Скачать 72.14 Kb.
|
Интегрированный урок русского языка и химии. Кальций. (сложноподчиненные предложения) Цель. Изучение особенностей в строении атома и свойств, элемента 2 группы главной подгруппы-кальция. Повторение известных ранее сведений о СПП с разными видами придаточных. Продолжить формирование умений моделировать предложение, расставлять знаки препинания. Формирование научного мировоззрения, развитие наблюдательности, пополнение словарного запаса и кругозора школьника. Воспитание самостоятельно мыслящей, грамотной личности, способной ориентироваться в ситуации и выражать свою точку зрения, подкрепленную научными знаниями и личным речевым опытом, воспитание любви к родному языку. Ход урока.
Учитель р.я. – Велик и могуч, правдив и свободен наш родной язык. Именно он приходит на помощь русскому человеку «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» - так считал известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, любя и уважая родную речь. Мы же, ребята, сегодня на уроке должны подтвердить великую правоту Тургенева и засвидетельствовать свое уважение родному языку, показав его силу и красоту на уроке химии. Прошу быть особенно внимательным к каждому слову на уроке, ведь именно они, яркие, точные, умные и необычные, придут к вам на помощь. Будем работать, оформляя ученые мысли в сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных, подкрепляя их научными терминами и формулами. Учитель х.- живую яркость и научную точность слова мы пронаблюдаем, изучая особенности в строении и свойствах одного из самых ярких представителей 2 группы главной подгруппы. Постараемся продемонстрировать красоту и грамотность нашей научной речи.
Учитель р.я.- я прошу открыть тетрадь для работ по русскому языку, но прежде чем мы начнем работу я прошу на полях отметить смайлик, соответствующий вашему настроению на начало урока. А сейчас мы запишем число, а тему занятия чуть позже. И начнем мы с небольшого словарного диктанта. (работа в тетради, один у доски) Слова для диктанта: периодическая система, реакция соединения, научное мировоззрение, щелочноземельные металлы, интересный эксперимент, использовать индикатор, добавить фенолфталеин, электронная орбиталь, интенсивное протекание процесса, кальций. -А сейчас для проверки данных словосочетаний мы воспользуемся словарем. (работа со словарем) Учитель р.я.- Ребята, с какой наукой связаны эти словосочетания? Почему? (ответы детей) Учитель х.- Конечно, я согласна с вами, ведь это научная терминология. И знание орфографии нам поможет и на уроке химии.
А) Учитель химии: - Посмотрите на картинки. Что их объединяет? Так что же является предметом изучения нашего сегодняшнего урока? - Это кальций. Мы сегодня будем вести разговор об элементе, необходимом каждому из нас, ежедневная потребность его измеряется не в микрограммах, как у других витаминов и минералов, а в граммах? А еще, из него наш организм строит здоровые кости и зубы, добавляет красоты ногтям и волосам. Учитель р.я- Каким стилем речи будете пользовать на уроке? (научным стилем) - И сейчас вам предстоит составить и записать рассказ о кальции уже по знакомому вам плану, используя сложноподчиненные предложения. Чтобы чуть облегчить вам работу, на слайде размещены союзы, которые используются в сложноподчиненных предложениях и вы можете их использовать для создания своих предложений, к тому же мы работаем в парах. Вы можете составить не менее 7 предложений. (составляются самостоятельно предложения, в течение 3-4 минут, затем проверяется). Учитель р. я – Вы слушаете внимательно ответ и постарайтесь сосчитать число сложноподчиненных предложений. Это также будет оцениваться. Ответ учащихся: химический элемент кальций находится в 4 периоде, во 2 группе главной подгруппе. Всего 20 электронов, так как порядковый номер элемента 20. Электроны распределены следующим образом: 2,8,8,2. На последнем слое 2 электрона, так как химический элемент кальций находится во 2 группе главной подгруппе. Заряд ядра +20, число протонов – 20, так как порядковый номер элемента-20. Атомная масса 40. Чтобы рассчитать число нейтронов, необходимо из значения атомной массы вычесть порядковый номер элемента. Число нейтронов в ядре атома кальция-20. Устойчивое значение степени окисление +2, так как атом кальция легко отдает электроны, с последнего слоя, потому что для завершения энергетического уровня атому легче отдать электроны, чем принять недостающие. Б) Нахождение в природе. Учитель х. - Металл кальций очень активен, поэтому в природе в чистом виде не встречается, только в виде соединений. Учитель р.я - Какое предложение составила О.В.? Укажите вид придаточного предложения и как вы это определили? Учитель х.- Кальций содержится в горных породах. Одна из самых распространенных в нашей области это известняк. Берега реки Реж выложены известняком. Одним из самых крупных рудников по добыче известняка находится в соседней с нашей областью, Челябинской. Данному химическому составу соответствует и другие минералы это мел и мрамор. Но соотношение элементов отличается друг от друга. (работа с коллекцией) Еще одним из распространенных минералов является гипс. Он накапливается в солончаках, откладывается по берегам соленых озер. У нас на Среднем Урале таких месторождений нет, а в Предуралье это известный город-курорт Соль-Илецк, где вместе с основной добычей поваренной соли ведется добыча гипса. А знаменитая Кунгурская пещера, расположенная в Пермской области полностью выложена из гипса. (работа с коллекцией) В) Учитель химии. - Атом кальция образует простое вещество кальций. У вас у всех на столах в ампулах кусочки чистого кальция. Давайте опишем его физические свойства, используя сложноподчиненные предложения. Для этого аккуратно пинцетом достанем кусочек кальция, поместим его на фильтровальную бумагу и хорошо просушим. Можно попробовать разрезать его скальпелем. На слайде представлена первая часть сложноподчиненного предложения, вам нужно закончить его и обязательно укажите синтаксическую структуру предложения. (работа в парах, проверка на доске, самопроверка) Ответы учащихся. Металл кальций образован металлической кристаллической решеткой, поэтому он находится в твердом агрегатном состоянии. Кальций это металл серебристо-белого цвета, поэтому его относят к группе цветных металлов. Кальций проводит электрический ток и тепло, так как в узлах его решетки имеются свободные электроны. Кальций блестит, так как отражает от своей поверхности световые лучи. Кальций хранят под слоем керосина, потому что это активный металл, на воздухе окисляется. - Что общего в синтаксической структуре этих предложений? (работа со схемой) Г) Как было верно подмечено, кальций очень активен и вступает в реакции с простыми и сложными веществами. Я предлагаю вам закончить уравнения реакций. Выберите из данного списка, формулы соединений, с которыми взаимодействует кальций - простое вещество? К левым частям уравнения, найдите соответствующую правую часть. 2Са + O2→2CaO Ca+S→CaS Ca+2H2O→Ca(OH)2 + H2 Ca+2 HCl→CaCl2+H2 Наиболее интересную реакцию из всех указанных, я вам продемонстрирую, все увиденное вы опишите, используя сложноподчиненные предложения. (используя интерактивную доску, ученик у доски) - Для выполнения этого предложения у вас на столах есть лист с заданием. Пока один у доски, вы все на листочках карандашом. Ответы учащихся. Реакция протекает интенсивно, так как кальций активный металл. Характерный хлопок, который мы услышали, доказывает, что сгоревший газ – это водород. Чтобы доказать наличие щелочи, в пробирку добавляем индикатор. Индикатор используют для того, чтобы определить среду раствора. Если цвет раствора изменится, то в нем присутствует щелочь. Цвет раствора изменился, потому что в пробирку добавили индикатор. Малиновый цвет раствора свидетельствует о том, что в пробирке есть щелочь. (после того, как предложения соединены, работают с классификацией предложений по таблице) - Определите вид придаточного в СПП и подпишите карандашом.
Вот таким необычным образом русский язык, великий и могучий, помог изучить нам особенности в строении и свойствах кальция – наиболее яркого представителя 2 группы главной подгруппы.
Тетради с письменным домашним заданием мы соберем на следующем уроке русского языка и проверять будем вместе: оценка за грамотность - в русский язык, за содержание – в химию. Соотнесите левую и правую часть предложения. Реакция протекает интенсивно, в пробирку добавляем индикатор. Характерный хлопок, который мы услышали, доказывает, чтобы определить среду раствора. Чтобы доказать наличие щелочи, так как кальций активный металл. Индикатор используют для того, что сгоревший газ – это водород. Если цвет раствора изменится, что в пробирке есть щелочь. Цвет раствора изменился, потому что в пробирку добавили индикатор. Малиновый цвет раствора свидетельствует о том, то в нем присутствует щелочь. Соотнесите левую и правую часть предложения. Реакция протекает интенсивно, в пробирку добавляем индикатор. Характерный хлопок, который мы услышали, доказывает, чтобы определить среду раствора. Чтобы доказать наличие щелочи, так как кальций активный металл. Индикатор используют для того, что сгоревший газ – это водород. Если цвет раствора изменится, что в пробирке есть щелочь. Цвет раствора изменился, потому что в пробирку добавили индикатор. Малиновый цвет раствора свидетельствует о том, то в нем присутствует щелочь. |