Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 353.26 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации31.10.2013
Размер353.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Содержание:
1. Актуальность и значимость методической темы

2. Теоретическое освещение темы.

3. Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка.

4.Методы, используемые на этапе

контроля знаний.

5.Методы, используемые на этапе подготовки

домашнего задания.

6.Нестандартные формы и методы обучения

на уроках литературы.

7. Новые формы уроков русского языка

и литературы.

8.Заключение

9. Приложение:

- разработки уроков;

- дидактические материалы;

- творческие работы учащихся.

1. Актуальность и значимость методической темы.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Толстой

Эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы — развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них — падение интереса к учебе. Замечали ли вы, как блестят глаза у шестилетних ребятишек, которые впервые приходят в школу? Они в большинстве своем ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят на учителя, они полны желания делать вместе с ним все новые и новые открытия. К сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к учебе; но все-таки основная масса пятиклассников еще открыта для педагога, у них еще сильна мотивация к обучению. Но уже к концу десятилетнего обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до 40 процентов учащихся. Чем объяснить такое падение интереса к учебе? Возрастными особенностями школьников? Современным состоянием общества? Несомненно, эти факторы играют не последнюю роль. Но главная причина, мне думается, в другом.

Здесь налицо противоречие между все возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, дети просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих. Мы, педагоги, часто видим причины этого в нерадивости своих учеников. Я думаю, корни происходящего гораздо глубже. Нежелание части детей учиться — своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах. А ведь «воспитание отстающих, неспособных, «бездарных» — это пробный камень педагогики, ее мастерства, искусства, человечности», — считал В.Сухомлинский.

Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи

Тем не менее, современная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения.

Работа по традиционным программам и обычным схемам проведения уроков и мероприятий уже не дают требуемого эффекта, необходим пересмотр существующих позиций, введение новых, нестандартных (нетрадиционных – не совсем обычных – совсем необычных) форм и методов проведения уроков, способных вызывать интерес у учащихся к занятиям.

Психологами доказано, что знания, полученные, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно. Что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. И давно пора сменить кнут, если не на пряник, то, уж во всяком случае, на интересные уроки.

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему должен стремиться каждый учитель. Занимательность, нестандартные формы и приемы работы – это отнюдь не развлечение, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника.

Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче и лучше

понять, запомнить, повышает работоспособность.

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
2. Теоретическое освещение темы.

Работая над данной темой, я интересовалась методической литературой, выискивала статьи, книги, которые помогли бы мне, содержали бы опыт других преподавателей. Целесообразность нетрадиционного обучения, ориентированного на развитие познавательного интереса учащихся, была доказана и показана М.М Разумовской, Г.И. Беленьким, Ю.И. Лыссым, Л. В. Шаталовым, М. Махмутовым, Л.С. Айзерманом. И.С. Кудриной, С.А. Котельниковой, Н. М. Векслером и др. Ведущей педагогической идеей считалось введение в систему образования различных типов уроков, связанных с развитием интеллекта учащихся и внедрения информационных технологий.

Меня заинтересовали практические рекомендации авторов учебника «Литература» (5-9 классы Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого) и «Русский язык» (5-9 классы под редакцией М.М. Разумовской» в разделах: «Поспорим?», «Понаблюдаем за языком», «Проверьте себя», «Приглашаем в библиотеку», «Подведём итоги».

Очень помогли мне рубрики: Методическая почта, Внеклассная работа, Дидактический материал, А я делаю так… - в журнале «Русский язык в школе». А также книги и статьи, которые я часто использую при подготовке к уроку:

  1. В.А.Сидоренков «Углубленное изучение русского языка».

  2. Г.А.Богданова «Опрос на уроках русского языка».

  3. В.Волина «Веселая грамматика», «Учимся играя».

  4. Дейкина «Обучение и воспитание на уроках русского языка».

  5. И.Шкатова «Подумай и ответь»

  6. Е.В.Васильева «Открытые уроки по русскому языку»

  7. Серия книг Н.Смирновой и Н.Ципенко «Игровые уроки по литературе»

  8. О.Е.Жиренко «Учим русский с увлечением»

  9. И.В. Булгакова«Нестандартные уроки русской литературы»

Статьи в журнале «Русский язык в школе»:

- Мурашов «Творческое взаимодействие учителя и учащихся на уроках русского языка» (№2, 1998 год)

- Синицын «Праздник творчества на уроках русского языка» (№6, 2000 год)

Корниенко «Активная деятельность учащихся на уроках русского языка» (№3, 2000 год)
3. Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка.

Нестандартные формы и методы обучения, используемые учителем, создают благоприятные условия для активизации всех учащихся на уроке, для обучения каждого ребенка. Не совсем обычным становится введение так называе­мых «увлекательных добавок»: элементов проблемности, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализа­ции одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывает­ся более ста типов, даже разработана их классификация.

Сегодня есть все основания утверждать, что такая ор­ганизация урока, где за основу берется познавательный интерес – это только первое приближение к формирова­нию познавательной активности учащихся. Очевидным становится и то, что игнорировать этот этап нельзя, как нельзя и ограничиваться только им.

Не совсем обычные уроки преследуют свою собственную цель поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения, повысить качество знаний, самооценку ученика.

Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способноcти, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Ведущие идеи:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- личностный подход к учащимся;

- формирование познавательной активности ученика;

- самореализация возможностей каждого ученика.

Поставив целью развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках русского языка и литературы; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место русского языка и литературы в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические, которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.

Обобщив опыт других преподавателей, я выбрала и применяю следующие формы и методы работы на своих уроках.
1.Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения. Обычное задание. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Плюсы очевидны: они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные» места; происходит попутное повторение орфограмм, причем более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.
2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку при непременном контроле со стороны учителя. На первом этапе анализируются печатные или письменные тексты (периодика, плохо отредактированные книги, непроверенные работы товарищей); на втором – устные (телепередачи, текст услышанной песни или речи). Со временем ребята начинают видеть мир сквозь «языковые очки», в произносимом и услышанном видеть грамматические закономерности, оценивать собственную возможность следовать им.
3. Каждое слово – вопрос, обращаемый к учителю, чем их больше, тем вероятнее, выработка внимательного отношения к слову. При ответе учитель обращается к аналогиям, моделям, иногда к этимологическим экскурсам, неизменно привлекающим внимание как потенциальный фактор ассоциаций. Аналогом к этимологическим экскурсам выступает телепередача «В мире слов", которая также обращается к словам, наиболее заинтересовавшим ребят. Я на уроках даю циклами: «В мире животных», «Мир растений», «Школа» и т.д

За год, пусть не на каждом уроке, разбирая, с точки зрения происхождения 2-3 слова, в роли «ведущего» побывает каждый учащийся, а все ребята в целом еще и пополнят свой запас слов.
4. Бехтерев писал: «у детей школьного возраста зрительный способ запоминания дает лучшие результаты в отношении оживления, чем слуховой». Наиболее эффективным средством овладения грамотного письма, закрепления его навыка являются опорные конспекты, правила в схемах и блоках. Я использую опорные конспекты Ю.С.Меженко, Р.А.Салах, а также составляем с учащимися свои конспекты. При правильной организации работы с ними можно достичь хороших практических результатов, так как роль опорных конспектов заключается в следующем:

  • опорные конспекты приводят в систему знания, полученные на уроке;

  • способствуют развитию логического мышления, учащиеся, читая опорный конспект, приобретают навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

  • использования цвета помогает лучше запоминать материал;

  • формирует орфографические и пунктуационные навыки, тесно связанные со всеми разделами науки о языке.

  • Опорный конспект служит «шпаргалкой» в применении орфографических и пунктуационных правил в письменной речи.

Постоянно работая с опорными конспектами, дети раскрепощаются, ведь всегда приходит на помощь справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил. Желательно, чтобы работа начиналась в 5 классе и тетрадь велась бы до 9 класс.

Уроки с использованием опорных конспектов дают возможность подавать материал крупными блоками, сэкономить достаточно много учебного времени, которое можно взять для тренировочных упражнений, творческих уроков.

Я использую следующие виды работы с опорной схемой-конспектом:

1. Составить конспект по теме урока.

2. Подготовить рассказ по предложенному ОСК.

(см. приложение 1)

5.Чтобы сделать более доступным теоретический материал, я вместе с ребятами (или они сами) придумываем лингвистические сказки. Эти сказки ребята запоминают, чаще всего использую их при закреплении и повторении материала. см.приложение2)

6. Той же цели: прочнее запомнить правило и закрепить материал на практике - служат, и шуточные рассказы и правила в стихах. Например:

1) Кое, либо, то, нибудь

Черточку не позабудь!

2) На девятом этаже

Жили-были бы, ли, же,

Если встретить их пришлось,

Не забудьте: пишем врозь.

7. С опорными схемами и таблицами тесно связано умение ребят составлять и разгадывать ребусы и кроссворды. Это требует сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой мысли.

(см.приложение 3)

8.Большое внимание на уроках уделяю развитию «орфографической зоркости». Какие же формы работы я при этом использую?

А) игра с орфографическим словарем.

Б) игра «Проверь безударную гласную!».

Эту игру можно использовать как физминутку. Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово. Правила достаточно просты:

- проверять то, что требует проверки; - подбирать проверочные слова – «родственники», а не похожие слова.

Играем так: «ведущий» готовит дома 10-12 слов, затем называет слово и бросает мяч любому ученику, тот, поймав его, находит проверочное слово и возвращает мяч. Игра проходит живо, динамично. При регулярной «тренировке» умение подбирать слова автоматизируется.

9. Часто использую такие формы работы как грамматические викторины и лингвистические конкурсы.

Грамматическая викторина является одним из видов языковых игр. В зависимости от формы проведения викторины могут быть устными и письменными. В зависимости от предлагаемого материала викторина может быть тематической, когда вопросы объединяются одной грамматической темой, либо нетематической, предлагающей вопросы, связанные с различными темами. Как правило, я провожу устные тематические викторины. При проведении таких викторин легко определяется победитель.

Викторину провожу между учащимися одного класса, оцениваю ее вместе с помощниками-консультантами.

(см.приложение 4,5)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск