезировать значимые элементы информации и оформить их соответствующим речевым типом, адекватно употребив необходимые связочные средства. Магистранты пишут аннотации и тезисы к статьям по специальности, к лекциям и докладам. Кроме того, многие из них принимают участие на научных конференциях, где публикуются тезисы их докладов. В связи с этим у обучающихся отрабатываются навыки устного выступления с опорой на текст, без текста, с использованием мультимедийной презентации и др.

Написание аннотации требует от магистрантов еще большей компрессии текста, умения в 2-3 предложениях передать основную характеристику работы. При этом магистрантам следует помнить о структуре аннотации: 1 часть – это ответ на вопрос «О чем эта работа (статья, монография и т.д.)? и 2 часть – это ответ на вопрос «Кому адресована эта работа?». Познакомившись с образцами аннотаций и речевыми клише, магистранты самостоятельно пишут аннотации к лекциям по специальности, научно-популярным текстам и т.д.

Наиболее значимый для иностранных магистрантов научный жанр – это конспект. Как правило, в конспекте фиксируется предъявленная автором первичного текста информация, однако ее отбор, переработка и способ фиксации носят сугубо индивидуальный характер. Основы конспектирования иностранцам даются еще на начальном этапе обучения русскому языку. Далее в магистратуре работа с данным жанром продолжается. На занятии обсуждаются конспекты, составленные магистрантами самостоятельно. При этом также обращается внимание на лексическое и грамматическое своеобразие составленного текста, использование синтаксических конструкций.

Написание такого вторичного жанра, как рецензия, требует от обучаемых не только компрессии исходного текста, но и развертывания информации за счет оценки (согласие, сомнение, возражение, замечание, рекомендации и др.) и аргументации ее правомерности. На занятии практикуется рецензирование как устных выступлений, так и письменных текстов магистрантов.

После предварительного знакомства с особенностями реферирования текстов магистранты тренируются в составлении информативных и обзорных рефератов [Профессиональный 2005: 232-235].

Таким образом, последовательная работа по обучению иностранных магистрантов инженерно-технического профиля вторичным научным жанрам способствует более успешной адаптации их к учебной и научно-исследовательской деятельности.

Литература
Капитонова Т.И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки /Т.И.Капитонова, Л.В.Московкин.- СПб.: Златоуст, 2006.-272с.

Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного/В.Г.Костомаров, О.Д.Митрофанова и др.-М.: Рус.яз.. 1990.-266с.

Профессиональный русский язык: изучающее чтение. Учебное пособие /Авт.- сост.Н.В.Габдреева, В.С.Маркелов, М.Аджели.- Казань: Изд-во Казан. гос. технич. ун-та, 2005.- 264с.

Шакирова Л.З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии/Л.З.Шакирова.- Казань: Магариф, 2008.-271с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск